Курсовая работа: Сущность и значение акцентуаций характера
Проблема. Понятие «характер», трактуемый психологической наукой не однозначным образом, при наличии трудностей дифференциации таких терминов как «характер» и «темперамент», «характер» и «личность», обуславливая возможное так называемое смешение вышеуказанной терминологии, давая представление о личности в узком смысле, требует специального своего понимания.
Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024
Скачать работу 'Сущность и значение акцентуаций характера':
Введение
характер психологический акцентуация
Проблема. Понятие «характер», трактуемый психологической наукой не однозначным образом, при наличии трудностей дифференциации таких терминов как «характер» и «темперамент», «характер» и «личность», обуславливая возможное так называемое смешение вышеуказанной терминологии, давая представление о личности в узком смысле, требует специального своего понимания.
Совокупность устойчивых психических качеств, которые являются связанными с привычными, типовыми способами поведения личности, обуславливая её характер, необходимо выразить через структурное определение или диагностический подход, где, определяя основу характера, целесообразно выявить функциональное его определение, через анализ теорий личности. Форму поведения, которая включает в себя, характер человека, что является необходимым с целью сохранения имеющейся структуры мотивов личности, целесообразно представить сквозь призму возникающих личностных проблем, когда свойства характера могут сыграть роль возможных способов их решения проблем, при формировании индивидуального жизненного стиля человека.
Подходы к изучению характера, вбирающие в себя анализ характера и темперамента, где последний является основой характера, стоит рассмотреть через плоскость проблем «характер и личность», «личность в качестве социального индивида», «характер как объединение способностей или их содержание».
Выявление наличие «нормального характера» или «характера без отклонений», может быть определено, результатами исследований акцентуаций характера личности, которая, в этом смысле, должна обладать так называемой золотой серединой целого ряда качеств.
Актуальность исследования. Исследование характера личности, при актуальности данного вопроса, которые успешно решаются в рамках теоретической и практической психологии, обуславливает решение проблемы сущности и значения акцентуаций характера, имеющее важное социальное значение, заключающееся в наличии в форме различного рода вегетативных расстройств, невротических проявлений, декомпенсаций, когда проявляются личностные акцентуации характера.
Степень разработанности проблемы «сущность и значение акцентуаций характера», выражаемая отсутствием публикаций и диссертационных исследований этого психического явления, включает в себя недостаточность исследования, отталкиваясь от уровня теоретического и прикладного анализа учебников и учебных пособий по дисциплине «Общая психология» в современных «застывших» социальных и политических условиях.
Цель исследования. Определение сущности и значения акцентуаций характера, предполагающее их рассмотрение, при таких переменных как ценностные ориентации и интересы, социальный статус, социальное окружение, личностные качества, которые определяют отношение к другим людям, эмоциональные и волевые качества, общий уровень психологического развития и интеллекта.
Задачи исследования. Во-первых, анализ историко-теоретических аспектов акцентуаций характера, когда рассматриваются генезис представлений о характере, теории личности о характере черты характера, акцентуация характера и её сущность. Во-вторых, определение прикладных аспектов акцентуации характера, то есть методология акцентуации характера, содержание исследования акцентуации характера и выявление прикладных исследований акцентуации характера.
Методы исследования, использованные в ходе выполнения курсовой работы, в качестве инструментов в добывании фактического материала, выражаемые совокупностью приёмов, как часть метода, представляли собой: 1) изучение и анализ научной литературы; 2) изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; 3) анализ и синтез; 4) сравнение и моделирование.
Практическая значимость. Сущность и значение акцентуаций характера, как психическое явление, проявляющееся личностью, в совокупности, выражая основные психологические особенности общностей и граждан, заключаемое в их психическом состоянии, настроении, социальных ожиданиях, интересах, уровне развития, имеет практическую значимость, как психологическое явление так и духовно-практическое образование личности.
1. Историко-теоретические аспекты акцентуаций характера
.1 Генезис представлений о характере
Игнорирование исторических аспектов каждого конкретного психического явления, вводящее психологическую науку в заблуждение, где исключением не является и характер человека, подразумевает рассмотрение генезиса представлений и пониманий о нём учёными в историко-теоретическом аспекте на определённом историческом этапе. Какими же были первые представления о характере человека?
Первые эмпирические знаниями о характере как о психическом явлении, в рамках учении «о душе», имевшие место в период развития психологии (VI в. до н.э.). Когда характер определяют не как природное свойство, а черты, складывающиеся в качестве результата опытности: сущность человека; определённость; печать своеобразия; специфическое отношение человека к миру, к себе и к другим людям. К наиболее существенным чертам характера, который базируется на мировоззрении, на представления о благе, зле и безразличном, причисляют мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость.
