Курсовая работа: Стрессовый синдром у военнослужащих
В настоящее время, происходит очень много катастроф. В современном мире они неизбежны. В нашей стране происходят как природные катаклизмы, так и военные, политические конфликты. Ярким примером на сегодня это боевые действия в Украине. Проблемой современной социальной ситуации является международный терроризм.
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'Стрессовый синдром у военнослужащих':
Введение
В настоящее время, происходит очень много катастроф. В современном мире они неизбежны. В нашей стране происходят как природные катаклизмы, так и военные, политические конфликты. Ярким примером на сегодня это боевые действия в Украине. Проблемой современной социальной ситуации является международный терроризм.
Ранее отмечался, в основном, терроризм людей-одиночек и небольших групп, это захват самолётов, захват заложников с целью покинуть пределы страны. Данные события не имели глубокой следовой реакции у основной массы населения. В последние годы терроризм всё чаще сочетается с явлениями группового экстремизма и вовлекает в свои действия значительное число людей, что ведёт к росту напряжённости у людей. Всё это происходит на фоне природных и техногенных катастроф и значительных социальных перемен. Примерами тому массовые очаги напряжённости на Северном Кавказе и Закавказье, военные конфликты, несчастные случаи в быту, приводящие к большому количеству человеческих жертв.
Среди психотравмирующих факторов особое место занимают локальные военные конфликты. Во всём мире, в том числе и в России, имеется множество очагов напряжённости, сопровождающихся ведением активных боевых действий. Участники локальных конфликтов подвергаются запороговому, по степени интенсивности, воздействию факторов экстремальной обстановки, последствиями которого становятся психические и психосоматические нарушения, оказывающие влияние на все уровни человеческого функционирования (психологический, психофизиологический, социальный) и приводящие к выраженным характерологическим изменениям личности. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь человека.
На наш взгляд исследование данного вопроса имеет большое общепсихологическое и прикладное значение, в частности, для решения вопросов, связанных с оптимальной организацией реабилитационных мероприятий для военнослужащих, вернувшихся из зон боевых действий, и членов их семей.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы посттравматического стресса, интерес к его изучению, среди отечественных психологов, в последнее время, резко возрос. Тем не менее, многие аспекты данной темы до сих пор не получили своего обоснования. В современной литературе представлено крайне мало работ, посвящённых вопросам развития посстрессового состояния, как и сложной, многофакторной структуры, неразрывно связанной с процессами переработки травматического опыта.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что возникновение и протекание ПТСР у военнослужащих, участников локальных военных конфликтов, будет иметь свои особенности в сравнении с возникновением и протеканием ПТСР у гражданских лиц, перенесших психотравмирующий стресс, в чрезвычайных ситуациях.
Объект исследования: посттравматическое стрессовое расстройство.
Предмет исследования: особенности посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, участников локальных военных конфликтов и гражданских лиц.
Цель исследования: изучение психологии ПТСР, и определение особенностей его возникновения и протекания у военнослужащих, участников локальных военных конфликтов.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Организовать и провести исследования наличия ПТСР у военнослужащих и гражданских лиц.
. Разработать рекомендаций по психокоррекционной работе с ПТСР у военнослужащих.
Эксперимент проводился на базе ККК (Кропоткинского Кадетского Казачьего корпуса им. Трошева). Исследование проводилось среди офицеров, служивших в горячих точках и участников чрезвычайных ситуаций.
В ходе исследования была проведена психодиагностика ПТСР 15 военнослужащих - участников локальных вооружённых конфликтов и 18 гражданских лиц, перенесших психотравмирующий стресс в чрезвычайных ситуациях.
В ходе эксперимента были использованные следующие методики:
Анкета для оценки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), представленная в приложении А.
Результаты оценки и наличия ПТСР с помощью миссисипского опросника для оценки боевого ПТСР в баллах, представленные в приложении Б.
Курсовая работа представлена на 51 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников. Список использованных источников состоит из 31 источника. В первой главе рассматриваются психология стрессового синдрома. Во второй главе анализируются особенности стресса у военнослужащих и гражданских лиц в сравнении.
1. Стрессовый синдром у военнослужащих
.1 Теории известных психологов в изучении природы посттравматических стрессовых расстройств личности
Проблемы медико-психологических и социальных последствий воздействия экстремальных факторов на личность изучаются уже в течение двух тысячелетий. Одно из первых упоминаний о психической психотравме принадлежит историку Геродоту, который дал характеристику афинского воина Эпизелоса, ослепшего от переживаний после Марафонской битвы. Лукреций (I-век до н.э.), по-видимому, впервые указал на реминисценцию как основной элемент травматического невроза у воинов [1].
