Реферат: Сущность мышления и его виды. Последовательность познавательных процессов

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Сущность мышления и его виды. Последовательность познавательных процессов':


Введение
Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему.
Теория познания разрабатывается в психологии с момента ее возникновения и в частности в творчестве Гераклита, Платона, Аристотеля.
Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление - психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира.
Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.

1.Сущность мышления и его виды
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw - воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойств
в)представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Роль чувственного познания велика, поскольку:
органы чувств - это единственный канал, непосредственно связывающий человека с внешним миром.
без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще. познание мышление суждение
органы чувств дают минимум первичной информации, необходимой и достаточной для познания объективной реальности со многих сторон.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio - разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
а) Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
б) Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
в) Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке.
Рациональное познание - сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления, т.е. процесса целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека, существенных свойств и отношений действительности.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.
Различают несколько видов мышления. Прежде всего по генезису - наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое и словесно-логическое. Выделяют также особый вид мышления - пралогическое, характерное для традиционных обществ. Основаниями для выделения видов мышления являются также: его направленность (практическое и теоретическое, реалистическое и аутистическое), особенности мыслительного процесса (логическое и интуитивное, конвергентное и дивергентное) и результат (репродуктивное и творческое).
Разберем подробно каждый из перечисленных видов мышления.
Пралогическое мышление является одним из ранних этапов развития мышления и характерно для первобытной культуры. Впервые этот вид мышления был описан Л. Леви-Брюлем, который показал, что в отличие от логического оно оперирует другими формами и операциями - это магия, вера в одушевленность мира, житейский опыт, воплощенный в речи и орудиях труда. Сущность предметов и явлений при этом часто мистифицирована, а сами они соотносятся по признакам «причина - следствие» и совпадения во времени и пространстве. Л. Леви-Брюль считал, что отголоски этого вида мышления проявляются и поныне в обыденном сознании, например, в суевериях, страхах, религии, в вере в экстрасенсов и колдунов, в способах решения конкретных житейских ситуаций.
Исследование генезиса мышления показало, что первым в онтогенезе и, по-видимому, в филогенезе (исключая пралогическое) возникает наглядно-действенное мышление, которое иногда еще называют «ручной интеллект». Этот вид мышления характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, так как субъекту необходимо непосредственное взаимодействие с предметами, входящими в проблемную ситуацию. Так, крысе обязательно нужно пробежаться по лабиринту, прежде чем понять, каким образом добраться до мяса, а каким - до воды. Ребенку необходимо несколько раз бросить разные предметы в миску с водой, прежде чем сказать, какой из них поплывет, а какой - потонет. Именно этот способ решения, который был изучен бихевиористами, и получил название «метод проб и ошибок».
Следующий вид мышления - наглядно-образный, при котором субъект наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предметов и ситуаций без реального контакта с ними, только на основании представления этих предметов и ситуаций и изменений, происходящих с ними. Важным моментом наглядно-образного мышления является тот факт, что в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения, то есть преодолевается познавательный эгоцентризм, свойственный при решении задач с помощью наглядно-действенного мышления.
Накопив достаточный опыт решения задач на основе ориентировки в реальном, действительном плане, в плане поведения и осознав причины допущенных ошибок, субъект уже может представить себе схему и результат действия еще до его начала, на основе ориентации в образе ситуации. Так переходят на следующий этап мышления дети (и, по-видимому, первобытные люди), получая правильный ответ на основе сенсорного (прежде всего зрительного) анализа ситуации, без непосредственного контакта с объектами.
Таким образом, можно сказать, что отличия между разными видами мышления связаны с разницей в ориентировке - либо это ориентировка в действии, которая идет параллельно с решением (наглядно-действенной мышление), либо ориентировка во внутреннем, образном плане, которая предшествует решению (наглядно-образное мышление).

2. Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение
Мышление осуществляется с опорой на три основные логические конструкции, такие как понятие, суждение, умозаключение, но выходит далеко за их пределы.
Мышление человека осуществляется в понятиях. Понятия - это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «автомобиль» входят такие существенные признаки, как конструкция, тип двигателя, рулевое управление и др.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя и т.д. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.
Суждения бывают истинными и ложными. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается что-либо (или отрицается что-либо) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все люди смертны». В частных суждениях утверждение (отрицание) относится лишь к некоторым предметам; в единичных только к одному.
Суждение образуется двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона с помощью умозаключений вывел и предсказал свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений человек получает другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения называются посылками умозаключения. Вывод, получаемый в ходе умозаключений из двух посылок, называется заключением.
Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого либо предмета или явления, его сущности и форм существования, закономерностей развития и т.д. Они участвуют в образовании понятий и суждений, которые нередко выступают как итог умозаключений, чтобы стать средством дальнейшего познания.
В структуре умозаключения различаются два основных более или менее сложных элемента: посылки (одна или несколько) и заключение, между которыми также существует определенная связь.
Посылки - это исходное и притом уже известное, знание, служащее основанием умозаключения.
Заключение - производное, притом новое, полученное из посылок и выступающее их следствием.
Вывод - логический переход от посылок к заключению. Это связь между посылками и умозаключением, есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому, - отношение логического следования.
По степени посылок умозаключения делятся на три группы:
) дедуктивные, в которых мысль идет от большей к меньшей общности знания;
) индуктивные, когда мысль развивается от знания одной степени общности к новому знанию, большей степени общности;
) умозаключения по аналогии, у которых посылки и выводы выражают знание одинаковой степени общности.
Всякая мыслительная деятельность осуществляется с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Анализом называется мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов или явлений, выделение отдельных их частей, признаков, свойств. В противоположность анализу синтез есть мысленное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений из отдельных частей, признаков, свойств. Хотя анализ и синтез - противоположные друг другу операции, они в то же время неразрывно связаны между собой, но на отдельных этапах мыслительного процесса на первый план выступает анализ или синтез.
Например, при чтении выделяются отдельные фразы, слова, буквы в тексте. Здесь осуществляются мыслительные процессы анализа. Затем преобладающим становятся процессы синтеза: буквы объединяются в слова, слова - в предложения, предложения - в те или иные разделы текста.
Помимо анализа и синтеза, мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, абстрагирования и обобщения. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.
Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.
Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других - различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других - различными.
Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления.
Обобщение - объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам . Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.
При обобщении за основу берутся те признаки, которые мы получили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сходных единичных объектов.
. Необходимо установить последовательность познавательных процессов по критерию их познавательной сложности
а) речь;
б) сознание;
в) ощущение;
г) память;
д) восприятие;
е) мышление.
Ответ: в, д, е, б, г, а
На мой взгляд, верной последовательностью будет - ощущение, восприятие, мышление, сознание, память, речь.
На простом жизненном примере можно прийти к данной последовательности: девочка увидела, как человек перебегал дорогу, в неположенном для этого месте и рассказала об этом на уроке в школе.
Рассмотрим эту ситуацию более подробно. Первым звеном последовательности познавательных процессов в данной ситуации выступает ощущение. Ведь любую информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. (В нашем случае девочка увидела). Ощущения - источник наших знаний о мире и о самих себе.
Следующим звеном последовательности будет восприятие. Ведь восприятие, по определению - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Девочка восприняла полученную информацию, как необычное явление, ведь нельзя переходить дорогу в неположенном месте.
Далее, по-моему мнению, должно следовать мышление. Девочка задумывается, почему человек так поступил и, что его подвигло на это. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.
Следующим звеном можно считать сознание. Девочка осознает, что действие человека противоправное и так поступать не нужно.
Сознание - это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
Далее следует память. Девочка запомнила увиденную ситуацию, ведь волей неволей останется в памяти то, о чем так долго размышляешь.
Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
И последним звеном данной последовательности является речь. Речь - это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Девочка на уроке ОБЖ рассказала одноклассникам об увиденном. Ведь переходить дорогу в неположенном месте очень опасно и это может спровоцировать несчастный случай.

Заключение
Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в различных ситуациях.
Мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.
Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственного данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

Список использованной литературы
1.Большой психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Педагогика-Пресс, 2003.
.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М.: ИНФА-М: Учебник для высших учебных заведений, 2006 .
.Островский Э.В. Основы психологии. - М.: ИНФА-М: Вузовский учебник, 2012.
.Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Педагогика-Пресс, 1999.
.Столяренко Л.Д Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.
.Чередник П.В. Эстетика и чувственное познание, 2011.

Похожие материалы:

Реферат: Виды и историческое развитеи мышления чекловека

Курсовая работа: Развитие познавательных процессов у подростков

Реферат: Сущность процессов репарации и онкогенеза

Реферат: Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

Реферат: ТОРМОЖЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ И ЕГО ВИДЫ