Курсовая работа: Связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков
На создание положительного психологического климата в образовательной среде школы влияют многие факторы, но, возникнув как устойчивый эмоционально настрой коллектива, он сам начинает оказывать непосредственное влияние на состояние всех его членов и может являться специфичной средой, способствуя или препятствуя раскрытию уникальных возможностей и способностей каждой личности.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'Связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков':
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1Психологические особенности подростков
1.2Понятие социально-психологического климата и его исследования у подростков
1.3Влияние личностных особенностей на психологический климат в коллективе
2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВ
2.1Описание выборки и методов исследования
2.2Анализ и интерпретация результатов
2.3Рекомендации по результатам исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
психологический климат подросток коллектив
ВВЕДЕНИЕ
На создание положительного психологического климата в образовательной среде школы влияют многие факторы, но, возникнув как устойчивый эмоционально настрой коллектива, он сам начинает оказывать непосредственное влияние на состояние всех его членов и может являться специфичной средой, способствуя или препятствуя раскрытию уникальных возможностей и способностей каждой личности. В следствии того, что учебную группу учащиеся не выбирают, поэтому целесообразно педагогам проходить специальную психологическую подготовку направленную на умение достигать оптимизации психологического климата в классе, чтобы он не подавлял, а, наоборот, стимулировал развитие внутренней активности личности и способствовал формированию у него готовности к саморазвитию. Создание и поддержание благоприятного психологического климата требует со стороны учителей понимания психологии школьников, их эмоционального и психических состояний, настроения, взаимоотношений
друг с другом и многих других важных факторов.
При непосредственном наблюдении за учениками любого класса можно увидеть, что отдельные ученики чувствуют себя не комфортно и не безопасно в силу их личностных особенностей и тогда возникает необходимость включения их в активное взаимодействие внутри классного коллектива, с целью демонстрации их способностей, избавления от сдержанности и стеснительности. Положительный психологический климат в классном коллективе подростков будет способствовать лучшему усвоению учебного материала школьниками и полноценному развитию его всесторонней личности.
Важным показателем положительного психологического климата в классе является элемент конструктивного межличностного взаимодействия всех членов коллектива, а это в свою очередь обусловлено личностными особенностями каждого из объектов общения.
Проблемами изучения личностных характеристик занимались, такие исследователи как: М. Шоу, Г. Кунц, С.О. Доннел, Д. Макклелланд, Т.Ю. Базаров, А.В. Карпов, С.М. Морозов, Р.Л. Кричевский и др.
В отечественной психологии социально-психологический климат исследовали: В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Г. Ковалёв, В.С. Кузьмин, Г.Л. Моченов, М.Н. Ночевник, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, С.К. Рощин, В.Ф. Рубахин, Г.П. Смолян, А.В. Филиппов и др. Актуальность нашего исследования заключается в том, что личностные особенности оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений в коллективе школьников. Это проявляется и в межличностном и групповом взаимодействии, которое зависит от различного рода причин.
Целью работы является выявление связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
Объект: субъективная оценка подростками психологического климата в школьном коллективе и их личностные особенности.
Предметом: характер связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
В качестве основной гипотезы исследования, выступает предположение о том, существует связь между субъективной оценкой психологического климата и личностными особенностями подростков.
Задачи:
1.Описать психологические особенности подросткового возраста.
2.Проанализировать исследования социально-психологического климата в психологии.
3.Провести эмпирическое исследование связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
4.Разработать рекомендации для педагогов по оптимизации психологического климата в школьном коллективе.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2.Методы психодиагностики.
3.Методы статического анализа эмпирических данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1Психологические особенности подростков
Рассматривая подростковый период развития, который включает возраст от 12 до 15 лет, отметим, что он характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. С точки зрения физиологии в организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез, интенсифицируется обмен веществ. Происходит нарушение прежней согласованности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, агрессивности, резких колебаний настроения от активности к вялости и полной апатии. Следует отметить, что особенностью подросткового возраста выступает представление подростка что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. И как следствие сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Следует отметить что, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности [34].
Еще одной характеристикой пубертатного возраста является его переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. С точки зрения многих авторов данный период в развитии ребенка является особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. Так, как в основе такой позиции лежит множество критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития ребенка данного возраста [24].
Подростку свойственна повышенная критичность, так как когда он был в более раннем возрастном периоде, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был непридирчив в своих оценках, но став подростком, он начинает переоценивать знакомое и привычное поведение, вынося собственные рассуждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. Следовательно, авторитет родителей, значимых раннее взрослых и учителей может ослабиться или теряться навсегда [37].
Дети пубертантного возраста очень непредсказуемо относятся ко всему, что касается не только оценки их личностных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. И как следствие на этой почве подростки могут вступить в конфликт с обидчиками. Потеря авторитета родителей, или кого-то другого, может сказаться самым крайним и неожиданным образом: так, например это может проявляться: в замкнутости, грубости, озлобленности, упрямстве, агрессивности, демонстративности, вести асоциальный образ жизни начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. [30].
Л.С. Выготский отмечает, что подростковый возраст представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Основным сильнодействующим из них является недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, присутствие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Перечисленные причины могут усложнить учебно-воспитательную работу с ними, но и сделать ее порой практически невозможной. Следует заметить, что возникающие напряженные отношения в межличностном взаимодействии могут спровоцировать различные отклонения в поведении у подростков [13].
Л.С. Выготский, как и П.П. Блонский, подходил к подростковому периоду возрастного развития как к историческому образованию. В своих трудах они предполагали, что особенности протекания и продолжительность подросткового периода заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества [21].
Э. Шпрангер разработал и теоретически обосновал культурно- психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, согласно теории Э. Шпрангера - это возраст врастания в культуру, где рассматривается, что психическое развитие - есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
В качестве главного новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, введены понятия открытого «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Подвергая анализу представления о том, что главной задачей психологических наук является познание внутренних структур личности, тесно связанного с культурой и историей. Так, Э. Шпрангер проложил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте [31].
Согласно исследованиям В. Штерна, подросничество выступает как один из этапов формирования личности. По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особую направленность мыслительной и эмоциональной деятельности, но и стремлений, идеалов и образ действительности. В. Штерн рассматривает изучаемый возраст, как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «взрослая игра». Примером такой игры могут служить различного рода дополнительные занятия: спортом, рисованием, танцами, а также участие в различного рода организациях, выбор профессии и самоопределение, согласно выбранной направленности [34].
В периодизации Д.Б. Эльконина изучаемый возраст, связан с новообразованиями, которые вследствие новой социальной ситуации развития возникают из ведущей деятельности предшествующего периода [1].
Производя постоянный сравнительный анализ с поступками взрослых, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослыми никакой существенной разницы не существует, поэтому они начинают требовать от окружающих принимать и воспринимать их как взрослых людей, способных самостоятельно принимать решения.
Одним из ведущих новообразований этого возраста выступает возникновение представления о себе как «о взрослом». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, существует высокая потребность в признании его взрослости окружающими [11].
Межличностное и межгрупповое общение весьма важно для формирования личности подростка, так как в нем начинает развиваться самосознание. Под понятием самосознание разумеет общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток пытается контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм общества, в котором он находится [31].