Формирование же характера обусловлено закаливанием духа, посредствам долгими упражнений, совершения поступков, при помощи наблюдения за поступками героев, а также размышления над этими поступками. Здесь, стоит подчеркнуть, что заложенные Теофрастом (трактат «Характеристики», 370-288 гг. до н.э.) (Приложение А) представления о характере находят дальнейшее своё развитие в трудах Монтеня, Лабрюйера, Ларошфуко (эпоха Возрождения и Нового времени).
Поэтому, представления о характере как о психическом явлении, в рамках учении «о душе», включающие в себя характерные черты, которые являются свойственными людям благородного происхождения, юности, старости, зрелому возрасту, вбирающие в себя тридцать характеров, определяются сущностью человека, складывающейся в качестве результата его опытности.
Каковым было дальнейшее развитие представлений о характере? Как было отмечено выше, представления о характере, находящее дальнейшее своё развитие в эпоху Возрождения и Нового времени (труды Монтеня, Лабрюйера, Ларошфуко), имели фундаментальную основу трактат «Характеристики», 370-288 гг. до н.э. Теофраста. Формирование же представлений о характере в рамках философских учений о сознании, представляло собой углубление механизма наблюдения за различием в характерах людей, посредствам обращения к физиологическим основаниям для объяснения, в частности, характера человека, постигаются тайны человеческой природы («Отношения между физической и нравственной природой человека», П.Ж.Ж. Кабанис (1757 - 1808 гг.)). Через первую из трёх ступеней индивидуального сознания рассматриваются разнообразные формы психического склада людей в связи с … характером … Г. В. Ф. Гегелем (1770-1831 гг.).
Развитие представления о характере человека в период господства экспериментальной психологии связывается А.Адлером с выбором, формируемой стратегией самоутверждения - самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации или за счёт унижения других и эксплуатации, а черты характера - превращённые отношения человека к себе и окружающему миру (В.Н.Мясищев).
Необходимость изучения исторического развития психической жизни посредствам сбора материала о жизни разных народов, в отношении их … характера… Т. Вайтц (1821-1864) в своей работе «Антропология первобытных народов». Следовательно, представления о характере как о психическом явлении сквозь призму философских учений о сознании и экспериментальной психологии определялись наблюдениями за различием в характерах людей и обращения к физиологическим его основаниям, путём сбора материала о жизни разных народов.
Таким образом, генезис представлений о характере, обусловленный переходом от характерных черт человека, определяющихся его сущностью, складывающейся в результате его опыта, выражается физиологическим основаниями.
.2 Теории личности о характере
В практическом плане при возникновении трудности с определением пределов изучения характера личности, целесообразно подчеркнуть, что характер человека в качестве предмета исследования, а также сама личность человека как объект исследования, определяются тематикой теории личности, которая носит комплексный, многосторонний характер (Приложение Б).
Каким является характер в содержании современных теорий личности?
Характер, проявляющийся отношением к другим людям и к самому себе, формируя «набор самооценок», от которого он зависит, выражаясь степенью самооценки. Когда наблюдается тенденция на самооценку параметром «чуть выше среднего», тогда личности свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, или к самоуважению либо к одному из истоков психологической устойчивости, а также хорошего настроения.
Где неадекватное самомнение у личности, то есть подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим или неиссякаемый источник негативизма окружающих, выражает неадекватно высокую самооценку: «самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству».
Поэтому, чрезмерная обидчивость личности, являющаяся следствием завышенной самооценки, проявляется в чувстве, возникающим в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих, где личность с неадекватной высокой самооценкой является потенциально конфликтной личностью в ситуациях, когда предусмотрено, к примеру, вознаграждение и поощрениях за труд.
Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.
Каковыми являются трудностями в общении у личности с заниженной самооценкой? Закрепляют у личности «комплекс неполноценности» представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном. Следовательно, чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих являются причиной стойкой излишней низкой самооценки.
Какой является обычно реакция личности на попытки окружающих снизить её самооценку упреками, критикой? При отсутствии удовлетворения, здесь, эмоции личности зависят от адресата, причины, цели и расхождение с собственной критик и высказанной критики, что представляет собой главный параметр оценки. Когда у каждой личности, существующие какие-либо особенно уязвимые стороны, обуславливают резкие негативные эмоции при критике других. К примеру, негативная оценка внешности личности, хозяйственности и опрятности почти постоянно обидна (женщина), профессиональных качеств и таких традиционно мужских достоинств как силы, смелости, выдержки (мужчина). Здесь, все последующие «компенсирующие» действия не могут исправить восприятие личностью прозвучавших слов в её адрес, наносящий ущерб взаимоотношениям.
