Курсовая работа: Теории эмоций

«Эмоции человека - состояния человека, которые представляют собой совокупность как физиологических изменений, так и психических» - такое определение дала бы я этому понятию, так как любая эмоция вызывается внешним фактором, воздействующим на физиологию человека, это влечет за собой разнообразные состояния человека.

Дата добавления на сайт: 03 августа 2024


Скачать работу 'Теории эмоций':


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии
Курсовая работа
«Теории эмоций»
Проверил:
преподаватель кафедры психологии
майор полиции
Аникеева Н.В.Выполнил:
курсант 123 учебного взвода
факультета подготовки психологов
рядовой полиции
курсант Муравьева Д. Д.
Москва 2014

Оглавление
Введение
Глава 1. Теории эмоций
Теория "Здравого смысла"
Теория эмоций Джемса-Ланге (физиологические проявления причина эмоциональных ощущений)
Теория мимической (обратной) связи
Теория Дарвина
Теория Кеннона
Учение Кеннона о таламусе или о зрительном бугре.
Теория Симонова
Потребностно-информационная теория П. В. Симонова
Теория Гербарта
Глава 2. Функции эмоций
Переключающая функция эмоций
Подкрепляющая функция эмоций.
Глава 3.Теория лжи
Общее понятие лжи
Неудачи лжи.
Мимика обмана
Заключение
Приложение №1
Приложение №2

Введение
«Эмоции человека - состояния человека, которые представляют собой совокупность как физиологических изменений, так и психических» - такое определение дала бы я этому понятию, так как любая эмоция вызывается внешним фактором, воздействующим на физиологию человека, это влечет за собой разнообразные состояния человека. Более научное определение можно сформулировать следующим образом: эмоции - древние, развившиеся в результате эволюции состояния человека, своеобразные формы отражения окружающего мира. Эмоции - это процесс, направленный на удовлетворение актуальных потребностей.
Раскрытие темы теории эмоций - это весьма увлекательный процесс, который позволяет помимо того, что познакомиться с абсолютно различными точками зрения о процессе формирования эмоций, так и понять, какая из существующих на сегодняшний день теорий наиболее актуальна, и принимаете ли вы ее. Эмоции человека собственно и являются объектом данной курсовой работы.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что имеется возможность изучить не только конкретные теории, но и некоторые данныео их создателях, а так же функциями эмоций. Имеется возможность проследить за процессом становления одной теории и замены ее другой, более модернизированной и актуальной для современного общества.
Предметом курсовой работы являются теории эмоций различных авторов, функции эмоций, физиологические изменения, вызываемые эмоциональным состоянием. Каждый, из рассмотренных мною авторов, предлагает свою абсолютно уникальную теорию эмоций, которая дает свое объяснение по вопросам причин возникновения эмоций, их видов (эмоций) особенностей их проявления. Авторами эмоциональных теорий активно ведется поиск закономерностей между возникшей эмоцией и физиологическими изменениями в организме. Однако многие исследователи приходят в логичному выводу, что абсолютно различным эмоциям могут соответствовать одинаковые физиологические изменения, начиная с таких явления, как дрожь и частое дыхание с выбросом адреналина в кровькак ответ на сильную радость или же, напротив, страх.
Что касаемо функций эмоций, то я в своей курсовой работе выделила те, которые на мой взгляд являются наиболее яркими: подкрепляющую, переключающая и замещающую. Подкрепляющая функция говорит о том, что положительный опыт подкрепляется положительной эмоцией и становится более устойчивым, противоположный процесс складывается в результате сопровождения действия отрицательными эмоциями, когда опыт уже не фиксируется в памяти, данный процесс тормозится. Переключающая функция характеризует как процесс минимизации отрицательной или же максимизации положительной эмоции. Замещающая функция - функция, связанная с вегетативной нервной системой (гормональной регуляцией реакции на тот или иной раздражитель).
Отдельной главой мною была рассмотрена тема лжи. На примере книги Пола Экмана «Теория лжи» удалось раскрыть понятие лжи, его основные характеристики, особенности проявления ее у различных людей, а в частности у лжецов. Помимо этого был сделан акцент на мимике лжи. В частности были рассмотрены опыты ученых о реакциях людей на проявления лжи, на их способность разоблачать и выявлять ее. Стоит заметить, что в основном процесс выявления лжи сию минутно, именно в данный момент как правило не проявляется у людей. Нам как правило свойственно заблуждаться и воспринимать эмоции, которые являются более явными и убедительными, какой и представляется нам ложь. Человек способен скрывать эмоции за так называемыми мимолетными выражениями, которые под силу распознать только профессионалам или же очень внимательным людям. Автор относительно данной темы также демонстрирует некоторые опыты, проведенные с определенными лицами и тем самым доказывает редкую возможность распознавать верно человеческую психику. Так же, основываясь на книгу, я выяснила, что у человека имеются определенные мышцы на лице, которыми он не способен управлять, что и является причиной невозможности полностью скрыть свое состояние человеком.
Таким образом можно подвести итог перед ознакомлением с данной работой. Эмоции - обширный спектр реагирования человеком на проявления окружающего мира. Многообразие эмоций - причина, почему уже на протяжении долгих лет эмоции изучаются и не теряют своей актуальности в науке.

