Курсовая работа: Связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков
На создание положительного психологического климата в образовательной среде школы влияют многие факторы, но, возникнув как устойчивый эмоционально настрой коллектива, он сам начинает оказывать непосредственное влияние на состояние всех его членов и может являться специфичной средой, способствуя или препятствуя раскрытию уникальных возможностей и способностей каждой личности.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1Психологические особенности подростков
1.2Понятие социально-психологического климата и его исследования у подростков
1.3Влияние личностных особенностей на психологический климат в коллективе
2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВ
2.1Описание выборки и методов исследования
2.2Анализ и интерпретация результатов
2.3Рекомендации по результатам исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
психологический климат подросток коллектив
ВВЕДЕНИЕ
На создание положительного психологического климата в образовательной среде школы влияют многие факторы, но, возникнув как устойчивый эмоционально настрой коллектива, он сам начинает оказывать непосредственное влияние на состояние всех его членов и может являться специфичной средой, способствуя или препятствуя раскрытию уникальных возможностей и способностей каждой личности. В следствии того, что учебную группу учащиеся не выбирают, поэтому целесообразно педагогам проходить специальную психологическую подготовку направленную на умение достигать оптимизации психологического климата в классе, чтобы он не подавлял, а, наоборот, стимулировал развитие внутренней активности личности и способствовал формированию у него готовности к саморазвитию. Создание и поддержание благоприятного психологического климата требует со стороны учителей понимания психологии школьников, их эмоционального и психических состояний, настроения, взаимоотношений
друг с другом и многих других важных факторов.
При непосредственном наблюдении за учениками любого класса можно увидеть, что отдельные ученики чувствуют себя не комфортно и не безопасно в силу их личностных особенностей и тогда возникает необходимость включения их в активное взаимодействие внутри классного коллектива, с целью демонстрации их способностей, избавления от сдержанности и стеснительности. Положительный психологический климат в классном коллективе подростков будет способствовать лучшему усвоению учебного материала школьниками и полноценному развитию его всесторонней личности.
Важным показателем положительного психологического климата в классе является элемент конструктивного межличностного взаимодействия всех членов коллектива, а это в свою очередь обусловлено личностными особенностями каждого из объектов общения.
Проблемами изучения личностных характеристик занимались, такие исследователи как: М. Шоу, Г. Кунц, С.О. Доннел, Д. Макклелланд, Т.Ю. Базаров, А.В. Карпов, С.М. Морозов, Р.Л. Кричевский и др.
В отечественной психологии социально-психологический климат исследовали: В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Г. Ковалёв, В.С. Кузьмин, Г.Л. Моченов, М.Н. Ночевник, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, С.К. Рощин, В.Ф. Рубахин, Г.П. Смолян, А.В. Филиппов и др. Актуальность нашего исследования заключается в том, что личностные особенности оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений в коллективе школьников. Это проявляется и в межличностном и групповом взаимодействии, которое зависит от различного рода причин.
Целью работы является выявление связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
Объект: субъективная оценка подростками психологического климата в школьном коллективе и их личностные особенности.
Предметом: характер связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
В качестве основной гипотезы исследования, выступает предположение о том, существует связь между субъективной оценкой психологического климата и личностными особенностями подростков.
Задачи:
1.Описать психологические особенности подросткового возраста.
2.Проанализировать исследования социально-психологического климата в психологии.
3.Провести эмпирическое исследование связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
4.Разработать рекомендации для педагогов по оптимизации психологического климата в школьном коллективе.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2.Методы психодиагностики.
3.Методы статического анализа эмпирических данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1Психологические особенности подростков
Рассматривая подростковый период развития, который включает возраст от 12 до 15 лет, отметим, что он характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. С точки зрения физиологии в организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез, интенсифицируется обмен веществ. Происходит нарушение прежней согласованности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, агрессивности, резких колебаний настроения от активности к вялости и полной апатии. Следует отметить, что особенностью подросткового возраста выступает представление подростка что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. И как следствие сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Следует отметить что, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности [34].
