Курсовая работа: Теоретические основы психосоциальной работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

Актуальность исследования. В сложившейся на протяжении последних десятилетий острой демографической ситуации, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних является одним из кризисных явлений современного общества. Необходимость обосновать приоритеты в определении стратегии социальной политики государства по искоренению и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности актуализируют тему настоящего исследования.

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Теоретические основы психосоциальной работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних':


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В сложившейся на протяжении последних десятилетий острой демографической ситуации, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних является одним из кризисных явлений современного общества. Необходимость обосновать приоритеты в определении стратегии социальной политики государства по искоренению и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности актуализируют тему настоящего исследования.
Несовершеннолетние являются той незащищенной частью общества, которое самостоятельно не может обеспечить себе достойное существование, поэтому от эффективности социальной защиты этой части населения зависит будущее нации и государства.
В стране защита детства получила государственный статус, однако, надежды, возлагавшиеся на государственные органы в ходе рыночных реформ, не оправдались. В этой связи анализ исторического опыта позволяет определить основные направления, формы и методы предупреждения детской безнадзорности и беспризорности.
Безнадзорность, беспризорность несовершеннолетних, нарушение ими правил общежития обусловлены комплексом причин: падением жизненного уровня значительной части населения, ухудшением общего и психологического здоровья взрослого населения, непосредственно отражающемся на детях; распространением жестокого обращения с детьми в семье при снижении ответственности родителей за их судьбу; дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, разрушением традиционной системы воспитания детей, падением нравственных устоев населения, криминализацией общества.
В стране происходит коммерциализация образовательной, культурной и спортивно-оздоровительной сферы, становясь не доступными многим семьям. Это является одной из первостепенных причин увеличения числа безнадзорных и беспризорных детей.
В России прослеживаются тенденции роста алкоголизма, наркомании, падения уровня здоровья детского населения. Детская безнадзорность и беспризорность способствуют увеличению числа инфекционных заболеваний, таких как туберкулез, СПИД, считающихся болезнями социальными.
Детство находится в особо уязвимом положении, окруженное такими социальными проблемами, как геноцид, терроризм. Свобода, предоставленная средствам массовой информации, наносят большой вред в деле воспитания подрастающего поколения, способствуя деформируемому восприятию действительности. СМИ настолько фрагментарно уделяют внимание проблемам детской безнадзорности и беспризорности, что по существу играют в значительной степени деструктивную роль.
Государственная политика в области обеспечения физического и нравственного здоровья детей и подростков, их воспитания и образования как основы в искоренении и предотвращении безнадзорности и беспризорности, нуждается в научно-обоснованных рекомендациях. Социально-экономические реформы породили комплекс проблем, связанных с семьей, материнством и детством. Их решение чрезвычайно актуально, для обеспечения здорового образа жизни и достойного качества жизни молодого российского поколения. Факторы, усилившие за последние годы тенденции к росту безнадзорности и беспризорности подростков, требуют не только комплексного исторического и социального анализа, но и их обобщения и учета в приоритетных социальных программах.
Степень научной разработанности темы исследования. В дореволюционной России факторы социальных отклонений среди молодежи, в том числе и такое явление, как беспризорность, изучали представители педагогической и медицинской науки, общественные деятели А.Я. Герд, Д.А. Дриль, П.Ф. Каптерев, В.П. Кащенко и др. Ими были предложены адекватные для того исторического периода пути решения проблемы. В первые годы советской власти государственные деятели Ф.Э. Дзержинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский рассматривали беспризорность как острое социальное явление, неизбежно возникающее в период политических и экономических кризисов.
В 20-30-е гг. XX в. явлением беспризорности и безнадзорности занимались педагоги (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.И. Озерецкий), педологи, психологи (JI.C. Выготский, В.В. Никольский), медики (JI.M. Василевский, П.Н. Соколов). Государственные деятели, ученые исследовали причины, закономерности, условия, порождающие детскую безнадзорность и беспризорность, определяли профилактические меры и педагогические методы работы с данной категорией детей.
Анализ научно-исследовательских работ, психолого-педагогических, методических материалов позволил выделить направления современных исследований беспризорности:
выявление причин отклоняющегося поведения, поиск путей и средств его предупреждения (В.Г. Баженов, Ю.В. Гербеев, С.А. Завражин, М.В. Квитковский, Н.А. Коваль, Э.Г. Костяшкин, Г.П. Медведев, О.Н. Меншина, И.А. Невский, А.И. Островский, Е.И. Петухов, В.А. Попов, З.Д. Раевская;
