Курсовая работа: Сущность игры как ведущей деятельности ребёнка
Игровая деятельность всегда привлекала ученых. Однако, ее целенаправленное изучение началось только в средине XX века, когда игра стала рассматриваться как спонтанная деятельность. Изменение взглядов на игру было положено в работах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдов.
Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024
Скачать работу 'Сущность игры как ведущей деятельности ребёнка':
Введение
Игровая деятельность всегда привлекала ученых. Однако, ее целенаправленное изучение началось только в средине XX века, когда игра стала рассматриваться как спонтанная деятельность. Изменение взглядов на игру было положено в работах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдов.
Теоретическое представление сущности детской игры в работах данных авторов сводится к следующему:
1.Игра является особой социальной ведущей деятельностью,
2.В игре происходят основные психические новообразования,
.Развитие игры происходит под воздействием взрослых.
Все это и ставит проблемы игры в ряд особо актуальных.
По мнению Л.А. Венгера[3, c.11], сюжетно-ролевая игра имеет на ребенка огромное развивающее воздействие через ее содержание способы, приемы, игровые умения детей. Это и составляет ее особенности. А.П.Усова [15, с.23] и Т.А.Маркова [7, с.145] считают, что сюжетно-ролевая игра создает условия для возникновения детских объединений: диад, триад. В этих объединениях у детей развиваются качества общественности, позволяющие им входить в игровые группы. Однако вышеуказанные исследования немногочисленны и не соответствуют задачам общества переходного периода. Все это делает необходимым проведение исследований уточняющих представления об особенностях игры, ее уровнях и игровых умениях в современных социальных условиях. Данные факты позволяют сформулировать проблему исследования: «Какие же особенности современной сюжетно-ролевой игры: игровые умения, влияют на принятие ребёнка в игровое объединение, на длительность этого взаимодействия, уровень развития игры »?
Предмет исследования: Особенности сюжетно ролевой игры: игровые умения.
Объект исследования: Игровые объединения (диады, триады).
Гипотеза исследования: Дети с высоким и средним уровнем игровых умений чаще бывают принятыми в игровое объединение, чем дети с низким уровнем развития игровых умений. От этих умений и зависит уровень игры.
Методологической основой исследования являются диалектико-материалистические положения о влиянии социальной среды и деятельности на формирование личностных образований.
Теоретической базой исследования служат классические концепции игры Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, А.П.Усовой, которые в своих трудах обосновали развивающие функции игры, как ведущей деятельности.
Научная новизна исследования заключается в определении концептуальных особенностей игры как ведущей деятельности применительно к современным социальным условиям.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы курсовой в личной жизни и деятельности психологов. Теоретическое значение работы заключается в обосновании вариантов развития игровых умений в сюжетно-ролевой игре, применительно к социальной ситуации переходного периода.
Методы исследования:
Сравнительный анализ литературы,
Обобщающий анализ отечественных и зарубежных теорий игры,
Классифицирующий анализ уровней игровых умений,
Адаптивные методики.
Работа состоит из: введения, 2 глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений.
В первой главе раскрываются проблемы и направления развития.
Во второй главе рассматриваются характеристика и классификация отечественных теорий развития.
1. Психологические проблемы игры как ведущей деятельности
.1 Понятие игры как ведущей деятельности
В настоящее время, как утверждают отечественные психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, игра является специфической развивающей деятельностью и должна выполнять, по их мнению, широкие общевоспитательные и социальные функции.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний, умений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развлекательная потребность.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, утверждает Л.С. Выготский. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
В психологической литературе игра раскрывается как:
«форма отношения личности к окружающему миру» [16, с.26];
«как особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается, как субъективная деятельность» [17, с.122];
«как социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности, как способ усвоения» [8,с.26];
«форма организации детской жизни» [8, с.26];
«как деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка» [15,с.85].
Все эти функции детской игры определяются психологическими особенностями, обоснованные в исследованиях Л.С.Выготского[4, с.205], С.Л.Рубенштейна [12, с.91], Д.Б.Эльконин[16, с.102].
И хотя источники развития психики ребёнка не исчерпываются игровой деятельностью, именно игра как ведущая деятельность определяет уровень функционирования психических процессов, оказывая решающее воздействие на формирование личности.
В чём же заключаются особенности ведущей деятельности?
Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее распространённая на этапе дошкольного детства, которой ребёнок отдаёт очень много времени.
Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, подчёркивает А.Н.Леонтьев, которая обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка - дошкольника. Ведущей автор называет такую деятельность ребёнка, которая характеризуется следующими тремя признаками:
1)это такая деятельность, внутри которой возникают другие виды деятельности - обучение возникает в игре, ребёнок учится играя;
2)ведущая деятельность формирует, совершенствует, качественно изменяет психические процессы, так в игре первые формируются процессы воображения;
)в результате ведущей деятельности происходят основные психологические изменения личности ребёнка.
