Реферат: Связь аскетизма и сферы сервиса

Современная цивилизация стоит перед системным кризисом во всех областях культуры: в экономико-политической и духовной сферах, в вещественно-энергетических средствах бытия человека и общества, в экологии. Мир, с одной стороны, устремляется к новому мировому глобальному порядку, а, с другой стороны, повсеместно наблюдается атомизация индивидуумов, возникает проблема «человека-песчинки», «человека-винтика».

Дата добавления на сайт: 31 июля 2024


Скачать работу 'Связь аскетизма и сферы сервиса':


Введение
Современная цивилизация стоит перед системным кризисом во всех областях культуры: в экономико-политической и духовной сферах, в вещественно-энергетических средствах бытия человека и общества, в экологии. Мир, с одной стороны, устремляется к новому мировому глобальному порядку, а, с другой стороны, повсеместно наблюдается атомизация индивидуумов, возникает проблема «человека-песчинки», «человека-винтика». В духовной культуре отчетливо виден кризис морали, человек перестает быть личностью, полностью утрачивает представление о своем высоком предназначении.
Все кризисные явления современной цивилизации теснейшим образом связаны с антропологическим фактором, с внутренним миром человека, с его представлениями о самом себе, о своем предназначении. Внутренний кризис человека транслируется во все формы современной культуры.
Решающим фактором преодоления кризисных явлений в сфере человеческого бытия во все времена у многих народов были аскетические практики, направленные на гармонизацию как внутреннего мира человека, так и основных культурных сфер.
Родоначальником одной из самых древних аскетических практик является буддизм. Вокруг буддизма сложился обширный круг самой разнообразной исследовательской литературы.
Проблемой аскетизма занимались практически все античные философы, начиная с орфической традиции и Пифагора и заканчивая аскетической традицией Плотина. Последующее развитие идеи аскетизма получили в Восточной христианской традиции.
Цель данной работы - изучение понятия аскетизма, его происхождения, видов, направленности, рассмотрения его места в истории и современном мире, его практического применения. Главной задачей является рассмотрение связи аскетизма и сферы сервиса, а также влияния аскетического образа жизни на использование товаров и услуг.
.Теоретическая часть. Аскетизм: понятие, история, виды
аскетизм светский религиозный
1.1 Понятие аскетизма. Проявление аскетизма в повседневной жизни
Аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах) - ограничение и подавление чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти") как средство достижения религиозных или этических целей, пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах аскетизм предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки аскетизма обнаруживаются уже в первобытном обществе (где аскетизм обусловливался суровыми условиями существования). Значительного развития аскетизм достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древнеиудейские секты-терапевты, ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы). Мотивация аскетизма в различных религиозно-философских учениях различна. Так, аскетизм киников определялся их идеей свободы от потребностей и общественных связей; в дуалистических религиозных учениях, рассматривающих тело и материальность как "темницу души", аскетизм выступает как путь преодоления плоти, освобождение от неё (особенно в манихействе). В сущности же, в антагонистическом обществе религиозный аскетизм имеет классовый смысл. Возведение церковью аскетизма в принцип добродетели уводит народные массы от борьбы за улучшение их материального положения, умаляет в их глазах значение собственности, которой обладают господствующие классы в эксплуататорском обществе.
Наиболее частые формы аскетизма: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. В эпоху первоначального накопления капитала буржуазные религии отвергали аскетизм (в первую очередь как "отрешение от мира"), в протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется т. н. мирской аскетизм, "... весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Совершенно другим по социальному смыслу был аскетизм плебейский и пролетарский, который "... мы обнаруживаем во всех средневековых восстаниях, носивших религиозную окраску, и в новейшее время на начальной стадии каждого пролетарского движения" - этот аскетизм являлся протестом против эксплуататорского строя. Проповедь аскетизма идеологами ранних революционных крестьянских движений была связана с требованием имущественного равенства, с борьбой против роскоши господствующего классов. С развитием производительных сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от религиозно-аскетической идеологии; плебейско-пролетарский