Еще одной характеристикой пубертатного возраста является его переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. С точки зрения многих авторов данный период в развитии ребенка является особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. Так, как в основе такой позиции лежит множество критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития ребенка данного возраста [24].
Подростку свойственна повышенная критичность, так как когда он был в более раннем возрастном периоде, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был непридирчив в своих оценках, но став подростком, он начинает переоценивать знакомое и привычное поведение, вынося собственные рассуждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. Следовательно, авторитет родителей, значимых раннее взрослых и учителей может ослабиться или теряться навсегда [37].
Дети пубертантного возраста очень непредсказуемо относятся ко всему, что касается не только оценки их личностных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. И как следствие на этой почве подростки могут вступить в конфликт с обидчиками. Потеря авторитета родителей, или кого-то другого, может сказаться самым крайним и неожиданным образом: так, например это может проявляться: в замкнутости, грубости, озлобленности, упрямстве, агрессивности, демонстративности, вести асоциальный образ жизни начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д. [30].
Л.С. Выготский отмечает, что подростковый возраст представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Основным сильнодействующим из них является недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, присутствие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Перечисленные причины могут усложнить учебно-воспитательную работу с ними, но и сделать ее порой практически невозможной. Следует заметить, что возникающие напряженные отношения в межличностном взаимодействии могут спровоцировать различные отклонения в поведении у подростков [13].
Л.С. Выготский, как и П.П. Блонский, подходил к подростковому периоду возрастного развития как к историческому образованию. В своих трудах они предполагали, что особенности протекания и продолжительность подросткового периода заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества [21].
Э. Шпрангер разработал и теоретически обосновал культурно- психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, согласно теории Э. Шпрангера - это возраст врастания в культуру, где рассматривается, что психическое развитие - есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
В качестве главного новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, введены понятия открытого «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Подвергая анализу представления о том, что главной задачей психологических наук является познание внутренних структур личности, тесно связанного с культурой и историей. Так, Э. Шпрангер проложил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте [31].
Согласно исследованиям В. Штерна, подросничество выступает как один из этапов формирования личности. По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особую направленность мыслительной и эмоциональной деятельности, но и стремлений, идеалов и образ действительности. В. Штерн рассматривает изучаемый возраст, как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «взрослая игра». Примером такой игры могут служить различного рода дополнительные занятия: спортом, рисованием, танцами, а также участие в различного рода организациях, выбор профессии и самоопределение, согласно выбранной направленности [34].
В периодизации Д.Б. Эльконина изучаемый возраст, связан с новообразованиями, которые вследствие новой социальной ситуации развития возникают из ведущей деятельности предшествующего периода [1].
Производя постоянный сравнительный анализ с поступками взрослых, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослыми никакой существенной разницы не существует, поэтому они начинают требовать от окружающих принимать и воспринимать их как взрослых людей, способных самостоятельно принимать решения.
Одним из ведущих новообразований этого возраста выступает возникновение представления о себе как «о взрослом». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, существует высокая потребность в признании его взрослости окружающими [11].
Межличностное и межгрупповое общение весьма важно для формирования личности подростка, так как в нем начинает развиваться самосознание. Под понятием самосознание разумеет общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток пытается контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм общества, в котором он находится [31].
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка разные, более высокие требования, чем полвека назад. Множество информации из разных источников становиться наиболее обильней, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование усложняется. Происходит введение новых программ компьютерного обучения, которые более объективно оценивают приобретенные знания. Все выше перечисленное, требует развития интеллекта и различных способностей, а существенным недостатков является крушение идеалов и распад подростковых организаций и ничего не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой [48].
В психологии анализируемый возраст является самым трудным и критичным из всех детских возрастов, возрастной периодизации. Общепринято называть данный период переходным возрастом, потому что в течение него происходят своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который затрагивает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте проявляется потребность в самопознании самого себя и сравнение с друзьями. Часто задумываются над ответом на вопрос «Кто я?». Проявляют интерес к самому себе, к формированию собственных взглядов и суждений; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; они пытаются оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и с их действиями, поступками, достижениями, пытаются получить социальное одобрение [39].