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка разные, более высокие требования, чем полвека назад. Множество информации из разных источников становиться наиболее обильней, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование усложняется. Происходит введение новых программ компьютерного обучения, которые более объективно оценивают приобретенные знания. Все выше перечисленное, требует развития интеллекта и различных способностей, а существенным недостатков является крушение идеалов и распад подростковых организаций и ничего не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой [48].
В психологии анализируемый возраст является самым трудным и критичным из всех детских возрастов, возрастной периодизации. Общепринято называть данный период переходным возрастом, потому что в течение него происходят своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который затрагивает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте проявляется потребность в самопознании самого себя и сравнение с друзьями. Часто задумываются над ответом на вопрос «Кто я?». Проявляют интерес к самому себе, к формированию собственных взглядов и суждений; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; они пытаются оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и с их действиями, поступками, достижениями, пытаются получить социальное одобрение [39].
В рассматриваемый период возрастного развития серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более основательные требования со стороны взрослых.
Следует обратить внимание, что одним из существенных моментов является психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. У подростков зачастую возникает проблема выбора между официальным коллективом и неформальной группой общения, где в выборе выберет второе.
Предпочтение подросток отдает той среде и значимой группе, в которой он чувствует себя комфортно и безопасно, где относятся к нему с глубоким уважением и доверяют. Это может быть спортивная секция,
технический кружок, языковые школы и многие другие муниципальные и коммерческие учреждения, но возможно и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и могут совершать антисоциальные и аддиктивные действия [33].
Данный возраст является критическим из-за напряженных отношений со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из под опеки и демонстрируют протест. Как следствие, межличностные отношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, агрессивностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Кардинально меняется характер отношений со старшими: следовательно из позиции повиновения подросток пытается перейти в позицию равенства. Меняется и характер взаимоотношений со сверстниками, возникает потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка [42].
У подростка появляется ощущение взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. В данном возрасте подростки нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пробует подражать: его внешнему облику, манере одеваться и копировать поведение.
Значительно модифицируются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Вместе с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разнообразие и неустойчивость интересов, постоянная их смена без объективных причин.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое
умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что ведущей деятельностью в данном возрасте будет являться межличностное общение в социально значимой среде и следовательно необходимо изучать и социально-психологический климат в коллективах подростков.
1.2Понятие социально-психологического климата и его исследования у подростков
Социально-психологический климат играет особую роль в жизнедеятельности личности и коллектива. Прежде чем охарактеризовать психологический климат в ученическом коллективе, необходимо описать понятие и сущность социально-психологического климата.
Несовершенство понятийного и категориального аппарата предлагает множество подходов и точек зрения по кардинальным вопросам социально- психологического климата, одним из которых является его определение. Например, под климатом понимается свойство группы, устанавливаемое межличностными отношениями, формирующими стойкие групповые настроения и мысли, относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности [35].
По мнению Г.М. Андреевой, социально-психологический климат - это комплексное эмоциональное состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности сотрудников производства многообразными факторами жизнедеятельности [4].
Следует обратить внимание, что социально-психологический климат может показывать общий настрой и степень удовлетворенности организацией личного труда, отношениями с другими людьми. Также в психологии и смежных науках выделяется понятие - личностный эквивалент настроя, который характеризуется удовлетворенностью членов группы факторами жизнедеятельности коллектива [4]. Следовательно, если психологический климат в группе неблагоприятный, это может обнаруживать тревожные сигналы и необходимо выяснить, в чем причина и какие факторы, влияющие на развитие подобного явления, а так же предпринять все меры для того, чтобы снизить уровень влияния неблагоприятных факторов.
Исследователи считают, что категория «отношения» является центральной при определении социально-психологического климата, выражает характер, уровень взаимоотношений между людьми по горизонтали и вертикали. Категория «отношения» отражает: взаимоотношения отдельных личностей между собой; личности и группы; неформальных групп. Совместные и обоюдные переживания всех членов группы вырабатывают оценочные отношения к потребностям коллектива, имеющих значимые значение для всех членов значимой группы в целом, и выражая эмпатийное и толерантное отношение каждого члена коллектива [35]. Отношения в группе, являются связующим звеном, которое объединяет совместную деятельность всех членов группы и характеризует ее на этапе принятия решения общей или конкретной задачи.
Категория отношения являются составляющими, которые, создают фон для настроения всех членов межличностного взаимодействия, интеллектуальной и моральной атмосферы, способствуют творчеству [5]. На этом поле проявляются и особенности функционирования всех членов коллектива, которые состоят из индивидуальных особенностей членов коллектива изменяемых под влиянием отношений.
Такими авторами как В.И. Дадонов, Г.М. Андреева в качестве структурных элементов вводятся понятия - «групповые настроения и мысли», «умонастроения людей и удовлетворенность их своим трудом», свидетельствующие о преобладании эмоционального компонента, выражающего настроение членов коллектива [4].
В исследованиях под руководством Б.Д. Парыгина в содержание социально-психологического климата наряду с эмоциональным компонентом, вводят и элементы социального восприятия. При этом отмечается, что психологический климат показывает себя, прежде всего в отношениях друг к другу, к самому себе и к миру в целом [26]. В качестве одной из важнейших характеристик отношений, формирующих социально-психологического климата является их разносторонность, так как приобретая гармонию с самим собой и с миром, человек может обретать участие в сложной системе взаимоотношений, являющейся критерием успешности в формировании коллектива.
Т.А. Афанасьева под социально-психологическим климатом понимает психическое состояние группы людей, находящихся в определенных социальных условиях (часто от них независящих и различных) и призванных решать в силу своего собственного выбора общие задачи. Человек, реализовывая выбор трудовой деятельности, заранее направлен на решение конкретных задач, жертвуя какими-либо личными интересами, но и требуя взамен решения своих проблем от группы [5]. Таким образом, взаимосвязь человека и коллектива, так как именно в группе человек находит поддержку, что благоприятно сказывается на деятельности каждого, отдельно взятого его члена группы.
Н.П. Аникеева под психологическим климатом понимает
«эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» [4, с. 117]. Суть психологического климата заключается в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения берут эмоциональную окраску, определяемую ценностными и смысложизненными ориентациями, моральными, духовными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности и уровень взаимовлияния конкретного коллектива на личность, определяется насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе. Данный феномен создается и проявляется в процессе общения, в процессе деятельности реализуя групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты [7].
Таким образом, социально-психологический климат отражает истинное текущее состояние коллектива на данном этапе развития и обладая этими знаниями, можно в той или иной степени судить о межличностном взаимодействии среди всех членов коллектива.
Несмотря на значительное внимание со стороны различных исследователей, все же отсутствует единая точка зрения в разграничении характеристик определений понятий «психологический климат»,
«психологическая атмосфера», «социально-психологический климат»,
«морально-психологический климат», «нравственно - психологическая атмосфера» и т.п.
Морально-психологический климат подвергать рассмотрению некоторыми авторами как структурная часть социально-психологического климата, соответствующая по своему содержанию нравственным нормам и ценностям принятых в обществе [5].
