Курсовая работа: Связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков

На создание положительного психологического климата в образовательной среде школы влияют многие факторы, но, возникнув как устойчивый эмоционально настрой коллектива, он сам начинает оказывать непосредственное влияние на состояние всех его членов и может являться специфичной средой, способствуя или препятствуя раскрытию уникальных возможностей и способностей каждой личности.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1Психологические особенности подростков
1.2Понятие социально-психологического климата и его исследования у подростков
1.3Влияние личностных особенностей на психологический климат в коллективе
2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВ
2.1Описание выборки и методов исследования
2.2Анализ и интерпретация результатов
2.3Рекомендации по результатам исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
психологический климат подросток коллектив

ВВЕДЕНИЕ
На создание положительного психологического климата в образовательной среде школы влияют многие факторы, но, возникнув как устойчивый эмоционально настрой коллектива, он сам начинает оказывать непосредственное влияние на состояние всех его членов и может являться специфичной средой, способствуя или препятствуя раскрытию уникальных возможностей и способностей каждой личности. В следствии того, что учебную группу учащиеся не выбирают, поэтому целесообразно педагогам проходить специальную психологическую подготовку направленную на умение достигать оптимизации психологического климата в классе, чтобы он не подавлял, а, наоборот, стимулировал развитие внутренней активности личности и способствовал формированию у него готовности к саморазвитию. Создание и поддержание благоприятного психологического климата требует со стороны учителей понимания психологии школьников, их эмоционального и психических состояний, настроения, взаимоотношений
друг с другом и многих других важных факторов.
При непосредственном наблюдении за учениками любого класса можно увидеть, что отдельные ученики чувствуют себя не комфортно и не безопасно в силу их личностных особенностей и тогда возникает необходимость включения их в активное взаимодействие внутри классного коллектива, с целью демонстрации их способностей, избавления от сдержанности и стеснительности. Положительный психологический климат в классном коллективе подростков будет способствовать лучшему усвоению учебного материала школьниками и полноценному развитию его всесторонней личности.
Важным показателем положительного психологического климата в классе является элемент конструктивного межличностного взаимодействия всех членов коллектива, а это в свою очередь обусловлено личностными особенностями каждого из объектов общения.
Проблемами изучения личностных характеристик занимались, такие исследователи как: М. Шоу, Г. Кунц, С.О. Доннел, Д. Макклелланд, Т.Ю. Базаров, А.В. Карпов, С.М. Морозов, Р.Л. Кричевский и др.
В отечественной психологии социально-психологический климат исследовали: В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Г. Ковалёв, В.С. Кузьмин, Г.Л. Моченов, М.Н. Ночевник, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, С.К. Рощин, В.Ф. Рубахин, Г.П. Смолян, А.В. Филиппов и др. Актуальность нашего исследования заключается в том, что личностные особенности оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений в коллективе школьников. Это проявляется и в межличностном и групповом взаимодействии, которое зависит от различного рода причин.
Целью работы является выявление связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
Объект: субъективная оценка подростками психологического климата в школьном коллективе и их личностные особенности.
Предметом: характер связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
В качестве основной гипотезы исследования, выступает предположение о том, существует связь между субъективной оценкой психологического климата и личностными особенностями подростков.
Задачи:
1.Описать психологические особенности подросткового возраста.
2.Проанализировать исследования социально-психологического климата в психологии.
3.Провести эмпирическое исследование связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
4.Разработать рекомендации для педагогов по оптимизации психологического климата в школьном коллективе.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2.Методы психодиагностики.
3.Методы статического анализа эмпирических данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1Психологические особенности подростков
Рассматривая подростковый период развития, который включает возраст от 12 до 15 лет, отметим, что он характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. С точки зрения физиологии в организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез, интенсифицируется обмен веществ. Происходит нарушение прежней согласованности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, агрессивности, резких колебаний настроения от активности к вялости и полной апатии. Следует отметить, что особенностью подросткового возраста выступает представление подростка что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. И как следствие сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Следует отметить что, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности [34].
Еще одной характеристикой пубертатного возраста является его переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. С точки зрения многих авторов данный период в развитии ребенка является особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. Так, как в основе такой позиции лежит множество критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития ребенка данного возраста [24].