В рассматриваемый период возрастного развития серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более основательные требования со стороны взрослых.
Следует обратить внимание, что одним из существенных моментов является психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. У подростков зачастую возникает проблема выбора между официальным коллективом и неформальной группой общения, где в выборе выберет второе.
Предпочтение подросток отдает той среде и значимой группе, в которой он чувствует себя комфортно и безопасно, где относятся к нему с глубоким уважением и доверяют. Это может быть спортивная секция,
технический кружок, языковые школы и многие другие муниципальные и коммерческие учреждения, но возможно и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и могут совершать антисоциальные и аддиктивные действия [33].
Данный возраст является критическим из-за напряженных отношений со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из под опеки и демонстрируют протест. Как следствие, межличностные отношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, агрессивностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Кардинально меняется характер отношений со старшими: следовательно из позиции повиновения подросток пытается перейти в позицию равенства. Меняется и характер взаимоотношений со сверстниками, возникает потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка [42].
У подростка появляется ощущение взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. В данном возрасте подростки нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пробует подражать: его внешнему облику, манере одеваться и копировать поведение.
Значительно модифицируются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Вместе с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разнообразие и неустойчивость интересов, постоянная их смена без объективных причин.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое
умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что ведущей деятельностью в данном возрасте будет являться межличностное общение в социально значимой среде и следовательно необходимо изучать и социально-психологический климат в коллективах подростков.
1.2Понятие социально-психологического климата и его исследования у подростков
Социально-психологический климат играет особую роль в жизнедеятельности личности и коллектива. Прежде чем охарактеризовать психологический климат в ученическом коллективе, необходимо описать понятие и сущность социально-психологического климата.
Несовершенство понятийного и категориального аппарата предлагает множество подходов и точек зрения по кардинальным вопросам социально- психологического климата, одним из которых является его определение. Например, под климатом понимается свойство группы, устанавливаемое межличностными отношениями, формирующими стойкие групповые настроения и мысли, относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности [35].
По мнению Г.М. Андреевой, социально-психологический климат - это комплексное эмоциональное состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности сотрудников производства многообразными факторами жизнедеятельности [4].
Следует обратить внимание, что социально-психологический климат может показывать общий настрой и степень удовлетворенности организацией личного труда, отношениями с другими людьми. Также в психологии и смежных науках выделяется понятие - личностный эквивалент настроя, который характеризуется удовлетворенностью членов группы факторами жизнедеятельности коллектива [4]. Следовательно, если психологический климат в группе неблагоприятный, это может обнаруживать тревожные сигналы и необходимо выяснить, в чем причина и какие факторы, влияющие на развитие подобного явления, а так же предпринять все меры для того, чтобы снизить уровень влияния неблагоприятных факторов.
Исследователи считают, что категория «отношения» является центральной при определении социально-психологического климата, выражает характер, уровень взаимоотношений между людьми по горизонтали и вертикали. Категория «отношения» отражает: взаимоотношения отдельных личностей между собой; личности и группы; неформальных групп. Совместные и обоюдные переживания всех членов группы вырабатывают оценочные отношения к потребностям коллектива, имеющих значимые значение для всех членов значимой группы в целом, и выражая эмпатийное и толерантное отношение каждого члена коллектива [35]. Отношения в группе, являются связующим звеном, которое объединяет совместную деятельность всех членов группы и характеризует ее на этапе принятия решения общей или конкретной задачи.
Категория отношения являются составляющими, которые, создают фон для настроения всех членов межличностного взаимодействия, интеллектуальной и моральной атмосферы, способствуют творчеству [5]. На этом поле проявляются и особенности функционирования всех членов коллектива, которые состоят из индивидуальных особенностей членов коллектива изменяемых под влиянием отношений.