Глава 1. Теории эмоций
Теория "Здравого смысла"
Логичная на первый взгляд теория, но впоследствии опровергнутая другой теорией Джеймса - Ланге, говорит о сопровождении любого эмоционального состояния физиологическими изменениями. Будь то страх или спокойствие, ненависть или радость, человек будет чувствовать изменения, происходящие с его телом. Спокойное состояние будет сопровождаться умеренным сердцебиением, дыханием, нормальным давлением. Ненависть напротив вызовет противоположные указанным выше симптомы, примерно схожие с теми, которые вызовет и страх.
Увидев льва, прогуливаясь в лесу, человек испытает чувство страха. Проявление данной эмоции повлечет за собой такие проявления, как дрожь, частый пульс, нарушение дыхания, скачка давления. Помимо этого, страх спровоцирует желание уйти от опасности бегством. Помимо указанных изменений возникнет такое физиологическое изменение как выброс адреналина в кровь, что повлечет повешение работоспособности и выносливости организма, например, при преодолении препятствий и больших расстояний при беге.
То есть, формула данной теории такова:
ЭмоцияФизиологические изменения
Теория эмоций Джемса-Ланге(физиологические проявления причина эмоциональных ощущений)
Эмоции являются одной из самых неразработанных сфер психологии. Не подчинённость никаким законам логики - причина невозможности классифицировать их, описывать, членить на виды.
На внешние изменения, которыми сопровождаются эмоции, впервые обратили внимание Джеймс и Ланге. Оба ученых отвергали прежнее понимание процесса эмоций, основанное на различных реакциях, происходящих в организме. Они выделяли три основных момента в понимании эмоций:
А - восприятие какого-либо предмета;
В - вызываемое этим чувство;
С - телесные выражения этого чувства.
Джемс выдвинул следующую теорию - если обычная схема чувства устанавливает последовательность АВС, то Джемс полагает, больше соответствует другой формуле - АСВ:
восприятие - мимика - чувство.
Обычно говорят: мы плачем, потому что мы огорчены, мы бьем, оттого что мы раздражены, мы дрожим, потому что мы испуганы. Но Джеймс утверждает, что правильнее было бы сказать: мы огорчены, потому что мы плачем, мы раздражены, потому что мы бьем, мы испуганы, потому что мы дрожим. (Джемс, 1912)
Всякое чувство при его внимательном рассмотрении имеет свое индивидуальное, физиологическое выражение. Такие чувства, как, например, радость, гнев, благодушие, испуг, то есть сильные в своем проявлении, можно определить по мимике человека.
Объяснить данный факт можно следующим образом - искусственно вызвав то или иное чувство, оно незамедлительно проявится в реальное ощущаемое. Например, проснувшись утром, примите настроение меланхолика и вы почувствуете, как к вечеру вами овладеет тоска.
Так же данный факт доказывается обратной закономерностью. Например, если подавить в себе чувство опустошения, неуверенности, разочарованности в окружающем мире, придать лицу счастливый вид, увидеть положительные моменты в происходящем, меланхолик постепенно отойдет от чувства вечной дисгармонии и подобно сангвинику научится испытывать комфорт, позитив и радость.
Физиологические изменения, сопровождающие эмоции согласно Джеймсу и Ланге делятся на три группы:
1.Мимические изменения (глаз, рта, корпуса);
2.Соматические изменения (сердцебиение, дыхание);
3.Секреторные изменения (пот, слезы, потоотделение).
Схема эмоций Джеймса:
Раздражитель (внешний или внутренний)Чувство (эмоций)
Чувство или эмоции не возникают сами по себе. Любому чувству предшествует раздражитель, причина. То, что заставляет нас радоваться или грустить - это и есть раздражитель.
Субъективизм эмоций заключается в том, что человек, испытывающий его, и человек, смотрящий на проявление определенного чувства, воспринимают его совершенно по-разному. Смотрящий воспринимает телесные проявления эмоций, а сам человек - вызванные эмоциями чувства.
Из данной теории можно сделать противоречивый вывод, что физиологические изменения ведут к возникновению эмоции. Но с данным фактом могу согласиться лишь частично. Безусловно, причинив человеку боль, ударив его, мы вызовем изначально физиологические изменения в виде ощущения этой боли и только после эмоции в виде плача. Но приведенный пример в теории здравого смысла про встречу со львом говорит об обратом. Изначально человек испытает эмоциональное состояние в виде страха и только после дрожь, сухость во рту и т.п.

