Курсовая работа: Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СТРЕСС
1.1 ВИДЫ СТРЕССА
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
2.1 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
2.2 СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 02 октября 2024


Скачать работу 'Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала':


XXIV городской конкурс научно-исследовательских и учебных работ учащихся
МБУ "Управление образования администрации г. Кунгура"
Научное общество учащихся
Секция "Психология"
Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала
Работу выполнила: Устинова Алена
Ученица 10 в класса МАОУ "Лицей №1"
Руководитель: Дмитриева Ульяна Сергеевна
педагог - психолог высшей категории
МАОУ лицей №1
Кунгур, 2016 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность понятия стресс
1.1 Виды стресса
Глава 2. Творческий потенциал личности
2.1 Составляющие творческого потенциала
2.2 Способы развития творческого потенциала личности
Глава 3. Практическое исследование
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На пороге 21 века человечество активно осваивает Мировой океан, космос, пустыни, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессами. Известно, что при этом возрастают психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает.
Привыкая жить в постоянном напряжении, испытывая его вновь и вновь, мы перестаем получать удовольствие от жизни. Нам не дает покоя мысль: почему так происходит? Мы, увы, не осознаем, какое влияние на нашу жизнь оказывает стресс, и не догадываемся, что стрессом необходимо управлять.
Я выбрала данную тему, потому что сейчас многие подростки подвержены стрессу, и мне интересно узнать каковы причины стресса, и каков уровень стрессоустойчивости у подростков.
Цель: исследовать и сравнить наличие стрессового состояния подростка с уровнем развития творческого потенциала
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1)Изучить литературу по данной теме
2)Выявить причины стресса в подростковом возрасте
)Исследовать психологические особенности стресса и уровень творческого потенциала у подростков
Гипотеза исследования - учащиеся с высоким уровнем творческого потенциала менее подвержены стрессу.
творческий потенциал стресс подросток
Глава 1. Сущность понятия стресс
Слово "стресс" в настоящее время уже стало неотъемлемой составной частью нашего разговорного языка. Это слово, пожалуй, является безусловным чемпионом среди наиболее широко употребляемых в обиходе научных понятий. Люди, которые употребляют слово "стресс", большей частью хотят сказать, что они чувствуют себя слишком раздражительными или переутомленными; эти люди считают, что их работоспособность не может выдерживать предъявляемые требования в течении длительного времени. При этом понятие "стресс" в своем изначальном смысле не связано ни с какой оценкой - оно означает реакцию организма на раздражение, которое превысило определенную (индивидуально различную) меру. [1]
Ганс сели, канадский физиолог, дал следующее определение стресса: "Органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство: нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами", то есть стресс проявляется в области психики и физиологии и является результатом "перегрузки" (это дословный перевод английского слова "стресс")
Для того, чтобы быть в состоянии правильно понять реакцию организма на стресс, мы должны представить себе, при каких условиях окружающей среды осуществлялась эволюция человека, на какие стрессоры должен был реагировать первобытный человек. Этими стрессорами были голод, жара, холод, болезни, раны, схватки с дикими зверями - прежде всего во время охоты - или бегство от них. Почти все стрессоры требовали физической активности, часто даже приложения всех имеющихся сил у человека. Поэтому реакция организма на стресс - в самом общем виде - состоит в быстрой мобилизации энергетических резервов, которая позволяет человеку соответствующим образом отреагировать и выжить.
Хотя существование жизни на Земле насчитывает многие тысячелетия, однако биологические основы реагирования организма человека на сложные или экстремальные условия почти не изменились. Сегодня, как и много тысяч лет тому назад, человек отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной реакцией нервной систем, быстро мобилизующей эндокринные органы, внутренние системы организма и соответствующие энергетические и пластические ресурсы.
Для нас является очевидным, что человек биологически устроен так, чтобы воспринимать стрессоры и реагировать на них. Таким образом, стресс относится к явлениям повседневной жизни. Однако стрессоры, воздействующие на современного человека, как правило, таковы, что на них нельзя реагировать непосредственно физически. Достаточно вспомнить только о конфликтах на работе, о страхе перед экзаменом, о напряжении водителя транспорта, о волнении артиста перед выходом на сцену, о шуме, загрязнении воздуха, о быстрой смене климата и биоритма при межконтинентальных путешествиях на самолете и о многом другом.
Нарушение ритма между напряжение и расслаблением, конфликты на работе или в семье, которые часто длятся годами, а также воздействие многих других раздражителей, к которым человек не может биологически адаптироваться, приводят к возникновению нарушений, проявляющихся как заболевания.
Однако не только избыток раздражителей может привести к нарушениям, но и нехватка их тоже действует как негативный стрессор: монотонность, скука, одиночество, изоляция.
Однако стресс - это не только повреждение и болезни, но и инструмент тренировки и закаливания. Стресс способствует повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. В этом кроется положительная роль стресса, его важное социальное значение. [2]
