Реферат: Свобода воли и личная ответственность
Оглавление
Введение
1. Понятие свободы воли
2. Личная ответственность
Заключение
Литература
Дата добавления на сайт: 01 августа 2024
Скачать работу 'Свобода воли и личная ответственность':
Свобода воли и личная ответственность
Оглавление
Введение
1. Понятие свободы воли
2. Личная ответственность
Заключение
Литература
Введение
Свобода воли представляет собой возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств. В философии с давних пор ведётся спор о существовании свободы воли, её верном определении и природе. Существуют две противоположные позиции: метафизический либертарианизм - утверждение, что детерминизм неверен и, таким образом, свобода воли существует, или, по меньшей мере, возможна, и жёсткий детерминизм - утверждение о том, что детерминизм верен и свободы воли не существует.
Обе эти позиции, если они утверждают, что детерминизм несовместим со свободой воли, классифицируются как инкомпатибилистские. Если же роль детерминизма в этом вопросе отрицается, то такие позиции называются компатибилистскими .
Принцип свободы воли имеет следствия в религии, этике и науке. К примеру, в религии свобода воли подразумевает, что желания и выбор человека могут сосуществовать с божественным всеведением. В этике существование свободы воли определяет, могут ли люди нести моральную ответственность за свои действия. В науке изучение свободы воли может выявить способы прогнозирования человеческого поведения.
Свобода и ответственность как определяющие сущностные основания выступают на современном этапе развития общества как незыблемые принципы существования человечества в целом, и, что не менее ценно, как императив развития человека и человечества. Думается в соотнесении свободы и ответственности в современном мире основной, все же, будет ответственность, так как именно она заставляет человека отвечать за личные и общественные проблемы, что позволяет предположить положительную динамику в решении общечеловеческих проблем.
1. Понятие свободы воли
В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики . В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности поддержания усилий для достижения цели. Воля неразрывна с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования как личности. Считается, что характер совместно с интеллектом является основой волевых процессов.
Свобода личности в психологическом плане - это прежде всего свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него - в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В.Франкл). В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф.М. Достоевский).
Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В.Франкл).
В некотором роде воля - психическая деятельность. Так же воля - процесс рефлекторный. Предпосылка развития воли и волевого поведения нужно искать у животных. Каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой стимулом служит ограничение движений. Таким образом, воля как активность, связанная с потребностью в преодолении преград, обладает самостоятельностью по отношению к мотивам, изначально создавшим данное поведение. Специфические действия некоторых лекарственных веществ на организм и «силу» воли позволяют говорить о наличии определенного мозгового аппарата, реализующего рефлекс «свободы ». Доказано, что на механизмах волевого воздействия и усилия огромную роль играет система речевых сигналов (работы А. Н. Леонтьева , Л. С. Выготского , А. Р. Лурия ). Воля тесно связана с действиями, эмоциями и сознанием человека. Отсюда следует, что воля представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к различным формам реагирования человека на внешние и внутренние значимые сигналы, воля, в противовес, препятствует чрезмерной генерации эмоционального возбуждения, способствует удержанию начального выбранного направления. Но так же волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения потребности преодоления самих препятствий. Поэтому наиболее продуктивной деятельностью человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.
Свобода, это отсутствие давлений и ограничений. То есть, чем меньше ограничений испытывает человек, тем больше свободы он имеет. Но нелегко понять всю суть этого понятия, если по жизни приходиться сталкиваться со многими её формами - физическая свобода, юридическая, внутренняя, государственная, душевная, личная, свобода воли, свобода действий слова и т.д. Но все эти «свободы» зависимы друг о друга и действуют сообща. Свобода государства и свобода в государстве, это демократия, это свобода слов и свобода действий. Свобода слова, в наше время достаточно переменное явление, зависящее от времени и места. Свобода действий, это фактор этики и морали в нашем обществе. Свобода душевная и внешняя свобода должны дополнять друг друга. Душевная свобода может повлиять на восприятие отсутствия свободы внешней.
В философии свобода часто напрямую связана со свободой воли. У Аристотеля свобода воли, как обусловленная низшей стороной нашего существа, есть не преимущество человека, а лишь несовершенство его природы.
Свобода воли - понятие, означающее возможно беспрепятственное самоопределение человека внутреннего порядка, самоопределение в выполнении целеполагающих задач личности. Думается, что на современном этапе развития России свобода воли каждого из нас должна непременно связываться с личной ответственностью человека за то, что он совершил, а также с искренностью в совершении своих личных обязанностей и осознанием предназначения.
Сама же воля - это всегда сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая составляет ценность для него, а, в конечном счете, всегда самостоятельное решение. Для русского человека всегда была проблема в сочетании воли как акта духовного явления и как акта волеизъявления.