Теория мимической (обратной) связи
эмоция ложь мимика теория
Теория мимической обратной связи - современный вариант теории эмоций Джеймса и Ланге. Автором данной теории является СильванТомкинс.
Теория заключается в том, что не только чувства вызывают непроизвольную реакцию, но и произвольная мимика вызывает проявление эмоций - обратная связь. Пытаясь изобразить ту или иную эмоцию, человек неосознанно начинает испытывать ее. Томкинс говорит, что обратная связь от внешней мимики трансформируется в ощущения и осознание эмоций. Сильвин Томкинс называл мимические комплексы одним из важных составляющий эмоциональных компонентов.
Однако, часто внешнее проявление мимики не затрагивает сознание человека, не вызывает эмоций. Также, преобладающая эмоция угнетает действие другой менее интенсивной. Например, интерес побуждает в человеке активную деятельность, не давая проявиться такому чувству, как пессимизм и пассивность.
Таким образом, можно не согласиться с данной теорией, но только частично, так как нельзя утверждать, что искусственно вызываемые эмоции все таки не войдут в сознание и не станут реальным состоянием человека.
Теория Дарвина
Книга Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» объяснила взаимосвязь организма и эмоций. Наблюдая за поведением, эмоциональным состоянием человека и человекоподобных обезьян, Дарвин заметил их явное сходство. Теория эмоций Дарвина иначе называется эволюционной. Согласно данной теории, эмоции - жизненно важные механизмы существования организма. Объясняется данный факт тем, что человек, испытывающий состояние гнева, краснеет, часто и глубоко дышит, у него учащается сердцебиение, а все эти проявления вызывают мышечную работу, которая необходима в драке. Дело в том, что разъяренный первобытный человек переживал данное состояние исключительно через выплеск энергии (драку). Вспотевшие руки Дарвин также связывал с особенностями реакции предков человека в стрессовой ситуации: вспотевшие ладони способствовали лучшему схватыванию за ветки деревьев.
Таким образом, Дарвин показал неразрывность развития человека и его предков (человекообразных обезьян), а именно он выявил изначальную первопричину возникновения тех или иных эмоций. Дарвин говорил о том, что человеческие эмоции, которые стали ему частично подконтрольны, изначально имелись у его предков только на уровне рефлексов.
Теория Кеннона
Согласно теории УолтонаКеннона эмоции напрямую зависят от физиологического состояния человека. Благодаря многочисленным экспериментам, изучениям головного мозга, учеными была вдвинута гипотеза о роли гипоталамуса в формировании эмоций. Гипоталамус, считали ученые, является функциональным центром эмоций.
Эксперимент Кеннона.
Эксперимент ученого заключался в опровержении теории Джеймса - Ланге, основанной на физиологическом объяснении эмоций. Напомню, что изначально, согласно теории Джеймса - Ланге, возникает какое либо физиологическое изменение (человек плачет), из-за чего человек испытывает определенную эмоцию (чувство грусти). Во-первых, он утверждал, что физиологические изменения, вызываемые разными эмоциями, могут быть похожими. Также, Кеннон говорил, что эмоции проявляются быстрее физиологических проявлений. В-третьих, вызывая искусственно те или иные физиологические изменения, он доказал, что они редко вызывают соответствующие эмоциональные сдвиги.
Следующий эксперимент заключался в опровержении теории Джеймса -Ланге о действии адреналина на состояние человека. Согласно их теории (Джеймса - Ланге) при выделении адреналина в кровь, человек ощущает страх и сильное волнение. Но действие данного гормона известно фактически каждому. В случае опасности, адреналин способствует поддержанию организма в состоянии готовности действовать, например, при преодолении высокой стены при побеге от собаки. Кеннон экспериментальным образом доказал противоречивость их теории. Он, вводив адреналин определенным людям, доказал, что кроме небольшого чувства волнения адреналин ничего не вызывает.
Учение Кеннона о таламусе или о зрительном бугре.
УолтонКеннон, доказав ошибки теории Джеймса - Лангеоб физиологической первооснове эмоции, создал свою теорию, которую приняли и используют и сегодня. Он обнаружил в головном мозге эмоциональную зону - таламус. Его основной функцией является распределение информации от органов чувств. Свой эксперимент Кеннон построил на наблюдении за субъектом с таламусом без повреждений (реакции были нормальные) и с поврежденным таламусом (реакции отходили от нормы). Таким образом, Кеннон сделал вывод, что эмоция - результат работы мозга. Эмоции - связь таламуса с корой больших полушарий и внутренними органами. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Теория Симонова
Согласно теории Симонова недостаток сведений или их переизбыток ведет к неудовлетворению потребностей и, как следствие, появлению эмоций. Причиной отрицательных эмоций является отсутствие полноценной информации для удовлетворения собственных потребностей. То есть, при возникновении ситуации опасности, отрицательные эмоции возникают при недостатке информации о способе защиты.
П. В. Симонов выступает против теории западных психологов о том, что живые организмы стремятся уменьшить количество своих потребностей с целью получения большего числа положительных эмоций.
Потребностно-информационная теория П. В. Симонова
- вновь предложенная Симоновым теория эмоций, в которой говорится о том, что эмоция - производная мозга и связана с удовлетворением потребности. То есть, эмоции рассматриваются как реакция организма на информационный дефицит. Эмоции, согласно этой теории, подразделяются на отрицательные и положительные. Положительные способствуют уменьшению информационного дефицита. Отрицательные напротив - этот дефицит не ликвидируют, а усугубляют, увеличивают. Впервые именно в теории Симонова эмоции приобретают позитивный характер.
Данную теорию можно представить следующим образом:
Э = fП( Ин - Ис )
Где Э - эмоция, П - качество актуальной потребности, Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения эмоций, Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Из данной формулы следует вывод о том, средства удовлетворения в совокупности с потребностью ведут к возникновению эмоции.
Теория Гербарта
Теорию Гербарта иначе называют интеллектуалистической. Теория Гербарта основана на представлениях человека, от которых и зависит эмоциональное состояние человека. Задержка представлений человека от его развития приводит к формированию отрицательных эмоций, и напротив, соответствие представлений и развития ведет к проявлению положительных. Так, например, маленький ребенок искренне не понимает и обижается на родителей, которые почему то не позволяют ему есть много сладкого, что свидетельствует о задержке развития его представлений по сравнению со взрослыми его окружающими. Примером совпадения развития и представлений могут служить подростки, которые быстро и без особой сложности осваивают новые технологии (компьютерную технику).
Учение Гербарта получило свое распространение в Германии, но в настоящее время не имеет многочисленных последователей.

