Реферат: Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
. Структура теории самодетерминации
.1 Теория базовых потребностей
.2 Теория организмической интеграций
.3 Теория каузальных ориентаций
.4 Теория когнитивной оценки
.5 Теория содержания целей
.6 Теория влияния взаимоотношений на мотивацию (Relationships Motivation Theory, RMT)
. Практическое применение теории самодетерминации
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана':


АНАЛИТИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Научные школы и теории в современной психологии»
на тему
Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана
Выполнила: Д.Х. Фролова
магистрант группы №20552
Томск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
. Структура теории самодетерминации
.1 Теория базовых потребностей
.2 Теория организмической интеграций
.3 Теория каузальных ориентаций
.4 Теория когнитивной оценки
.5 Теория содержания целей
.6 Теория влияния взаимоотношений на мотивацию (Relationships Motivation Theory, RMT)
. Практическое применение теории самодетерминации
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшней день одним из популярных направлений в психологии является позитивная психология, корнями она восходит к гуманистическим представлениям о природе человека, согласно которым человек - от природы существо деятельностное, активное, любознательное и нравственное. Эти взгляды активно поддерживали и развивали такие известные личности как Абрахам Маслоу, Виктор Франкл, Карл Роджерс и другие. Данные авторы не проводили количественных исследований и потому их убеждения так и оставались исключительно эмпирическими, что вызывало критику со стороны представителей других психологических "конфессий".
Минули десятилетия, прежде чем гуманистические теории стали встречать живой интерес в научной среде, американский психолог Мартин Селигман был одним из первых, кто публично стал критиковать бытующее представление в психологии о том, что человек рожден существом подверженным исключительно негативному проявлению своей природы, которое выражается в темных желаниях, болезненных реакциях, искаженном сознании. Он заявил о необходимости сместить фокус внимания с болезни на здоровье, проявить интерес к здоровой, полноценной личности, стремящейся к плодотворной деятельности, полной жизненной энергии и желанием самосовершенствоваться.
Несмотря на то, что люди время от времени могут быть морально угнетены, сконцентрированы только на себе, безответственны и даже агрессивны, от природы все мы открыты, любознательны, внимательны к миру, то есть, как утверждают представители позитивной психологии - имеем врожденный потенциал к развитию и самосовершенствованию, хотя одновременно обладаем и достаточной уязвимостью к формированию патологических функций нашей психики, что отражается на нашем поведении и субъективном психологическом благополучии.
Одним из ключевых понятий в позитивной психологии и психологии вообще, является понятие мотивации.
Вопросы мотивации чрезвычайно сложны и многогранны и, на протяжении всей истории психологии и психотерапии, неоднократно обсуждались и исследовались. И это не удивительно, потому как знание того, почему, при равных внешних условиях, люди склонны проявлять совершенно разные по интенсивности действия, поможет либо создать необходимые условия, либо устранить причину, мешающую рождению внутренней мотивации к любой, будь то профессиональная или учебная деятельность [Леонтьев, 2002].
Соответственно, в разных течениях науки данный феномен объяснялся по-разному: в бихевиоризме мотивация рассматривалась исключительно просто - стимул - реакция, то есть, под этим понятием подразумевались так называемые "драйвы" животные инстинкты и их реакции на внешние раздражители. В психоанализе Зигмунда Фрейда конечным объяснением всего являлось либидо. В социальной психологии Адлера "социальное чувство" - стремление человека занять свое место в обществе.
В рамках позитивной психологии, одной из самых крупных теорий и наиболее популярных и признанных на сегодняшний день, является теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана, теория о мотивации человека.
Двое ученых вот уже 30 лет работают в продуктивном диалоге, разрабатывая подход, первоначально возникший из экспериментов по влиянию денежных вознаграждений на внутреннюю мотивацию деятельности [Deci, 1971] и постепенно превратившийся в масштабную макротеорию человеческой мотивации и личности, отвечающую не только на вопрос о том, почему люди делают то, что они делают, но и показывающую, каковы последствия различных форм социальной регуляции и стимулирования человеческого поведения [Гордеева, 2010].
Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда деятельность приносит удовольствие, когда человек переживает радость от реализации данного мотива в этой деятельности, когда он стремится к поиску новых и трудных задач, к расширению своих возможностей и познания. Это такая аутентичная мотивация, которая самостоятельно принята и самостоятельно создана. Здесь очень важной характеристикой внутренней мотивации является получаемое удовольствие от деятельности.
