Реферат: Темперамент и свойства личности

Содержание

Введение
Понятие личности
Свойства личности
Типы темпераментов и их характеристика
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Темперамент и свойства личности':


Министерство сельского хозяйства России
ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра Кадровой политики и управления персоналом
Направление: Государственное и муниципальное управление
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Психология
на тему: «Темперамент и свойства личности»
Выполнил: студент группы 8102
Николаев Дмитрий Владиславович
Проверила: Лебедева Ю.В.
Новосибирск

Содержание
Введение
Понятие личности
Свойства личности
Типы темпераментов и их характеристика
Заключение
Список литературы

Введение
Темперамент и свойства личности играют огромную роль на протяжении всей жизни человека. Что же такое темперамент? Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Другим языком темперамент - это динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Он разделял темпераменты на два типа: по чувствам и по деятельности. Гиппократ описал четыре типа темперамента: сангвистический, халерический, меланхолический. А также дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности.
Можем выделить компоненты определяющие темперамент:
Общая активность психической деятельности и поведения человека. (выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.)
Двигательная или моторная активность. (показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности или пассивности, говорливости или молчаливости)
Эмоциональная активность. (выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности).
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Целью исследования является изучение темперамента и его характеристик. Исходя из цели, ставят следующие задачи: найти индивидуальный подход к каждому темпераменту, составить и исследовать характеристики темпераментов, исследовать свойства и понятие личности.
Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

Понятие личности
Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом.
Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности - итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. в принципе личность может умереть в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
Первая грань Я - это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат - тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я - об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.
Вторая грань Я - это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я - характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов - и ничего кроме этого я не содержит.
Третья грань - психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».
Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
Пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее «+» или «-» отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его цинтегрированности, автономности, независимости от внешних оценок.

Свойства личности
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить:
)Динамику ее психических процессов - темперамент;
)Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности;
)Направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение;
)Проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
Личность - это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.
У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.
Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.
Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике.
Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,- писали Маркс и Энгельс,- это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху. Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина - Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.
Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.
Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности. В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.
Типы темпераментов и их психологическая характеристика
Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе.
Для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность (определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции)
Реактивность (характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы)
Активность (свидетельствует о том, насколько интенсивно, энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей)
Пластичность и ригидность (свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям, или насколько инертно и косно его поведение)
Экстраверсия и интроверсия (определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим)
Сангвиник
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
Флегматик
Флегматик - это тип темперамента, которому свойственна медлительность, выдержка характера и немногословность. Несмотря на то, что флегматик спокоен и неэмоционален, это не значит, что он «бесчувственный сухарь». На самом деле характер флегматика переменчив, и внутри его натуры бушуют настоящие страсти.
Человек-флегматик может быть безошибочно выделен в толпе людей. Черты этого типа личности можно описать как серьезность и сдержанность. Он всегда старается избегать споров, ссор и скандалов. Поэтому в большинстве конфликтных ситуаций согласится со всеми доводами, лишь бы выйти из затруднительного положения. При этом он будет держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, согласия или не согласия. Он не будет принимать опрометчивых и поспешных решений, так как ему свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность. Поэтому он «возьмет паузу» и тщательно обдумает то или иное действие. Флегматику не свойственны приступы ярости или агрессии, он всегда остается невозмутимым. Для этого ему не нужно делать над собой каких-либо усилий, так как эмоциональная уравновешенность у него от природы.
Если он и поссорился с кем-то, то склонен первым пойти на контакт и быстро наладить отношения с другой стороной, так как не любит в жизни перемен и расставаний. В незнакомой ситуации или в новом коллективе флегматику нужно много времени, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям.
Флегматик почти никогда не вырабатывает новые формы поведения, так как придерживается и действует по уже сформировавшемуся шаблону действий. Темперамент флегматика находится как бы между остальных темпераментов. Например, он способен благотворно повлиять и уравновесить активного сангвиника или будет хладнокровно наблюдать за бурным холериком, или никогда не поддастся на уныние меланхолика.
Темперамент человека можно распознать не только пообщавшись с ним, но также по его манере двигаться и умению вести себя в обществе. Как правило, флегматики медлительные и неторопливые, они никогда никуда не торопятся. Их жесты и мимика на фоне других типов - ограничены и невыразительны. По своему типу флегматики в основном интроверты, но в тоже время всегда готовы выслушать и дать обдуманный совет. Если среди ваших знакомых есть флегматики, цените их - это самые надежные и хорошие друзья.
Самооценка. Флегматики способны адекватно оценить себя, но иногда занижают свои реальные возможности и способности. Часто теряют уверенность, так как чрезвычайно скромные личности и не любят хвастаться.
Работа. На работе флегматики последовательны и систематичны. Они не могут бросить незаконченную работу и сразу переключится на что-то другое, так как не любят незавершенных или внезапных дел. Так же человек с таким характером долго «включается» в новую работу. Поэтому флегматикам противопоказана работа, которая требует резкого переключения внимания и скорости действий.
Общество. Флегматикам сложно заводить новые знакомства, налаживать связи и приспосабливаться к новым людям. Но благодаря эмоциональной устойчивости и не конфликтности они легко уживаются в любом коллективе со всеми типами темперамента.
Отношения. В любовных отношениях флегматики самые спокойные и уравновешенные партнеры. Это не значит, что они скучные или черствые, нет, просто второй половинке надо уметь «считывать» скрытые эмоции и настроения своего партнера. Флегматик способен на самые сильные и глубокие чувства, но ярко выражать свои чувства не будет.
Меланхолик
По И.П.Павлову, имеет слабый тип нервной системы. У него повышенная...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Изучение невербального общения личности

Реферат: Карл Леонгард методы диагностики личности

Курсовая работа: Влияния средовых факторов на развитие личности ребенка

Реферат: ОБЩИЕ СВОЙСТВА АНАЛИЗАТОРОВ