Реферат: Тест экзистенциальных мотиваций

Настоящее исследование посвящено созданию психометрического инструмента для современного экзистенциального анализа. В рамках научного направления существует потребность создания валидного и надежного теста, который поможет исследователям и практикам количественно измерить исполненность жизни человека в разрезе четырех экзистенциальных мотиваций.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Тест экзистенциальных мотиваций':


Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основания экзистенциально-аналитического подхода исследования фундаментальных мотиваций жизни человека
.1 Введение в экзистенциальный анализ и теорию мотивацию
.2 Раскрытие структуры мотиваций и предпосылок исполненности на каждом уровне
.2.1 Структура первой фундаментальной мотивации (1ФМ)
.2.2 Структура второй фундаментальной мотивации (2ФМ)
.2.3 Структура третьей фундаментальной мотивации (3ФМ)
.2.4 Структура четвертой фундаментальной мотивации (4ФМ)
Глава 2. Методологические основания исследования и обзор разработанных методик
.1 Описание существующих количественных методик исследования экзистенциальной исполненности
.2 Методология исследования валидности новой версии ТЭМ
.2.1 Анализу внутренней структуры теста
.2.2 Обзор методик для анализа внешней валидности
Часть 3. Эмпирическое исследование валидности теста экзистенциальных мотиваций
.1 Структура эмпирического анализа процедура исследования
.1.1 План эмпирического исследования
.1.2 Выборка
.2.2 Анализ надежности
.2.3 Анализ внешней валидности теста
.2.4 Анализ различий между группами
.3 Обсуждение результатов
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Настоящее исследование посвящено созданию психометрического инструмента для современного экзистенциального анализа. В рамках научного направления существует потребность создания валидного и надежного теста, который поможет исследователям и практикам количественно измерить исполненность жизни человека в разрезе четырех экзистенциальных мотиваций. Теоретически этот конструкт разработал А.Лэнгле, четыре экзистенциальные мотивации и двенадцать их предпосылок имеют четкую структуру, они описаны подробно в ряде теоретических работ автора и качественных исследованиях, которые дополняют теорию новыми наблюдениями (ссылки на работы исследователей). Разработка инструментов количественного анализа является важной зоной для развития направления, поскольку тест на исполненность в разрезе четырех экзистенциальных мотиваций даст возможность подтвердить теоретически заданную структуру и проводить дальнейшие количественные исследования дополняющие теорию новыми наблюдениями.
Первый тест экзистенциальных мотиваций был создан А. Лэнгле и Экхардом в 2001 году. Он основан на теоретической модели и отображает уровень субъективного переживания исполненности на каждой из мотиваций. (Eckhart P. 2001). Этот тест был взят в основу для создания русскоязычного теста экзистенциальных мотиваций, перевод был апробирован на российской выборке (Koryakina U.M., 2011). Тест не прошел полной психометрической проверки, а так же есть предположение, что в силу кросс-культурных различий, вопросы немецкого теста не могут быть равносильно применимы к российской выборке. (Geisinger, Kurt F.1994). Таким образом, в настоящий момент актуальна проблема отсутствия валидного и надежного теста экзистенциальных мотиваций, который бы отвечал теоретическим основам современного экзистенциального анализа.
Для решения данной проблемы Шумским В.Б и Уколовой Е.М. была создана новая версия «Теста Экзистенциальных мотиваций - ТЭМ», основанная на теоретической структуре четырех экзистенциальных мотиваций, предложенной Лэнгле. Исследовательский вопрос данного исследования: Является ли ТЭМ надежным и валидным инструментом для оценки субъективной исполненности личности в разрезе четырех мотиваций?
Для ответа на данный вопрос мы составили следующий план:
Операционализация конструкта
Проведение теста на независимой выборке
Анализ структуры теста методом кластерного и факторного анализа
Стандартизация инструмента по итогам анализа
Анализ надежности
Оценка внешней валидности инструмента
Данные шаги были выделены в связи с целью провести комплексный анализ методики, обосновать с теоретической и методической точки зрения валидность теста. А также мы предполагаем, что полученные количественные результаты отобразят новые тенденции, которые смогут внести дополнительные исследовательские траектории в изучении четырех экзистенциальных мотиваций. Для этого нам необходимо рассмотреть теоретические основания современного экзистенциального анализа, в частности структуру четырех экзистенциальных мотиваций.
Глава 1 Теоретические основания экзистенциально-аналитического подхода исследования фундаментальных мотиваций жизни человека
В данном разделе будут даны основные представления о теоретических основаниях теории экзистенциальных мотиваций и основном содержании предпосылок исполненности каждой из них. Мы дадим определение каждого из конструктов, которые будут теоретической основой составления методики.
