Курсовая работа: СВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Говоря о функциональных состояниях личности, мало кто понимает, что именно под этим термином подразумевается. А ведь это то, что дает нам возможность нормально и стабильно существовать.
В нашем исследовании мы рассмотрим проблему связи функциональных состояний и образа жизни личности.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'СВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО КубГУ)
Кафедра психологии личности и общей психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
СВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Работу выполнил(а) А.Г., Панасенко
Факультет управления и психологии, направление 030300 - Психология
Краснодар 2013
Содержание
Введение
1.Функциональные состояния и образ жизни
.1Подходы к определению функциональных состояний
1.2Общее представление о функциональном состоянии организма
.3Методы диагностики функциональных состояний
.4Понятие о здоровом образе жизни
2.Эмпирическое исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета «Твое отношение к здоровью»
Приложение Б Тест дифференциальной самооценки функциональных состояний
Введение
Говоря о функциональных состояниях личности, мало кто понимает, что именно под этим термином подразумевается. А ведь это то, что дает нам возможность нормально и стабильно существовать.
В нашем исследовании мы рассмотрим проблему связи функциональных состояний и образа жизни личности.
Содержательная сущность понятия «функциональное состояние» определяется авторами по-разному, в зависимости от включения различных составляющих характеристик. Например, Е.П. Ильин пишет, что функциональные состояния - это физиологические состояния организма и его систем. В.И. Медведев под функциональным состоянием понимает интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности. А В.Л. Марищук под функциональным состоянием понимает некоторый симптомокомплекс характеристик физиологических и психофизиологических процессов, определяющих уровень активности функций и систем организма, особенности жизнедеятельности, и обусловливающих в большой мере работоспособность и поведение человека.
Таким образом, под функциональным состоянием будем понимать - физиологические состояния организма и его систем, включающие следующие функциональные процессы :
химизм тела, сердечнососудистые изменения,
мимику (лицевые маски) и пантомимику (осанка, походка, жесты, шея),
интонационные окраски,
ритм и способ дыхания,
строй мышления и картину мира,
поведенческие установки и программы,
фиксирующие весь этот комплекс кинестетические ощущения, а так же интегральную характеристику наличных свойств, качеств человека, определяющих эффективность его деятельности.
Рассмотрев понятие «функциональное состояние» следует так же понять, что мы будем подразумевать под понятием образ жизни.
Образ жизни - это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия.
Известный валеолог Ю.П. Лисицын в понятие образ жизни включает важный фактор человеческую активность, рассматривая ее в трех аспектах:
интеллектуальная и физическая активность ;
трудовая и вне трудовая активность;
социальная, культурная (образовательная) активность, деятельность в быту и т.д.
Составляющими образа жизни являются:
трудовая активность человека; - общение и бытовые взаимоотношения;
социальная, психоинтелектуальна и двигательная активность;
деятельность, направленная на преобразование природы, общества и самого себя;
способы удовлетворения материальных и духовных потребностей;
формы участия людей в общественно-политической деятельности;
познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического, ориентированного и практического знания;
медикопедагогична деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека;
привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха.
Так же под понятием «образ жизни» понимают сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения.
Основные компоненты образа жизни.
. Двигательная активность.
. Обеспечение психического здоровья.
. Рациональное питание.
. Закаливание и тренировка иммунитета.
. Четкий режим жизни.
. Психосексуальная жизнь
. Отказ от вредных привычек
. Выполнение гигиенических требований.
. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Таким образом, под понятием «образ жизни» будем понимать систему устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия, включающую в себя такие компоненты как:
. Двигательная активность.
. Обеспечение психического здоровья.
. Рациональное питание.
. Закаливание и тренировка иммунитета.
. Четкий режим жизни.
. Психосексуальная жизнь
. Отказ от вредных привычек
. Выполнение гигиенических требований.
. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между функциональным состоянием и образом жизни личности.
Задачи:
) теоретические
осуществить теоретический анализ следующих понятий: функциональное состояние и образ жизни личности;
разработать анкету «Твое отношение к здоровью»;
) эмпирические
провести тестирование по тесту дифференциальной самооценки функциональных состояний;
провести анкетирование по разработанной анкете «Твое отношение к здоровью»;
проанализировать полученный теоретический материал;
дать обобщение и интерпретацию полученных результатов.
Объект - представления девушек и юношей в возрасте от 19 до 24 лет о здоровом образе жизни и функциональном состоянии личности.
Предмет - взаимосвязь функциональных состояний и образа жизни личности.
