Курсовая работа: Теоретические основы изучения взаимосвязи типа нервной системы и особенностей внимания у подростков

Наше экспериментально-психологическое исследование посвящено изучению влияния тип нервной системы на развитую степень проявления внимания.
Типы нервной системы формируются в процессе жизни и могут быть изменены. Они определяется сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Можно выделить четыре ярко выраженных типа нервной системы, и соотнести с темпераментом.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Теоретические основы изучения взаимосвязи типа нервной системы и особенностей внимания у подростков':


Введение
Наше экспериментально-психологическое исследование посвящено изучению влияния тип нервной системы на развитую степень проявления внимания.
Типы нервной системы формируются в процессе жизни и могут быть изменены. Они определяется сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Можно выделить четыре ярко выраженных типа нервной системы, и соотнести с темпераментом.
Темперамент определяется физиологическими особенностями личности, основными свойствами нервных процессов: силой возбуждения, торможения, уравновешенностью и подвижностью, типом ВНД.
Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, они проявляются в темпераменте. Темперамент-это проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
Так различные типы нервной системы влияют на психологические процессы. Мы остановимся на внимании.
Определенную роль в развитии внимания играет темперамент. Для более детального рассмотрения этого вопроса мы проведем исследования и проследим взаимосвязь темперамента и внимания, на основе теоретической и практической работы. Составим рекомендацию преподавателям и родителям по оптимизации процесса обучения и воспитания подростков, а также свод правил облегчающих учебную деятельность подростков в зависимости от типа темперамента.
Противоречие - недооценка взаимосвязи двух компонентов: типа нервной системы и внимания.
Проблема исследования: выявить и обосновать взаимосвязь типа нервной системы и особенностей внимания.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: сравнительный анализ показателей особенностей внимания и типов нервной системы.
Цель исследования: выявить и обосновать взаимосвязь типов нервной системы и особенностей внимания в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: предположение о существовании связи между типом нервной системы и свойствами внимания, проявилось в том что: у подростка с меланхолическим типом нервной системы высокая концентрация внимания, а у подростков холерического, напротив, концентрация внимания на низком уровне.
Задачи исследования:
.На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать типы нервной системы и особенности внимания подростков.
.Описать выбранные методики для диагностики типа нервной системы и внимания подростков.
.Провести психодиагностическое исследование типов нервной системы и свойств внимания.
.Выявить взаимосвязь типа нервной системы и особенностей внимания подростков.
Описательные методы:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, сравнение, классификация. Эмпирические: Тесты «Формула темперамента» А. Белова, «Корректурная проба» Бурдона.
Исследование проходило на базе «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №44» Ленинского района.
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи типа нервной системы и особенностей внимания у подростков
.1 Особенности типа нервной системы подростков
Нервная система или Высшая нервная деятельность (ВНД) по определению И.П. Павлова, это сложная форма жизнедеятельности, которая обеспечивает индивидуальное поведенческую адаптацию человека и высших животных к условиям окружающей среды. В настоящее время ВНД - «деятельность высших отделов центральной нервной системы, которая обеспечивает наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде». Иначе говоря, ВНД - это совокупность безусловных и условных рефлексов, и высших психических функций, обеспечивающих адекватное поведение в изменяющихся условиях психологических, эмоциональных и социальных. Общие типы ВНД животных и человека определяются свойствами нервных процессов, таких как: сила, уравновешенность, подвижность [1, с. 66].
Свойство активности- уравновешенность безусловного возбуждения и торможения. Лабильность- подвижность безусловного возбуждения и торможения. Подвижность, измеряемая по результатам переделки, это подвижность условного возбуждения и торможения. Сила- работоспособность клеток коры больших полушарий, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающегося в процессах возбуждения и торможения [2, с. 458].
Говоря о типе нервной системы подростков типы высшей нервной деятельности выступают как результат унаследованных и приобретенных индивидуальных качеств нервной системы. Они проявляются в особенностях функционирования физиологических систем организма и прежде всего самой нервной системы. Типы нервной системы формируются на основе генотипа и фенотипа. Генотип формируется в процессе эволюции под воздействием естественного отбора и обеспечивает развитие наиболее приспособленных к окружающей среде индивидов. Под воздействием реально существующих условий внешней среды формируется фенотип организма.
Перейдем к самим типам нервной системы подростков. Тип ВНД - это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, характеризующих темперамент личности.
Основные типы нервной системы были представлены Павловым. Он описал четыре типа высшей нервной деятельности, изучая особенности собак:
сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы (живой)
сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы (спокойный)
сильный, неуравновешенный тип нервной системы (безудержный)
слабый тип нервной системы (оранжерейный)