Поэтому, по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности нельзя притом, что изводить человека постоянными мелочными упреками также не стоит, когда данная критика вызывает обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.
Почему у личности вызывает настороженность и негативизм их хвальба другими? При коммуникации с другой личностью, которая источающие непрерывные восторги в адрес коммуникатора, у личности проявляется неуютное чувство. Где личности, находясь в неравных отношениях при хвальбе одной личностью другой личности, когда адресат хвальбы находится в осознании целей и истинных чувств, когда за данной хвальбой скрывается лесть, комплимент или заслуженная похвала.
Лесть как явно преувеличенная похвала, произносимая для завоевания расположение кого-либо, усваивается адресатом, нанося ему вред, делая личность надменной, самодовольной и самоуспокоенной, в последующем - неприязнь и насмешки других людей. Своевременно сказанный комплимент, не преследующий выгоду, являющийся следствием искреннего сиюминутного восторга (привычной вежливости), хоть и ненадолго, однако повышая настроение человека, тем самым отличается от лести. Поддерживая, а также адекватно повышающая уровень притязаний человека, тем самым побуждая его браться за более трудные задачи, что является положительной стороной заслуженной похвалы, произносится хотя и реже, убежденнее, без патетических восторгов, но доставляет удовольствие тогда, когда она исходит от человека, чьим мнением дорожит адресат похвалы.
Таким образом, личность встречает хвалебный поток настороженным и негативным образом, особенно со стороны неспециалиста (малознакомой личности) по причине лести, комплимента и заслуженной похвалы в адрес личности.
Как уровень притязания влияет на характер человека? Уровень притязания дифференцируется на адекватный уровень притязания, неадекватно завышенный уровень притязания, а также заниженный уровень притязания. В первом случае, личность, выбирает цели, реально ей достигаемые, соответствующие её способностям, умениям, возможностям, а во втором - слишком сложные, нереальные цели, объективно приводящие к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. Итак, на уровень притязания, представляющий собой уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, при наличии информации об уровне своего предыдущего выполнения, влияет динамика неудач, а также удач на жизненном пути личности, включая динамику успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Вывод. Современные теории личности, определяя характер при использовании системного подхода, основывает свои представления о характере человека на практических исследованиях психоаналитической теории (классический психоанализ), аналитической, индивидуальной, гуманистической, когнитивной, деятельностной и диспозиционной психологии.
.3 Черты характера, акцентуация характера и её сущность
Как было выше отмечено характер (эквивалент греческому языку «чеканка», «отпечаток») определяется совокупностью устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности, включая общение, обусловливающие типичные для неё способы поведения.
Какое понятие предоставляет более широкое представление о характере человека? Смелость, настойчивость, правдивость, откровенность, в качестве проявлённых личностью своих качеств, в отдельных своих проявлениях в жизни и деятельности не представляют собой черты характера личности. Определяя характер личности, не следует трактовать его как смелость, правдивость, откровенность, но целесообразнее выражать то, что личность является смелой, правдивой, откровенной.
Когда смелость, правдивость, откровенность - это свойства личности, а черты характера личности обуславливаются тем, что можно ожидать от личности проявления данных черт при других обстоятельствах, которые выражают в характере личности, её существенные особенности, т есть наиболее типичные черты. Поэтому, наиболее широко обуславливает понятие «характер» «черты характера», как устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности, но никак не случайные проявления личности, являются её особенностями.
Какое содержание имеет структура характера? В практической деятельности психолога, которая является не мыслимой без оценки им особенностей структура характера исследуемой личности, при диагностике её характера, следует учитывать определённую сторону деятельности. Когда одна из сторон деятельности личности, выраженная деятельностью её в труде, представляющая собой отношение личности к труду, заключается либо в проявлении личностью, либо таких своих черт как трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость, либо лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность, в качестве противоположных ею черт.
Где другая деятельности человека, включающая его отношение к другим людям, коллективу, обществу, подразумевает общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм, то есть его черты характера.
Такая деятельность личности как его отношение к самому себе проявляется в чертах характера, именуемых чувством собственного достоинства, правильным пониманием гордости/самокритичностью, скромностью/самомнением, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм.
Аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д., в качестве черт личности, характеризует такую её деятельность как отношение человека к вещам, которые его окружают. Следовательно, в структуре характера выделяют такие четыре группы черт, как черты, которые являются выражающими отношение личности к такой определённой стороне деятельности как труд, другие люди, сама личность и вещи её окружающие.
Что представляет собой основу сформировавшегося характера личности?
Личность с сильной волей, то есть личность, отличающаяся определенностью намерений, а также поступков, включая большую самостоятельностью, является личностью с чертами характера решительность и настойчивость в достижении поставленных целей. Со слабохарактерностью личности обычно отождествляется безволие личности, которая при богатстве знаний, а также разнообразии способностей всех своих возможностей реализовать не в состоянии, то есть МВК личности - это фундаментальная основа сформировавшегося характера личности.
Когда, как правило, уровень развития МВК человека определяется «сильным», «слабым», «тяжёлым» и «легким» характерами, где:
предпоследний характер обусловлен характером, при присутствии в нём упрямства, которое доходит до негативизма, инертности поведения, косности, раздражительности, несдержанности, злопамятностью и большого самомнения;
последний характер выражен пластичностью, приветливостью, отзывчивостью и общительностью характера. Данные упрощённые представления о характере человека необходимо дополнить тем обстоятельством, что каждая черта характера при чрезмерном своём развитии может делать характер личности деформированным, несбалансированным или акцентуированным характером.
Что представляет собой понятие «акцентуация характера»?
Акцентуированные характеры, определяющиеся своим разнообразием, выраженные готовностью к особенному к социально положительному и к социально отрицательному развитию характера, представлены наложением данных черт совершенно определенного отпечатка на человека (Приложение В). Когда при очень сильной выраженности данных черт личность, к условиям жизни которая, приспосабливаясь с трудом, представлена своим своеобразием, что позволяет человеку выделяться на общем фоне, где акцентуаций характера личности доминируют у него.
Где типы акцентуации характера человека представляющие собой: гипертимный тип; циклоидный тип; лабильный типа; астено-невротнческий тип; сенситивный тип; психастенический тип; шизоидный тип; эпилептоидный тип; истероидный тип; неустойчивый тип; конформный тип.
Следовательно, акцентуация характера, представляя собой ярко выраженные, превалирующие черты характера личности, обусловленные вариациями характера психически здоровых лиц, являются при акцентуации отдельных личностных черт чрезмерно усиленными акцентуациями характера, когда выявляется избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, а также повышенной устойчивости к другим психогенным воздействиям.
2. Прикладные аспекты акцентуации характера
.1 Методология акцентуации характера
Методология акцентуации характера в психологической теории, формулируя само понятие акцентуации характера, применяя принципы методологии психологической теории, рассматривает возможность прикладной психологии, отталкиваясь от дальнейшего развития взглядов на акцентуации характера.
Что представляет собой методология акцентуации характера?
Наличие у психологического знания об акцентуациях характера специализированных особенностей преобладание качественных характеристик, при трудно доступности внешнему наблюдению, предполагает решение следующих проблем.
Определение объектной, а также предметной области акцентуациях характера. Выражение целей, а также задач исследований акцентуаций характера, при определении путей и способов их достижения. Выдвижение основных и вспомогательных гипотез поиска акцентуаций характера, при анализе их подтверждения. Выявление научного основания организации, а также проведения исследований акцентуаций характера. Обоснование методов исследований акцентуаций характера, которые являются применяемыми, включая их структуру, а также этапов подготовки и проведения.
Использование конкретной системы терминов, понятий и категорий, совокупности эмпирических, включая экспериментальные и измерительные методик, а также иные средства, то есть описательно-объяснительного аппарат психологических исследований акцентуаций характера. Выделение особенностей содержания исследований описательно-объяснительного аппарата психологических исследований акцентуаций характера, которые выражаются разнообразными объективными, а также субъективными факторами их организации, включая иные количественно-качественные характеристики.
Поэтому, методология акцентуации характера представляет собой комплекс исследуемых процедур, являющийся определённым объектом, предметом исследования, выражаемый целями и задачами исследования, заключаемый в выдвижении основных и вспомогательных гипотез исследования, вбирает в себя выделение особенностей содержания исследований описательно-объяснительного аппарата исследования.
Проведение исследования акцентуаций характера, применяя его методы, учитывая особенности предмета, целей и задач данного исследования, определяется методологическими позициями этого исследования, которые обусловлены такими принципами исследования акцентуаций характера как принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип развития.
Какое же содержание имеют принципы исследования акцентуации характера?
