Реферат: Теоретические основы использования НЛП в иноязычном образовании
План
1. Теоретические основы использования НЛП в иноязычном образовании
1.1 Что такое НЛП
1.2 Приемы НЛП (в целом, в обучении иностранным языкам)
1.3 Обучение лексической стороне речи на уровне иностранного языка
1.3.1 В целом об обучении лексики
1.3.2 Приемы НЛП, направленные на обучение лексики
1.4 Система приемов НЛП, формирующих лексические речевые навыки
Дата добавления на сайт: 15 июня 2024
Скачать работу 'Теоретические основы использования НЛП в иноязычном образовании':
План
Теоретические основы использования НЛП в иноязычном образовании
Что такое НЛП
Приемы НЛП (в целом, в обучении иностранным языкам)
Обучение лексической стороне речи на уровне иностранного языка
В целом об обучении лексики
Приемы НЛП, направленные на обучение лексики
Система приемов НЛП, формирующих лексические речевые навыки
Введение
Процессы глобализации и социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, привели к увеличению спроса на высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками на профессиональном уровне. Ускоряющиеся темпы жизни, усиление международных контактов, более тесное общение с представителями других культур, увеличение объема информационных потоков, повсеместное распространение Интернета, необходимость осваивать новые сферы деятельности и области знаний зачастую в сотрудничестве с носителями других языков обуславливают необходимость модернизировать процесс изучения иностранных языков в рамках профессионального языкового образования в высшей школе.
На сегодняшний день существует огромное количество различных методик и приемов, применяемых на уроках иностранного языка для обучения лексической стороне речи. Следует сказать, что обучать лексике – значит, обучать слову. «Слово – это «кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство - изучение» (Като Ломб, 1993). Актуальность обусловлена повышающимся интересом к новым методикам обучения. Всевозрастающий динамизм жизни в современном обществе, при котором темпы социального прогресса опережают темпы смены поколений, породил необходимость непрерывного образования, заострил задачу воспитания саморазвивающейся личности с навыками самообразования, и, следовательно, потребовал поиска оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.
Нейролингвистическое программирование представляет собой набор специфических техник, который в рамках основного метода позволяет достичь эффективных результатов в обучении иностранному языку [Мусенова Э. А.].
Нейролингвистическое в целях овладения иностранным языком – это инструмент педагогического воздействия, в ходе которого активируются определенные области мозга и устанавливаются должные связи, а полученные результаты фиксируются и записываются в специальной программе. Доступ к этой программе возможен, если будут введен в действие специальный механизм восприятия внешней информации или внутренний мотивационный механизм.
НЛП - это искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Этими коммуникативными умениями может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность [Алдер Гарри].
В наше время, когда знание английского языка становится скорее нормой (компьютерная, экономическая и политическая терминология базируются на английском языке) и можно говорить об английском языке как о языке международного общения, авторы современного государственного образовательного стандарта выдвигают следующую цель обучения иностранному языку в российских школах - формирование коммуникативной компетенции.
По своей сути коммуникативная компетенция интегративна и включает несколько компонентов:
коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;
языковые знания и навыки владения этим языковым материалом для порождения и распознания информации;
лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения социокультурного фона, без которого невозможно формирование коммуникативной компетенции.
По мнению Ляховицкого М. В., основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными. Так как, школьный процесс обучения направлен на практическое владение иностранным языком, письму как аспекту речевой компетенции сегодня придаётся большое значение [Плигин А., Герасимов А.].
Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов и т.п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.
Цель работы – отбор техник НЛП для формирования лексических навыков и доказательство эффективности их использования в обучении лексической стороне речи на уроке иностранного языка.
Объект исследования – процесс формирования лексических навыков на уроке английского языка.
Предмет исследования – технологии НЛП в процессе формирования лексических навыков на уроке английского языка.