Так, в качестве составных элементов социально-психологического климата, и одним из компонентов является нравственная атмосфера в коллективе, что дает нам возможность в дальнейшем вести исследование в других направлениях для формирования более детального представления об изучаемом явлении.
В работе кандидата психологических наук Н.М Фатеевой отмечается, что наряду с эмоциональным компонентом климата и социальным восприятием в большинстве случаев не находят четкого отражения когнитивный, характеризуемый особенностями социального восприятия, членов коллектива различных сторон жизни и поведенческий - побуждающий к определенным действиям [36]. Перечислительные компоненты включены в качестве составляющих компонентов структуры
климата, нашедших свое отражение в определении его понятия, как комплексного психологического состояния коллектива, отражающего особенности социального восприятия различных сторон его жизни и деятельности, степень удовлетворенности ими и побуждение к успешному выполнению поставленных задач. Это говорит о сложности такого показателя развития коллектива как социально-психологический климат и необходимости его более детального изучения с целью совершенствования работы коллектива в целом.
В структуру социально-психологического климата включены эмоционально - психологический настрой группы, состояние коллективного сознания, отражение особенностей взаимодействия людей, психологическое единство членов группы. В качестве важнейшего фактора социально- психологического климата следует отметить отношения людей и условия коллективной деятельности. Также можно дать следующее определение социально-психологического климата - это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе [26].
Социально-психологический климат развивается не одинаково в различных трудовых коллективах, характеризуемых с точки зрения профессионально и предметной деятельностью. Принято выделять, производственные коллективы, воинские, спортивные, научные, учебные, театральные и другие [28].
Также необходимо обратить внимание, что для одного человека социально-психологический климат по параметрам благоприятный может быть неприемлемым, а в другом коллективе с неблагоприятным тот же индивидуум будет себя ощущать в «своей тарелке». Данная составляющая может зависеть как от личных качеств индивидуума, так и от целей которые ставит перед собой коллективом. Тогда возможно, дело связано с субъективностью оценки благоприятности социально-психологического климата для каждого отдельно взятого человека, что чаще всего различия не так уж существенны и значимы для группы [18].
Говоря о субъективности отношений, необходимо отметить что, любой человек, выбирая установленный вид деятельности, имеет конкретные ожидания по поводу решения собственных проблем и те ресурсы, которые он готов потратить ради интересов общего дела коллектива. Следовательно, если человек вкладывает в коллектив, то атмосфера будет его устраивать, несмотря на межличностные разногласия с коллегами или руководством, т.е. социально-психологический климат будет индивидуально-благоприятным.
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров:
-гуманистическое отношение друг к другу;
-чувство удовлетворенности группой;
-эмоциональная включенность - сопереживания коллективным событиям;
-устойчивый положительный настрой;
-свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.
-доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
-защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
-работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
-инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я» [35].
Социально-психологический климат может оказывать влияние на жизнь различных коллективов и в свою очередь включает две важные функции: определяет самочувствие личности в коллективе; стимулирует продуктивность совместной работы [45].
Итак, исходя из теоретических исследований, можно сделать вывод о том, что психологический климат является одной из целостных характеристик коллектива. В описанном феномене на субъективном уровне можно оценить эмоциональный, когнитивный и моральный компонент, который в совокупности дает нам характеристику складывающихся в коллективе отношений, характер делового сотрудничества и отношение к значительным явлениям окружающей жизни.
1.3Влияние личностных особенностей на психологический климат в коллективе
Социально-психологический климат коллектива формируется и проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществляются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом раскрываются скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или соперничество, сплоченность или круговая порука, давление или сознательная дисциплина.
В середине двадцатого века социальные психологи интенсивно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Исследования в области психологии и социологии на современном этапе выделяют официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе. Официальная структура отношений - это система позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса [45].
Главный критерий «благоприятности» климата является проявление позитивного развития личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - это тот, который задерживает, мешает развитию личности. В классе с неблагоприятным климатом каждый шаг опасен для личности - могут осмеять, унизить, в следствии чего может возникнуть повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведёт к развитию невроза и дидактогении (детскому неврозу на почве учебных неуспехов) [36]. Ребёнок, ежедневно приходящий в школу на половину дня, должен находиться в условиях, способствующих его развитию. Благоприятный психологический климат и есть то условие, при котором личность развивается. Если педагог заботится о том, чтобы на каждом его занятии ученики погружались в атмосферу уважения другого человека, атмосферу радости от успешного напряжённого труда, то подобная атмосфера не замедлит отразиться на характере климата в классе. Аналогичным образом часто возобновляемая атмосфера униженности, попирания человеческого достоинства, цинизма, зависти накладывает отпечаток на климат в группе. Разумеется, ученики во многом сами ответственны за характер отношений, который устанавливается в группе, но роль учителя при любых обстоятельствах остаётся определяющей. Таким образом, опыт А.С. Макаренко даёт многочисленные подтверждения того, что верен найденный психологами механизм формирования климата в группе [19].
Так, например, Н.П. Аникеева считает, что «формировать благоприятный психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начинать с регуляции взаимоотношений и ценностных ориентаций» [4].
И.Е. Шварц отмечает, что роль психологического климата в жизнедеятельности коллектива и каждого члена группы включает множество функций: положительный психологический климат коллектива формирует референтное отношение к своей группе; такой климат, отражая стиль педагогического общения, в свою очередь, влияет на развитие позитивных взаимоотношений; благоприятная эмоциональная атмосфера обеспечивает каждому члену коллектива психологический комфорт и условия для самореализации. Таким образом, благоприятный социально- психологический климат коллектива развивается вследствие устойчивого положительного настроя, чувства удовлетворенности и сплоченности коллектива, гуманистического отношения друг к другу, а также способности сопереживания коллективным событиям [47].
Все исследователи психологии отрочества останавливаются в признании того огромного значения, которое имеет для развития благоприятного климата в группах подростков, является общение с сверстниками. Отношения с товарищами являются центральными в жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Положение принципиального равенства Детей одного возраста делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует этическому компоненту возникающего у подростка чувства собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические продвижения в развитии характеризуют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым, такие как гедонизм [45].
У подростка глобально проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым значимыми товарищами. Все вышеперечисленное является важнейшей потребностью. Разногласия в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма [41].
Потребность подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться: это могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах. Со страхом подросток скрывает свою симпатию, влюбленность, если они высмеиваются в коллективе. Очень часто в этом возрасте за грубостью, напускным цинизмом и бравадой, хулиганскими (порой жестокими) выходками прячется нежная и ранимая душа. И все это потому, что для подростка страшно, показаться перед друзьями маменькиным сынком. Подростковые общества, по мнению психолога, можно разделить на двое: общество сверстников в школе и вне ее.
Школьный класс является важнейшей группой для подростка. Любой школьный класс разделяется на группы и подгруппы внутри класса, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Принято выделять социальные расслоения, которые видны в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Также следует обратить внимание на тот факт, что складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу». Особый интерес возникает, когда происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде [31].