.1 Введение в экзистенциальный анализ и теорию мотивацию
В центре экзистенциального анализа стоит понятие экзистенции, Лэнгле дает следующее определение: «Экзистенция означает наполненную смыслом, воплощаемую свободно и ответственно жизнь в создаваемом самим человеком мире, с которым он находится в отношениях взаимовлияния/взаимодействия и противоборства». (Ленгле, 2001). Исходя из этого определения, ключевой идеей взаимодействия человека и мира в экзистенциальном анализе являются ответственность и свобода. Экзистенция дает возможность выбора действия в фактической реальности, в которой человек оказался. Эта реальность может, как содействовать, так и противодействовать, однако неизменным остается право человека занять позицию по отношению к ситуации. Экзистенциальный анализ как метод ставит своей целью помочь человеку найти путь к экзистенции, полному проживанию своей жизни с опорой на персональную ответственность и свободу.
Таким образом, в практическом фокусе мы имеем дело с человеком и экзистенциальной ситуацией. Для определения структуры ситуативного аспекта можно выделить четыре основных категории, с которыми имеет дело человек в течение жизни (Шумский В. Ларченко О., 2009)
1.Условия и возможности внешнего мира
2.Жизнь как человеческая природа во всей витальности;
.Бытие самим собой;
.Будущее со всеми его возможностями для реализации
События, с которыми мы встречаемся в жизни, и всё то, что нас затрагивает и оказывает влияние, можно соотнести с вышеизложенными категориями. Именно поэтому соотнесенность с миром, жизнью, самостью и будущим считаются фундаментальными категориями экзистенции. Это обозначает, что человеку необходимо найти и занять собственную позицию по отношению к категориям, что возможно при условии глубокого познания каждой из них. Ориентировка на эти фундаментальные условия дает структуру психотерапевтической помощи человеку, который сталкивается с ограничениями в проживании экзистенции на том или ином уровне.
Рассмотрим более подробно основные характеристики, присущие мотивам человека:
.Ситуации и предметы являются мотивами только когда касаются человека лично.
.Каждая мотивация связана с эмоцией, осознаваемой или неосознаваемой
.У человека есть внутренняя готовность и предрасположенность быть мотивированным
.Мотив не определяет ценность и значимость результата действия. То, что человек является к чему-то мотивированным, не является оправданием действию.
.Мотивами может быть то, что человек переживает субъективно как позитивное.
Вышеизложенные характеристики указывают на то, что мотив отображает затронутость человека тем или иным содержанием, и он сопровождает и определяет человека в отношениях с ситуацией. Мотивации соотносятся с выделенными основными категориями жизни и являются основой для действия человека в его стремлении к экзистенции и проживанию содержаний жизни. Таким образом, эти четыре фундаментальных условия экзистенции одновременно представляют собой и четыре экзистенциальные фундаментальные мотивации человека (Ленгле, 2001):
Мотивация к жизни и бытию в этом мире, с его условиями и возможностями - «мочь быть»
Мотивация к проживанию ценности бытия в мире - «нравится жить»
Мотивация к реализации своего персонального, аутентичности, и к справедливости - «иметь право быть таким, какой ты есть»
Мотивация к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность, то есть к тому, чтобы «долженствовать действовать»
Каждая из мотиваций как бы запрашивает человека к экзистенции, дает ему душевную динамику и побуждает двигаться в направлении исполненности. И этот внутренний толчок может привести человека к исполненности при условии наличия опор, которые в экзистенциальном анализе называются «предпосылками экзистенциальных мотиваций». Предпосылка исполненности экзистенциальной мотиваций обозначает некоторую субъективную категорию, которую человек может найти в окружающей реальности и определить для себя. К каждой мотивации выделяется по три предпосылки исполненности. Рассмотрим их более подробно, описав структуру каждой из мотиваций.
.2 Раскрытие структуры и контента мотиваций и предпосылок исполненности на каждом уровне.
.2.1 Структура первой фундаментальной мотивации (1ФМ)
Жизнь забрасывает нас в разные условия и наделяет каждого своими возможностями, с учетом этой заданной ограниченности человек и пребывает в мире. Сталкиваясь с реалиями жизни, человек невольно спрашивает себя: Могу ли я быть здесь, в этих условиях? Это вопрос первой фундаментальной мотивации (1-я ФМ). Возможность быть человеку дает наличие защиты, пространства и опоры. Эти три категории являются предпосылками исполненности 1-ой ФМ, раскроем подробнее значение каждой из них.