1.1 Виды стресса
У большинства людей с термином "стресс" связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов.
) Полезные стрессы, или эустрессы.
Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса - это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние "реакцией пробуждения". Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).
) Вредные стрессы, или дистрессы.
Возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся "в состоянии стресса".
Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление "накопительное": вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.
Отличительные признаки стресса.
Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак - изменение поведения. Чаще всего встречаются:
повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;
снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;
частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;
потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;
постоянное уныние и жалость к себе;
потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;
нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.
Мы склонны объяснять эти проявления усложнением жизни. Считая невозможным контролировать изменчивую ситуацию, мы даже не пытаемся это делать. Такие доводы тоже явный симптом стрессового состояния.
Отрицательная стратегия поведения.
Находясь в состоянии стресса, мы обычно выбираем такую линию поведения, которая, как нам кажется, уменьшает дискомфорт. Увы, чаще всего подобная тактика не дает ожидаемого результата.
Типичные линии поведения.
Бегство - игнорирование проблемы, нежелание признать ее существование, даже если все вокруг утверждают обратное.
Самоедство - навязчивые размышления о возможных неприятностях и их последствиях, нежелание предпринимать какие-либо действия, чтобы изменить ситуацию.
Нерешительность - колебания перед принятием какого-либо решения, бесконечное промедление, отсутствие четкого плана действий.
Проволочки - нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных препятствий.
Поиски приключений - совершение безрассудных поступков, чтобы отвлечься от состояния подавленности.
Эмоциональная несдержанность - неоправданное ожесточение, волнение и тревога, выливающиеся в гнев, язвительные замечания или слезы.
Затворничество - нежелание принимать участие в мероприятиях, которые раньше вызывали интерес. [9] Подобное поведение не облегчает, а усугубляет стрессовое состояние. Бессознательно пытаясь избавиться таким образом от подавленности, мы лишь усиливаем стресс.
1.1.Как проявляются стрессы у подростков.
1.2.Первый признак стресса - подросток замыкается, становится неразговорчивым. Он уже не хочет какого-либо общения. Что это означает? Из-за пониженной самооценки и неуверенности в своих силах он считает, что его не понимают и отвергают.
.3.Вторым признаком может быть забывчивость и рассеянность.
.4.Третьим − частая утомляемость, при которой подростку не хочется ни есть, ни спать. А, может, наоборот, постоянно "заедать" стресс. И при этом быть угрюмым и апатичным.
.5.Но бывают и другие признаки стресса, которые проявляются циклической сменой настроения, когда подросток от безудержного веселья переходит к унынию. Не хочет оставаться наедине с собой. Становится слишком раздражительным и не принимает ни критики, ни участия в его состоянии. Он бросается из крайности в крайность, не находя ни себя, ни своего применения к чему-либо. От этого несчастен еще больше.
1.6.И здесь, как никогда, может произойти пристрастие к сигарете. Через глоток алкоголя для расслабления - интерес к алкоголю, а то и к наркотикам.
.7.Самое главное в период формирования подростка − оказывать ему внимание, доверять и помогать, как взрослеющей личности, принимать решения и выстраивать свою жизнь. И этому должны способствовать родители, чтобы в будущем гордиться своими детьми. Причины стресса у подростков
В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.
Стресс у подростка возможен так же, как и у взрослых. Зачастую, родители не склонны замечать стрессовое состояние своих детей. Это объясняется различиями восприятия одной и той же проблемы в разном возрасте. Взрослым, проблемы подростка кажутся незначительными на фоне их собственных проблем. Однако если не замечать стресс подростка длительное время и не принимать меры, то результаты могут оказаться плачевными.
Требования к человеку в современном мире претерпели значительные изменения за последние несколько лет в сторону ужесточения. Переживания по поводу хороших оценок в школе, успехов на занятиях в различных секциях или студиях - все это следствия возросшей конкуренции в обществе. В таких условиях побочным эффектом этой борьбы, безусловно, является стресс.
Иногда стресс помогает "держать удары судьбы" и упорно добиваться поставленных целей. Но если стрессовые ситуации не прекращаются, становятся постоянными и переходят в хроническую фазу, последствия могут быть очень неприятными. Многие подростки являются жертвами стрессов. Вы, как родители, можете даже не знать того, что ваш ребенок находится в стрессовом состоянии и моя задача научить вас понимать причины стресса у подростков.
Распространенные причины стресса у подростков:
Переход в другую школу. Если вы переезжаете из одного района города в другой или уезжаете вовсе в другой регион, дети вынуждены следовать за вами и оставлять привычное для себя окружение. Ваш ребенок должен поменять школу, найти новых друзей, адаптироваться к новому окружению и вписаться в новые социальные группы. Бывает так, что дети трудно адаптируются к таким изменениям и это может стать причиной тяжелого стресса в жизни подростка. В случае, когда целесообразность переезда на новое место вызывает споры внутри семьи и ребенок не до конца понимает, зачем его перевели в другую школу, ситуация с адаптацией может значительно усложниться.