Хорошее психологическое самочувствие подростков это одна из ценностей коллектива, один из показателей его высшего развития, так как эмоциональное благополучие, это главное условие для гармоничного развития личности. Личность, испытывающая в группе психологический комфорт примет и разделит групповые ценности и нормы референтной группы, станет лично причастной к групповому самосознанию. Коллективные эмоции, которые испытывают все члены группы имеют большую побудительную силу. Они могут тонизировать активность членов коллектива, сплачивать и объединять их в едином коллективном переживании, или оказывают давление по типу «психического заражения», определяют стиль группового поведения.
Следует отметить, что любой ученический коллектив это система не только социально необходимая, но и принудительная, т.е. подросток не волен выбирать «доставшийся» ему коллектив. Является очень ценным, работа классного руководителя в большей степени направлена на формирование группового согласия и гармонизацию отношений личности и коллектива с целью повышения такого показателя как привлекательность группы. Также психологический климат может выступать в качестве одного из диагностического показателя социальной зрелости коллектива. Однако оценка психологического климата имеет смысл с позиций не столько уже пережитых состояний, сколько его направленности в будущее коллектива, его потенциалов активности [35].
Важным условием положительного развития личностных особенностей школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.
На развитие конструктивного психологического климата в учебной группе оказывает влияние ряд факторов общественные отношения макросреда и межличностные отношения - микросреда; личные качества членов коллектива и стиль руководства.
Микросреду составляют два компонента: система официальных взаимоотношений и система неофициальных взаимоотношений. Общественные и межличностные отношения, преломляясь через личностные особенности ребенка, предстают в специфических для данного коллектива формах проявления социально-психологического климата. Характер межличностных отношений в составе системы официальных взаимоотношений и системе неофициальных взаимоотношений определяется условиями и формами совместной деятельности.
Таким образом, можно судить о том, что значительную роль в формировании доверительных отношений между учениками и созданием благоприятного социально-психологического климата, играет эмоциональный компонент, так как именно благодаря эмоциональной близости членов коллектива формируется доверительное отношение, что и является основным структурным компонентом для благоприятной среды, способствующей продуктивной совместной деятельности.
Согласно Р.Л. Кричевскому, социально-психологический климат выступает как бы в двух ипостасях: «как объективно наблюдаемый феномен», который характеризует «отношения между членами группы в повседневной жизни» (например, учитель, наблюдая за группой, может оценить «температуру» климата в ней); «как субъективно переживаемое состояние», возникающее в результате оценки членами коллектива
«удовлетворенности различными аспектами жизни группы». В связи с вышеизложенным в нашей работе нас интересует именно субъективная оценка климата в классах подростков [17].
Таким образом, можно сделать следующие выводы по теоретическому анализу материала.
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. В качестве главного
новообразования этого возраста, является осознание «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Существенным моментом выступает психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается.
Под социально-психологическим климатом понимает психическое состояние группы людей, находящихся в определенных социальных условиях (часто от них независящих и различных) и призванных решать в силу своего собственного выбора общие задачи. Климат понимается как субъективно переживаемое состояние, возникающее в результате оценки членами коллектива удовлетворенности различными аспектами жизни группы, согласно исследованиям Т.А. Афанасьевой.
Благоприятный климат способствует развитию личности подростков их расширенному диапазону межличностных отношений, неблагоприятный - тормозит конструктивные взаимоотношения в коллективе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что недостаточно современных исследований, изучающих связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков, в связи с чем и было предпринято наше эмпирическое исследование.
2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСКОВ
2.1Описание выборки и методов исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 41 города Вологды в октябре-ноябре 2015 г. Выборку составили ученики 8 классов «А», «В» (n=42 человека) в возрасте 14-15 лет.
Исследование включало несколько этапов:
-на первом этапе мы изучили субъективную оценку психологического климата;
-на втором этапе провели диагностику личностных особенностей (черт) подростков, произвели анализ полученных результатов;
-на третьем этапе с помощью корреляционного анализа исследовали связь субъективной оценки психологического климата и личностных черт у подростков.
Целью работы является выявление связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
Объект: субъективная оценка подростками психологического климата в школьном коллективе и их личностные особенности.
Предмет: характер связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
В качестве основной гипотезы исследования, выступает предположение о том, существует связь между субъективной оценкой психологического климата и личностными особенностями подростков. Задачи:
2.1.1Формирование выборки для исследования, подбор методик и способов математической обработки данных;
2.1.2Сбор эмпирических данных с помощью выбранных методов;
2.1.3Обработка результатов исследования, их анализ, интерпретация и формулировка выводов.
В качестве методов исследования применялись следующие:
1.Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.
Испытуемым предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе? Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс,
пользуясь пятибалльной шкалой».
Всегда волнует - 5. Чаще волнует - 4.
Волнует в половине случаев - 3. Чаще не волнует - 2.
Совсем не волнует - 1.
Пример: испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а - 4, б - 4, в - 3. ния с
Критерии оценки Если:
А) Х>4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
Б) 3,5<X<4,5 - показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.
В) в остальных случаях показатель психологического климата низкий,
оценка 1 балл.
В нашем случае Х=3,8 оценка 2 балла [30].
. Диагностика типа личности (психологического профиля) обследуемых подростков проводится с помощью подросткового варианта 16- факторного опросника Р. Кеттелла (форма С).
Опросник Р. Кеттелла является одним из наиболее стандартизированных анкетных методов оценки психологических особенностей личности. Отличительной особенностью опросника является выявление о независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности.
Опросник Р. Кеттелла относится к методам психологической диагностики черт личности на основе самооценки тех лиц, которые являются объектами исследования, и позволяет за короткое время получить достаточно полное представление об характерных четрах личности. Перед началом тестирования испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен сделать определённые пометки, по мере прочтения. Дополнительно даётся соответствующая инструкция (а письменном виде), содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Примерное время испытания 25-30 минут. Исследование проводится индивидуально, в спокойной (деловой) обстановке. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С), на каждый из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Подходящий по смыслу ответ испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе тестирования респондент придерживается следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать первый, пришедший в голову ответ; постараться не давать неопределённых ответов; не пропускать вопросов; быть открытым. Вопросы в опроснике группируются по содержанию вокруг определённых черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. Обработка результатов ведётся по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответы a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где поставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равна нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по
каждому из шестнадцати факторов суммируется и заносится в бланк ответов, далее строится графическое изображение результатов или так называемый профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки результатов сырые значения переводятся в стандартные (стены). Далее исследователь определяет, какую степень развития получил каждый фактор: низкую, среднюю, высокую; выписывает черты, характеризующие степень развития фактора и анализирует результаты. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера, объединенных в черты личности. Причём каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но включает в себя её характеристику со стороны межличностных отношений.
Для определения связей между субъективной оценкой психологического климата и личностными особенностями подростков нами применялся непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена [37].
2.2Анализ и интерпретация результатов
Данные, полученные в результате исследования, представлены в Приложении 1.
Для решения первой задачи нашего исследования, выявления субъективной оценки психологического климата, мы применяли методику В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой. На основе полученных результатов проведен первичный анализ данных и произведена оценка по трем компонентам психологического климата - эмоциональному, моральному и деловому.