Для оранжерейного типа характерны следующие особенности: тяжелая выработка условных рефлексов на сигналы обыкновенной силы, при их ослаблении выработка облегчается; инертно-оборонительная реакция чаще всего на посторонние новые; наклонность к развитию запредельного торможения, постоянно замирают (застывают).
Безудержный тип характеризуется быстротой выработкой рефлексов и медлительной выработкой условного торможения рефлексов. Они имеют сильные раздражительные и тормозные процессы, однако тормозной условно слабее раздражительного, поэтому напряженная работа часто завершается неврозом.
Спокойный (инертный) тип характеризуется медлительной выработкой условных рефлексов и тяжелой сменой стереотипа условных рефлексов, что может привести к невротическим состояниям.
Так же И.П. Павлов выделил специально для человека типы высшей нервной деятельности в зависимости от взаимодействия и уравновешенности сигнальных систем:
Художественный или образный тип- характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К данному типу относятся люди, не посредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами. Типы мышления: образное, предметное.
Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители». Тип мышления- абстрактный [1, с. 104].
Типы нервной системы, описанные и научно аргументированные И. П. Павловым, оказались очень близки по свойствам к «темпераментам или характерам» Гиппократа. Древнегреческий врач, основоположник медицины разъяснял неодинаковое течение одинаковой болезни у разных людей различным состоянием «соков тела» в организме человека: крови, слизи, желчи, черной желчи. Он полагал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает. Согласно Гиппократу, различают 4 типа темперамента: сангвинический (от лат. sanguis -кровь), холерический (от лат. chole - желчь), флегматический (от лат. phlegma - слизь, мокрота), меланхолический (от греч. melanos + chole - черная желчь).
Сангвинический темперамент- энергичный, инициативный, стремительный, неунывающий, общительный, способный легко переносить жизненные трудности и неудачи. То есть данный тип характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов.
Холерический- раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень активный человек, с быстрой сменой настроя. Характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным и повышенной подвижностью, лабильностью основных нервных процессов.
Флегматический- спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, возникают трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности, лабильности.
Меланхоличный- несколько болезненно робкий и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, застенчивости, быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью [1, с. 103].
Отличие типа нервной системы от темперамента в том, что первое- это психологическое понятие, а второе- физиологическое.
Рассмотрим понятие темперамент. Темперамент- это совокупность формальных и динамических поведенческих характеристик индивида. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, врожденного характера, поэтому свойства наиболее устойчивы по сравнению с иными психическими особенностями человека [2, с. 461,562].
Свойства темперамента- характерные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, они характеризуют особенности протекания психических процессов, проявляются вскоре после рождения.
У каждого типа темперамента есть свой набор положительных и отрицательный свойств. Так например, меланхолик очень впечатлительный, эмоциональный, флегматик сдержанный, продумывает каждое действие, сангвиник доброжелателен и открыт, готов прийти на помощь, холерик активен в работе, страстный.
Ученые выделяют два основных свойства или характеристики поведения: общая активность и эмоциональность. Для измерения этих свойств существуют различные методики, например: опросник Я. Стреляу, тесты-опросники, измеряющие тревожность Спильберга, Тейлора, тест для измерения уровня нейротизма Г. Айзенка.
Свойства темперамента [3]:
. Сензитивность - возникновение какой-либо психологической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.
. Реактивность - то, с какой силой и энергией человек непроизвольно реагирует на внешние или внутренние воздействия одинаковой
.Активность - степень активности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении своих целей (целенаправленность и настойчивость).
. Пластичность- приспосабливание человека к внешним воздействиям легко и гибко.
. Ригидность - наоборот, инертность поведения, привычек, суждений.
. Экстраверсия- реакция человека, в зависимости от внешних впечатлений в данный момент.
. Интроверсия - реакция, зависящая от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.
. Эмоциональная возбудимость - свойство, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний у человека.
В первом параграфе мы рассмотрели понятие нервная система, познакомились с основными типами нервной системы подростков.
.2 Основные характеристики внимания подростков
Общие сведения о внимании
Точного определения внимания нет, ученые до сегодняшнего дня не пришли к единому мнению об этом познавательном процессе.
Одни ученые полагают, что внимание- это процесс не является автономным, он зависит от психического процесса или деятельности в определенный момент. Другие, утверждают, что внимание- независимое психическое состояние, внутренний познавательный процесс, который имеет свои особенности. Эта направленность и концентрация психической деятельности на каком- либо объекте или предмете называется вниманием [5, с. 355].
Мы дали свое определение внимания. Внимание- познавательный психический процесс. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора определенной информации, которая поступает через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание- форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект.