Именно игра в дошкольном возрасте является ведущей, развивающей, утверждают Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.
Игра выступает, по их мнению, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих проявлениях жизни людей, их социальные функции и отношения.
Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребёнка происходит возникновение и развитие символической функции, воображения.
В-третьих, в игре у ребёнка совершенствуются игровые действия - игры усложняются по содержанию и организации.
В четвёртых, в игре совершенствуются психические функции и уровень их развития.
1.2 Структура игры как деятельности
В ряде исследований Л.С.Выготского[4, с.207], А.Н.Леонтьева[8, с.55], Б.Г.Ананьева[1, с.26] подвергается тщательному изучению структура игровой деятельности. В этих работах утверждается, что главным признаком игры как деятельности является применение орудий (игрушек), опыт использования которых усваивается в процессе взаимодействия со взрослыми и детьми.
Учёными было определено, что в содержании любой деятельности можно выделить субъект и объект активности, отдельные действия, которые выполняет субъект в ходе деятельности.
Действия, по мнению Б.Г.Ананьева[1, с.28], обладают относительной самостоятельностью, входя в различные виды деятельности, в том числе и в игру, сохраняя при этом свою цель, меняясь лишь по мотивам и по смыслу.
Действия по форме могут быть внешними - игровыми, практическими и внутренними - умственными. В содержание игровых действий могут входить умственные, внутренние, а в содержании умственных - внешние, игровые.
По мнению Б.Г.Ананьева, ребёнок выступает как субъект трёх основных типов социальной деятельности - предметно-игровой, труда, общения и познания. Где игровая деятельность является относительной, так как не имеет материально выраженного результата. Однако, она является ведущей в дошкольном детстве, так как выполняет функцию подготовки к более сложным видам деятельности - познания и труда.
Игра, как видно из основных положений теории деятельности А.Н.Леонтьева[8, с.68], А.В.Запорожца[6, с.49], Д.Б.Эльконина[17, с.207], имеет ту же структуру что и любой другой вид деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.
Игра любого вида протекает, как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть цели: накормить куклу, «запятнать» играющих, увернуться от «ловишки».
Игровые цели не являются постоянными - по мере развития ребёнка меняется характер целей; от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.
Большое развивающее значение имеет сюжет игры. Д.Б.Эльконин определяет сюжет игры как определённую область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. По его мнению, сюжеты детских игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребёнка.
Важнейшим развивающим компонентом игровой деятельности, Утверждает Д.Б.Эльконин[17, с.212], является игровое правило, которое, с одной стороны, стимулирует деятельность ребёнка в завуалированной форме, увлекает его, с другой - заставляет действовать в определённых рамках, обусловленных самим правилом, т. е. правило направляет и ведёт за собой развитие игрового действия.
Игра, как справедливо полагает А.Н.Леонтьев[8, с.72], имеет ту же структуру, что и деятельность: игровые действия соотносятся с игровой целью, которая предстаёт перед ребёнком в условиях мнимой игровой ситуации. Эти условия учитываются и преобразуются играющими детьми в процессе мнимой игровой цели.
Е.В.Зворыгина[7, с.106] установила, что игра имеет структуру интеллектуальной деятельности и протекает по типу решения игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщённости реального и игрового опыта ребёнка. Как показали результаты её исследований, игровая задача интенсивно влияет на уровень развития мыслительных действий и уровень развития игры. Разработанный ею комплексный метод формирования и коррекции игры является эффективным средством поэтапного развития обобщённых игровых действий у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Игровая задача - это система условий, направленных на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами, в которой задаётся мнимая, воображаемая цель, близкая по личному опыту.
Игровая задача, как утверждает Е.В.Зворыгина [7, с.109], определяет сюжет и содержание игры.
Сюжет - это, как утверждает Д.Б.Эльконин [18, с.220], система событий, объединенных жизненно-мотивированными связями, которые развёртываются в игре. По его мнению, сюжет находится в тесной взаимосвязи с содержанием игры.
Содержание, подчёркивает учёный, - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.
Бесспорно, доказывает учёный, что сюжет и содержание очень важны в развивающей ведущей деятельности, но игровая задача и способы её решения более значимы для развития ребёнка.
Сопоставляя выделенные направления в развитии сюжетно-ролевой игры, Д.Б.Эльконин[17,с.224] определил ее основные уровни, как критерии анализа:
Первый уровень. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети хорошо играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
Второй уровень. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2 -3 человека.
Третий уровень. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнёров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвёртый уровень. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий, взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.
В игре, по мнению учёного, чётко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлечённых в игру увеличивается до 5-6.
Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Однако, существует особый вид игры дошкольника - это - режиссерские игры.