Рассмотрим выраженность субъективной оценки эмоционального компонента психологического климата, представленного на рисунке 1.
Рисунок 1 - Выраженность (в процентах) субъективной оценки эмоционального компонента психологического климата
Как видно из рисунка 1, большинство подростков оценивают эмоциональный компонент психологического климата в классе как средний (54%). Это значит, что в межличностном взаимодействии преобладает и оптимистический настрой и благоприятная атмосфера, подростки стараются оказывать реальную помощь друг другу в сложных ситуациях, эмоционально поддерживают товарищей. На втором месте высокий уровень выраженности
субъективной оценки эмоционального компонента психологического климата (30,9%), следовательно, у подростков преобладает жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися, оптимизм в настроении, отношения строятся по принципу сотрудничества. Однако, следует обратить внимание что 14,2% подростков считают что у них в классе наблюдается конфликтность, агрессивность, апатия друг к другу и тем самым мы можем отнести эти данные к низкому уровню субъективной оценки эмоционального компонента психологического климата.
Исходя из полученных результатов, по показателям эмоционального компонента психологического климата доминирующим являются средний и высокий уровень выраженности субъективной оценки, следовательно, в исследуемой группе подростков складывается мнение о благоприятных, оптимистических отношениях учащихся друг к другу, готовность эмоционально поддерживать товарищей в сложных жизненных ситуациях.
Далее рассмотри частоту встречаемости в ответах подростков полученных с помощью методики В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой (моральный компонент).
Рассмотрим выраженность субъективной оценки морального компо психологического климата, представленного на рисунке 2.
Рисунок 2 - Выраженность (в процентах) субъективной оценки морального компонента психологического климата
Как видно из рисунка 2, большинство подростков оценивают моральный компонент психологического климата в классе как средний (52,3%). Это значит, что в межличностном взаимодействии подростки обращают внимание на ценности ближайшего окружения и придерживаются уже имеющихся стандартов принятых в коллективе. На втором месте высокий уровень выраженности субъективной оценки морального компонента психологического климата (30,9%), следовательно, у подростков имеются представления о нормах и правилах взаимоотношений. Возможно, эти представления заложены родителями (семейные) и педагогами, они четко себе представляют как правильно с моральной и этической точки зрения необходимо поступать. Следует обратить внимание, что 28,5% подростков считают, что у них в классе не сформированы моральные представления о взаимоотношениях. Также можно предположить, что в эту группу могли включиться подростки с проявлениями отклоняющегося поведения, у которых существуют «свои» сформированные субкультурой нормы взаимоотношений.
При анализе результатов субъективной оценки морального компонента психологического климата в группе подростков, можно констатировать в большинстве высокий и средний уровень выраженности, что свидетельствует о знании большинства подростков исследуемой группы норм и правил взаимоотношений в коллективе, умению «правильно» строить свои отношению друг с другом и с взрослыми.
Следующим этапом описания результатов является рассмотрение частоты встречаемости в ответах подростков полученных с помощью с помощью методики В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой (деловой компонент).
Рассмотрим выраженность субъективной оценки делового компонента психологического климата, представленного на рисунке 2.
Рисунок 3 - Выраженность (в процентах) субъективной оценки делового компонента психологического климата
Как видно из рисунка 3, наблюдается аналогичная ситуация где, большинство подростков оценивают деловой компонент психологического климата в классе как средний (59,5%). Следовательно, в межличностном взаимодействии подростки используют стратегию сотрудничества, межличностное общение носит деловой характер. На втором месте по показателям выраженности результатов, подростки демонстрируют высокий уровень выраженности субъективной оценки делового компонента психологического климата (28,5%), возможно, респонденты считают что, у них высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива, отсутствие давления лидеров и признании за ними права принимать значимые для группы решения, достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении. Так, 11,9% подростков считают, что у них в классе существуют манипулятивные формы взаимодействия,
которые могут оказывать влияние на деловые отношения внутри коллектива.
При анализе результатов субъективной оценки делового компонента психологического климата в группе подростков, можно констатировать в большинстве высокий и средний уровень выраженности, что свидетельствует о доверии и адекватной требовательность членов группы друг к другу, деловая критике, свободному выражению собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива, отсутствие давления формальных и неформальных лидеров.
В завершении анализа результатов показателей субъективной оценки психологического климата в группе подростков полученных с помощью методики В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой рассмотрим общий показатель, данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Выраженность (в процентах) общего показателя субъективной оценки психологического климата
Как видно из рисунка 4, большинство подростков оценивают психологический климат в классе как средний (47,6%). Следовательно, в группе подростков наблюдаются доброжелательные, конструктивные и деловые взаимоотношения. На втором месте наблюдаются показатели субъективной оценки психологического климата низкого уровня выраженности (40,4%), возможно, часть опрашиваемых считают, что в коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество. А, 11,9% подростков считают, что у них в классе атмосфера носит позитивный полюс межличностного общения.
Следующим этапом описания результатов эмпирического исследования является анализ средних значений по методике Р. Кеттелла у подростков. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Средние значения по методике Р. Кеттелла у подростков
Шкалы опросника Р. Кеттелла Средние значения Стандартное отклонение
A (замкнутость - открытость) 7,9 1,9
B (низкий интеллект - высокий интеллект) 4,5 1,3
С (эмоциональная неуравновешенность - эмоциональная уравновешенность) 3,2 1,6
E (зависимость - доминантность) 5,4 1,4
F (озабоченность - беспечность) 6,7 1,3
G (недобросовестность - добросовестность) 7,1 2
H (робость - смелость) 7,3 1,4
I (жесткость - мягкосердечность) 6,1 1,9
L (доверчивость - подозрительность) 5,7 1,8
M (практичность - мечтательность) 5,3 1,6
N (наивность - проницательность) 5,8 2,2
О (самоуверенность - склонность к чувству вины) 4,6 2,2
Q1 (консерватизм - радикализм) 5,9 1,9
Q2 (социабельность - самодостаточность) 5,1 1,6
Q3 (импульсивность - контроль желаний) 5,8 2
Q4 (нефрустрированность - фрустрированность) 4,8 2,1
Как видно из таблицы 1, в качестве доминирующих черт личности выступают показатели по фактору А (замкнутость - открытость), Н (робость - смелость), G (недобросовестность - добросовестность). Следовательно, для них характерно склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, мягкосердечность, доброта, приспособляемость. Предпочитают ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Эти подростки легко включаются в активные группы. Они щедры в личных отношениях, не боятся критики. Хорошо запоминают события, фамилии, имена и отчества. Требовательны к себе, руководствуются чувством долга, настойчивы, берет на себя ответственность, добросовестны, остроумны.