Первый принцип исследования акцентуаций характера представляет собой методологический подход к анализу акцентуаций характера, который анализирует их в качестве системы, где не сводится к сумме элементов исследования и его обладающую структуру, а свойства элементов этого исследования является определённой их местом в данной системе.
Вторым принципом исследования акцентуаций характера является принцип исследования акцентуаций характера, который предполагает факт активности исследуемого субъекта, то есть активности личности. Третий принципом исследования акцентуаций характера, заключаемый в причинной обусловленности акцентуаций характера, включающий в себя закономерную и необходимую зависимость акцентуаций характера от порождающих их факторов, вбирает в себя совокупность обстоятельств, которые предшествуют во времени следствию и вызывают его.
Четвёртый принцип исследования акцентуаций характера, обусловленный принципом развития психики исследуемой личности, который предлагает анализировать развитие данной личности во взаимосвязи изменений её акцентуаций характера, а также порождающих их причин, реализуется в динамичном рассмотрении акцентуаций характера человека.
.2 Содержание исследования акцентуации характера
Прежде всего, исследования акцентуации характера, заключаемые в системе познания характера личности, которые определяются предметом и объектом исследования, выражаются задачами и характером исследования данного психического явления.
Что представляет собой исследования акцентуации характера?
Исследования акцентуации характера осуществляются путём применения ПДО А.Е. Личко, в качестве личностных или анкетных тесты в форме опросников, которые являются предназначенными с целью измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности посредствам получения от испытуемого односложных ответов - «верно - неверно» или «да - нет - не уверен», где используются строго определённые вопросы-утверждения.
Методика ПДО А.Е. Личко, имеющая содержание, заключаемое в множестве суждений, которые являются объединёнными в двадцать пять подшкал, обусловленная ходом проведения исследования, представляющая собой получение испытуемыми соответствующих двадцать пять списков суждений, из каждого из них выбираемого три в наибольшей степени относящиеся и три в наименьшей степени суждений, отражает по характеру выборов тип акцентуированного характера, относимого испытуемым. Выборы, производимые испытуемыми, подлежащие занесению ими в специальный регистрационный лист, наглядным образом сопровождаются перечислением названия с левой стороны регистрационного листа двадцати пяти подшкал, при отметке номеров выбираемыми испытуемыми суждений, с правой стороны регистрационного листа (Приложение Г).
Когда, находящаяся в зависимости степень выраженности одного либо другого свойства у испытуемых и выбор краткого ответа на определённый вопрос, выражает сообщение о себе лицом, таких сведений, анализ которых довольно точно определяет свойства их характера: отдельные способности, ведущие мотивы поведения, направленность личности, прогноз относительно его возможного поведения в дальнейшем. Где, с помощью этой методики реальному определению подлежат акцентуации характера человека, при установке таких типов акцентуаций характера, которые являются доминирующими у этой личности, то есть: гипертимный тип; циклоидный тип; лабильный типа; астено-невротнческий тип; сенситивный тип; психастенический тип; шизоидный тип; эпилептоидный тип; истероидный тип; неустойчивый тип; конформный тип.
Процедура же работы с методикой «Акцентуации характера» ПДО А.Е. Личко заключается в следующем алгоритме работы. Первый шаг - прочтение каждого из списков суждений. Второй шаг - выбор испытуемыми сначала три наиболее характерных для них выбора, записывая соответствующие номера во 2-й графе регистрационного листа, а затем три наименее характерных для них выбора, при проставлении ими отметки соответствующие номера в 3-й графе регистрационного листа. Примечание: тогда, когда испытуемый не в состоянии выбрать ничего того, что ему подходит либо он выбирает меньше 3-х суждений, тогда он в состоянии ограничиться в своих выборах меньшим числом, при осуществлении вписывания им меньшее количество цифр во 2-ю и 3-ю графы регистрационного листа.
Испытуемому же предлагается выбрать не менее 3-х суждений, которые являются наименее характерных для него, при записи их номера в 3-ю графу регистрационного листа тогда когда им осуществляется повторное чтение списка.
Наличие расшифровки (А, Г, И, К, Л, Н, П, С, Ц, Ш, Э) в приводимых далее списках суждений справой стороны регистрационного листа, обуславливает указание на список, к которому относится выбор данного суждения (Приложение Д). Оценка результатов, включающая в себя получение испытуемым по одному баллу за каждый выбор, которые являются соответствующим указанному символу, выражается увеличением баллов по количеству символов тогда, когда их число увеличивается по количеству символов.