Первые, более систематизированные описания психических нарушений, вызванных тяжёлыми психическими травмами и сходных с современными посттравматическими состояниями, относятся ко второй половине XIX века [5].
Во время гражданской войны в США американские врачи исследовали около 300 военнослужащих, обратившихся к ним за помощью. У обследуемых был диагностирован комплекс нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, получивший название «синдром Да Косты» или «раздражённое сердце» [1]. Исследователи разделили выявленную патологию на соматический и психологический компоненты. Группа вегетативных нарушений в данном синдроме являлась ведущей и включала в себя самые различные нозологии от диареи до нарушений сердечной деятельности. Во время первой мировой войны комплекс характерных изменений в работе сердечно-сосудистой системы был обозначен термином «солдатское сердце» или «синдром усиления». Это нарушение получило название «шок от снарядов», так как было высказано предположение, что причиной возникающих расстройств являются взрывы военных снарядов.
В 1889 г. Оппенгейм вводит понятие «травматический невроз», где особое внимание уделяется эмоциональному, и психологическому компоненту боевой психической травмы [2].
Э. Крепелином впервые был использован термин «невроз пожара», для того чтобы обозначить отдельное клиническое состояние, включающее многочисленные нервные и физические феномены. Последние возникают прежде всего как результат различных эмоциональных потрясений или внезапного испуга, которые перерастают в тревожность [5].
В отечественной психологии проблеме посттравматических стрессовых состояний долгое время не уделялось должного внимания. Только в последние десятилетия появились единичные, крайне разрозненные, и противоречивые исследования, посвящённые различным аспектам данной проблемы (А.Б. Исаев, И.О. Котенев, Н.М. Филлипов, 1989; А.И. Воробьёв, 1991; В.П. Вахов, Г.Б. Колманов, М.М. Кабанов, Л.С. Свердлов, 1992; Р.Ю. Ильюченок, 1993; Т.Д. Дмитриева, Б.С. Положий, 1994;Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 1999, 2000).
М.Ш. Магомед-Эминов выделил несколько основных моделей, объясняющих происхождение посттравматического нарушения. Мы считаем, что в основе каждой из них лежит определённая психологическая концепция, которая внесла свой вклад в формирование общих представлений о природе постстрессовых состояний. В качестве основы для систематизации ведущих групп психологических концепций использован этиологический принцип, то есть степень значимости психологических, когнитивных, эмотивных, поведенческих или социальных механизмов в процессе формирования и развития постстрессовых состояний в той или иной теории или модели.
Первая модель классификации М.Ш. Магомед-Эминова получила название реактивной. Главным её элементом является линейная зависимость между силой стрессора и интенсивностью возникающего нарушения. В качестве теоретического обоснования этой модели можно использовать бихевиоральную концепцию, в рамках которой и действует большинство западных специалистов [2].
Примером такого подхода является теория Б. Колодзина. Автор рассматривает симптомы ПТСР как «боевые рефлексы», которые помогали человеку выживать в условиях экстремальной ситуации, но в мирной жизни стали существенно мешать процессу реадаптации. Согласно этой теории, степень и сила изучаемого нарушения интерпретируется с помощью поведенческой модели типа «стимул-реакция».
К реактивной теории также можно отнести теорию нейропсихологического или биологического направления.
Е.О.Александров, работающий в рамках этих концепций, так или иначе, связывает патогенез ПТСР с физиологическими процессами, прежде всего на нейронном уровне. Одна из ключевых функций в процессе формирования ответной реакции организма на психотравмирующее воздействие принадлежит лимбической системе. Эта структура головного мозга соединяет подкорковые системы с зоной коры головного мозга и напрямую связана с действием эмоциональных механизмов. Сознательное понимание и оценка происходящих событий является функцией коры головного мозга, в частности - ассоциативных областей зрительных и слуховых участков. В момент стрессового воздействия происходит активизация подкорковых образований мозга, а активность коры резко снижается. В результате произошедшее событие запоминается в лимбической системе, не достигнув ассоциативных участков коры. Вследствие этого не происходит естественной интеграции травмы с мыслями, ощущениями и способностями более высоких уровней. Более того, длительное время трагические воспоминания вызывают сильные эмоциональные и физические реакции из-за выработки некоторого количества нейропептидов, которые активизируют гипоталамус и вновь запускают адреналиновую систему стрессреагирования.