Следует согласиться с Б.С. Никифоровым, который связывает «эксцессы темперамента» и неосторожные проявления характера любой нации с невнимательным отношением к общественным отношениям и интересам людей. С ним не согласен А.Б. Сахаров, который видел в отрицательных чертах характера лишь проявление условий, способствующих конкретному проявлению антиобщественных взглядов и чувств правонарушителя. А русский человек всегда правонарушитель! Сначала против самого себя, потом против хозяина, затем, против власти, а самое главное, против свободы и ответственности за себя, страну, нацию. Это самые непонятные для нас ценности - свобода и ответственность. Только противоречивая действительность долгих лет советского и постсоветского пространства дала возможность неординарных выборов и решений различных вариантов поведения, где человек благодаря сознанию и воле использует эту возможность. Именно противоречие между конкретной ситуацией и условиями предыдущего развития дали перспективу в развитии феномена свободы.
Проблема свободы воли тесно связана с вопросами моральной ответственности, поэтому и она встает перед многими людьми. Например, они спрашивают: «Могут ли преступники не делать то, что они делают?» Ведь, кажется, что подлинная нравственность возможна только в том случае, если мы действуем свободно. Если мы не свободны, то не можем отвечать за свои поступки, а значит, по отношению к нам неуместны ни обвинения, ни похвала.
Говоря о свободе, необходимо упомянуть некоторых категорий свободы, таких, как Национальная свобода, политическая, экономическая, и т.д.
Для многих людей на протяжении столетий свобода означала не гражданские права, не демократию и даже не представительное правление. Она означала для них национальную свободу - свободу от угнетения чужеземными владыками.
Под экономической свободой понимают обычно свободу владеть частной собственностью, покупать и продавать товары и продавать собственный труд. Но без государственного правления невозможны ни (в первую очередь) частная собственность, ни договоры о продаже, ни договоры о найме. И экономическая свобода, и противоположное ей состояние, в сущности, явления политические, поскольку предполагают существование государственного правления.
. Личная ответственность
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
Термин «ответственность» достаточно многообразен. Его существование предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязь общества и отдельного человека жить в обществе и быть свободным от него нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен сопоставлять поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. Действуя в соответствии с ними он поступает ответственно. В свою очередь общество постоянно контролирует деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение или наказывая нарушителя).
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (жажда, голод, половое влечение), анатомические особенности, половые различия, процессы развития и созревания организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считают, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения.
В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.
Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Ответственность личности имеет социальную природу, предопределенную как общественных характером отношений, так и особенностями личности, ее местом в системе личностных отношений. Социальная ответственность характеризуется рядом объективных и субъективных предпосылок. С объективной стороны социальная ответственность отражает общественную природу человека и урегулированность общественных отношений социальными нормами. class=GramE>.Деяние, противоречащее этим нормам, влечет ответственность нарушителя. Его возникновение возможно при условиях предварительного предъявления к поведению людей определенных требований, сформулированных устно или письменно в соответствующих правилах.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (жажда, голод, половое влечение), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считают, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения.
В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.
Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
свобода личность ответственность моральный
Заключение
Свобода воли - философское понятие, обозначающее самоопределяемость человека в своих действиях. Проблема свободы воли становится одной из центральных со времен Сократа; она формирует представление о личности как субъекте нравственной и творческой деятельности; от ее разрешения зависит признание ответственности человека за свои поступки.
Если в определенных общественных отношениях человек более или менее свободно выбирает различные варианты поведения, значит, он руководствуется собственным сознанием и правосознанием. Такие отношения можно регулировать с помощью права и иных социальных норм. Общественные отношения, участники которых лишены возможности выбора решения или способности руководить своими поступками, не дают человеку возможности осознать свою моральную ответственность за выбор варианта поведения.
Свобода воли каждого из нас должна непременно связываться с личной ответственностью человека за то, что он совершил, а также с искренностью в совершении своих личных обязанностей и осознанием предназначения. Мировоззренческая система порождает способность оценки уровня возможности, проявления свободы воли. Сама же воля - это всегда сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая составляет ценность для него, а, в конечном счете, всегда самостоятельное решение.
Понятие свободы невозможно отделить от ответственности. Будучи детьми, мы обладаем незначительной свободой, а значит, наша ответственность тоже невелика. По мере того как мы становимся более ответственными, мы приобретаем большую свободу и можем принимать все больше самостоятельных решений, которые оказывают влияние на нашу жизнь.
Литература
1.Берлин. И. Две концепции свободы / Современный либерализм. М., 2008.125с
.Губин В.Д., Некрасова Е.н. Основы этики: Учебник - М.: Форум Инфра -М, 2008 г.145с
.Зеленкова И.Л., Этика: учебное пособие - Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2010 г.258с
.Кант И. Пролегомены. Соч. в 6-ти т. М., 2005 Т. 4(1).125с
.Платон. Государство /Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1970. Т. 3(1).
.Прокофьев А.В. Нравственность и свобода воли (Кант - Шопенгауэр - Фейербах) / Этическая мысль. М.: ИФРАН, 2000.
.Тульчинский, Г. Л. О природе свободы / Г. Л. Тульчинский. 2004,250с
.Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М., 2010. 154с|
Похожие материалы:
Реферат: Ответственность за незаконное обращение с радиоактивными материалами, нарушение правил безопасности при работе с микробиологическими и токсическими агентамиЛекция: Патология внимания. Патология воли. Патология эмоций
Реферат: Личная гигиена 2
Реферат: Личная Гигиена. Культура одежды
Статья: Ответственность по вакцинам и их безопасность