Опираясь на эту теорию, можно сказать, что субъективное психологическое благополучие напрямую зависит от того, насколько человек внутренне самомотивирован на выполнение конкретного действия, если деятельность самодетерминирована - человек, скорее всего, будет погружен в неё максимально и с полной отдачей, принося, таким образом, пользу обществу (в виде продукта или услуги) и пользу своему психологическому и физическому здоровью (в виде хорошего настроения, энтузиазма, благодушного отношения к окружающим, формируя также более устойчивый иммунитет к соматическим и иным заболеваниям).

1. СТРУКТУРА ТЕОРИИ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ
Теория самодетереминации представляет собой крупное учение - исследование вопроса мотивации во взаимодействии социального контекста и активного субъекта. Согласно теории, существуют внутренняя мотивация, которая ярко выражена у детей (во время совместных и одиночных играх, исследовании окружающего мира) и внешние типы мотивации, которые реализуются при потребности человека получить материальное вознаграждение, похвалу, избежать потери, критику и др. внешние воздействия. Исходя из этого взаимодействия, теория самодетерминации указывает на важную роль, которую осуществляет внутренняя мотивация и внешние её типы на когнитивное и социальное развитие субъекта, а также изучает особенности индивидуального восприятия текущего социального контекста.
Авторы теории особо подчеркивают, что такие характеристики личности, как: стремление к развитию, к преодолению трудностей, освоению нового опыта с целью обретения самоцельности и внутренней согласованности, не проявляются сами по себе, автоматически, а требуют определенной социальной поддержки, внешней "подпитки". Поэтому, социальный контекст может как поддержать, так и помешать психологическому росту, стремлению к активному вовлечению в процесс какой-либо деятельности.
Таким образом, предположения ТСД фокусируются на том, как социальные и культурные факторы стимулируют и усиливают или подавляют волевые и инициативные качества личности, что оказывает огромное влияние в первую очередь на её субъективное психологическое благополучие и на качество деятельности в целом.
Сама теория самодетерминации состоит из пяти мини-теорий, которые с течением времени формировались вследствие проводимых исследований и возникающих новых гипотез. Данные мини-теории выступают как части одного целого, это:
теория базовых психологических потребностей (Basic Psychological Needs Theory, BPNT)
теория организмической интеграции (Organismic Integration Theory, OIT),
теория каузальных ориентаций (Causality Orientations Theory, COT),
теория когнитивной оценки (Cognitive Evaluation Theory, CET),
и последняя по времени возникновения - теория содержания целей (Goal Contents Theory, GCT). [Гордеева,2010]
.1 Теория базовых потребностей
Очевидно, центральной с точки зрения ее теоретической важности и практической актуальности является мини-теория, постулирующая существование у человека трех базовых потребностей - в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Согласно ТСД, удовлетворение этих трех базовых психологических потребностей является важным условием, определяющим психологическое благополучие, оптимальное функционирование и здоровое развитие личности; фрустрация этих базовых потребностей, напротив, приводит к снижению психологического благополучия и ухудшению эффективности деятельности.
Потребность в автономии включает стремление человека самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, а также быть их независимым инициатором [Гордеева, 2006; Леонтьев, 2002]. Ее удовлетворение тесным образом связано с двумя остальными и не может быть достигнуто без них.
Например, в рамках экспериментальных исследований подростки с высоким уровнем самодетерминации отмечали, что их взаимоотношения с родителями являются доверительными и дружескими, а сами родители охотно интересуются их деятельностью, но при этом предоставляют им достаточное количество свободы в действиях [Калитеевская, Леонтьев 2006; Калитеевская и др. 2007].
Под компетентностью понимается стремление быть эффективным, справляться с задачами оптимального уровня трудности, откликаясь на вызовы, предъявляемые окружающей средой.
Потребность в связанности (relatedness) с другими людьми означает желание иметь надежную связь со значимыми людьми и быть понятым и принятым ими.
Согласно взглядам авторов теории, данные потребности (в автономии, компетентности и связанности) являются врожденными, и потому анализируется не то, насколько они выражены в том или ином человеке, а то, насколько эти потребности удовлетворены посредством социального окружения и посредством самого человека, его личным восприятием.