К биологическим моделям можно отнести двухфакторную теорию, изложенную в работе Н.В. Тарабариной, которая, до недавнего времени, выступала основной концепцией, объясняющей механизмы формирования и развития ПТСР [4].
Основой первой части составляющей данной теории является классический принцип условно-рефлекторной обусловленности ПТСР. В данном случае, основная роль в формировании синдрома отводится собственно травмирующему событию, которое выступает как интенсивный стимул, вызывающий у человека, безусловно-рефлекторную, стрессовую реакцию.
Согласно этой теории, другое событие или обстоятельство, которое само по себе является нейтральным, но каким-то образом, связанным с травмировавшим стимулом-событием, может послужить условно-рефлекторным раздражителем. Оно как бы «пробуждает» первичную травму и вызывает соответствующие реакции по условно-рефлекторному типу [7].
Вторая часть двухфакторной теории ПТСР включает в себя концепцию поведенческой, оперантной обусловленности развития синдрома: если воздействие событий, имеющих явное или ассоциативное сходство с начальным травматическим эпизодом, ведёт к развитию эмоционального дистресса, то личность постоянно будет стремиться к избежанию этого воздействия.
В современных психологических исследованиях двухфакторная теория развития ПТСР подвергается критике, так как с её помощью трудно объяснить природу ряда присущих только ПТСР феноменов, в частности, постоянное возвращение человека к переживаниям, связанным с экстремальной ситуацией. Зачастую оказывается невозможным установить, какие именно условные стимулы провоцируют появление симптомов, настолько слабой бывает их видимая связь с событием, послужившим причиной травмы.
Кроме того, существенным недостатком этой концепции, по мнению ряда отечественных авторов, является её описательный характер, в процессе которого предметом изучения становятся только внешние реакции человека на воздействие чрезвычайных событий, а не внутренние структуры, механизмы и процессы, участвующие в происходящих изменениях [6].
Другое объяснение механизмов развития ПТСР - предлагает теория формирования патологических эмоциональных ассоциативных сетей
Р.К. Питмана (1988). Этот подход опирается на существование в памяти человека специфических информационных структур, которые представлены тремя основными составляющими: информацией о внешних событиях и условиях их появления, информацией о реакциях человека на эти события, включая речевые компоненты, двигательные акты, висцеральные и соматические реакции [31].
Третьей составляющей теории является информация о смысловой оценке стимула и актов реагирования. При определённых условиях эта ассоциативная сеть начинает работать как единое целое, продуцируя эмоциональный эффект. В основе посттравматического синдрома лежит процесс формирования патологических ассоциативных структур. С помощью этой теории был описан механизм развития «флэшбэк» - эффекта, однако такие симптомы ПТСР, как навязчивые воспоминания и ночные кошмары не могут быть полностью объяснены с помощью этой концепции [3].
Поэтому было высказано предположение, что патологические эмоциональные сети должны обладать свойством самопроизвольной активации, механизм которой следует искать в нейрональных структурах мозга и биохимических процессах, протекающих на этом уровне. Современные исследователи обращают внимание на значимость этой теории, получившей наибольшее признание специалистов, так как, с одной стороны, она даёт возможность осуществлять более дифференцированный подход к процессу формирования ПТСР, а с другой, - основывается на целостной картине взаимодействия эмоциональной, поведенческой и смысловой структур личности.
В мультифакторной концепции А. Мэркера выделяется три группы факторов, которые, по его мнению, приводят к возникновению ПТСР:
факторы, связанные с травматическим событием: тяжесть травмы, её неконтролируемость, неожиданность;
защитные факторы: способность к осмыслению происшедшего, наличие социальной поддержки, механизмов совладания; так показано, что те, кто имеет возможность говорить о травме, отличаются лучшим самочувствием и вообще реже обращаются к специалистам;
факторы риска: возраст к моменту травматизации, отрицательный прошлый опыт, психические расстройства в анамнезе, низкий интеллект и социально-экономический статус [3].
Согласно мультифакторной концепции, психотерапия работает, прежде всего, над подкреплением защитных факторов, поскольку она ведёт к переосмыслению происшедших событий и усилению совладающих механизмов
Но, несмотря на большое количество имеющихся теорий, в современной психологической науке не существует единой концепции, объясняющей механизмы возникновения и развития посттравматических стрессовых расстройств, позволяющей проводить эффективную психопрофилактику, дифференцированную диагностику этого нарушения, и оказывать психологическую помощь [4].