Выводы об уровне развития доминирующего типа акцентуированного характера, находящиеся в определении максимального числа баллов, которые являются набранными испытуемыми, обусловленные «Ключом к оценке степени развитости акцентуаций характера» (Приложение Е), представляет собой выведение соответствия между количеством набранных баллов и степенью развитости у испытуемого разнообразных акцентуаций характера. Где словесные оценки уровня развития каждой акцентуированной черты характера являются вносимыми в карту индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника.
Поэтому, исследования акцентуации характера личности включает в себя исследование характерологических особенностей подростков, при использовании ПДО А.Е. Личко, в качестве метода, предназначенного с целью определения типов акцентуаций характера и типов психопатий, включая сопряженные с ними такие отдельные личностные особенности как, психологическая склонность к алкоголизации, делинквентности и другие личностные особенности.
Каким ещё методом исследуют акцентуации характера? Так же методом исследования акцентуации характера является «Характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека» (Приложение Л), имеющий методическую основу в форме теста, предназначенного с целью выявления определённого направления характера или исследование типа акцентуации характера.
Как ранее было отмечено, акцентуации характера - это крайний вариант нормы, где стоит отметить, что в данных нормах состоит их главное отличие от психопатий, то есть патологические расстройства личности. Также целесообразно выделить тот факт, что вопросник, который часть основных черт представляют собой собственно черты характера или привычными типами реакций на обстоятельства, а другая часть - черты темперамента, измеряет своеобразный сплав таких основных свойств индивидуальности как темперамент и характер.
Когда диагностированию подвергаются такие типы акцентуации личности как демонстративный тип, застревающий тип, педантичный, возбудимый тип, гипертимный тип, дистимический тип, тревожно-боязливый тип, аффективно-экзальтированный тип, эмотивный тип, циклотимный тип.
Подсчёт результатов данной диагностики, заключающийся в оценке типы личности, путём отнесение так называемых своих к каждой из десяти шкал, при сопоставлении своих ответы по каждой шкале с ответами, приведенными ниже, когда за каждое совпадение проставляется 1 балл, определяющийся подсчётом количества баллов, которые были набраны испытуемыми по каждой из 10-и шкал,
где данную цифру умножают на поправочный коэффициент, отображает признак акцентуации, то есть ярко выраженные черты величиной более 12-и баллов.
Таким образом, «Характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека» - это метод исследования акцентуации характера в виде теста, который является предназначенным с целью выявления определённого направления характера либо исследование типа акцентуации характера.
.3 Прикладные исследования акцентуации характера
Проблемы и пути развития исследований акцентуации характера, обусловленные анализом исследований характера как психического явления, раскрывая предмет и объект этого исследования, в качестве прикладного направления практической психологии на современном этапе её развития.
Каким образом реализуется исследования акцентуации характера при помощи ПДО А.Е. Личко? С целью исследования характерологических особенностей подростков используют анализируемый в предыдущем подглавке данной главы курсовой работы ПДО А.Е. Личко, предназначенный для определения в возрасте 14 - 18 лет типов акцентуаций характера, типов психопатий, включая сопряженные с ними некоторые личностных особенностей, то есть психологическая склонность к алкоголизации, делинквентности и другие особенности. Значительную роль в формировании механизмов отклоняющегося поведения несовершеннолетних (дефектов социализации) играют некоторые особенности несовершеннолетних. В процессе исследований отмечается повышенная, даже максимальная, готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера.
По результатам диагностики иерархии ценностных ориентаций подростков, выявленные наиболее значимые для них ценности, обусловленные: здоровьем; счастливой семейной жизнью; развитием, познанием, где наименее значимые ценности - продуктивная жизнь, уверенность в себе, активная жизнь, материальное обеспечение (Приложение Ж). Где ценностные ориентации группируются в 4 класса при проведении кластерного анализа (Приложение И) с целью анализа взаимосвязей ценностей с иными характеристиками, когда является отличной от другой выделенная группа направленностью ценностей каждая из них.
Поэтому, распределение типов акцентуаций характера являлись результаты диагностики характерологических особенностей подростков с девиантной ориентацией (Приложение К), где наиболее распространённые типы - эпилептоидный и гипертимный, а иные распространённые типы - циклоидный, сенситивный и истерический, при наличии лабильного типа.
Следовательно, прикладным аспектом исследования акцентуаций характера, который реализуется исследованиями ПДО А.Е. Личко, являлись значимые связи типов акцентуаций характера с иными психическими проявлениями подростков, при значимой связи их с определёнными направленностями и установками.
Заключение
Выводы. Игнорирование исторических аспектов каждого конкретного психического явления, вводящее психологическую науку в заблуждение, где исключением не является и характер человека, подразумевает рассмотрение генезиса представлений и пониманий о нём учёными в историко-теоретическом аспекте на определённом историческом этапе.