Подростку свойственна повышенная критичность, так как когда он был в более раннем возрастном периоде, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был непридирчив в своих оценках, но став подростком, он начинает переоценивать знакомое и привычное поведение, вынося собственные рассуждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. Следовательно, авторитет родителей, значимых раннее взрослых и учителей может ослабиться или теряться навсегда [37].
Дети пубертантного возраста очень непредсказуемо относятся ко всему, что касается не только оценки их личностных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. И как следствие на этой почве подростки могут вступить в конфликт с обидчиками. Потеря авторитета родителей, или кого-то другого, может сказаться самым крайним и неожиданным образом: так, например это может проявляться: в замкнутости, грубости, озлобленности, упрямстве, агрессивности, демонстративности, вести асоциальный образ жизни начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. [30].
Л.С. Выготский отмечает, что подростковый возраст представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Основным сильнодействующим из них является недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, присутствие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Перечисленные причины могут усложнить учебно-воспитательную работу с ними, но и сделать ее порой практически невозможной. Следует заметить, что возникающие напряженные отношения в межличностном взаимодействии могут спровоцировать различные отклонения в поведении у подростков [13].
Л.С. Выготский, как и П.П. Блонский, подходил к подростковому периоду возрастного развития как к историческому образованию. В своих трудах они предполагали, что особенности протекания и продолжительность подросткового периода заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества [21].
Э. Шпрангер разработал и теоретически обосновал культурно- психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, согласно теории Э. Шпрангера - это возраст врастания в культуру, где рассматривается, что психическое развитие - есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
В качестве главного новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, введены понятия открытого «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Подвергая анализу представления о том, что главной задачей психологических наук является познание внутренних структур личности, тесно связанного с культурой и историей. Так, Э. Шпрангер проложил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте [31].
Согласно исследованиям В. Штерна, подросничество выступает как один из этапов формирования личности. По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особую направленность мыслительной и эмоциональной деятельности, но и стремлений, идеалов и образ действительности. В. Штерн рассматривает изучаемый возраст, как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «взрослая игра». Примером такой игры могут служить различного рода дополнительные занятия: спортом, рисованием, танцами, а также участие в различного рода организациях, выбор профессии и самоопределение, согласно выбранной направленности [34].
В периодизации Д.Б. Эльконина изучаемый возраст, связан с новообразованиями, которые вследствие новой социальной ситуации развития возникают из ведущей деятельности предшествующего периода [1].
Производя постоянный сравнительный анализ с поступками взрослых, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослыми никакой существенной разницы не существует, поэтому они начинают требовать от окружающих принимать и воспринимать их как взрослых людей, способных самостоятельно принимать решения.
Одним из ведущих новообразований этого возраста выступает возникновение представления о себе как «о взрослом». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, существует высокая потребность в признании его взрослости окружающими [11].
Межличностное и межгрупповое общение весьма важно для формирования личности подростка, так как в нем начинает развиваться самосознание. Под понятием самосознание разумеет общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток пытается контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм общества, в котором он находится [31].
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка разные, более высокие требования, чем полвека назад. Множество информации из разных источников становиться наиболее обильней, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование усложняется. Происходит введение новых программ компьютерного обучения, которые более объективно оценивают приобретенные знания. Все выше перечисленное, требует развития интеллекта и различных способностей, а существенным недостатков является крушение идеалов и распад подростковых организаций и ничего не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой [48].
В психологии анализируемый возраст является самым трудным и критичным из всех детских возрастов, возрастной периодизации. Общепринято называть данный период переходным возрастом, потому что в течение него происходят своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который затрагивает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте проявляется потребность в самопознании самого себя и сравнение с друзьями. Часто задумываются над ответом на вопрос «Кто я?». Проявляют интерес к самому себе, к формированию собственных взглядов и суждений; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; они пытаются оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и с их действиями, поступками, достижениями, пытаются получить социальное одобрение [39].