Также следует обратить внимание на показатель фактора С (эмоциональная уравновешенность и эмоциональная неуравновешенность), которые находятся на границах нижних пределов. Возможно, они будут демонстрировать эмоциональную возбудимость, проявлять невротические симптомы (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства), что может быть обусловлено физиологической перестройкой организма, а также нахождением подростка в кризисном периоде. Завершающим этапом анализа полученных результатов является описание корреляционных связей субъективной оценки психологического климата и личностных черт подростков, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Корреляционная матрица связи субъективной оценки психологического климата и особенностей личности подростков
Факторы 16-PF Р. Кеттелла Субъективные оценки психологического климата
Эмоциональный компонент Моральный компонент Деловой компонент Общий показатель психологического климата
A (замкнутость - открытость) 0,063 0,104 0,242* -0,157
B (низкий интеллект - высокий интеллект) 0,084 -0,021 -0,075 -0,005
С (эмоциональная неуравновешенность - эмоциональная уравновешенность) 0,379** 0,128 -0,155 0,305**
E (зависимость - домтнантность) 0,006 0,069 0,057 -0,072
F (озабоченность - беспечность) -0,001 0,109 -0,085 0,008
G (недобросовестность - добросовестность) 0,226* 0,167 -0,125 0,215
H (робость - смелость) -0,154 0,011 0,008 0,008
I (жесткость - мягкосердечность) 0,143 0,033 0,101 -0,124
L (доверчивость - подозрительность) 0,068 0,164 -0,054 -0,103
M (практичность - мечтательность) -0,034 0,005 -0,13 0,227*
N (наивность - проницательность) 0,156 -0,114 0,221 0,053
О (самоуверенность - склонность к чувству вины) 0,236* 0,048 -0,122 -0,005
Q1 (консерватизм - радикализм) 0,098 0,006 -0,062 -0,019
Q2 (социабельность - самодостаточность) 0,048 0,204 0,072 -0,003
Знак «*» обозначает уровень статистической значимости при 0,01 р 0,05. Знак «**» обозначает уровень статистической значимости при р<0,01.
Обобщая полученные результаты, можно сделать следующие выводы.
Эмоциональный компонент субъективной оценки психологического климата имеет статистически значимые положительные корреляционные связи с такими факторами, как С (эмоциональная уравновешенность и эмоциональная неуравновешенность) (0,379**), G (недобросовестность - добросовестность) (0,266*), О (самоуверенность - склонность к чувству вины) (0,236*). Это говорит о том, что черты личности подростка, такие как эмоциональная неуравновешенность, недобросовестность, чувство вины связаны с эмоциональным компонентом субъективной оценки психологического климата.
Следует отметить, что значимых корреляционных связей между чертами личности подростка и моральным компонентом субъективной оценки психологического климата не выявлено, возможно на развитие данного компонента климата могут оказывать мотивационные, ценностные и смысложизненные ориентации.
Показатели делового компонента субъективной оценки психологического климата демонстрируют статистически значимые корреляционные связи с следующими факторами: А (замкнутость - общительность) (0,242*) и Q3 (импульсивность - контроль желаний) (0,209*). Следовательно, для развития деловой составляющей психологического климата необходимо: достаточный уровень развития общения, самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от
личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.
Общий показатель субъективной оценки психологического климата имеет статистически значимые положительные корреляционные связи с чертами личности подростка такими как, фактор С эмоциональная уравновешенность - эмоциональная не уравновешенность (0,305**) и М (практичность - мечтательность) (0,227*). Можно предположить, что в большей степени на психологический климат в классе подростков оказывают эмоциональные и деловые черты личность, такие как эмоциональная уравновешенность - эмоциональная не уравновешенность, данные черты характеризуют особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность - безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. А также измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни.
Проведя качественный, количественный и статистический анализ полученных данных, мы достигли полученной цели и наша гипотеза о связи субъективной оценки психологического климата и личностными особенностями нашла свое подтверждение.
2.3Рекомендации по результатам исследования
Для оптимизации социально-психологического климата в классе можно предложить проведение тренинга, который следует проводить школьному психологу совместно с классным руководителем на классном собрании.
Очень важный момент в работе любой группы - осознание ею себя как целого, своих свойств и особенностей, места каждого участника в групповом пространстве. Приемы, помогающие участникам понять группу и свое место в ней, иногда очень важны для достижения целей группы (скажем, если стоит задача создания сплоченной команды), и тогда ей могут быть посвящены часы и целые встречи. Однако в школьном классе чаще всего достаточно небольших упражнений, проводимых на классных часах. Ниже представлены упражнения, которые могут быть предложены группе и в середине, и в конце занятия. Они не требуют длительного времени для своего проведения и дают хороший эффект.
«.Наша группа как...» (рисуночная техника, все члены группы рисуют совместно свой класс)
«Групповой портрет» (создание фотоколлажа)
«Потерявшийся на необитаемом острове» (проигрывание ситуации)
«Символ и девиз группы» (разработать и представить)
«Я и окружающие в пространстве группы» (сочинение с последующим анализом)
Также необходимо уделить внимание развитию организованности в классном коллективе.
Также следует обратить внимание на разработанные предложения для классного руководителя по улучшению социально-психологического климата в классном коллективе. Оптимизация психологического климата является важным аспектом повышения эффективности учебно- воспитательной работы в классе. Для этого целесообразно предложить рекомендации для классного руководителя для коррекции психологического климата в классе.
В качестве общих предложений можно предложить организацию общих коллективных дел, совместных переживаний значимых событий: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствие от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные групповые поездки - экскурсии, походы; посещение концертов, спектаклей.
Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися будут оказывать влияние на климат в классном коллективе и для этого можно предложить классному руководителю соблюдать следующие рекомендации:
-при работе в классе не подчеркивать разницу в социальном статусе, возрасте учеников, образовательном уровне и высказывать свои соображения доброжелательно, внимательно и заинтересовано слушать учащихся;
-при формировании выводов учитывать индивидуальные особенности школьников (например: проявления акцентуаций характера), его состояние в данный момент, его отношение к окружающим;
-формирование эмпатийного и терпимого отношения к учащимся, особенно в минуты напряженного, фрустрирующего состояния, возникшего в результате каких - либо неприятностей, недоразумения, ссор. При доверительной беседе сохраняйте осторожность, деликатность и конфиденциальность;
-в межличностном взаимодействии с подростками уважительно относись к мнению подростков. Обращайте внимание на тот факт, что не исключена возможность того, что может произойти ошибка, при решении конфликтных ситуаций не следует использовать административные права.
-при оценке подростков старайтесь аргументировано высказывать свое мнение, следует заметить, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
- критика должна носить конструктивный характер и по содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь высказывать негативное отношение к происходящим событиям наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. Развивать сдержанность, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Все предложенные
рекомендации помогают классному руководителю создавать положительный социально-психологический климат в коллективе подростков.
Таким образом, проанализировав полученные нами результаты эмпирического исследования, мы можем сделать следующие выводы:
2.3.1По показателям субъективной оценки эмоционального компонента психологического климата доминирующим являются средний и высокий уровень выраженности субъективной оценки, следовательно, в исследуемой группе подростков складывается мнение о благоприятных, оптимистических отношениях учащихся друг к другу, готовность эмоционально поддерживать товарищей в сложных жизненных ситуациях.
2.3.2При анализе результатов субъективной оценки морального компонента психологического климата в группе подростков, можно констатировать в большинстве высокий и средний уровень выраженности, что свидетельствует о знании большинства подростков исследуемой группы норм и правил взаимоотношений в коллективе, умению «правильно» строить свои отношению друг с другом и с взрослыми.