Такими авторами как В.И. Дадонов, Г.М. Андреева в качестве структурных элементов вводятся понятия - «групповые настроения и мысли», «умонастроения людей и удовлетворенность их своим трудом», свидетельствующие о преобладании эмоционального компонента, выражающего настроение членов коллектива [4].
В исследованиях под руководством Б.Д. Парыгина в содержание социально-психологического климата наряду с эмоциональным компонентом, вводят и элементы социального восприятия. При этом отмечается, что психологический климат показывает себя, прежде всего в отношениях друг к другу, к самому себе и к миру в целом [26]. В качестве одной из важнейших характеристик отношений, формирующих социально-психологического климата является их разносторонность, так как приобретая гармонию с самим собой и с миром, человек может обретать участие в сложной системе взаимоотношений, являющейся критерием успешности в формировании коллектива.
Т.А. Афанасьева под социально-психологическим климатом понимает психическое состояние группы людей, находящихся в определенных социальных условиях (часто от них независящих и различных) и призванных решать в силу своего собственного выбора общие задачи. Человек, реализовывая выбор трудовой деятельности, заранее направлен на решение конкретных задач, жертвуя какими-либо личными интересами, но и требуя взамен решения своих проблем от группы [5]. Таким образом, взаимосвязь человека и коллектива, так как именно в группе человек находит поддержку, что благоприятно сказывается на деятельности каждого, отдельно взятого его члена группы.
Н.П. Аникеева под психологическим климатом понимает
«эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» [4, с. 117]. Суть психологического климата заключается в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения берут эмоциональную окраску, определяемую ценностными и смысложизненными ориентациями, моральными, духовными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности и уровень взаимовлияния конкретного коллектива на личность, определяется насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе. Данный феномен создается и проявляется в процессе общения, в процессе деятельности реализуя групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты [7].
Таким образом, социально-психологический климат отражает истинное текущее состояние коллектива на данном этапе развития и обладая этими знаниями, можно в той или иной степени судить о межличностном взаимодействии среди всех членов коллектива.
Несмотря на значительное внимание со стороны различных исследователей, все же отсутствует единая точка зрения в разграничении характеристик определений понятий «психологический климат»,
«психологическая атмосфера», «социально-психологический климат»,
«морально-психологический климат», «нравственно - психологическая атмосфера» и т.п.
Морально-психологический климат подвергать рассмотрению некоторыми авторами как структурная часть социально-психологического климата, соответствующая по своему содержанию нравственным нормам и ценностям принятых в обществе [5].
Так, в качестве составных элементов социально-психологического климата, и одним из компонентов является нравственная атмосфера в коллективе, что дает нам возможность в дальнейшем вести исследование в других направлениях для формирования более детального представления об изучаемом явлении.
В работе кандидата психологических наук Н.М Фатеевой отмечается, что наряду с эмоциональным компонентом климата и социальным восприятием в большинстве случаев не находят четкого отражения когнитивный, характеризуемый особенностями социального восприятия, членов коллектива различных сторон жизни и поведенческий - побуждающий к определенным действиям [36]. Перечислительные компоненты включены в качестве составляющих компонентов структуры
климата, нашедших свое отражение в определении его понятия, как комплексного психологического состояния коллектива, отражающего особенности социального восприятия различных сторон его жизни и деятельности, степень удовлетворенности ими и побуждение к успешному выполнению поставленных задач. Это говорит о сложности такого показателя развития коллектива как социально-психологический климат и необходимости его более детального изучения с целью совершенствования работы коллектива в целом.
В структуру социально-психологического климата включены эмоционально - психологический настрой группы, состояние коллективного сознания, отражение особенностей взаимодействия людей, психологическое единство членов группы. В качестве важнейшего фактора социально- психологического климата следует отметить отношения людей и условия коллективной деятельности. Также можно дать следующее определение социально-психологического климата - это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе [26].