Самый высокий уровень игры - Режиссерские игры - это тип детских игр, в ходе которых ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребенок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры. Режиссерская игра дошкольников, которая проводится под наблюдением профессиональных педагогов или психологов, может многое рассказать о ребенке, показать его эмоциональное состояние, уровень развития, а также рассказать о том, что именно сегодня волнует маленького «режиссера». Данное обстоятельство приводит к тому, что к середине- концу дошкольного возраста у ребенка фактически сформирована внеигровая (или надыгровая) позиция.
Раскроем эти особенности подробнее:
. Наиболее яркая отличительная черта режиссерских игр - это несравнимо большее тематическое разнообразие. Сюжетно-ролевая игра «одновременно развивает воображение, заставляя представить действия партнера на несколько «ходов» вперед, она же и ограничивает проявления фантазии. Усредненный, схематизированный вариант действий легче понять партнеру. Отказываясь от деталей, ребенок более успешно продвигается по канве общего замысла» [26, с. 52]. А вот индивидуальная игра не имеет подобного ограничения и разворачивается лишь в соответствии с внутренней программой (замыслом) ребенка. Сравнение с сюжетно-ролевой игрой позволило исследователям утверждать, что «в одиночной режиссерской игре значительно больше сюжетов и больше вариантов каждого сюжета, персонажи изображаются более детализировано средствами мимики, жестов, ролевых фраз и интонаций; развитие сюжета в речевом плане превышает его выражение в действии. Такой, как правило очень одаренный, ребенок не связан знаниями, потребностями и интересами других детей, сложившимися в данном коллективе игровыми стереотипами или разученными и известными другим детям конкретными темами игр, необходимостью увязывания замыслов, а волен выбирать и развивать такие сюжеты, вовлекать в них тех персонажей и обращаться к тем временам и пространствам, которые в данный момент актуальны именно для него в личностном и (или) познавательном плане.
. Несвязанность ребенка ситуацией взаимодействия с другими детьми приводит к тому, что он оказывается намного более свободен в моделировании как самих ситуаций, так и возможных взаимоотношений персонажей в них. Причем для моделирования ситуаций весьма значимым является фактор вариативности.
. Исследования режиссерской игры подтверждают тот факт, что «надролевая позиция» дает большую свободу в управлении ситуацией. Так, в работе В.Н. Белкиной [1] показано, что в «живой» игре-драматизации (т.е. разыгрывании самими детьми некоторого готового сюжета) участники более жестко придерживаются игровых правил, чем в ситуации, когда тот же сюжет разыгрывается ими с помощью игрушек-фигурок. И это позволяет делать вывод, что такая отстраненная позиция, которая выступает отличительной чертой режиссерской игры, действительно предоставляет ребенку бóльшую свободу действий и творческой инициативы. Режиссерская игра позволяет строить совершенно отвлеченные модели действительности и опробовать их в действии, учит «смотреть на ситуацию целиком и одновременно видеть ее во всей своей сложности» [28, с. 11], т. е. можно сказать, что она позволяет выйти на уровень абсолютной модели ситуации.
. Надыгровая позиция, а также необходимость проигрывания множества разнообразных ролей, безусловно, способствуют более интенсивному формированию позиции децентрации. Если роль - это взгляд на проблему глазами другого персонажа, но все-таки одного, то здесь возникает необходимость моделировать разные взгляды разных персонажей на одну и ту же проблему, учитывать по ходу игры столкновение их мнений, характеров, интересов, интерпретаций происходящего, что заметно усложняет задачу. К младшему школьному возрасту (как наглядно показывают экспериментальные данные нашего исследования) при организации режиссерской игры с достаточно большим числом персонажей ребенок начинает смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа.
. Еще одна особенность режиссерской игры связана с тем, что она требует от ребенка гораздо большей познавательной и творческой активности, инициативности. Если в процессе сюжетно-ролевой игры образуется некая смысловая пауза, то толчком для последующего развития сюжета игры может стать идея любого из играющих детей (как правило, более активных). В случае подобных пауз во время индивидуальной режиссерской игры такой «помощи» ждать неоткуда, и ребенок всегда сам должен мобилизовывать резервы своей фантазии для того, чтобы игра могла успешно продолжаться и дальше. В определенной степени способность к построению сюжета может расцениваться как осмысленная (т.е. наделенная смыслом) модель действий в случайной ситуации....
Похожие материалы:
Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возрастаРеферат: Взаимосвязь свойств человека как индивида и как субъекта деятельности
Курсовая работа: Способности как фактор успешности профессиональной деятельности
Контрольная работа: Диалогизм как системное качество деятельности
Домашняя работа: Диагностика учебной деятельности. Диагностика общения ребенка со взрослым. Диагностика мотивов поведения