Задачи:
Проанализировать современные нейролингвистические технологии, применяемые в области иноязычного образования
Рассмотреть понятие иноязычной письменной речи;
Изучить психологические и лингвистические особенности иноязычной письменной речи;
Рассмотреть пути и средства формирования иноязычной письменной речи, также механизмы развития творчества;
Отобрать технологии НЛП для формирования лексических навыков
Определить систему технологий НЛП, то есть выделить этапы использования НЛП для эффективного формирования лексических навыков (необходимо систематизировать технологии НЛП по типам восприятия для формирования лексических навыков, сделать классификацию)
Экспериментально доказать эффективность разработанной системы НЛП технологий
Гипотеза исследования состоит в том, что использование систематизированных НЛП технологий в процессе формирования лексических навыков будет способствовать повышению уровня способностей лексических речевых навыков обучающихся
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЛП В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Что такое НЛП
Нейролингвистическое программирование - это искусство и наука о личном мастерстве. Это искусство, потому что каждый в него вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах или технологиях. И это наука, потому что существует метод и процесс обнаружения системы, который используется выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. НЛП помогает понять, как люди воспринимают мир вокруг, как они общаются друг с другом, описывает стратегии поведения.
НЛП – это ясная и эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Это набор методов, позволяющих переориентировать отношение индивида к собственному субъективному опыту [Белянин В.П.].
Введение названия «НЛП» относится к 1976 году. Тогда же были сформулированы и базовые руководящие принципы, играющие очень важную роль при применении техник НЛП:
в основе любого поведения лежит позитивное намерение;
целью любой техники является расширение возможностей выбора;
не существует неудачи, есть только обратная связь;
у людей есть все способности, необходимые для достижения успеха;
человек с наиболее гибким поведением будет лучше справляться с проблемной ситуацией и добиваться желаемых изменений [Белянин В.П.].
После этого началось бурное развитие НЛП. Основываясь на исследованиях Гриндера и Бэндлера, многие ученые вносили и продолжают вносить все новые и новые дополнения в метод НЛП. Большой вклад в изучение НЛП внесли такие ученые, как Р. Дилтс, Л. Камерон-Бэндлер, Дж. Делозье, Д. Гордон, Ф. Пьюселик, Я. Мак-Дермотт, Дж. О’Коннор и др. [Батракова Е.Б.].
В России НЛП появилось около десяти лет назад. Сейчас на русском языке выпущено уже немало книг, посвященных вопросам НЛП. Среди них книги С. Горина, А. Любимова, А. Карелина, С. Ковалева и других. Все чаще стали появляться публикации по НЛП в различных газетах и журналах [Белянин, В.П.]. В Москве издается журнал «Вестник современной практической психологии. Серия: NLP».
Но до сих пор остается одна проблема, мешающая НЛП войти в жизнь российского человека. Эта проблема очень точно описана Е. Самсоновой в статье по истории НЛП: «На фоне такого широкого признания НЛП в мире очень печально смотреть на то, как люди, не имеющие никакой информации, используя девиз: „Не знал, не знаю и знать не хочу, но считаю, что это плохо”, делают у нас из НЛП страшилку» [Е. Самсонова].
Автор считает, что при изучении НЛП, как, впрочем, и при изучении чего-либо другого, важно помнить одно утверждение, известное всем энэлперам: «Попробуйте это. А если оно вам не подойдет, тогда попробуйте что-нибудь другое». [Е. Самсонова]
Несмотря на свою популярность, НЛП продолжает быть противоречивым, например, в терапии и бизнесе. Даже после трех десятилетий существования НЛП не имеет научного обоснования, что тоже является спорным, так как теоретическая база опирается на опытные исследования ученых М. Эриксона, У. Диснея. [Грингер М.; Ллойд Л.]
Основываясь на языковых системах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов, практикующие нейролингвистическое программирование считается, что наша субъективная реальность определяет восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы.
Таким образом, название указывает на то, что НЛП относится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным их изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т. д.
Как самостоятельная интегративная область знаний НЛП выросло из различных моделей практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее с прикладной точки зрения. Поначалу НЛП было весьма эклектичным, но со временем приобрело мощную методологию, во многом основанную на эпистемологии Грегори Бэйтсона и его теории трансформов, работах по экологии разума, теории коммуникации, а также теории логических типов Бертрана Рассела, которая стала прообразом логических уровней в НЛП. [Грингер М.; Ллойд Л.]
На первом этапе развития НЛП начиналось с моделирования Фрица Перлза, основателя гештальтпсихологии, с учетом всех основных подходов и принципов гештальтпсихологии. Поэтому то, как НЛП смотрит на поведенческие и мыслительные шаблоны, во многом связано с гештальт-методом. Еще одной «моделью» был известный гипнотерапевт Милтон Эриксон, использовавший в своей работе особые лингвистические паттерны, которые создавали трансовые состояния различной глубины. Джон Гриндер достиг докторской степени в лингвистике, используя работы Ноама Хомского, поэтому становится вполне понятным, что к научным корням НЛП следует отнести и лингвистику. Авторы НЛП исходили из идеи, что внутренние процессы субъективного опыта отражены в речи и лингвистических структурах. [Дилтс Р.; Делозье Д.]
Кроме того, к научным основам НЛП можно отнести разработки поведенческой психологии, основателем которой является русский академик А. П. Павлов, и особенно изучение условной рефлекторной деятельности. Основатели НЛП продвинули изучение человеческого опыта и понимание того, что находится на «входе» (поступающая к нам из внешнего мира информация) и как это связано с «выходом» (как обработанная информация реализуется во внешнем поведении, коммуникации). Исследователи НЛП попытались заглянуть внутрь этого «черного ящика» и обнаружили мельчайшие составляющие человеческого опыта — субмодальности, позволяющие на микроуровне описывать его структуру. Теория субмодальностей позволила описать разницу в состояниях и предложить пути успешного поддержания нужных состояний и их изменения. На этой основе было предложено микроописание субъективного опыта и объяснены многие феномены и эффекты восприятия [Алещанова, И.В., Душаткина, М.В., Давыдова, Л.Ф.].
Интегрируя и развивая наиболее эффективные модели и технологии, НЛП получило широкое применение в коммуникации, обучении, искусстве, творчестве, терапии, бизнесе и организационном консультировании — везде, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления и поведения. Современное НЛП — это, прежде всего, методология, которая, как и математика, может успешно обслуживать самые разные области человеческого прогресса.
В настоящее время НЛП получило широкое распространение в большинстве развитых стран. В США порядка 100 различных организаций НЛП, в Германии более 70 крупных центров и институтов НЛП, занимающихся исследованиями и разработками на основе НЛП в различных областях. В Россию нейролингвистическое программирование пришло совсем недавно и не является частью какого-либо формального образования. Хотя в качестве спецкурсов по практической психологии оно существует во многих ведущих университетах и институтах [Стив Бавистер, Аманда Викерс.].
В настоящий момент НЛП продолжает успешно развиваться во многих странах мира, вбирая в себя все новые и новые разделы.
Приемы НЛП (в целом, в обучении иностранным языкам)
Нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей, потому что НЛП учит человека лучше понимать себя самого. В то же время, нейролингвистическое программирование также способствует более глубокому пониманию тех, с кем человеку приходится взаимодействовать и дает возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным.
В НЛП используются множество методов, техник (инструментов) для решения задач в различных областях жизни: якорь, ассоциация и диссоциация, категоризация, субмодальности, раппорт, нейролингвисти-ческие уровни мышления и др. НЛП мало интересуется прошлым субъективным опытом человека, он не ищет причины в прошлом, а изучает способ восприятия и на этой основе строит настоящее и будущее. НЛП ориентирован, прежде всего, не на объяснение, а изменение. Задача НЛП - реальные личностные изменения, не почему, а как. НЛП интересуется теориями насколько это необходимо для практики, подчеркивая при этом, что эти теории для него - только рабочие модели. Традиционная позиция НЛП: «Все, что мы вам рассказываем, это неправда. Дело только в том, что это работает» [Воедилов Д.В.].
У такого подхода есть свои и плюсы, и минусы. Плюсы - практичность, здоровый прагматизм, минусы - безразличие к конкретной картине мира, которая, по сути, внушается человеку. Нейролингвистическое программирование позволяет развивать коммуникативные навыки, необходимые каждому человеку. НЛП помогает личному развитию: способности правильно понимать свои эмоциональные состояния, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении.
