Дипломная работа: Связь самоотношения с профессиональной направленностью в юношеском возрасте
Актуальность исследования. При поступлении в ВУЗ недостаточно учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента.
Дата добавления на сайт: 31 июля 2024
Скачать работу 'Связь самоотношения с профессиональной направленностью в юношеском возрасте':
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Связь самоотношения с профессиональной направленностью
в юношеском возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Теоретический анализ проблемы самоотношения и профессиональной направленности личности
.1 Общая характеристика самоотношения
.2 Особенности самосознания в юношеском возрасте
.3 Определение профессиональной направленности
.4 Особенности формирования профессиональной направленности личности в юношеском возрасте
. Исследование взаимосвязи самоотношения и профессиональной направленности личности
.1 Характеристика выборки и методов исследования
.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи самоотношения и профессиональной направленности личности
.3 Психолого-педагогическая программа формирования позитивного самоотношения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Proposal for self-structure
Приложение 2 Описание методик исследования
Приложение 3 Таблица математической обработки данных
самоотношение профессиональный направленность юношеский
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. При поступлении в ВУЗ недостаточно учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единства у будущих специалистов.
Объект исследования - самоотношение и профессиональная направленность личности.
Предмет исследования - связь самоотношения с профессиональной направленностью в юношеском возрасте.
Цель исследования - определить связь самоотношения с профессиональной направленностью в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
) Проанализировать научные источники по проблеме самоотношения личности и профессиональной направленности в юношеском возрасте.
) Изучить особенности самоотношения и профессиональной направленности в юношеском возрасте.
) Выявить связь самоотношения и профессиональной направленности в юношеском возрасте.
) Разработать психолого-педагогическую программу формирования позитивного самоотношения в юношеском возрасте.
Гипотеза: существует связь между показателями самоотношения и профессиональной направленностью в юношеском возрасте.
Новизна исследования: обусловлена тем, что в современной научной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, которыми должны обладать специалисты, но не исследованы те качества, которые обеспечивают предрасположенность к той или иной профессии.
Степень и уровень научной разработанности проблемы.
Анализ понятия «самоотношение», основных факторов и механизмов его формирования представлен в работах С. Р. Пантелеева, М. Розенберга, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столина, Е.Т. Соколовой, К.Хорни, И.И. Чесноковой, И. Эриксона и др.
Исследователи по-разному характеризуют место, занимаемое юношеским возрастом в общем цикле развития личности "завершающий этап подготовки к вступлению в самостоятельную, трудовую и общественную деятельность" (С.В.Черенкова); "важнейший этап развития личности как субъекта труда, познания и общения" (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик); "период самоопределения, решения вопросов "кем быть" и "каким быть" тревожного поиска гражданского идеала и призвания к профессиональной деятельности" (Е.А. Михайлычев) и т.д. "Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы" Л.И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте.
Методологические основы исследования.
Концепция самоотношения С.Р. Пантилеева является наиболее разработанной и эмпирически обоснованной (А.В. Визгина, Е.Т. Соколова, Р.Б.Сапожникова и др.).
Методы исследования: метод теоретического анализа; тестирование; методы количественного и качественного анализа результатов; методы математической статистики (критерий Спирмена).
Методики исследования.
) Методика диагностики самоотношения Пантилеева-Столина.
) Опросник «Доминирующие способности».
) Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна.
Теоретическая значимость исследования: состоит в выявлении связи самоотношения и профессиональной направленности личности в юношеском возрасте. В том, что результаты данного исследования могут быть использованы в теоретическом курсе: Психологии личности, Психологии управления, Психологии труда.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в практической деятельности педагогов, психологов на предприятии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООТНОШЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
.1 Общая характеристика самоотношения
Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.
Самоотношение является для психологии традиционным объектом исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен У. Джеймса (исключение составляют лишь 20-40-е годы XX века). За это время накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения как объекта психологического анализа, раскрыты механизмы его формирования, особенности функционирования и строения. Значительным вниманием среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на поведение человека, особенно на его асоциальные формы.
В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. [10].
Самоотношение в отечественной и зарубежной литературе рассматривается в качестве одного из аспектов самосознания наряду с самопознанием и самоконтролем либо в качестве одного из видов человеческих отношений наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями. Самоотношение представляет собой относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и Я-образ. Самоотношение формируется на основе отношения к другому, человек вырабатывает отношение к самому себе, сравнивая, сопоставляя себя с другим [6].
По мнению С. Л. Рубинштейна, самооценка - это то или иное отношение к себе, «обусловленное мировоззрением, определяющим нормы оценки» [19].
Самооценка является частью концепции "Я", обозначаемой как "эмоционально-ценностное" отношение к себе (Берне, 1986; Столин, 1983; Соколова, 1989; Wylie, 1979 и мн.др.). В рамках этого подхода авторы, как правило, либо отождествляют самооценку с эмоционально-ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют ее как часть ЭЦО, часто отождествляя с самоуважением [18]. Такое представление является наиболее распространенным.
Адекватное отношение к себе выступает в форме самоуважения, гордости, требовательности к себе, совести, чувства долга и выражается в самооценке. Желаемая самооценка называется уровнем притязаний. Он проявляется в трудности целей, задач, которые человек выбирает, и повышается при успехе деятельности. Для полноценного самочувствия человеку необходимо самоуважение. Согласно У. Джеймсу самоуважение находится в прямой зависимости от успеха и в обратной - от уровня притязаний. При отсутствии успеха человек вынужден снижать уровень притязаний [3].
Самоуважение - это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но, тем не менее, быть вполне довольным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уважением относиться к себе [17].