формы, методы и условия профилактики и коррекции (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, JI.A. Грищенко, В.Н. Гуров, И.В. Дубровина, Т.Д. Марцинковская, Т.Д. Молодцова, В.Г. Степанов, Ю.Ю. Черво);
активизация коррекционно-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в учреждениях интернатного типа (И.П. Башкатов, Ю.В. Гербеев, В.М. Литвишков, Н.И. Махиборода, И.А. Невский, В.И. Чередниченко);
роль семьи в предупреждении беспризорности и безнадзорности детей (С.А. Беличева, Б.Н. Боденко, Е.Б. Бреева, В.А. Никитин);
профессиональные компетентности специалистов, работающих с беспризорными и безнадзорными (JI.B. Мардахаев, Л.Я. Олиференко).
Проблемы бездомных детей и профилактики социального сиротства в России рассматривались в работах В.В. Вершининой, А.В. Гоголевой, О.А. Дорожкиной, Д.З. Зиядовой, Г.М. Иващенко, Г.И. Камаевой, Ю.А. Клейберга, Г.Ф. Кумариной, Т.А. Макарченко, М.Н. Мирсагатовой, A.M. Нечаевой, Л.И. Рогачевой, Е.М. Рыбинского, Н.Ф. Сморгуновой, Е.Г. Слуцкого и др.
Собственно явлению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних посвящено немало статей и научных исследований. В основном детская безнадзорность анализируется в контексте социальных проблем семьи как результат насилия над детьми, приводящий в итоге к детскому и подростковому алкоголизму, наркомании, проституции несовершеннолетних и т.д. Проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних не изучается как самостоятельная, имеющая свои как внутренние, так и внешние причины, движущие силы, исторически-конкретные формы проявления, национальную, демографическую специфику. Масштабы распространения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних позволяют современным исследователям говорить о необходимости комплексного её изучения. Тем не менее, в современной научной литературе ей присваивается статус основного фактора, влекущего за собой целый ряд негативных социальных проявлений, прежде всего преступность, наркоманию. В этой связи представляется необходимым изучение возможностей современных методов и технологий психосоциальной работы в предупреждении безнадзорности и беспризорности, минимизации и коррекции их последствий.
В связи с этим можно выделить основную проблему данного исследования. Она заключается в поиске путей совершенствования психосоциальной работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Гипотеза исследования. Повышение результативности профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на муниципальном уровне возможно при условии использования научно обоснованных методов и технологий психосоциальной работы в рамках комплексной программы деятельности субъектов профилактики.
Объектом исследования является профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Предмет исследования - содержание, формы и методы психосоциальной работы по профилактике детской беспризорности и безнадзорности.
Целью данного исследования является изучение содержания, основных направлений и перспектив психосоциальной работы по профилактике безнадзорности и беспризорности детей; разработка программы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на муниципальном уровне.
Цель определяет постановку и решение следующих исследовательских задач.
.Изучение теоретических основ психосоциальной работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
.Анализ исторических аспектов, отечественного и зарубежного опыта психосоциальной работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
.Разработка Программы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на муниципальном уровне
Теоретической и методологической основой исследования явились принципы и положения ряда фундаментальных социологических концепций: теории аномии (Э. Дюркгейм) о состоянии общества, способствующем возникновению и распространению девиаций; структурного функционализма о влиянии социальных дисфункций на протекание общественных процессов (Т. Парсонс, Р. Мертон); теории конфликта о противоречиях общественного развития, стратификации и классовом неравенстве (К. Маркс, Ф. Энгельс, Р. Дарендорф); теории стигматизации о вторичной девиации и закреплении отклоняющегося поведения (Г. Беккер, Э. Лемерт); положения культурологических теорий о культурных типах, и субкультурах (Т. Селин, Г. Миллер); многофакторной теории насилия в семье (Д. Волф) о комплексном влиянии индивидуальных, семейных и социальных факторов на трансформацию семейных отношений; о структурных характеристиках ситуации (У. Томас, Ф. Знанецкий); концепция (Г. Гамильтон) личность в ситуации как «трехмерный образ»; основы превентивной психологии (С.А. Беличева).
Методы исследования: метод теоретического анализа, анализ изучаемого объекта на основе статистической отчетности, проведение социологического исследования методом анкетирования.
Эмпирическая база исследования. В качестве информационной базы исследования послужили федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», закон Белгородской области «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактика их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области», федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме исследования, материалы официальной отчетности органов профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Эмпирическую базу исследования составили материалы официальной статистики; данные прикладных и отраслевых исследований разных лет; данные Министерства внутренних дел РФ, результаты исследования «Диагностика причин безнадзорности несовершеннолетних», проводившегося автором в 2012-2013 гг. на базе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ракитянский».