аскетизм, поскольку он остаётся религиозным, вырождается в мелкобуржуазную идеологию и поддерживается главным образом в сектантстве. Проповедь аскетизма, которая ведётся сектантскими элементами в революционном движении некоторых стран, отличающихся особенно низким жизненным уровнем населения, противоречит коммунистической морали. Отдавая должное революционной самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отвергает попытки умалить ценность земной жизни, игнорировать задачи достижения полного удовлетворения духовных и материальных потребностей личности на базе социализма и коммунизма. Коммунистической идеологии, ставящей целью всестороннее и гармоничное развитие человека, аскетизм глубоко чужд.
Итак, делаем вывод, что аскетизм это:
умеренность во всем, касается ли это приема пищи, составления гардероба или распределения семейного бюджета.
умение обходиться малым (в первую очередь в бытовом плане), не чувствуя при этом себя ущемленным.
искренняя готовность поделиться с нуждающимися тем, что имеется у человека.
получение радости не от процесса стяжательства, а от процесса самосовершенствования.
умение владеть собственными эмоциями.
образ жизни, при котором внешнее приносится в жертву внутреннему.
В повседневной жизни аскетизм проявляется в следующем:
Быт. Человек, предпочитающий хорошие книги либо путешествия покупке дорогого мебельного гарнитура, проявляет себя аскетом.
Отношения с людьми. Человек, который радуется даже малому, намного легче выстраивает отношения с людьми - люди «тянутся» к оптимистам.
Религия. В христианстве аскетизм почитается, как одна из основных добродетелей человека.
Оптимизм. Аскетичный человек доволен малым, удовлетворен жизнью, следовательно, спокоен и оптимистичен. Не всякий оптимист является аскетом, но каждый аскет - непременно оптимист.
1.2Религиозный аскетизм: понятие и основные формы
Большинство исследователей признают, что все религии в той или иной степени в качестве средства очищения (ритуального или духовно-нравственного) используют практику аскезы. При этом одни полагают, что аскетизм существовал уже у примитивных народов как элемент инициаций и обрядов люстраций, другие - что аскетизмом можно называть только осознанное и добровольное отречение (и в таком виде он встречается только в развитых религиях), третьи - что истинный аскетизм возможен только в свете христианских идеалов. В истории человечества и цивилизации практика аскетизма позволила человеку развить свои духовные силы и подняться над инстинктивными побуждениями. Возникновение аскетизма связано с попытками человека достичь каких-либо предельных целей. С расширением круга ценностей понятие аскезы было приложено к новым идеалам - интеллектуальным, духовным, моральным. Появилась идея достижения мудрости через развитие и тренировку интеллектуальных способностей. В области этики применение понятия аскезы привело к появлению идеала мудреца, свободно выбирающего или отвергающего чувственные удовольствия.
Вопрос о том, с какой эпохи в истории человечества нужно начинать рассказ об аскетизме, как уже говорилось, представляется одним из самых неоднозначных. В примитивных и древних религиях встречаются такие формы как уединение, физические лишения, что было связано с ритуалами инициаций, браком, войнами, знахарством. Сопровождающие эти обряды обычаи могут со временем начать восприниматься как аскетические. Но в строгом смысле, как дисциплина, имеющая духовную цель, это еще не аскетизм. Эти обычаи могут быть связаны с тренировкой, подготовкой к жизненным трудностям. Аскетизм ведет свое происхождение от обычаев, которые сами ни в каком смысле не аскетичны. Для примитивного человека воздержание от пищи - не способ самодисциплины, а средство предотвратить вмешательства злых сил. Племя, чтобы отвести гнев богов, предлагало своего члена, животное или другую ценность для жертвоприношения. Постепенно отказ от необходимого, а затем и регуляция телесных побуждений стали считаться способом умилостивления богов, а позже и фактором духовного возвышения. Причинами возникновения и развития религиозного аскетизма разные авторы называют множество действующих факторов: страх перед враждебными духами; представление о необходимости ритуальной чистоты для взаимодействия со сверхъестественным; желание привлечь внимание божественных существ; чувство вины и греховности, требующих искупления; представление, что аскетические практики приводят к появлению у практикующего сверхъестественных способностей.