.3.3Субъективная оценка делового компонента психологического климата в группе подростков, имеет высокий и средний уровень выраженности, что свидетельствует о доверии и адекватной требовательность членов группы друг к другу, деловая критике, свободному выражению собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива, отсутствие давления формальных и неформальных лидеров.
.3.4Субъективные оценки общего показателя психологического климата имеют практически равнозначный средний и низкий уровень выраженности, следовательно, можно судить о том, что исследуемая группа, возможно, внутри разделена на микрогруппы.
.3.5В качестве доминирующих черт личности выступают показатели по фактору А (замкнутость - открытость), Н (робость - смелость), G (недобросовестность - добросовестность). Следовательно, для них
характерно склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, мягкосердечность, доброта, приспособляемость. Предпочитают ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Эти подростки легко включаются в активные группы. Они щедры в личных отношениях, не боятся критики. Хорошо запоминают события, фамилии, имена и отчества. Требовательны к себе, руководствуются чувством долга, настойчивы, берет на себя ответственность, добросовестны, остроумны.
2.3.6Выявлены корреляционные связи субъективной оценки компонентов психологического климата и личностных особенностей подростков. Так, эмоциональный компонент психологического климата имеет статистически значимые положительные корреляционные связи с такими факторами, как С (эмоциональная уравновешенность и эмоциональная не уравновешенность), G (недобросовестность - добросовестность), О (самоуверенность - склонность к чувству вины). Показатели делового компонента психологического климата демонстрируют статистически значимые корреляционные связи с следующими факторами: А (замкнутость-общительность) и Q3 (импульсивность-контроль желаний). Общий показатель психологического климата имеет статистически значимые положительные корреляционные связи с чертами личности подростка такими как, фактор С эмоциональная уравновешенность - эмоциональная неуравновешенность и М (практичность - мечтательность).
2.3.7Практическая значимость: при организации учебно- воспитательной работы имеет значение учет личностных особенностей подростков для оптимизации психологического климата в классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным показателем благоприятного социально - психологического климата в классе является элемент конструктивного межличностного взаимодействия всех членов коллектива, а это в свою очередь обусловлено личностными особенностями каждого из объектов общения.
Самые актуальные конфликтные задачи, наиболее эффективно и конструктивно решаются, если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для классного руководителя, с целью минимизации негативных проявлений в подведомственном классе. Именно педагогу наиболее известны приемы управления данными явлениям, а, следовательно, именно по этому у него возникает ответственность за качество психологического климата.
Личностные качества подростка оказывают существенное влияние на характер и форму развития субъективной оценки психологического климата в коллективе школьников. Это проявляется и в стиле взаимоотношений, который зависит внешних и внутренних причин. Личностные особенности проявляются как в межличностном взаимодействии в кругу подростков, так и в их поведении. В стиле межличностного общения проявляются его личностные качества, преломленные, в определенной мере, через призму особенностей развития ценностей, мотивов, установок и потребностей коллектива учащихся.
Наше эмпирическое исследование было посвящено изучению личностных особенностей подростков и их связи с субъективной оценкой психологического климата в классе. Для этого ценным является тот, факт, что такие черты личности как общительность, эмоциональная не уравновешенность, контроль желаний будут оказывать влияние на развитие психологического климата в учебных классах.
В связи с полученными эмпирическими данными была произведена попытка разработки практических рекомендаций для работы с учениками класса, которые оценивают психологический климат как неблагоприятный, но и с классным руководителем, которому необходимо обучение приемам по стабилизации климата в учебных классах. В качестве приемов можно предложить арт-терапевтические техники, обучение приемам конструктивного общения, управления негативными эмоциями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Москва: Просвещение, 2000. - 466 с.
2.Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие / В.А. Аверин. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 89 с.
3.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: ИНФРА-М, 2003 - 180 с.
4.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 180 с.
5.Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат / Т.А. Афанасьева. - Москва: ИСИ МГУДТ, 2003. - 178 с.
6.Базаров, Т.Ю. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы: учеб. пособие / Т.Ю. Базаров, О.А. Долгополова. - Волгоград: ВАГС, 2002. - 224 с.
7.Бойко, В.В.. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, П.Г. Ковалев, В.Н. Парфенов. - Москва: Мысль, 1983.
- 207 с.
8.Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - Москва: ИНФРА, 2004. - 295 с.
9.Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук., С.М. Морозов. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 528 с.
10.Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. А. В. Петровского. - Москва: Просвещение, 1979. - 288с
11.Гришина, Н.В. Психология подростка / Н.В. Гришина. - Санкт- Петербург: Питер, 2005. - 267 с.
12.Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. - Москва: Изд-во МГУ, 1982. - 128 с.
13.Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. / Е.В. Змановская. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.
14.Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин.
–Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 701 с.
15.Климов, Е.А. Основы психологии: практикум / Е.А. Климов. - Москва: ЮНИТИ, 1999. - 176 с.
16.Козлов, Н.И. Формула личности / Н.И. Козлов. - Санкт- Петербург: Питер, 2000. - 368 с.
17.Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский.
–Москва: Просвещение, 1991. - 236 с.
18.Кукушкин, В.С. Психология делового общения: учебное пособие
/ В.С. Кукушкин. - Москва: ИКЦ Март, 2003. - 368 с.
19.Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические соч.; В 8 т. Т. 1 / А.С. Макаренко. - Москва: Просвещение, 1983. - 309 с.
20.Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогика, 1984. - 176 с.
21.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - Москва: Просвещение, 2000. - 258 с.
22.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. - 4-е изд. / В.С. Мухина. - Москва: Академия, 1999. - 456 с.
23.Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов. - Москва: Просвещение, 2004. - 400 с.
24.Обухова, Л.Ф. Возрастная (детская психология). Учебник. / Л.Ф. Обухова - Москва: Просвещение, 1996. - 397 с.
25.Панкратов, В.Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации / В.Н. Панкратов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 1999.- 142 с.
26.Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива / Б.Д. Парыгин. - Москва: Просвещение, 1981. - 236 с.
27.Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие / К.Н. Поливанова. - Москва: Просвещение, 2000. - 184 с.
28.Пригожин, А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе / А.И. Пригожин. - Москва: Политиздат, 1983. - 176 с.
29.Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. Т. 2. Москва: Владос, 1999. - 248 с.
30.Психология [Электронный ресурс] // Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков: сайт. - Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/48409
31.Психология [Электронный ресурс] // Вся психология: сайт. - Режим доступа: http://psylib.оrg.ua/bооks/hjelz01/txt14.htm
32.Психология [Электронный ресурс] // Девионтология: сайт. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru http://diplomba.ru
33.Психология [Электронный ресурс] // Профилактика деликвентного поведения подростков: сайт. - Режим доступа: http://diplomba.ru/work/109428#1.
34.Психология [Электронный ресурс] // Коррекционная работа: сайт.