Социально-психологический климат развивается не одинаково в различных трудовых коллективах, характеризуемых с точки зрения профессионально и предметной деятельностью. Принято выделять, производственные коллективы, воинские, спортивные, научные, учебные, театральные и другие [28].
Также необходимо обратить внимание, что для одного человека социально-психологический климат по параметрам благоприятный может быть неприемлемым, а в другом коллективе с неблагоприятным тот же индивидуум будет себя ощущать в «своей тарелке». Данная составляющая может зависеть как от личных качеств индивидуума, так и от целей которые ставит перед собой коллективом. Тогда возможно, дело связано с субъективностью оценки благоприятности социально-психологического климата для каждого отдельно взятого человека, что чаще всего различия не так уж существенны и значимы для группы [18].
Говоря о субъективности отношений, необходимо отметить что, любой человек, выбирая установленный вид деятельности, имеет конкретные ожидания по поводу решения собственных проблем и те ресурсы, которые он готов потратить ради интересов общего дела коллектива. Следовательно, если человек вкладывает в коллектив, то атмосфера будет его устраивать, несмотря на межличностные разногласия с коллегами или руководством, т.е. социально-психологический климат будет индивидуально-благоприятным.
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров:
-гуманистическое отношение друг к другу;
-чувство удовлетворенности группой;
-эмоциональная включенность - сопереживания коллективным событиям;
-устойчивый положительный настрой;
-свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.
-доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
-защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
-работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
-инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я» [35].
Социально-психологический климат может оказывать влияние на жизнь различных коллективов и в свою очередь включает две важные функции: определяет самочувствие личности в коллективе; стимулирует продуктивность совместной работы [45].
Итак, исходя из теоретических исследований, можно сделать вывод о том, что психологический климат является одной из целостных характеристик коллектива. В описанном феномене на субъективном уровне можно оценить эмоциональный, когнитивный и моральный компонент, который в совокупности дает нам характеристику складывающихся в коллективе отношений, характер делового сотрудничества и отношение к значительным явлениям окружающей жизни.
1.3Влияние личностных особенностей на психологический климат в коллективе
Социально-психологический климат коллектива формируется и проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществляются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом раскрываются скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или соперничество, сплоченность или круговая порука, давление или сознательная дисциплина.
В середине двадцатого века социальные психологи интенсивно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Исследования в области психологии и социологии на современном этапе выделяют официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе. Официальная структура отношений - это система позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса [45].
Главный критерий «благоприятности» климата является проявление позитивного развития личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - это тот, который задерживает, мешает развитию личности. В классе с неблагоприятным климатом каждый шаг опасен для личности - могут осмеять, унизить, в следствии чего может возникнуть повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведёт к развитию невроза и дидактогении (детскому неврозу на почве учебных неуспехов) [36]. Ребёнок, ежедневно приходящий в школу на половину дня, должен находиться в условиях, способствующих его развитию. Благоприятный психологический климат и есть то условие, при котором личность развивается. Если педагог заботится о том, чтобы на каждом его занятии ученики погружались в атмосферу уважения другого человека, атмосферу радости от успешного напряжённого труда, то подобная атмосфера не замедлит отразиться на характере климата в классе. Аналогичным образом часто возобновляемая атмосфера униженности, попирания человеческого достоинства, цинизма, зависти накладывает отпечаток на климат в группе. Разумеется, ученики во многом сами ответственны за характер отношений, который устанавливается в группе, но роль учителя при любых обстоятельствах остаётся определяющей. Таким образом, опыт А.С. Макаренко даёт многочисленные подтверждения того, что верен найденный психологами механизм формирования климата в группе [19].
Так, например, Н.П. Аникеева считает, что «формировать благоприятный психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начинать с регуляции взаимоотношений и ценностных ориентаций» [4].