Самодетерминация выступает не только как потребность, но и как качественная характеристика поведения человека. Под самодетерминацией понимают способность человека выбирать, осознавать себя, отделять себя от подкреплений, стимулов или каких- то иных силы, которые могут оказывать влияние на его поведение [Гордеева, 2010]. При этом именно человек, его убеждения, желания и стремления выступают источником и причиной его поведения, а успехи или неудачи в действиях объясняются человеком степенью эффективности собственного поведения и самоконтроля. Это свидетельствует о большой роли внутреннего локуса контроля, когда индивид не перекладывает ответственность за неудачу на внешние обстоятельства, а стремится анализировать допущенные ошибки со своей стороны. Становление самодетерминации способствует формированию внутренней мотивации, которая является основой автономного, неадаптивного поведения человека, повышению уровня сложности выполняемой задачи, гармонизации отношений с другими людьми, а также понижению уровня стресса. Автономное поведение позволяет человеку стать подлинным, аутентичным и действовать в соответствии с собственным Я.
.2 Теория организмической интеграции
Другим важным достижением теории самодетерминации, привлекающим интерес исследователей, является разработка предложенной в 1985 г. теории организмической интеграции, с выделением особенностей каждого типа мотивации, его детерминант и механизмов. То есть важно не количество, а качество мотивации, именно оно определяет уровень настойчивости, результативность деятельности и психологическое благополучие.
Само понятие "организмическая" говорит нам о "полной, цельной" интеграции. Данная теория направляет наше внимание к внешней мотивации во множестве ее форм, с описанием качеств, содержания форм и последствиям того, как содержание формы влияет на поведение личности. Внешняя мотивация, как уже было указано, регулируется внешними силами (вознаграждение, наказание, похвала, критика и т.д.) но при этом она не категориальна и делится на подтипы: экстернальная, интроецированная, идентифицированная интегрированная. Данные подтипы внешней мотивации рассматриваются в континууме, от амотивации (демотивации) к внутренней мотивации, в зависимости от степени интернализации [Deci, Ryan, 1985].
Процесс интернализации - это переключение внешней движущей силы и средств поведения во внутреннюю силу. Будучи интернализованными, изначально внешние результаты поведения человека, могут стать частью его внутреннего мира. Данный феномен имел описание у нашего отечественного психолога А.Н. Леонтьева, в его "сдвиге мотива на цель", когда цель становится личным мотивом. К примеру, ребенок, обучаясь этикету, (говорить спасибо, пожалуйста, здравствуйте) произносит эти слова исключительно по просьбе матери, видя её одобрению и улыбку, но, впоследствии, цель - удовлетворить мамину просьбу и увидеть её одобрение, становится внутренним мотивом, ребенок осознает важность в том, чтобы быть вежливым и придерживается элементарных правил этикета уже по собственному желанию, понимая, что это приносит взаимную радость как ему, так и окружающим.
Внешние и внутренние мотивы Деси и Райан помещают в континуум. Континуальность - это значит, нет жёстких границ между внутренней и внешней мотивацией. С одного конца этой шкалы к другому идёт нарастание самодетерминации, нарастание автономии человека. Потребность в автономии усиливается, за счёт того, что человек всё более и более делает своими эти внешние мотивы, которые получает из общества. Самый крайняя точка - мотивация отсутствует - амотивация. Человек ничем не детерминирован. [22]
Для иллюстрации динамики возрастания самодетерминации привожу биографические мини-теории на примере следующих героев:
Джун
Джун работает в благотворительной организации. Она не занимается спортом со школы и имеет достаточно неприятные воспоминания о том, как холодными, промозглыми днями ей приходилось играть на спортивном поле школы и выслушивать командные окрики преподавателя физкультуры. Она считает, что фитнес не приносит какой-либо пользы здоровью и фигуре и потому не видит смысла в том, чтобы заниматься спортом. Она говорит: "Мне кажется у меня нормальный вес для моего возраста, у меня никогда не было серьезных проблем со здоровьем, я не курю, не употребляю алкоголь, стараюсь правильно питаться. На мой взгляд все это куда важнее, чем занятия в гимнастическом зале. В любом случае, достаточно часто можно услышать, как любители покачаться в тренажерном зале в своим 30 с небольшим вдруг умирают от сердечного приступа. Считаю, что от этих упражнений вреда больше, чем пользы".
У Джун налицо проявление амотивации или демотивации к занятию спортом, которое было вызвано в первую очередь неприятными ассоциациями с этой активностью, с подавлением её автономии.

Пол
Пол проходит обучение по парамедицинской помощи и недавно вынужден был приобрести абонемент в тренажерный зал, так как пару недель назад, во время прохождения базового курса парамедицинского тренинга, он не смог сдать тест на физическую подготовку и потому не имеет возможности перейти на следующую ступень обучения. Пол говорит: "Я правда не понимаю, к чему все эти обязательства по занятию фитнесом для парамедиков. Согласен, работа действительно может требовать время от времени физической выносливости, когда нужно будет транспортировать пациентов, поднимать мед.инвентарь и тому подобное, но я считаю, что достаточно силен для этого, ну, то есть, мне ведь не надо готовиться к участию в Олимпийских играх, верно?