В мировых религиях, таких как буддизм и христианство, в возникновении и развитии аскетизма сыграли роль и другие факторы, среди которых называют осознание преходящести земного существования, а также убеждение, что упрощение жизни связано с поддержанием духовности. В христианстве также сыграла свою роль идея «соучастия» в страданиях Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства. Часто в основе аскетизма лежит дуалистическое мировоззрение, согласно которому существует непреодолимая пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла. можно выделить основные типы и формы аскетизма. Хотя в истории мы никогда не встретим чистые типы, и многие элементы различных типов в реальности смешиваются, тем не менее, можно выделить ритуальный, дисциплинарный и мистический типы аскетизма.
На стадии ритуального аскетизма формируются основные аскетические формы (пост и др.), которые потом будут воспроизводиться в более развитых религиях (и будут наполнены новым содержанием). Дисциплинарный аскетизм наглядно описывается путем перечисления различных входящих в него техник и практик. «Гипераскетизм» этого вида в своем предельном выражении превосходит просто тренировку и приводит к полному отрицанию телесности. Цель мистического аскетизма - переживание единения с божеством в акте мистического опыта. Путем ухода от мира, отрицания своей самости и воли аскет приходит к этому единству. Также как отдельный тип аскетизма иногда выделяют появившийся в средние века тип христианского аскетизма, идущий от желания подражать страданиям Христа.
Основные формы религиозного аскетизма: отшельничество, безбрачие, добровольная бедность, посты или воздержание от определенных видов пищи. Сюда же можно отнести различные виды самоистязания (скопцы, флагелланты), соблюдение молчания, ограничение в передвижении, психологический (намеренное переживание неприятных психических состояний) аскетизм.
Все эти формы в той или иной комбинации встречаются в аскетических традициях мировых религий - буддизма, христианства, ислама.
1.3Аскетизм светский и религиозный - принципиальное различие
Аскеты были всегда, во все века, начиная с древности, они своим примером показывали людям, как можно жить, управляя страстями и необузданными вожделениями, совершенствуя тело и разум для продуктивной и долгой жизни. Аскетами были Пифагор, Диоген, Гиппократ, И. Кант. В России замечательный пример светского аскетизма дали в XX веке академики Н. Амосов и Д. Лихачев.
Светскими аскетами были не только философы и ученые. Классическими убежденными аскетами были римский император Марк Аврелий, гениальный полководец Александр Суворов, миллиардер Генри Форд. Светский аскетизм как форма социального поведения возвращается. Культура светского аскетизма предлагает человеку такой образ мышления и жизни, который обеспечивает здоровье и долголетие, избавляет от завистливости и глупых сетей престижности, обретение стройного подвижного тела, радостного оптимистического тонуса, уверенности в своих силах и возможностях.
Но сразу возникает вопрос, в чем заключается отличие светского аскетизма от религиозного, в частности христианского. Слово "аскетизм", "аскет" несколько пугают, настораживают, так как за десятилетия гонений на религии и религиозность в СССР с этими словами стали ассоциироваться нищета, убогость, жестокая аскеза, доводящая человека до крайнего истощения типа "кожа да кости". И доля истины в такого рода ассоциациях имелась, поскольку монахи-аскеты действительно выглядели этакими мрачноватыми скелетами в черных рясах.
Религиозный аскетизм характерен крайне нигилистическим отношением к бренному телу - источнику и побудителю греховности. Воздержание от чревоугодия в религиозном аскетизме достигало в варианте монашеской аскезы столь скудного питания, что поддерживалось только физическое существование и все силы перебрасывались на духовный поиск благодати и спасения во Христе у христиан или абсолютного отрешения от мирских сует в буддизме. Тело как бы мешало и о нем заботились исключительно по принципу быть бы живу. Монахи-аскеты были нищими, часто просили подаяние. Многие жили только хлебом и водой.
Надо ли говорить, что такой аскетизм отпугивал народ, любивший во все времена хорошо и аппетитно поесть, погурманствовать. И быть в теле - дородность, некоторая степень ожирения, придававшая степенность и солидность, была у многих наций и народов в моде. Стройные и худощавые женщины на Украине считались несчастными, их жалели. В селах эта психология царствует и сейчас.
Однако, тысячелетиями существовала культура умеренности и воздержания иного рода, чем религиозная аскеза. Приверженцами такой культуры были многие древние философы и мудрецы: Конфуций, Сократ, Диоген и вся школа киников, Сенека и стоики, но и властители, политики и полководцы: император Марк Аврелий, Ричард Львиное Сердце, Александр Суворов. Все они были людьми творческими, трудолюбивыми, жили долго и отличались отменным здоровьем. Кстати сказать, и великий Гиппократ учил воздержанию и умеренности, а умеренное и сбалансированное в современной терминологии, питание считал лучшим из лекарств. Сократ так невзлюбил искусных поваров, что называл их убийцами, отравляющими людей пищей, разжигающей аппетит и смертоносную неумеренность ее поглощения. О сахарном диабете тогда не знали, но смертельность чрезмерного ожирения осознавалась вполне.