Издевательства в школе. Запугивание одних детей другими - извечная школьная проблема. Обязательно найдется один человек, который будет прилагать дополнительные усилия, чтобы удовлетворить свои эгоистические интересы. Чтобы получить то, что ему сильно хочется, он может прибегать к физическому насилию или словесным оскорблениям. Если ваш ребенок стал жертвой издевательств, то для него это означает - постоянный стресс. Он будет чувствовать себя загнанным в глухой угол, из которого нет выхода и жить в постоянном страхе.
Трудности с учебой. Неспособность понять определенные темы или трудности в изучении некоторых школьных предметов является одной из распространенных причин стресса у подростков. Не каждый ребенок обладает способностями, позволяющими схватывать все "на лету". Некоторые дети нуждаются в дополнительном внеклассном обучении, чтобы ухватить суть темы или предмета.
Низкая успеваемость подростка может стать причиной высокомерного отношения к нему или насмешек, как со стороны одноклассников, так и (чего греха таить) учителей. В результате подросток будет чувствовать себя изгоем. А если родители дома будут оказывать дополнительное давление, то все это в совокупности дает стресс очень высокого уровня напряженности, что еще больше усугубит проблемы ребенка.
Вопросы взаимоотношений. Стрессы, вызываемые результатами определенных взаимоотношений или событий, встречаются довольно часто. Развод родителей, начало их раздельного проживания, смерть члена семьи и другие события могут спровоцировать стрессовое состояние. Неожиданные "открытия", когда подросток впервые узнает о том, что скрывалось от него до сих пор, приводят к эмоциональным потрясениям. Например, он вдруг узнает, что мама и папа друг друга не любят, или неожиданно оказывается, что мама способна на откровенную ложь.
"Перегибы" с внешкольной деятельностью. Занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках, студиях или посещение других внеклассных занятий, несомненно, оказывают воздействие на нервную систему подростка. Постоянное балансирование между школой и внеклассными занятиями может оказаться тяжелым бременем для неокрепшего мозга ребенка. Когда подросток, желая преуспеть везде, в конце концов не выдерживает давления, наступает хроническая усталость и все попытки сконцентрироваться не дают результата. Это - стресс!
Старание оправдать надежды. Старание постоянно соответствовать высоким ожиданиям родителей: "Ты должен быть лучшим во всем!", также может стать причиной хронического стресса. Несправедливо и неправильно ожидать, что ваш ребенок, должен преуспеть в любом виде деятельности. Постоянные требования и мониторинг со стороны родителей всего, чем занимается ребенок, может истощить его эмоционально и физически.
1.8.Это были основные причины стресса у подростков, которые необходимо рассматривать с учетом признаков и симптомов стресса, таких как: перепады настроения, ухудшение памяти, раздражительность, негативное и пессимистическое отношение ко всему, беспокойстве, чувстве подавленности и одиночества, стремление к самоизоляции и потеря аппетита. [10]
Способы преодоления стрессовых ситуаций
Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса. Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса, например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.
Какие методы оказания помощи применяются при переживании стресса у подростков? Так случилось, что в современных условиях, более подверженными стрессу являются именно подростки. Стресс у подростков выступает в виде обширного круга факторов, которые выявляются в результате воздействия экстремальных обстоятельств. Результатами стресса могут выступать некоторые изменения в биологии ребёнка, активизация индивидуальных поисков, а также, экзаменационные работы различных видов и сложности.
Также, на возникновение стресса у подростка, могут оказать влияние его родители, постоянно оказывая на него эмоциональное давление по поводу его успеваемости в учебном заведении. Подростки, умея находить самостоятельные решения собственных проблем, могут спокойно о них говорить и осознавать их.
Но, здесь вступает в ход эмоциональность, которая может стать препятствием на пути разрешения проблемы и, в данном случае, уже будет необходимой поддержка родителей. Родителям обязательно стоит учесть, что их дети в этом периоде развития очень чувствительны к любой критике, поэтому их советы могут стать повлечь за собой проявление агрессивной реакции, раздражение и желание действовать по собственной схеме, если они будут высказаны в слишком авторитарной форме.
Здесь необходимо проявление принятия проблемы и мудрое отношение к ребёнку. Контроль и предотвращение стресса у подростков - занятие кропотливое и нелёгкое, поэтому осуществлять его необходимо заблаговременно, дабы он не перерос в более патологические и постоянные психические состояния. [14]
Подавляющее большинство подростков, во время переживания стрессовой ситуации реагируют на неё отстранённостью, замыканием в собственном внутреннем мире и частым уединением в собственной комнате под закрытым, изнутри, замком. Наряду, с выше изложенным, подросток, в состоянии стресса, может начать бунтовать и...

Похожие материалы:

Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Курсовая работа: Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Концепция развития личности: сущность и специфика

Реферат: Концепции развития личности сущность и специфика

Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста