Курсовая работа: Теоретические аспекты эмпатии студентов медицинского колледжа

Драгоценные проявления эмпатии встречаются в нашей жизни - однако далеко не всегда и не везде, так что они нас приятно удивляют, как чудо, но не кажутся нормой в нашем прохладном мире. Действительно, многие вещи -внутренние и внешние - сдерживают ее проявления.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Теоретические аспекты эмпатии студентов медицинского колледжа':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ
.1 Понятие эмпатии в психологической литературе
.2 Эмпатия студентов медицинских учебных заведений
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ МЕДЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
.1 Программа и методы эмпирического исследования
.2 Результаты эмпирического исследования и практические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Драгоценные проявления эмпатии встречаются в нашей жизни - однако далеко не всегда и не везде, так что они нас приятно удивляют, как чудо, но не кажутся нормой в нашем прохладном мире. Действительно, многие вещи -внутренние и внешние - сдерживают ее проявления.
Естественная эмпатия человека направлена на ограниченный круг похожих на него или «своих» людей. Так, после перелома руки и операции, ограничившей мои движения, я стал куда больше замечать на улице людей с двигательными проблемами - и стал относиться к ним с большим сочувствием. Или, скажем, какой-то обеспеченный человек может с глубоким безразличием (если не с раздражением) смотреть через окно своего «Мерседеса» на бабушку в рваном пальто, которая не успевает перейти улицу на зеленый свет, - этот же человек, приехав домой, может с глубокой эмпатией отнестись к страданиям своей голодной кошки (не потому ли во всем мире растет пропасть между богатыми и бедными?). Это сужает круг действия эмпатии.
Тревоги и заботы, эгоцентризм, незрелость и вообще любого рода поглощенность собой мешают нам сочувствовать другим людям. Как и любые фильтры восприятия, через которые мы смотрим на другого, из которых особенно выделяется осуждение: мне труднее испытывать эмпатию к заключенному грабителю, несмотря на его страдания, чем, скажем, к жертве пожара.
Особые проблемы с эмпатией существуют у тех, кто помогает людям: им мешает то, что они должны выполнить определенные задачи. Врач хочет поставить объективный диагноз, сестра - быстро сделать инъекцию, и даже доброволец обычно должен что-то выполнить: накормить, дать совет, организовать мероприятие и так далее. Разумеется, без выполнения таких задач невозможна никакая помощь - голодного человека эмпатией не накормишь. Однако поставленные цели (точнее, озабоченность ими) мешают просто быть с людьми. В целом эмпатия не является нашей естественной реакцией на страдание другого. Куда проще от него убежать - или дать человеку денег, снабдить ценным советом, прочитать ему наставление, попытаться быстро решить его проблему. За этими вещами часто стоит недостаток понимания и стремление избавиться от нашего собственного дискомфорта.
Актуальность исследования: в последние два десятилетия ХХ века феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые/вспоминаемые/воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания философов (Е.Я. Басин, Е.В. Борисов, А.Дж. Ветлизен, Х.Г. Кёглер, О.Ю. Кубанова, Р.А. Маккрил, Х. Питер Стивс, М. Савицки, Д.В. Смит, В.П. Филатов, Ю.М. Шилков).
Повышение интереса к эмпатии можно объяснить тем, что в период обострения экологических, этнокультурных и образовательных проблем все более актуальной становится потребность в конкретизации соотношения "рациональность - этика - интерсубъективность", в тщательном изучении структуры и функции субъективности, в исследовании коммуникативного дискурса и праксиса "жизненного мира" (Э. Гуссерль). Многие философы обращаются к тем эколого- и этноповседневным структурам жизни, на основе которых формируются различные габитусы, неспециализированные и специализированные психосоматические техники "быть" и "иметь". Исследуя эти структуры, ученые пытаются найти допредикативные основания понимания и отчуждения, эмоционально-познавательного отношения к миру и техники. Философы ищут ту меру гносеологической дистанции между субъектом и объектом, с помощью которой можно было бы установить действенный баланс, продуктивное примирение между цивилизацией и природой, потребительством и ответственностью, абстрагированием и чувственной вовлеченностью и так далее. Многие исследователи видят эту меру в таких познавательных способностях человека, как воображение, интуиция, переживание, фантазия, игра, диалог. Однако часто при анализе этих феноменов от них ускользает структурная динамика и роль кинестезиса в совмещении идеального (мыслеобразного) и реального (моторно-чувственного) планов при удовлетворении экзистенциальной онтологической потребности невсевозможного человека в уподоблении всевозможному: как быть другим, не переставая быть собой.
Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса (В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова). Т. Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта как одновременный акт наслаждения и познания.
Предмет исследования: особенности эмпатии у студентов медицинского колледжа.
Цель исследования: выявить особенности студентов медицинского колледжа.
Задачи исследования:
. Раскрыть понятие эмпатии в психологической литературе.
. Описать особенности эмпатии студентов медицинских учебных заведений.
. Провести исследование уровня эмпатии студентов медицинского колледжа.
. Разработать практические рекомендации для развития эмпатии студентов.
Гипотеза исследования - существуют отличительные особенности проявлений эмпатии у студентов первого курса медицинского колледжа, по сравнению со студентами третьего курса медицинского колледжа.
Теоретико-методологические основания исследования:
.Концепции профессионального становления (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.А. Деркач, Д. Сьюпер, Э.Э. Сыманюк).
.Теоретические и практические работы, посвященные проблеме профессиональной деформации личности (С.П. Безносов, В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Т.А. Жалагина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, О.Б. Полякова О.Б. Полякова).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование.
Применялись следующие методики исследования:
.Опросник «Эмпатия» (А.А. Меграбяна в адаптации Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк).
. Опросник «Эмпатия» В.В. Бойко.
Методы математической и статистической обработки и представления полученных данных: описательная статистика, определение достоверности различий. Эмпирическая база исследования: студенты медицинского колледжа г. Волгодонска.
Практическая значимость исследования: возможность применения результатов исследования эмпатии студентов в практической деятельности психолога медицинского колледжа.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической главы, в которой раскрыто понятие эмпатии и описаны эмпатические особенности студентов, практической главы, где проведено исследование уровня эмпатии студентов, заключения, в котором сделаны общие выводы по работе, списка использованной литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ
.1 Понятие эмпатии в психологической литературе
Эмпатия - это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-то конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям [4, c. 82].
Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» - понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания - дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа [6, c. 87].
С точки зрения психологии, способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека - поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее [28, c. 182].
Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра [7, c. 68].
В фантастических произведениях способность к эмпатии часто считается экстрасенсорной и доступной лишь некоторым людям. Такая эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено - экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом [11, c. 102].
Впервые термин эмпатия появился в английском словаре и был близок понятию «симпатия»; смысловое значение термина возникло на основе немецкого слова einfuhling (проникновение), примененного Липпсом в контексте психологической теории воздействия искусством. Одно из первых определений эмпатии можно найти в работе Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» [31, c. 74].
Поскольку эмпатия включает чувства и мысли, то в зависимости от меры присутствия в ней чувств и мыслей ее подразделяют, соответственно, на аффективную (эмоциональную) и когнитивную. Способность предсказывать эмоциональные реакции пациента иногда относят к предикативной эмпатии [1, c. 50].
В гуманистической психологии эмпатию отличают от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого). Эмпатия может быть сознательной и предсознательной, возникать в ответ на непосредственную интеракцию. Некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм (теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания) [21, c. 157].
Клиент-центрированная психотерапия рассматривает «точную Э.» как способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для клиента языком.
Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий, зависит от богатства собственного опыта психотерапевта, точности восприятия, его умения настроиться на одну «эмоциональную волну» с клиентом, по мнению некоторых авторов - от генетической предрасположенности [10, c.131].
В психотерапии широко используется техника эмпатического слушания. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому, не предполагает и оценочного реагирования. Благодаря эмпатии общение людей доводится до уровня доверительного, интимного [33, c. 51].
Возможны отрицательные эффекты, сопровождающие эмпатию:
а) эмпатическая слепота (неосознаваемое неприятие тех чувств собеседника, которых избегаешь в самом себе);
б) неконтролируемое использование эмпатии (которую от тебя собеседник не всегда ожидает и которая может мешать тебе в достижении собственных целей);
в) манипулятивное применение эмпатии [12, c. 160].
В позитивной психологии эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер [5, c. 47].
Наиболее очевидный пример эмпатии - поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.
Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ [7, c. 89].
Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия - это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия - не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то») [13, c. 93].
Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища» (при этом у него также учащается сердцебиение), демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования - недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Причем ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатические реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии. Например, если у родителей теплые взаимоотношения с детьми и они обращают их внимание на то, как их поведение сказывается на благополучии других - в этом случае дети с бóльшей вероятностью будут проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чем те, которые в детстве не имели таких условий воспитания [8, c. 74].
Серия исследований, проведенных Д. Бэтсоном и его коллегами, убедительно демонстрирует, что переживание эмпатии, связанное с представлением о благополучии другого человека, пробуждает альтруистическую мотивацию, целью которой является улучшение благополучия другого; таким образом, чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему [9, c. 93].
Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей. В этой связи Р.Бар-Он и С.Стайн и Г.Бук задались вопросом, почему одни люди, обладающие высоким интеллектуальным уровнем, часто добиваются меньших успехов в жизни, чем обладатели более скромных умственных способностей. В 1996 они представили научному сообществу тест-опросник для оценки «эмоционального интеллекта» (EQ Inventory) и результаты произведенных по всему миру с помощью него измерений. Было установлено, что, действительно, существует положительная связь между эмоциональными способностями и уровнем достижений, что расовых различий в эмоциональных способностях нет и что их, как и другие способности, можно развивать. Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин - эмпатии и социальной ответственности [15, c. 172].
Когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей, у него проявляется свойство, называемое эмпатией (от греч. pathos - сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «em», a чающим направление внутрь). Эмпатия означает такое духовное единение лично когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга. Становлении взаимопонимания между ними. Л. Н. Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший - своими чувствами и чужими мыслями. Посредине писатель располагал все разнообразие человеческих душ [32, c. 89].
Надо отметить, что выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сего дня его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах. Первоначально этот феномен обсуждался в рамках философии, в частности - этики и эстетики. Поэтому и обозначался он либо этическим понятием «симпатия», либо эстетическим понятием «вчувствование». А. Смит понимал симпатию как способность сострадать другому. Г. Спенсер определял симпатию как способность сочувствовать людям, проявлять заинтересованы; в их судьбе. Он выделял два типа эмпатии: инстинктивную (эмоциональное заражение) и интеллектуальную (сочувственную). Для А. Шопенгауэра симпатия - это страдание ко всем существам, порождаемое осознанием общности их природы и происхождения. Для него сострадание является свойством самой жизни. В процессе страдания человек забывает о различиях между собой и другими [3, c. 84].
Другое направление в изучении эмпатии разрабатывал Т. Липпс. Для него это специфический вид познания сущности предмета или oбъекта. Субъект осознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта проецируя в него свое «Я». Вчувствование в другого человека основано на умении обнаружить в нем такие же переживания, какие есть у самого субъекта [17, c. 62].
. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов - заражения и подражания.
.2 Эмпатия студентов медицинских учебных заведений
Профессия медицинского работника привлекает к себе с каждым годом все...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Влияние прослушивания музыки разных стилей на психоэмоциональное состояние студентов медицинского вуза

Курсовая работа: Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога

Курсовая работа: Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков

Реферат: Теоретические и методологические аспекты удовлетворенности трудом

Курсовая работа: Теоретические аспекты внимания в общей психологии