И.Е. Шварц отмечает, что роль психологического климата в жизнедеятельности коллектива и каждого члена группы включает множество функций: положительный психологический климат коллектива формирует референтное отношение к своей группе; такой климат, отражая стиль педагогического общения, в свою очередь, влияет на развитие позитивных взаимоотношений; благоприятная эмоциональная атмосфера обеспечивает каждому члену коллектива психологический комфорт и условия для самореализации. Таким образом, благоприятный социально- психологический климат коллектива развивается вследствие устойчивого положительного настроя, чувства удовлетворенности и сплоченности коллектива, гуманистического отношения друг к другу, а также способности сопереживания коллективным событиям [47].
Все исследователи психологии отрочества останавливаются в признании того огромного значения, которое имеет для развития благоприятного климата в группах подростков, является общение с сверстниками. Отношения с товарищами являются центральными в жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Положение принципиального равенства Детей одного возраста делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует этическому компоненту возникающего у подростка чувства собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические продвижения в развитии характеризуют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым, такие как гедонизм [45].
У подростка глобально проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым значимыми товарищами. Все вышеперечисленное является важнейшей потребностью. Разногласия в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма [41].
Потребность подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться: это могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, разные развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах. Со страхом подросток скрывает свою симпатию, влюбленность, если они высмеиваются в коллективе. Очень часто в этом возрасте за грубостью, напускным цинизмом и бравадой, хулиганскими (порой жестокими) выходками прячется нежная и ранимая душа. И все это потому, что для подростка страшно, показаться перед друзьями маменькиным сынком. Подростковые общества, по мнению психолога, можно разделить на двое: общество сверстников в школе и вне ее.
Школьный класс является важнейшей группой для подростка. Любой школьный класс разделяется на группы и подгруппы внутри класса, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Принято выделять социальные расслоения, которые видны в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Также следует обратить внимание на тот факт, что складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу». Особый интерес возникает, когда происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде [31].
Хорошее психологическое самочувствие подростков это одна из ценностей коллектива, один из показателей его высшего развития, так как эмоциональное благополучие, это главное условие для гармоничного развития личности. Личность, испытывающая в группе психологический комфорт примет и разделит групповые ценности и нормы референтной группы, станет лично причастной к групповому самосознанию. Коллективные эмоции, которые испытывают все члены группы имеют большую побудительную силу. Они могут тонизировать активность членов коллектива, сплачивать и объединять их в едином коллективном переживании, или оказывают давление по типу «психического заражения», определяют стиль группового поведения.
Следует отметить, что любой ученический коллектив это система не только социально необходимая, но и принудительная, т.е. подросток не волен выбирать «доставшийся» ему коллектив. Является очень ценным, работа классного руководителя в большей степени направлена на формирование группового согласия и гармонизацию отношений личности и коллектива с целью повышения такого показателя как привлекательность группы. Также психологический климат может выступать в качестве одного из диагностического показателя социальной зрелости коллектива. Однако оценка психологического климата имеет смысл с позиций не столько уже пережитых состояний, сколько его направленности в будущее коллектива, его потенциалов активности [35].
Важным условием положительного развития личностных особенностей школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.
На развитие конструктивного психологического климата в учебной группе оказывает влияние ряд факторов общественные отношения макросреда и межличностные отношения - микросреда; личные качества членов коллектива и стиль руководства.
Микросреду составляют два компонента: система официальных взаимоотношений и система неофициальных взаимоотношений. Общественные и межличностные отношения, преломляясь через личностные особенности ребенка, предстают в специфических для данного коллектива формах проявления социально-психологического климата. Характер межличностных отношений в составе системы официальных взаимоотношений и системе неофициальных взаимоотношений определяется условиями и формами совместной деятельности.
Таким образом, можно судить о том, что значительную роль в формировании доверительных отношений между учениками и созданием благоприятного социально-психологического климата, играет эмоциональный компонент, так как именно благодаря эмоциональной близости членов коллектива формируется доверительное отношение, что и является основным структурным компонентом для благоприятной среды, способствующей продуктивной совместной деятельности.