Гипотеза - функциональные состояния личности не будут зависеть от образа жизни человека (здорового образа жизни).
Методы исследования: теоретический анализ понятий: образ жизни, здоровый образ жизни и функциональные состояния личности, тест дифференциальной самооценки функциональных состояний и разработанная нами анкета «Твое отношение к здоровью».
Научно-практическая значимость работы заключается в исследовании взаимосвязи образа жизни и функциональных состояний личности, что в перспективе позволит, при установлении такой связи, разработать коррекционные мероприятия с целью повышения уровня ОЖ нации, направленные на развитие функциональных состояний личности.
1. Функциональные состояния и образ жизни
.1 Подходы к определению функциональных состояний
Нередко функциональное состояние (ФС) определяется как фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. Однако это определение нельзя считать достаточным. Во-первых, оно носит слишком общий характер и не учитывает структурно-функциональную неоднородность ЦНС. Во-вторых, вводя в качестве критерия "условия осуществления деятельности", оно сужает круг функциональных состояний организма человека, исключая из их числа все состояния, которые непосредственно не связаны с деятельностью (например, сон или медитация). Кроме того, обобщенность этого определения не позволяет выявить основания, по которым можно проводить дифференциацию различных функциональных состояний организма.
Комплексный подход. Появление возможности множественной регистрации психофизиологических индикаторов (ЭЭГ, ЧСС, ЭМГ, дыхательных движений и др.) привело к пониманию функциональных состояний как комплекса поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности и поведения. С позиций системного подхода ФС представляет собой результат динамического взаимодействия организма с внешней средой и отражает состояние "организованного" целого. По этой логике, под функциональным состоянием понимается интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма человека, которые прямо или косвенно определяют его деятельность.
Итак, функциональное состояние - это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности. Таким образом, изменение ФС представляет собой смену одного комплекса реакций другим, причем все эти реакции взаимосвязаны между собой и обеспечивают более или менее адекватное поведение организма в окружающей среде. Согласно этой логике, диагностика функциональных состояний связана с задачей распознавания многомерного вектора, компонентами которого являются различные физиологические показатели и реакции.
Понятно, что увеличение числа компонент этого вектора, т.е. привлечение к анализу все большего числа показателей и реакций, а также их всевозможных комбинаций, приводит к еще большей дробности и затрудненности анализа функционального состояния. Однако положительным является то, что каждое ФС при этом характеризуется своим собственным уникальным сочетанием показателей и реакций (однозначным многомерным вектором). В то же время никакой набор показателей, пусть даже строго упорядоченный и уникальный, не позволяет выявить сущность конкретного функционального состояния, поскольку всегда оказывается лишь внешним описанием и перечислением, лишенным содержательной характеристики, наиболее значимой для понимания сути ФС.
Эргономический подход. Сюда же примыкает эргономическое определение ФС как такого состояния организма человека, которое оценивается по результатам трудовой и профессиональной деятельности. И именно результаты подобной деятельности рассматриваются как наиболее интегральный показатель функционального состояния. При этом снижение результативности деятельности рассматривается как признак ухудшения ФС.
Согласно этой логике здесь выделяют два класса функциональных состояний:
состояние адекватной мобилизации, когда все системы организма работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
состояние динамического рассогласования, при котором различные системы организма: а) не полностью обеспечивают его деятельность; б) или работают на излишне высоком уровне траты энергетических ресурсов.
В первом случае имеется в виду "оперативный покой" - особое состояние готовности к деятельности, при котором организм человека за короткий отрезок времени способен перейти в различные формы физиологической активности для выполнения конкретной деятельности. Состояние оперативного покоя сопровождается повышением тонуса нервных центров, особенно тех, которые имеют отношение к построению движений, связанных с предполагаемыми трудовыми действиями и операциями, а также напряжением некоторых вегетативных функций. Во втором случае речь идет о так называемых экстремальных состояниях (реактивные пограничные или патологические состояния). Конечно, между состоянием оперативного покоя и экстремальными состояниями существует немало других состояний типа: утомления, теплового напряжения, водного истощения и т.п. Подобный способ оценки ФС безусловно, полезен при решении задач повышения эффективности труда. Кроме того, он позволяет прогнозировать развитие нежелательных ФС, таких как монотония, стресс или высокая степень утомления. Однако, как уже было сказано выше, такой подход не позволяет подойти к решению проблемы механизмов формирования и смены ФС.
Психофизиологический подход к определению функциональных состояний опирается на представление о существовании модулирующих систем мозга. Согласно этому подходу акцент делается на функциональной специализации двух систем организма.