Таким образом, самоотношение является устойчивым чувством человека к себе, принятием либо непринятием себя. Самоотношение понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации.
«Я-концепция», самосознание - совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Р. В. Бернс). В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Согласно современным представлениям самосознание включает: 1) когнитивную, 2) поведенческую и 3) оценочную составляющие.
) Когнитивная составляющая - это знания и представления о себе (о своих физических свойствах, способностях и качествах и пр.) - «Я-образ». Этот образ включает: «Я-реальное» (какой я на самом деле); «Я-идеальное» (каким я хотел бы быть); «Я-зеркальное» (как меня воспринимают другие) или, например у К. Хорни «Я-фантастическое» (каким мог быть, если было бы возможно). Человек стремится приблизить реальное «Я» к идеальному. Если же преобладает фантастическое «Я», то сознание и деятельность личности дезорганизуются и выход из невротического конфликта, возможен только через осознание личностью своего реального «Я».
) Поведенческая составляющая - саморегулирование поведения личности. Адекватные когнитивная и оценочная составляющие формируют и адекватное поведение. Саморегуляция поведения имеет две формы: управление конкретным поведением и планирование, которое является основой самовоспитания.
) Оценочная составляющая выражает отношение человека к себе в целом и к своим отдельным качествам. Это отношение проявляется в форме непосредственной эмоциональной реакции или оценочного суждения [3].
В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самосознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. [15].
Понятие «Я-концепции» развивается через различные отношения. Это понятие структуры личности подчеркивает отношения с окружающими, а не внутренние, но это объединяет аспекты Эго-психологии. Люди строят отношение с окружающими на основе их структуры.
Сама структура относительно отношения с окружающими описана под шестью аспектами:
Самовосприятие. Самоотражение, приобретение самоизображения (если можно различить своё «Я» и окружающие объекты), и сохранение этого изображения в течение долгого времени, последовательный в его психосексуальных и социальных аспектах (идентичность); способность отличить внутренние процессы и, прежде всего, их эмоциональную сторону (дифференцирование аффектов).
Саморегуляция. Самоорганизация, саморуководство и объединение потребностей и чувств, устойчивого напряжения и восстановления баланса. Особенно важна способность оценить чувство собственного достоинства на реалистическом уровне и отрегулировать его колебания.
Защита. Использовать определенные средства (защитные механизмы), чтобы балансировать между внутренними или внешними потребностями и конфликтами.
Восприятие объекта. Способность различать внутреннюю и внешнюю действительность и понимать других людей с их собственными целями, правами, противоречиями и сочувствовать им.
Коммуникация. Эмоционально обращаться с другими людьми, сближение с ними, обмен информации и понимание их эмоциональных состояний.
Связь. Внутреннее представление другого человека (усвоение объектов) и сохранение этого на длинный период (постоянство объектов). Будучи способными сближаться и отдаляться (прощение и обида). Будучи способным сохранять связь и развивать её для того, чтобы взаимодействовать с партнерами.
Эти аспекты не могут быть логически отделены друг от друга; они представляют собой объект структуры («Я» относительно окружающих) от различных перспектив, и захватили сложные функциональные образцы в различных связях [26].
Существует три разных подхода рассмотрения отношения человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания), как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).
Таким образом, важнейшим аспектом рассмотрения самоотношения является его изучение как компонента самосознания. Наиболее часто при этом для обозначения самоотношения как структурной составляющей самосознания используется понятия «оценочная» и «эмоционально-ценностная».
.2 Особенности самосознания в юношеском возрасте
Юношеский возраст всегда рассматривался как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов. Исследователи по-разному характеризуют место, занимаемое этим возрастом в общем цикле развития личности "завершающий этап подготовки к вступлению в самостоятельную, трудовую и общественную деятельность" (С.В.Черенкова); "важнейший этап развития личности как субъекта труда, познания и общения" (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик); "период самоопределения, решения вопросов "кем быть" и "каким быть" тревожного поиска гражданского идеала и призвания к профессиональной деятельности" (Е.А. Михайлычев) и т.д. "Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы" Л.И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте. В юношеском возрасте стабилизируются, и вместе с тем получают новый виток развития черты характера и основные формы межличностного поведения, интенсивно развивается сознание и самосознание личности, формируется "Я-концепция". В этом возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности [23].
Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.
Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “Мы”, то есть образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “Мы” полностью. Чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и “усредненным” сверстником.
Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального “Я”. В зависимости от того, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое - с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения - это личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе [11].
Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо», «представляемое Я».
В юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки - они смещаются, говоря словами Л.С.Выготского, «из вне, во внутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности [22].
Таким образом, можно сделать вывод, что, так как центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания это побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного “Я”.
.3 Определение профессиональной направленности
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности [16].
Направленность личности, ее установки раз, за разом порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств личности. Наличие интереса в определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем направлении, а наличие определенных способностей, обуславливает плодотворную работу, стимулирует интерес к ней.
«Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к себе, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [20].
Потребности и интересы человека, связанные с его отношением к профессиональному труду, характеризуют профессиональную направленность личности. По мнению Э.Ф. Зеера, профнаправленность - это интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков [8].
Уровень профессиональной направленности - высокий или низкий - определяется характером и силой выраженности ее составляющих. Под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно,...
Похожие материалы:
Реферат: Связь мотивации достижения успеха и тревожности в раннем юношеском возрастеКурсовая работа: Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте
Курсовая работа: Изучение гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте
Курсовая работа: Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрасте
Реферат: Взаимосвязь смысложизненного кризиса со свойствами личности в юношеском возрасте