Где, представления о характере как о психическом явлении:
в рамках учении «о душе», включающие в себя характерные черты, которые являются свойственными людям благородного происхождения, юности, старости, зрелому возрасту, вбирающие в себя тридцать характеров, определяются сущностью человека, складывающейся в качестве результата его опытности;
сквозь призму философских учений о сознании и экспериментальной психологии определялись наблюдениями за различием в характерах людей и обращения к физиологическим его основаниям, путём сбора материала о жизни разных народов.
Когда, генезис представлений о характере, обусловленный переходом от характерных черт человека, определяющихся его сущностью, складывающейся в результате его опыта, выражается физиологическим основаниями.
В практическом плане при возникновении трудности с определением пределов изучения характера личности, целесообразно подчеркнуть, что характер человека в качестве предмета исследования, а также сама личность человека как объект исследования, определяются тематикой теории личности, которая носит комплексный, многосторонний характер.
Современные же теории личности, определяя характер при использовании системного подхода, основывает свои представления о характере человека на практических исследованиях психоаналитической теории (классический психоанализ), аналитической, индивидуальной, гуманистической, когнитивной, деятельностной и диспозиционной психологии.
Характер (эквивалент греческому языку «чеканка», «отпечаток») определяется совокупностью устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности, включая общение, обусловливающие типичные для неё способы поведения. Где наиболее широко обуславливает понятие «характер» «черты характера», как устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности, но никак не случайные проявления личности, являются её особенностями.
Когда, в структуре характера выделяют такие четыре группы черт, как черты, которые являются выражающими отношение личности к такой определённой стороне деятельности как труд, другие люди, сама личность и вещи её окружающие.
Акцентуация же характера, представляя собой ярко выраженные, превалирующие черты характера личности, обусловленные вариациями характера психически здоровых лиц, являются при акцентуации отдельных личностных черт чрезмерно усиленными акцентуациями характера, когда выявляется избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, а также повышенной устойчивости к другим психогенным воздействиям.
Методология акцентуации характера в психологической теории, формулируя само понятие акцентуации характера, применяя принципы методологии психологической теории, рассматривает возможность прикладной психологии, отталкиваясь от дальнейшего развития взглядов на акцентуации характера.
Где, методология акцентуации характера представляет собой комплекс исследуемых процедур, являющийся определённым объектом, предметом исследования, выражаемый целями и задачами исследования, заключаемый в выдвижении основных и вспомогательных гипотез исследования, вбирает в себя выделение особенностей содержания исследований описательно-объяснительного аппарата исследования.
Когда, проведение исследования акцентуаций характера, применяя его методы, учитывая особенности предмета, целей и задач данного исследования, определяется методологическими позициями этого исследования, которые обусловлены такими принципами исследования акцентуаций характера как принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип развития.
Исследования акцентуации характера, заключаемые в системе познания характера личности, которые определяются предметом и объектом исследования, выражаются задачами и характером исследования данного психического явления.
Исследования акцентуации характера личности включает в себя исследование характерологических особенностей подростков, при использовании ПДО А.Е. Личко, в качестве метода, предназначенного с целью определения типов акцентуаций характера и типов психопатий, включая сопряженные с ними такие отдельные личностные особенности как, психологическая склонность к алкоголизации, делинквентности и другие личностные особенности.
«Характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека» - это метод исследования акцентуации характера в виде теста, который является предназначенным с целью выявления определённого направления характера либо исследование типа акцентуации характера. Проблемы и пути развития исследований акцентуации характера, обусловленные анализом исследований характера как психического явления, раскрывая предмет и объект этого исследования, в качестве прикладного направления практической психологии на современном этапе её развития. Прикладным же аспектом исследования акцентуаций характера, который реализуется исследованиями ПДО А.Е. Личко, являлись значимые связи типов акцентуаций характера с иными психическими проявлениями подростков, при значимой связи их с определёнными направленностями и установками.
Практическая значимость. Сущность и значение акцентуаций характера, как психическое явление, проявляющееся личностью, в совокупности, выражая основные психологические особенности общностей и граждан, заключаемое в их психическом состоянии, настроении, социальных ожиданиях, интересах, уровне развития, имеет практическую значимость, как психологическое явление так и духовно-практическое образование личности.