.2Течение посттравматических стрессовых расстройств личности
Наиболее важные характеристики ПТСР, на которые необходимо обращать внимание сформулированы Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой: [15]
. Повторное переживание психической травмы во время бодрствования и в сновидениях.
. Недостаточное эмоциональное участие в межличностных контактах и других аспектах жизни.
. Признаки нестабильности, депрессии и когнитивных нарушений (отвлекаемость на внутренние ассоциации, плохая концентрация внимания и др.)
К вторичным симптомам ПТСР, которые могут наблюдаться на протяжении многих лет Ю.А. Александровский, О.С. Лобастов, Л.И. Спивак, Б.П. Щукин относят депрессию, тревогу, импульсивное поведение, алкоголизацию и наркотизацию, психосоматические заболевания, нарушение чувства времени [6].
Чаще всего эти симптомы не рассматриваются комбатантами как непосредственная причина их обращения к специалистам. Это может быть связано с подавлением тягостных воспоминаний, недопониманием важности влияния травматического события и многими другими факторами. В этом случае при подозрении на наличие ПТСР целесообразно выяснить клиническую картину этого расстройства, которая чаще включает в себя следующие проявления: [23]
нарушения сна в большей степени предъявлены кошмарными сновидениями, для которых характерно фотографически точное воспроизведение действительно пережитых событий, а также импульсивные движения, сопровождающиеся криками;
социальное избегание, дистанцирование и отчуждение от других, включая близких членов семьи;
изменения в поведении, эксплозивные вспышки, раздражительность или склонность к физическому насилию;
злоупотребление алкоголем или наркотиками в целях “снятия остроты” болезненных переживаний, воспоминаний или чувств;
антисоциальное поведение или противоправные действия;
депрессия, суицидальные мысли или попытки к самоубийству;
высокий уровень тревожности.
У лиц, с признаками ПТСР по мнению Ю.Н. Шанина, В.И. Захарова, А.А. Стрельникова, В.В. Грызунова часто обнаруживаются соматические и психосоматические расстройства в виде хронического мышечного напряжения, повышенной утомляемости, мышечно-суставной, головной, артритоподобной болей, язвы желудка, боли в области сердца, респираторного симптома, колита, ессирующей астении (послелагерная астения, наблюдающаяся после возвращения к нормальной жизни в виде быстрого старения, падения веса, психической вялости и стремления к покою), посттравматические рентные состояния (нажитая инвалидность с осознаваемой вторичной выгодой от заболевания) [8].
В исследованиях Ю.А. Александровского, О.Н. Кузнецова, В.М. Лыткина подчёркивается необходимость учёта дополнительных этиопатогенетических факторов, которые могут значительно изменить картину психологических переживаний и психопатологических проявлений. К их числу, как правило, относятся: вид, масштаб, временные параметры чрезвычайной ситуации, климато-географические условия, полноценное информационное обеспечение, своевременность и эффективность оказываемой помощи, профиль пострадавших (культуральные особенности, пол, возраст, наличие опыта оказания помощи) и спасателей (организованные коллективы, добровольцы, специализированные бригады, характер выполняемой работы); профессионально-бытовые условия. Более систематизировано эти факторы представляются в классификации “экстраординарных” признаков окружения: [27]
. Пространственно-временные - существование в чужой среде, оторванность от близких, информационная блокада, длительное нахождение в ограниченном пространстве, отсутствие линии фронта и тыла, систематические военные рейды.
. Природно-ландшафтные - непривычные природные и климатические условия, горная местность, нехватка чистой воды.
. Социальные - непопулярность и отверженность войны в обществе, невозможность её эффективного идеологического обоснования.
. Военно-технические - партизанский характер войны, некомпетентность военачальников, “дедовщина”, минные поля, засады, трудности с преодолением реального врага.
. Национально-этнические - антинародный...
Похожие материалы:
Реферат: Болезни легких: острые пневмонии, ателектазы, респираторный дистресс-синдромИстория болезни: Смешанное расстройство личности (истероидное, ананкастное). Декомпенсация: фобический синдром (канцерофобия), ипохондрический синдром
Лекция: СИНДРОМ БЕЛОГО ГЛАЗА С БЫСТРЫМ СНИЖЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
История болезни: Синдром хронической почечной недостаточности 2
История болезни: Миелодиспластический синдром по типу рефрактерной анемии с трансформацией в острый миелобластный лейкоз. Кардиомиопатия смешанного генеза, Н1