Реферат: Связь мотивации достижения успеха и тревожности в раннем юношеском возрасте

Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Связь мотивации достижения успеха и тревожности в раннем юношеском возрасте':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
1.1Мотивационная сфера личности
1.1.1Мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи как мотивационные свойства личности
1.2Тревожность
1.2.1Понятие тревожности в современной психологии
1.2.2Виды, уровни, категории тревожности
1.3Особенности психического развития, мотивации и тревожности в раннем юношеском возрасте
1.3.1Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте
1.3.2Особенности мотивации в раннем юношеском возрасте
.3.3Особенности тревожности в раннем юношеском возрасте
2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА, ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ
2.1Организация исследования
2.2Анализ результатов исследования
2.3Выводы исследования
2.4Практические рекомендации по снижению высокого уровня тревожности и развитию мотивации достижения успеха
2.4.1Профилактика и преодоление тревожности
2.4.2Как создать ситуацию успеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных авторов. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Связано это с тем, что проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль [27].
Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов: как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо критика иных точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников.
Важнейшую роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность.
В психологической науке под данным термином зачастую понимаются достаточно разнородные явления и значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, что подчеркивает субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние - свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.
В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. Изучение тревожности у детей и подростков носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (проблема готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого- либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства единичны (А.И. Захаров, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей). [13, 18, 22]
Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель
«преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивность в поведении подростков. Профилактика тревожности, ее преодоление важно при подготовке
детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Тревожность и мотивация в раннем юношеском возрасте имеет свои особенности. Ключевым фактором формирования адекватной или неадекватной тревожности в раннем юношеском возрасте является неминуемое столкновение с будущим, определение себя и своего места в быстро меняющемся мире. Основным психологическим механизмом возникновения и формирования тревожности является взаимосвязь самооценки и реальных возможностей человека в этом возрасте.. Кроме того, повышение уровня тревожности зависит от степени оценки молодым человеком своей способности (самооценки) соответствовать тому социальному статусу, к которому он стремится (будущее).
Важнейшей характеристикой ранней юности является стремление к жизненному самоопределению, личностной идентичности, самореализации в интимно-личностной, творческой, предметной деятельности. В зависимости от содержания представлений, установок и отношений к успеху и успешным людям, молодой человек выбирает цели жизнедеятельности, определяет способы их достижения, формирует жизненный сценарий.
Ориентация личности на успешные модели поведения, становлении индивидуальности и выборе жизненных стратегий, являются социально значимыми. Несмотря на это исследования влияния тревожности на формирование мотивов достаточно редки и носят фрагментарный характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема изучения связи мотивации достижения успеха и уровня тревожности в раннем юношеском возрасте является достаточно актуальной.
Цель данного исследования: изучение связи мотивации достижения успеха и уровня тревожности в раннем юношеском возрасте.
Задачи нашего исследования:
1.Теоретическое изучение вопросов мотивации и тревожности .
2.Методологическое изучение преобладающего типа мотивации и его уровня в раннем юношеском возрасте.
3.Методологическое изучение уровня тревожности в раннем юношеском возрасте.
4.Определение наличия связи уровня тревожности и мотивации достижения успеха, избегания неудачи.
5.Разработка практических рекомендаций, направленных на снижение уровня тревожности и развитие мотивации достижения успеха.
Объектом выступит мотивационная сфера обучающихся 10-11 классов. Предмет исследования: связь тревожности и мотивации достижения успеха у обучающихся 10-11 классов.
Гипотезой исследования будет выступать следующее предположение: мотивация достижения успеха, избегания неудачи и тревожность как личностные диспозиции тесно связаны, при этом чем выше уровень тревожности тем ниже уровень мотивации достижения успеха. При высокой степени тревожности над мотивацией успеха начинает преобладать мотивация избегания неудачи.
Методами исследования выступали: теоретический анализ литературы, тестирование, математическая обработка данных.
Базой исследования является МОУ СОШ № 6 г. Вологды.
Выборка сформирована из обучающихся 10 «А» и 11 «А» классов МОУ СОШ №6 г. Вологды . Количество человек -47. Возраст 17-18 лет. Девушек - 29 человек, юношей - 18.
Изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи и тревожности проводилось при помощи следующих диагностических методик:
1.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
2.Методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Т. Элерса;
3.Методика измерения уровня тревожности Дж.Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе).
Для математико-статистической обработки данных были использованы:
1.Непараметрический критерий Колмогорова-Смирнова, направленный на определение нормальности распределения данных.
2.Коэффициент корреляции Пирсона который характеризует существование линейной зависимости между двумя величинами.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
мотивационный успех тревожность психология
1.1Мотивационная сфера личности
Изучение мотивационной сферы личности является одним из самых значимых разделов в психологии, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей, которые связаны с удовлетворением человеческих потребностей.
Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:
1.1.1Широта
1.1.2Множественный характер
.1.3Гибкость
.1.4Иерархичность
.1.5Устойчивый характер мотивов;
.1.6Динамичность мотивов;
.1.7Мотивационная сила
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера [32]. Множественность связана с увеличением самих потребностей, способов и средств для удовлетворения таких нужд.
Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом: более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня [32].
Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой [14].
Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Иерархизованность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы [32].
Наличие структуры мотивации неизбежна, потому как несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию. Например, органические потребности (это мотив) объединяют в себя несколько потребностей - в еде, воде и пр.
Устойчивый характер подразумевает под собой длительное сохранение мотивов, которые не исчезают после удовлетворения тех или иных потребностей. Мотивы могут только несколько претерпевать изменения, требовать более совершенных способов своего удовлетворения. Например,
материальные мотивы со временем могут быть удовлетворены всё большим количеством денег и материальных благ.
Динамичность определяется изменением силы и приоритетности мотивов, потому как в зависимости от различных факторов меняется внутреннее отношение человека к своим потребностям - какие-то побуждения начинают доминировать, другие уходят на второй план.
Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.
Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель [32].
Задача как частный ситуационно - мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.
Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие
поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Мотивационная сфера является ядром психики личности, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим основным параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Мотивы динамичны. Их сила и приоритеты меняются в зависимости от изменения внутреннего отношения человека к своим проблемам.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
.1.1 Мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, как мотивационные свойства личности
Первым при изучении мотива достижения возникает вопрос о том, какое место он занимает в структуре личности. Так Г. Мюррей [50] включает потребность в достижении и избегании неудач в систему других психогенных потребностей, таких как: потребность в агрессии, аффиляции, доминировании, защите, игре, избегании вреда, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.
По данным Д. Маккеланда [27], люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть в шахматы, а не в покер.
Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун указывают на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с их основной работой.
Почему же у некоторых возникает подобная потребность? Д. Макклелланд [27] обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достижении влияют установки родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей большей самостоятельности. Их дети в уже относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы. В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость.
Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опекают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела (например, одеваться и есть). Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них, обычно, формируется слабая потребность в достижениях.
Таким образом, достижение рассматривается как наглядное доказательство успеха. Поэтому потребность в достижениях можно охарактеризовать, как стремление достичь поставленной цели, добиться успеха. Рассматривая вопрос о обоюдосторонней связи между мотивацией и свойством личности (свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации закрепившись, становятся свойствами личности) П.М. Якобсон [53] отмечает, что имеет смысл поставить вопрос, в какой мере личность выявляется в мотивационной сфере. А.Н. Леонтьев [25], например, писал, основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, мотивационных линий. П.М. Якобсон [53], однако, справедливо отмечает, что далеко не все то, что характеризует
личность, сказывается на ее мотивационной сфере (но и не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности). И Г. Олпорт [35] об этом же говорит, что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие более инструментальное значение.
Безусловно, к первым можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации или мотив отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними или, наоборот, боязнь быть непринятым, отвергнутым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий).
Стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе [14] или «мотив достижения» по Д. Маккеланд [27] - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Впервые эта диспозиция была выделена в...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте

Дипломная работа: Связь самоотношения с профессиональной направленностью в юношеском возрасте

Курсовая работа: Акцентуации характера в юношеском возрасте

Реферат: Взаимосвязь смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте

Курсовая работа: Взаимосвязь типов учебно-познавательной мотивации и тревожности старшеклассников