Согласно Р.Л. Кричевскому, социально-психологический климат выступает как бы в двух ипостасях: «как объективно наблюдаемый феномен», который характеризует «отношения между членами группы в повседневной жизни» (например, учитель, наблюдая за группой, может оценить «температуру» климата в ней); «как субъективно переживаемое состояние», возникающее в результате оценки членами коллектива
«удовлетворенности различными аспектами жизни группы». В связи с вышеизложенным в нашей работе нас интересует именно субъективная оценка климата в классах подростков [17].
Таким образом, можно сделать следующие выводы по теоретическому анализу материала.
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. В качестве главного
новообразования этого возраста, является осознание «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Существенным моментом выступает психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается.
Под социально-психологическим климатом понимает психическое состояние группы людей, находящихся в определенных социальных условиях (часто от них независящих и различных) и призванных решать в силу своего собственного выбора общие задачи. Климат понимается как субъективно переживаемое состояние, возникающее в результате оценки членами коллектива удовлетворенности различными аспектами жизни группы, согласно исследованиям Т.А. Афанасьевой.
Благоприятный климат способствует развитию личности подростков их расширенному диапазону межличностных отношений, неблагоприятный - тормозит конструктивные взаимоотношения в коллективе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что недостаточно современных исследований, изучающих связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков, в связи с чем и было предпринято наше эмпирическое исследование.
2ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСКОВ
2.1Описание выборки и методов исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 41 города Вологды в октябре-ноябре 2015 г. Выборку составили ученики 8 классов «А», «В» (n=42 человека) в возрасте 14-15 лет.
Исследование включало несколько этапов:
-на первом этапе мы изучили субъективную оценку психологического климата;
-на втором этапе провели диагностику личностных особенностей (черт) подростков, произвели анализ полученных результатов;
-на третьем этапе с помощью корреляционного анализа исследовали связь субъективной оценки психологического климата и личностных черт у подростков.
Целью работы является выявление связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
Объект: субъективная оценка подростками психологического климата в школьном коллективе и их личностные особенности.
Предмет: характер связи субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков.
В качестве основной гипотезы исследования, выступает предположение о том, существует связь между субъективной оценкой психологического климата и личностными особенностями подростков. Задачи:
2.1.1Формирование выборки для исследования, подбор методик и способов математической обработки данных;
2.1.2Сбор эмпирических данных с помощью выбранных методов;
2.1.3Обработка результатов исследования, их анализ, интерпретация и формулировка выводов.
В качестве методов исследования применялись следующие:
1.Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.
Испытуемым предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе? Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс,
пользуясь пятибалльной шкалой».
Всегда волнует - 5. Чаще волнует - 4.
Волнует в половине случаев - 3. Чаще не волнует - 2.
Совсем не волнует - 1.
Пример: испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а - 4, б - 4, в - 3. ния с
Критерии оценки Если:
А) Х>4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
Б) 3,5Шкалы опросника Р. Кеттелла
О (самоуверенность - склонность к чувству вины) | 4,6 | 2,2 |
Q1 (консерватизм - радикализм) | 5,9 | 1,9 |
Q2 (социабельность - самодостаточность) | 5,1 | 1,6 |
Q3 (импульсивность - контроль желаний) | 5,8 | 2 |
Q4 (нефрустрированность - фрустрированность) | 4,8 | 2,1 |
Как видно из таблицы 1, в качестве доминирующих черт личности выступают показатели по фактору А (замкнутость - открытость), Н (робость - смелость), G (недобросовестность - добросовестность). Следовательно, для них характерно склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, мягкосердечность, доброта, приспособляемость. Предпочитают ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Эти подростки легко включаются в активные группы. Они щедры в личных отношениях, не боятся критики. Хорошо запоминают события, фамилии, имена и отчества. Требовательны к себе, руководствуются чувством долга, настойчивы, берет на себя ответственность, добросовестны, остроумны.