В массовом опросе приняли участие учащиеся Ракитянской СОШ № 1, сотрудники Краснояружской СОШ № 1, «БЭЗРК-Белгранкорм», Сбербанка, Ракитянского реабилитационного центра, Краснояружского реабилитационного центра», безработные. Выборочная совокупность при массовом опросе составила 88 человек.
В экспертном опросе приняли участие сотрудники полиции и психолог. Выборочная совокупность при экспертном опросе составила 16 человек.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, концептуальным подходом к изучению такой комплексной социальной проблемы как безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. В контексте оценки социальной значимости профилактики и предупреждения этого явления автор рассматривает эту проблему как совокупность представлений, взглядов, теорий и практической деятельности. В соответствии с этим в работе получены следующие результаты, имеющие научную новизну: уточнены исходные понятия «беспризорность», «безнадзорность», «социальное сиротство» являющиеся ключевыми в предметной области исследования; выявлены возможности использования методов и технологий психосоциальной работы в деятельности правоохранительных органов как субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Положения, выносимые на защиту: Особая роль в предупреждении безнадзорности несовершеннолетних отводится специализированным центрам для несовершеннолетних, обладающим широким спектром общих и специальных мер, способным оказать решающее воздействие на минимизацию и предупреждение безнадзорности. Условием повышения результативности этой деятельности на муниципальном уровне является использование методов и технологий психосоциальной работы в рамках комплексной программы профилактики.
Научно-практическая значимость исследования состоит в систематизации научных подходов о сущности, причинах и факторах безнадзорности, анализе современного состояния проблемы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; в возможности использования материалов работы для определения основных направлений и выработки комплекса профилактических мероприятий по предупреждению безнадзорности и беспризорности и связанных с ними социальных последствий. Выводы и практические рекомендации могут быть полезны управленческим структурам и органам власти, имеющим непосредственное отношение к профилактической работе по решению проблем безнадзорности и беспризорности, а также руководителям и социальным работникам специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Апробация результатов исследования исследования осуществлялась в ходе научно-исследовательской практики на базе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ракитянский». Автор работы участвовал в 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования, практики», которая проходила на базе социально-теологического факультета НИУ «БелГУ» 25 ноября 2011 года. Основные результаты исследования представлены в 5 публикациях автора.
Структура диссертационного исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
.1 Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних как объект психосоциальной работы
Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей, довольно сложно. По данным Госкомстата, в России порядка 3-5 миллиона безнадзорных, что составляет десятую часть от общего количества детей, проживающих в России. Их количество постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов статистики. Цифры, которые приводят официальные органы, отличаются от тех, которыми пользуются неправительственные организации, в два раза.
Так, по данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона беспризорников, по данным движения «В защиту детства» - четыре миллиона. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации также оперируют различными показателями [51, 25].
Невозможность четкого учета безнадзорных и беспризорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.
Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны, необходимо разделить эти две разные, хотя и связанные между собой проблемы.
Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс. Некоторые ученые изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.
Безнадзорность можно определить как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение [57, 32].
Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих» [4, 32].
Педагогическая энциклопедия (Педагогическая энциклопедия, 1964) более четко разграничивает рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих» [50, 44].
В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих [16, 49].
Детская безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля поведения и занятияй детей и подростков. При этом упускается важный момент - отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя из этого можно считать, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля поведения и занятий детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов [5, 21].
Следовательно, безнадзорность может являться как явлением, которое имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое.
Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.
Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.
Нормативно-правовые акты Министерства труда и социального развития РФ трактуют понятие «беспризорные дети» как те, которые не имеют определенного места жительства или места пребывания [28, 67]. Практики социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из...

Похожие материалы:

Реферат: Теоретические основы использования НЛП в иноязычном образовании

Реферат: Термохимия – теоретические основы диетологии