Выделяют три составляющие НЛП — модальности, лингвистический компонент и четкая схема обучения. Модальности — основа всех методов НЛП. Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой. К особенностям восприятия в НЛП относится восприятие ситуации с 4 позиций:
- с точки зрения себя
- с точки зрения своего собеседника
- с точки зрения постороннего наблюдателя
- с точки зрения всей этой системы отношений [Воедилов Д.В.].
Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.
На этих 4 позициях построено большинство приемов НЛП. В последнее время число этих приемов очень быстро растет за счет того, что в НЛП наблюдается тенденция узкой специализации.
Сущность приемов, основанных на 4 позициях восприятия, заключается в следующих этапах:
- видеть себя с проблемой;
- видеть себя без проблемы;
- видеть другого человека, который верит, что Вы — самый лучший, любит Вас;
- трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.;
- запомнить это состояние и переключаться на него всякий раз, когда проблема дает о себе знать.
Схема выглядит несложной, но выполнять это в точности может далеко не каждый. Наиболее частый случай на сеансе НЛП — симуляция успеха в выполнении упражнения [Воедилов Д.В.].
Среди наиболее часто используемых приемов НЛП — разрыв шаблона, установка якорей. Разрыв шаблона помогает легче принять материал или подстроиться под модальность и мышление другого человека за счет отключения контроля сознания. Якорь — приятное ощущение, воспоминание. Поставить якорь можно, погладив по плечу, коснувшись руки. Основы его действия — в учебниках физиологии высшей нервной деятельности.
Процесс моделирования проходит несколько этапов. На первом этапе происходит сбор информации о текущем состоянии клиента и желаемом состоянии – фактически о самой сущности воздействия. На последующих этапах суть желаемого состояния последовательно уточняется. На втором этапе устанавливается раппорт – такое состояние между коммуникатором и клиентом, при котором между ними существует максимальное взаимное доверие. Достижение раппорта – важнейшая задача нейролингвистического программирования. Раппорт достигается на сознательном или бессознательном уровне, когда коммуникатор присоединяется к репрезентативным системам клиента, отражая их в своем вербальном и невербальном поведении. После достижения раппорта источник информации должен установить, что в действительности желает клиент [Варенина, Л. П.].
Исследуя репрезентативные системы человека для последующего достижения раппорта, коммуникатор, кроме невербальных аспектов поведения клиента (в частности движения глаз, жестов, дыхания), должен особое внимание обращать на языковое поведение. Для этого в НЛП разработана мета-модель языка. В основе мета-модели лежит предположение, что язык – как и многие формы социального опыта выступает как фильтр, который искажает опыт или, по крайней мере, структурирует его. Эта модель обращает внимание коммуникатора на те свойства языковой системы, которые чаще всего искажают восприятие. Эксплицитное выяснение, выявление этих искажений составляет значительную часть психотерапевтической процедуры. Иными словами, мета-модель языка – это вовсе не модель языка и не модель отдельных его подсистем, а это модель поведения источника информации по отношению к естественному языку, используемому в процессе общения с клиентом. Другими словами, это набор инструкций по проверке речевых актов человека для того, чтобы выявить его действительное психическое состояние, те конфликты, которые его беспокоят, и разработать стратегию изменения.
Баранов А. Н. отмечает, "после того, как "хорошо сформулированный результат" установлен, осуществляется выбор методов терапевтического вмешательства и перевод клиента в желаемое состояние с помощью комплекса выбранных техник" [Баранов А. Н.].
Одна из таких техник, по мнению Баранова А. Н., – это якорение. Все наши переживания – это гештальты сенсорной информации (сенсорные четверки). Якорь есть любой стимул или сочетание стимулов...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Теоретические основы психосоциальной работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетнихРеферат: Теоретические основы сестринского дела
Реферат: Термохимия – теоретические основы диетологии
Курсовая работа: Теоретические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с трудностями в обучении
Курсовая работа: Теоретические основы изучения взаимосвязи типа нервной системы и особенностей внимания у подростков