Сегодня внимание определяют, как сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то объекте.
Рассмотрим психологические теории внимания для более четкого представления о внимании. Одна из самых известных считается моторная теория внимания Рибо. Он полагал, что внимание всегда связано с чувствами и вызывается именно ими. Эмоции и произвольное внимание, по его мнению, тесно связаны. Эмоциональное состояние в момент ассоциации обуславливает интенсивность и длительность такого внимания. Непроизвольное же внимании зависит от аффективных или сильных состояний в момент действия.
Моторная теория внимания Т.Рибо или Психофизиологическая концепция: Как физиологическое состояние внимание включает совокупность сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах. Состояния сосредоточенности внимания будут сопровождаются движениями всех частей тела: которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
Для органов чувств внимание означает концентрацию и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Удерживание внимания на чем-либо, постоянно имеет под собой физиологическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие после отвлечения внимания связаны, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.
Двигательный эффект внимания, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими. В умении управлять движениями заключается произвольное внимание. Произвольно восстанавливая движения, мы тем самым обращаем на это свое внимание [4, с. 209].
Концепция внимания П. Я. Гальперина. Основные положения:
.Внимание является одним из факторов ориентировочно-исследовательской деятельности, и представляет собой психологическое действие, нацеленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный период времени в психике человека.
.Основная функция внимания - контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Контрольная часть представлена вниманием.
.В отличие от действий, направленных на производство какого-либо продукта, внимание или деятельность контроля не имеет отдельного результата.
.Внимание как независимый процесс выделяется лишь тогда, когда действие становится умственным и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль только оценивает действие, а внимание уже способствует его улучшению.
.Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все определенные акты внимания - как произвольного, так и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.
.Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, которая выполняется по заранее составленному плану, или образцу [5, с. 363].
Теория внимания Узнадзе связывает внимание с понятием установка. Теория установки поначалу касалась особого рода состояния пред настройки, которое под воздействием опыта появляется в организме и определяет его реакции на следующие воздействия. Так, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Шар, который окажется в руке, где раньше находился более легкий, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара будут одинаковыми. Таким образом образовалась некая иллюзия, которая сформировала определенную установку. По мнению Узнадзе, эта установка неразрывна связана с вниманием. Установка выражает состояние внимания человека. Этим объясняется то, почему в условиях импульсивного поведения, при отсутствии внимания, у субъекта могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки в также связано понятие объективация. Объективизация- это выделение определенного образа или впечатления под влиянием установки, полученного при восприятии окружающего мира. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания [4, с. 210].
Рассмотрим основные характеристики внимания. К ним относятся: функции внимания, его виды и свойства.
Функции:
. активизирует нужные, тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;
. способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями;
. обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или деятельности [4, с. 206].
Виды:
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное - врожденное внимание, складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.
Непосредственное внимание- ничем не управляется, кроме объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное- внимание, которое регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков, предметов).
Непроизвольное- внимание, не связанное с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать внимание.
Произвольное- внимание, обычно связанное с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание, включает волевую регуляцию.
Чувственное внимание- связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление
Интеллектуальное внимание - связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль [4, с. 207-208].
Свойства:
) Устойчивость- способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
) Концентрация или сосредоточенность - степень или интенсивность сосредоточенности внимания.
) Распределением- способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
) Переключаемость внимания- перевод с одного объекта или деятельности на другой. Это способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
) Объем- количество информации, которое человек способен сохранять в своем сознании одновременно.
) Отвлекаемость бывает внешняя и внутренняя, это...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние типа нервной системы на профессиональное самоопределение подростков

Контрольная работа: История исследования центральной нервной системы

Реферат: Лекарственные средства, регулирующие функции периферического отдела нервной системы. Средства, влияющие на афферентную иннервацию

Реферат: Анестезия при патологии нервной системы

Лекция: Заболевания периферической нервной системы (ПНС)