У Пола мы наблюдаем тип экстернальной мотивации - когда человек вынужден совершать какие-либо действия в силу внешних причин, угрожающих его благополучию и намеченным планам. Данный тип мотивации характерен и для стремления получить вознаграждение.
Билл
Бил работает инженером, ему 50 лет. Он ходит в спортзал пару раз в неделю и также практикует бег трусцой на регулярной основе. Он заключил второй брак 5 лет назад и воспитывает с супругой двоих маленьких детей. По наследственной части у него есть риск перенести сердечное заболевание и эта мысль не дает ему покоя в последние годы. Несмотря на то, что в молодости он был активен, он не занимался спортом до тех пор, пока не появились дети. Примерно в то же время он бросил курить. Билл говорит "мои отец, дед и дядя умерли почти в одном возрасте от сердечных заболеваний. Я приближаюсь к этому же возрасту и не могу позволить себе уйти тогда, когда моя жена поднимает двоих детей. Поэтому я занимаюсь так часто, как могу. Не скажу, что это всегда доставляет мне удовольствие, порой приходится себя заставлять, но мысль об ответственности за детей и мою семья меня очень стимулирует".
Билл имеет интроецированный тип мотивации - в этом случае индивид выбирает сферу деятельности или совершает действия по причине собственных беспокойных мыслей, страхов и тревог. То есть внешняя составляющая данного типа мотивации сокращается.
Алан
В детстве и юности Алану приходилось не сладко. По телосложению он был хрупким, худеньким и маленького роста. Одноклассники и старшеклассники заметно обгоняли его в развитии, и он часто был предметом насмешек. После окончания школы Алан стал посещать спортзал и вскоре серьезно заинтересовался бодибилдингом. Сейчас он тренируется очень часто и его социальная жизнь заметным образом изменилась. У него появилось больше друзей обоих полов, он внешне стал выглядеть выше и крупнее, и оттого появилась уверенность в своей привлекательности. Алан говорит: "Я терпеть не мог то время, когда был меньше всех в классе, никто не воспринимал меня всерьез. Сейчас я сильный, я думаю, что выгляжу неплохо и горжусь тем, что сам себя сделал. Я никогда бы не стал относится к себе так, если бы однажды не занялся бодибилдингом."
У Алана мы видим тот же тип мотивации - интроецированный, это говорит о том, что индивид может заняться какой-либо активностью из желания доказать что-то себе и окружающим, из чувства неполноценности, стремления утвердиться. Если Алан перестанет заниматься спортом, психологическое благополучие, скорее всего, в скором времени покинет его.
Лиз
Лиз работает в качестве старшего менеджера в известной финансовой организации. Она построила свою успешную карьеру в мире, где доминируют мужчины и она гордится своими достижениями. Несмотря на плотное расписание, она находит время для того, чтобы сходить в спортзал на полчаса несколько раз в неделю. Лиз чувствует, что занятия спортом жизненно необходимы для её здоровья и также являются важным дополнением к ее успешной карьере. "Для меня быть подтянутой очень важно. Это трудно, вы знаете, находить время для занятий спортом каждый день. Но на моей работе, где я провожу многие часы, в путешествии, в перелетах, мне необходимо поддерживать тонус тела и регулярные упражнения обеспечивают мне это. Я думаю, что не смогла бы со стольким справиться, если бы не отводила время на фитнес зал".
Пример Лиз - тип идентифицированной регуляции. Этот тип регуляции наиболее автономный и подразумевает, что индивид дает самостоятельную оценку своим действиям и осознает их значение для себя. Он понимает важность в выполнении определенных действий и не испытывает при этом чувство долга, стыда или вины.
Сандра
Сандра работала учительницей, но несколько лет назад переквалицифицировалась на инструктора по фитнесу. Она ведет занятия каждый вечер и по выходным, в свободное время занимается сама. Она очень любит занятия спортом и считает, что они являются центральным звеном её жизненного стиля. "Когда я работала в школе, - говорит Сандра, - то ходила в фитнес центр так часто, как была возможность, но всегда чувствовала, что этого недостаточно. Вот почему я решила оставить учительство и...

Похожие материалы:

Реферат: Психология мотивации. Проблема самодетерминации (на основе анализа литературы авторов Эдварда Деси и Ричарда Райана)