В это число входят:
ретикулярная формация ствола мозга, способная оказывать как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга;
лимбическая система, ответственная за эмоциональные состояния человека.
Обе модулирующие системы, будучи тесно связаны с высшими отделами коры больших полушарий, образуют особую функциональную систему, имеющую несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий, психологический (субъективный). В соответствии с этой логикой функциональное состояние можно рассматривать как результат активности объединенной функциональной системы. Таким образом, в психофизиологии функциональное состояние выступает как результат взаимодействия модулирующих систем мозга и высших отделов коры больших полушарий, который определяет текущую форму жизненной активности индивида. Это определение дает основание проводить границу между разными функциональными состояниями не только по поведенческим проявлениям, эффективности деятельности или результатам полиграфической регистрации, но также и по уровню активности модулирующих систем мозга.
Уровень бодрствования является внешним проявлением активности нервных центров. Это понятие характеризует интенсивность поведения. Все поведенческие проявления в первом приближении можно рассматривать как континуум (или одномерную шкалу), обусловленный колебаниями возбуждения модулирующих систем мозга. По некоторым представлениям, между сном и состоянием крайнего возбуждения имеется непрерывный ряд изменений уровня бодрствования, вызываемых изменениями уровней активности нервных центров. Максимальная эффективность деятельности соответствует оптимальному уровню бодрствования.
Итак, предположительно изменения в функционировании нервных процессов образуют одномерную шкалу, нижняя граница которой - состояние сна, верхняя - состояние очень сильного возбуждения типа ярости. Допускается, что между этими полюсами существует целый ряд уровней бодрствования, составляющих диапазон интенсивности поведения. Изменения уровней бодрствования вызывают изменения тонуса нервных центров: всякая нервная активация должна выражаться в усилении бодрствования.
Схема, описывающая линейный континуум уровней бодрствования, требует, однако, двух важных уточнений.
Во-первых, установлено, что активность нервных центров во время сна далеко не всегда минимальна. Как будет показано ниже, в некоторые периоды ночного сна организм человека обнаруживает напряжение физиологических функций. Вероятно, следует признать, что между разными ФС существуют качественные отличия, не сводимые только к различиям в уровнях активации.
Во-вторых, представление о последовательном увеличении уровней бодрствования не предполагает, что приспособительные возможности организма возрастают также монотонно. Начиная с какого-то достаточно высокого уровня бодрствования большинство действий нарушается, таким образом, эффективность выполняемой деятельности связана с уровнем бодрствования обратной U-образной зависимостью. Теоретически можно предположить, что для каждого типа адаптивного поведения существует оптимальный уровень бодрствования.
Таким образом, следует ввести понятие оптимального уровня бодрствования и соответствующего ему функционального состояния, на фоне которых человек добивается наиболее высоких результатов. Следует отметить, что не существует количественной меры для фиксации уровня бодрствования, т.е. нельзя прямо измерить уровень бодрствования, как, например, измеряют температуру тела. Переход от одного уровня бодрствования к другому оценивается эмпирически, на основе наблюдения и количественной оценки разных физиологических показателей.
Нейрохимический подход к определению функциональных состояний опирается на представление о сильной зависимости психического состояния человека (его настроений и переживаний) от биохимического состава внутренней среды организма. Предполагается, что в мозге человека существует особый механизм, регулирующий функциональное состояние через изменение уровня активности медиаторных систем мозга, а также баланса их активности (Данилова, 1992 ). Устойчивое равновесие активности медиаторных систем дает представление о среднем уровне активации или функциональном состоянии, при котором реализуется данное поведение. Разным типам поведения соответствуют различные балансы активности медиаторных систем мозга.
1.2 Общее представление о функциональном состоянии организма
Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человеческому организму означает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний. В значительной мере это связано с тем, что исследование состояний человека является довольно сложной задачей. Первые проблемы в исследовании состояний возникают уже в связи с тем, что до сих пор не дано удовлетворительного определения этого понятия, хотя оно часто используется в самом различном смысле и с разной степенью обобщенности.
В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.
Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Так, по мнению Н.Д. Левитова, психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Раскрывая суть этого определения, Левитов говорит том, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние; называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру. Весьма существенным для психического состояния является и то, что оно на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности.
Опираясь на данное определение, Н.Д. Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом...

Похожие материалы:

Реферат: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Реферат: Влияние образа жизни беременной на здоровье ребенка

Курсовая работа: Связь эмоционального состояния личности с уровнем её психического здоровья

Реферат: Физиологические основы здорового образа жизни