Но аскетизм великих касался не только умеренности в питании. Умеренность вознесена была ими в главный принцип жизни во всем. Чрезмерность изгонялась из образа их жизни как основная опасность для души и тела.
Исследователи, а также приверженцы аскетичного образа жизни выделяют следующие его преимущества:
Аскетизм даёт независимость - от тяги к роскоши.
Аскетизм обеспечивает готовность - пожертвовать собственными интересами ради общей цели.
Аскетизм даёт освобождение - от сильных эмоций и страстей.
Аскетизм даёт толчок - к личностному росту.
Аскетизм, как отказ от излишней роскоши и привязанности к плотским удовольствиям, даёт уважение - со стороны окружающих.
2.Практическая часть. Практика аскетизма
.1 Аскетизм в монашестве. История монашества
Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Когда же кончилось время мучеников крови, пришла пора мучеников аскезы - монахов. Христианское монашество (от греч. - «одинокий») зародилось в III в. в Египте. Христиане, стремившиеся полнее воплотить в жизнь евангельские принципы, отказывались от мирских благ. Они уходили в пустынные места, где посвящали себя молитве, аскетическим подвигам, направленным на подчинение плоти духу, а духа - Христу. Монашество стало реакцией на «обмирщение» Церкви, компромиссы с миром, участившиеся по мере расширения её рядов и усложнения связей с обществом.
Монашеский уход от мира в отличие от сектантского был проявлением не враждебности к нему, а Христовой любви - в горах и пустынях монахи молились о спасении человечества. В эпоху мученичества уходом от мира становилось само вступление в Христианскую Церковь, исключавшее развлечения и ценности язычников - праздники и игры в честь богов, театры и цирки. После прекращения гонений именно монашество на многие века стало для Церкви формой отречения от всего, что могло бы увести человека от Христа. Оно являлось и выражением свободы от всевластия империи, напоминало о том, что существуют цели и ценности более высокие, нежели мирское могущество.
Сначала монахи селились поодиночке, затем у наиболее выдающихся подвижников начали появляться ученики - послушники. Описание подвигов монахов - одна из главных тем христианской литературы того времени. Их пример давал мирянам силы для борьбы с грехом и злом в себе, монашество несло в мир опыт духовного восхождения. Уже в IV в. сложились два основных типа устроения монашеской жизни - лавра и киновия. Лаврами (греч. - «широкий», «многолюдный») когда-то в Александрии называли улицы, на которых стояли церкви. Потом это название закрепилось за теми местами, где устраивались многочисленные монашеские обители. В лаврах монахи уединялись каждый в своей хижине или пещере, а вместе собирались только по воскресным и праздничным дням для богослужений. Духовное руководство ими осуществлял старец - авва. Образцом лавры послужила монашеская община, собравшаяся к 305 г. вокруг св. Антония Великого, (около 250-356) в Египте, на берегу Нила. Преподобный Антоний, жизнеописание которого дошло до наших дней, заповедал своим ученикам всецелое служение Богу, отречение от греховных стремлений к богатству или славе, постоянную молитву, уединённые размышления о Боге, занятия физическим трудом, чтобы хотя бы скудно прокормиться.
Киновия («общежитие») - это собственно монастырь, где монахи живут вместе в одном или нескольких помещениях. Жизнь в киновиях подчинена строгим правилам - уставам; монахи обязательно участвуют в совместных работах и богослужениях. Основателем киновиального монашества стал Пахомий Великий (умер в 347 г.). Он организовал такой монастырь сначала на одном из островов Нила. Но обитель не могла вместить всех желающих приобщиться к монашескому подвигу, и Пахомию пришлось устроить ещё несколько монастырей на некотором удалении друг от друга. Он же создал и первый монастырский устав. Каждый из монастырей имел своего главу - игумена, или настоятеля, подотчётного киновиарху - авве, на котором лежала ответственность за братию всех киновий. Помимо совместных богослужений, молитв и бесед с настоятелем о вере монахи должны были...

Похожие материалы:

Курсовая работа: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ

Курсовая работа: Связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков

Реферат: Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников

Дипломная работа: Связь самоотношения с профессиональной направленностью в юношеском возрасте

Курсовая работа: Связь эмоционального состояния личности с уровнем её психического здоровья