–Режим доступа: http://rudocs.exdat.com
35.Психология [Электронный ресурс] // Подростковый возраст и его особенности: сайт. - Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/48409
36.Психология [Электронный ресурс] // Социально- психологический климат в малой группе (на примере группы студентов КМЭТ городо Зеленогорса Красноярского края): сайт. - Режим доступа: http://diplomba.ru/work/109093
37.Психология [Электронный ресурс] // Формирование психологического климата в учебном классе: сайт. - Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/
38.Психология человека от рождения до смерти: Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. - Санкт-Петербург, 2005.
39.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /
Ф. Райс. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 242 с.
40.Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - Москва: Просвещение, 1994. - 98 с.
41.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
–Санкт-Петербург: Питер, 1998. - 366 с.
42.Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбаков. - Москва: Просвещение, 1991. - 128 с.
43.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - Москва: Просвещение, 1996. - 96 с.
44.Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. / В.П. Сергеева. - Москва: ЦГЛ, 2003. - 220 с.
45.Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 280 с.
46.Социология [Электронный ресурс] // Социально- психологический климат в классе как фактор формирования коммуникативных качеств подростка: сайт. - Режим доступа: http://stud- baza.ru.
47.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум. / Л.Д. Столяренко. - Ростов-н-Д.: Феникс, 2001. - 704 с.
48.Шварц, И.Е. Психологический климат как педагогическая проблема / Формирование нравственно-психологического климата в коллективе/ Е.И. Шварц. - Пермь, 1985. - 4 с.
49.Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция / Т.А. Шишковец. - Москва: Просвещение, 2006. - 192с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сводная таблица первичных данных
№ п/ п Испытуем ый Компоненты психологическо го климата Факторы опросника 16 PF Р. Кеттелла
А В С Е F G H I L M N O Q 1 Q 2 Q 3 Q 4
1 А 5 5 5 5 8 5 3 5 5 9 9 6 4 5 6 4 5 5 8 3
2 А 4 4 4 4 9 4 4 6 4 1 0 1 0 7 3 5 8 7 5 5 9 5
3 А 5 3 3 3,6 9 3 3 5 4 9 1 0 8 3 6 6 3 6 6 8 4
4 А 4 4 4 4 1 0 6 4 5 5 8 8 6 5 6 5 3 6 6 9 4
5 А 3 5 5 4,3 7 4 5 7 5 9 9 6 6 5 7 4 5 5 1 0 5
6 А 4 2 4 3,3 8 4 4 4 5 9 9 7 3 4 5 5 5 4 9 3
7 А 5 3 3 3,6 8 4 3 4 6 8 8 8 3 5 6 4 5 5 8 3
8 А 4 2 5 3,6 8 5 3 5 4 8 9 5 5 4 6 4 6 4 8 4
9 А 3 1 4 2,6 9 4 4 6 4 1 0 9 8 6 5 7 3 5 5 9 4
10 А 2 2 5 3 8 4 4 7 6 7 7 8 5 6 6 6 6 6 8 5
11 А 5 2 4 3,6 1 0 6 3 5 5 9 9 6 4 5 6 5 5 5 8 5
12 А 2 3 3 2,6 9 5 3 4 5 9 9 6 5 4 5 4 6 6 9 4
13 А 3 4 4 3,6 8 5 4 7 6 1 0 1 0 5 4 5 6 4 5 5 1 0 5
14 А 4 5 2 3,6 9 7 4 5 5 1 0 9 5 4 4 6 5 4 5 8 4
15 А 2 4 3 3 8 5 2 8 6 9 1 0 6 6 5 7 4 6 5 9 5
16 А 1 3 4 2,6 8 6 3 4 6 8 8 6 5 5 5 3 5 5 9 4
17 А 4 2 3 3 9 4 3 6 5 9 9 7 4 5 7 4 7 5 7 5
18 А 5 3 2 3,3 9 5 4 4 5 8 8 6 5 6 7 4 6 6 9 3
19 А 4 5 3 4 1 0 5 3 8 5 7 9 5 4 5 5 3 6 5 7 4
20 А 3 5 4 4 9 7 4 5 6 1 0 9 5 4 5 6 5 6 6 8 5
21 А 2 3 5 3,3 8 5 3 5 6 5 6 5 7 7 5 5 7 5 4 7
22 Б 5 2 5 4 7 4 4 6 8 5 5 7 8 5 7 7 5 5 3 5
23 Б 3 4 4 3,6 6 3 3 5 8 6 5 8 8 6 6 6 6 6 3 4
24 Б 3 4 2 3 7 5 3 5 7 8 8 6 5 6 5 6 7 6 2 4
25 Б 4 2 2 2,6 7 4 4 7 9 5 5 6 6 5 6 4 5 5 3 5
26 Б 5 2 5 4 8 4 9 4 8 4 6 7 8 4 5 5 5 4 5 6
27 Б 3 3 4 3,3 8 4 2 4 6 7 5 8 8 5 6 4 8 5 4 6
28 Б 4 4 5 3 8 5 2 5 9 7 9 5 6 7 6 4 6 4 4 5
29 Б 5 5 3 4,3 7 4 3 6 9 6 9 8 6 5 5 6 5 5 4 5
30 Б 4 4 4 3,6 8 4 3 7 9 7 7 7 8 6 6 6 6 6 2 5
31 Б 4 3 5 4 7 6 2 5 9 4 6 6 8 5 6 5 5 5 4 7
32 Б 5 4 3 4 5 5 2 4 9 5 5 6 6 7 4 4 6 6 4 6
33 Б 3 4 4 3,6 7 5 3 6 8 6 6 5 7 5 5 5 8 5 3 5
34 Б 4 5 5 4,6 8 3 3 5 9 5 4 5 7 4 6 5 7 5 3 4
35 Б 5 5 4 4,6 8 5 4 8 6 4 6 6 6 5 7 4 6 5 5 5
36 Б 5 2 3 3,3 7 3 2 4 1 0 8 4 6 7 7 5 5 7 5 4 6
37 Б 4 3 2 3 9 4 3 6 8 5 6 5 8 6 4 5 7 5 2 5
38 Б 3 2 3 2,6 8 3 2 4 9 4 8 6 9 6 6 5 6 6 3 6
39 Б 2 2 4 2,6 7 4 2 7 9 5 6 5 7 6 5 5 8 5 3 7
40 Б 5 4 5 4,6 6 4 3 5 8 6 4 5 5 5 5 6 6 6 3 5
41 Б 4 3 4 3,6 8 5 4 8 6 4 6 6 6 5 7 4 6 5 5 5
42 Б 5 4 5 4,6 7 3 2 4 1 0 8 4 6 7 7 5 5 7 5 4 6
Средние значения 7, 9 4, 5 3, 2 5, 4 6, 7 7, 1 7, 3 6, 1 5, 7 5, 3 5, 8 4, 6 5, 9 5, 1 5, 8 4, 8
Похожие материалы:
Курсовая работа: Влияние тренинга коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семьеДиссертация: Оптимизация социально-психологического климата коллектива государственной гражданской службы регионального уровня
Курсовая работа: Исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением
Курсовая работа: Связь школьной тревожности подростков с их представлениями об особенностях воспитательного процесса в их семьях
Реферат: Профилактика деформаций скелета в связи с анатомо-физиологическими особенностями костно-мышечной системы у детей и подростков