В рассматриваемый период возрастного развития серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более основательные требования со стороны взрослых.
Следует обратить внимание, что одним из существенных моментов является психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. У подростков зачастую возникает проблема выбора между официальным коллективом и неформальной группой общения, где в выборе выберет второе.
Предпочтение подросток отдает той среде и значимой группе, в которой он чувствует себя комфортно и безопасно, где относятся к нему с глубоким уважением и доверяют. Это может быть спортивная секция,
технический кружок, языковые школы и многие другие муниципальные и коммерческие учреждения, но возможно и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и могут совершать антисоциальные и аддиктивные действия [33].
Данный возраст является критическим из-за напряженных отношений со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из под опеки и демонстрируют протест. Как следствие, межличностные отношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, агрессивностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Кардинально меняется характер отношений со старшими: следовательно из позиции повиновения подросток пытается перейти в позицию равенства. Меняется и характер взаимоотношений со сверстниками, возникает потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка [42].
У подростка появляется ощущение взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. В данном возрасте подростки нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пробует подражать: его внешнему облику, манере одеваться и копировать поведение.
Значительно модифицируются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Вместе с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разнообразие и неустойчивость интересов, постоянная их смена без объективных причин.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое
умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что ведущей деятельностью в данном возрасте будет являться межличностное общение в социально значимой среде и следовательно необходимо изучать и социально-психологический климат в коллективах подростков.
1.2Понятие социально-психологического климата и его исследования у подростков
Социально-психологический климат играет особую роль в жизнедеятельности личности и коллектива. Прежде чем охарактеризовать психологический климат в ученическом коллективе, необходимо описать понятие и сущность социально-психологического климата.
Несовершенство понятийного и категориального аппарата предлагает множество подходов и точек зрения по кардинальным вопросам социально- психологического климата, одним из которых является его определение. Например, под климатом понимается свойство группы, устанавливаемое межличностными отношениями, формирующими стойкие групповые настроения и мысли, относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности [35].
По мнению Г.М. Андреевой, социально-психологический климат - это комплексное эмоциональное состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности сотрудников производства многообразными факторами жизнедеятельности [4].
Следует обратить внимание, что социально-психологический климат может показывать общий настрой и степень удовлетворенности организацией личного труда, отношениями с другими людьми. Также в психологии и смежных науках выделяется понятие - личностный эквивалент настроя, который характеризуется удовлетворенностью членов группы факторами жизнедеятельности коллектива [4]. Следовательно, если психологический климат в группе неблагоприятный, это может обнаруживать тревожные сигналы и необходимо выяснить, в чем причина и какие факторы, влияющие на развитие подобного явления, а так же предпринять все меры для того, чтобы снизить уровень влияния неблагоприятных факторов.
Исследователи считают, что категория «отношения» является центральной при определении социально-психологического климата, выражает характер, уровень взаимоотношений между людьми по горизонтали и вертикали. Категория «отношения» отражает: взаимоотношения отдельных личностей между собой; личности и группы; неформальных групп. Совместные и обоюдные переживания всех членов группы вырабатывают оценочные отношения к потребностям коллектива, имеющих значимые значение для всех членов значимой группы в целом, и выражая эмпатийное и толерантное отношение каждого члена коллектива [35]. Отношения в группе, являются связующим звеном, которое объединяет совместную деятельность всех членов группы и характеризует ее на этапе принятия решения общей или конкретной задачи.
Категория отношения являются составляющими, которые, создают фон для настроения всех членов...

Похожие материалы:

Отчёт по практике: Изучение социально-психологического климата в детском саду

Реферат: Прикладные аспекты проблемы групповой сплоченности и психологического климата в группе

Курсовая работа: Связь школьной тревожности подростков с их представлениями об особенностях воспитательного процесса в их семьях

Курсовая работа: Влияние тренинга коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семье

Реферат: Роль социально-психологического климата в функционировании исправительного учреждения