Список использованных источников
1Адвокат [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Логос»». - М.: Логос, 2009. - ISSN 5628-2691, 2009, № 12
Антонян, Ю.М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера [Текст] : учебное пособие / Ю.М. Антонян, В.В. Юстицкий - М.: Аспект-пресс, 2009. - 183 с. - ISBN 7-1628-8294-1
Батаршев, А.В. Современные теории личности: Краткий очерк [Текст] : учебник / А.В. Батаршев - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96 с. - ISBN 5-89144-319-8
Вопросы психологии [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Мираж»». - М.: Мираж, 2011. ISSN 3381-4590., 2011. № 2.
Вопросы ювенальной юстиции [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Каскад»». - М.: Каскад, 2009. ISSN 7314-3825, 2009, № 6
Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] : учебник / Ж. Годфруа - М.: Мир, 2011. - 496 с. - ISBN 5-03 -001901-4.
Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности [Текст] : учебник / А.Н. Ждан - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512с. - ISBN 5-93134-041-6.
Кадровая служба и управление персоналом предприятия [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Кристалл»». - М.: Кристалл, 2010. ISSN 1725-9907, 2009, № 6
Кадровик. Рекрутинг для кадровика [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Кристалл»». - М.: Кристалл, 2010. ISSN 1725-9907, 2010, № 6(2)
Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность [Текст] : учебное пособие / В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2013. - 224 с. - ISBN 985-441-292-Х.
Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учебник / А.Г. Маклаков - С.Пб.: Питер, 2010. - 592 с. - ISBN 5-272-00062-5.
Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст] : учебное пособие / Т.Д. Марцинковская - М.: Академия, 2011. - 544 с. - ISBN 5-7695-0641-5.
Морозов А.В. История психологии [Текст] : учебное пособие / А.В. Морозов - М.: Академический Проект, 2013. - 288 с. - ISBN 5-8291-0273-0.
Нелюбова, М.В. Психология цвета: авторский курс лекций [Текст] : учебное пособие / М.В. Нелюбова М.: Мир, 2010. - 147 с. - ISBN 8-1470 -16920-7.
Немов, Р.С. Психология [Текст] : учебник в 3-х книгах. Книга третья: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2012. - 512 с. - ISBN 5-09-007343-0.
Общество и право [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Диана»». - М.: Диана, 2009. - ISSN 2941-7386, 2009, № 1
Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования [Текст] : учебник / Л. Первин, О. Джон - М.: Аспект Пресс, 2010. - 607 с. - ISBN 5-7567-0237-7
Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания [Текст] : учебник - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2011. - 90 с. - ISBN 1-739-2386-8.
Петровский, А.В. Психология [Текст] : учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Академия, 2010. - 512 с. - ISBN 5-7695-0277-0.
Помогайбин, В.Н. История психологии: личности, взгляды, концепции: от античности до XX столетия [Текст] : учебное пособие / В.Н. Помогайбин - М.: СГА, 2009. - 190 с. - ISBN 5-8323-0001-7.
Практическая психология [Текст] : учебник / Под редакцией д.п.н., проф., М.К. Тутушкиной - С.Пб.: Дидактика Плюс, 2011. - 368 с. - ISBN 5-89239-014-4.
Российский следователь [Текст] : информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Слалом»». - М.: Слалом, 2010. - ISSN 3591-4286, 2010, № 21
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учебник / С.Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2010 - 712 с. - ISBN 5-314-00016-4
Степанов, В.Г. Психология трудных школьников [Текст] : учебное пособие / В.Г. Степанов - М.: Академический Проект, 2009. - 560 с. - ISBN 5-8291 -0425-3
Столяренко, А.М. Общая и профессиональная психология [Текст] : учебное пособие / А.М. Столяренко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 382 с. - ISBN 5-238-00540-7.
Управление персоналом [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Север»». - М.: Север, 2012. ISSN 6291-1384, 2012, № 10
Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер - С.Пб.: Питер Пресс, 2011. - 608 с. - ISBN 5-88782-412-3
Юридическая психология [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Сирена»». - М.: Сирена, 2009. - ISSN 8974-2613, 2009, № 1
Похожие материалы:
Курсовая работа: Влияние акцентуаций характера на проявление ответственности у подростковКурсовая работа: Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания
Лекция: ВОСПАЛЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. МЕДИАТОРЫ ВОСПАЛЕНИЯ. МЕСТНОЕ И ОБЩЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОСПАЛЕНИЯ. ОСТРОЕ ВОСПАЛЕНИЕ: ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ
Реферат: Психические состояния и адаптация: сущность и значение
Диссертация: Патогенетическое и клиническое значение кишечной микрофлоры у больных с синдромом раздраженного кишечника