Глава 2. Функции эмоций
Переключающая функция эмоций
Переключающая функция эмоций заключается в том, что эмоция, есть состояние, основой которого является стремление к минимизации или максимизации определенного состояния. Положительные эмоции субъект старается максимизировать, так как они свидетельствуют о приближении удовлетворения потребностей. Отрицательные, напротив, минимизировать, так как они не удовлетворяют человеческих нужд.
Переключающая функция эмоций проявляется как в условных рефлексах, так и врожденных. То есть, потребности удовлетворяются не только осознанным образом, но и на подсознании. Например, интуиция о приближении к цели объясняется предчувствием, в последствии ведущим к анализу ситуации. Также переключающая функция заключается в том, что наиболее достижимая цель, пусть и менее важная, становится приоритетнее.
Также, данную теорию можно раскрыть на следующем примере. Человек, находясь на необитаемом острове, переключает свои социальные потребности (в общении, культурном развитии и досуге, образовании и т.п) на естественные (в еде, одежде, жилье). Состояние успеха - неупеха в различных ситуациях побуждают человека переключаться с менее удачного действия на более перспективное.
Подкрепляющая функция эмоций
Данная функция проявляетсявтом, что поведение, сопровождающееся положительной эмоцией закрепляетсябыстрее и отличается стойкостью. Поведение закрепляется по принципу механизмоусловного рефлекса, где основным подкреплением служит положительная эмоция, а неподкреплением - эмоция с отрицательным знаком.
Например, ребенок с явными способностями к танцам будет с удовольствием посещать уроки без мотивации к прогуливанию. При этом, если ребенка, не имеющего явного таланта к рисованию, родители принудительно отдали на школьный кружок «Умелые ручки», то они вряд ли получат ожидаемый результат.
Данная функция эмоций имеет важное правило - положительная мотивация ведет к действию. Только в данном случае возможно достичь нужного результата.
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций

Похожие материалы:

Реферат: Современное состояние теории психического развития в отечественной возрастной психологии

Контрольная работа: Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса

Реферат: Теории происхождения ВИЧ

Реферат: Воля и эмоции. Концепция эмоций. Виды эмоций

Реферат: ТЕОРИИ ПАМЯТИ