Также следует обратить внимание на показатель фактора С (эмоциональная уравновешенность и эмоциональная неуравновешенность), которые находятся на границах нижних пределов. Возможно, они будут демонстрировать эмоциональную возбудимость, проявлять невротические симптомы (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства), что может быть обусловлено физиологической перестройкой организма, а также нахождением подростка в кризисном периоде. Завершающим этапом анализа полученных результатов является описание корреляционных связей субъективной оценки психологического климата и личностных черт подростков, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Корреляционная матрица связи субъективной оценки психологического климата и особенностей личности подростков
Факторы 16-PF Р. Кеттелла | Субъективные оценки психологического климата | |||
Эмоциональный компонент | Моральный компонент | Деловой компонент | Общий показатель психологического климата | |
A (замкнутость - открытость) | 0,063 | 0,104 | 0,242* | -0,157 |
B (низкий интеллект - высокий интеллект) | 0,084 | -0,021 | -0,075 | -0,005 |
С (эмоциональная неуравновешенность - эмоциональная уравновешенность) | 0,379** | 0,128 | -0,155 | 0,305** |
E (зависимость - домтнантность) | 0,006 | 0,069 | 0,057 | -0,072 |
F (озабоченность - беспечность) | -0,001 | 0,109 | -0,085 | 0,008 |
G (недобросовестность - добросовестность) | 0,226* | 0,167 | -0,125 | 0,215 |
H (робость - смелость) | -0,154 | 0,011 | 0,008 | 0,008 |
I (жесткость - мягкосердечность) | 0,143 | 0,033 | 0,101 | -0,124 |
L (доверчивость - подозрительность) | 0,068 | 0,164 | -0,054 | -0,103 |
M (практичность - мечтательность) | -0,034 | 0,005 | -0,13 | 0,227* |
N (наивность - проницательность) | 0,156 | -0,114 | 0,221 | 0,053 |
О (самоуверенность - склонность к чувству вины) | 0,236* | 0,048 | -0,122 | -0,005 |
Q1 (консерватизм - радикализм) | 0,098 | 0,006 | -0,062 | -0,019 |
Q2 (социабельность - самодостаточность) | 0,048 | 0,204 | 0,072 | -0,003 |

Знак «*» обозначает уровень статистической значимости при 0,01 р 0,05. Знак «**» обозначает уровень статистической значимости при р№ п/ п
35 | Б | 5 | 5 | 4 | 4,6 | 8 | 5 | 4 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 4 | 6 | 5 | 5 | 5 |
36 | Б | 5 | 2 | 3 | 3,3 | 7 | 3 | 2 | 4 | 1 0 | 8 | 4 | 6 | 7 | 7 | 5 | 5 | 7 | 5 | 4 | 6 |
37 | Б | 4 | 3 | 2 | 3 | 9 | 4 | 3 | 6 | 8 | 5 | 6 | 5 | 8 | 6 | 4 | 5 | 7 | 5 | 2 | 5 |
38 | Б | 3 | 2 | 3 | 2,6 | 8 | 3 | 2 | 4 | 9 | 4 | 8 | 6 | 9 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 3 | 6 |
39 | Б | 2 | 2 | 4 | 2,6 | 7 | 4 | 2 | 7 | 9 | 5 | 6 | 5 | 7 | 6 | 5 | 5 | 8 | 5 | 3 | 7 |
40 | Б | 5 | 4 | 5 | 4,6 | 6 | 4 | 3 | 5 | 8 | 6 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 3 | 5 |
41 | Б | 4 | 3 | 4 | 3,6 | 8 | 5 | 4 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 | 6 | 5 | 7 | 4 | 6 | 5 | 5 | 5 |
42 | Б | 5 | 4 | 5 | 4,6 | 7 | 3 | 2 | 4 | 1 0 | 8 | 4 | 6 | 7 | 7 | 5 | 5 | 7 | 5 | 4 | 6 |
Средние значения | 7, 9 | 4, 5 | 3, 2 | 5, 4 | 6, 7 | 7, 1 | 7, 3 | 6, 1 | 5, 7 | 5, 3 | 5, 8 | 4, 6 | 5, 9 | 5, 1 | 5, 8 | 4, 8 |