Рассмотрим более подробно роль защиты в исполненности первой мотивации. Прежде всего, защищенность - это субъективная категория для человека, защита - это то, что я всегда могу нести в себе, мои «психические стены». Они нужны человеку для того, чтобы принять и выдержать условия, в которых он оказался. Отвечая на вопрос, когда я чувствую себя защищенным, человек чаще всего обращается к опыту принятия, самим собой и другими людьми. Ощущение того, что «здесь меня принимают», дает чувство защищенности, и человек переживает возможность быть в мире. Также человек несет в себе и самопринятие, которое во многом определяет его знание о своих возможностях и дает уверенность в своих действиях и защиту при столкновении с превратностями жизни.
Быть в мире - это значит обнаружить себя в пространстве. Человек находит себя точкой во времени и месте каждую секунду. Мы сталкиваемся с пространством нашего дома, города, страны, в которой мы живем. Наше тело также является пространством, которое несет нас в жизнь. Переживание пространства очень важно для человека, оно дает ему место в жизни, свободу, в телесных ощущениях переживание пространства связано с дыханием. Чтобы обходиться с пространством внутренней жизни, человеку необходимо уметь выйти на дистанцию по отношению к своему переживанию, суметь взглянуть на него со стороны.
Опора для человека - основание, на котором он стоит, она дает силы не упасть. Опереться на что-то - значит доверить себя в полной мере, именно поэтому переживание доверия к себе и миру исходит из формирования опоры. Мы можем найти внутреннюю опору в своем теле, в возможностях и способностях и опыте, а также внешнюю опору во внешних закономерностях и структурах. Опыт доверия к себе и к миру формирует в человеке фундаментальное доверие, которое дает сильную опору для того, чтобы мочь быть. (Ленгле, 2009)
.2.2 Структура второй фундаментальной мотивации (2ФМ)
Помимо базовой потребности мочь быть в этом мире, человек запрашивает от жизни возможность качественного проживания, то есть ощущения «нравится быть в этом мире». Это относится ко второй фундаментальной мотивации и так же сопровождается тремя предпосылками: соотнесенность, время и близость.
Соотнесенность возникает из взаимодействия с другим, человек уже может обнаружить себя в переплетении разных отношений не только с людьми, но и с категориями, деятельностью, всем, что его затрагивает и запрашивает выразить отношение. Из этого следует необходимость признания ценностей иного, импульс к тому, чтобы с этим иным соотноситься, происходит порождение чувств и переживаний относительно мира. Именно отношения отражают взаимодействие, в котором может быть выражено определенное качество, нравится ли мне это или нет.
Соотнесенность напрямую связана с переживанием времени. Для установления контакта, взаимодействия и формирования собственного отношения необходимо иметь достаточно времени. Время обеспечивает пространство для возникновения отношений, оно также является мерой ценности взаимодействия, оно дает основу переживания радости или грусти, делает переживания протяженным и динамичным.
Сохранение эмоциональной соотнесенности во времени рождает близость. Эта категория носит особое переживание жизни в соотнесении с другим человеком, когда происходит внесение контекстов жизни другого, рождаются чувства, которые вносят динамику переживания жизни. Наличие чувств дает возможность пережить ценность.(Ленгле,2009)
1.2.3 Структура третьей фундаментальной мотивации (3ФМ)
Третья экзистенциальная мотивация касается бытия человеком самим собой и проживания жизни в соответствии с собственной аутентичностью. Умение разграничивать свое и иное, принятие решений в соответствии с собственными установками позволяют человеку прийти к экзистенции бытия самим собой. Третья ФМ связана с тремя предпосылками: справедливое отношение, заинтересованное внимание, признание ценности.
Справедливое отношение к человеку является важным фактором в формировании его представлений о том, что является хорошим, а что - негативно. На субъективном уровне человек для себя отмечает и отличает справедливость от несправедливости по отношению к себе, так он формирует представление том, что правильно и неправильно, и это дает ему возможность действовать в соответствии с сформировавшимся представлением. Это дает возможность быть самим собой в этих действиях и во взаимоотношениях с другими. Справедливое отношение к себе и другим дает возможность видеть свою позицию и позицию другого человека, признавать и отмечать разницу.
Заинтересованное внимание к личности человека связано с тем, что признана и замечена его индивидуальность. Быть увиденным другим помогает увидеть себя самого и отграничить своё от иного, выйти на дистанцию. Благодаря самодистанцированию появляется возможность взглянуть на себя и принять в своей индивидуальности. Тогда возникает признание ценности себя и иного. Это переживание дает основу для проживания бытия самим собой и делает возможным встретить другого в полноте его индивидуальности.
.2.4 Структура четвертой фундаментальной мотивации (4ФМ)
Человек задается вопросом: В чем смысл жизни и зачем я пришёл в этот мир. Этот вопрос связан с четвертой мотивацией - стремлением к реализации смысла и тремя предпосылками: включенность во взаимосвязи, возможности для деятельности, ценность в будущем.
Включенность во взаимосвязи - это нахождение себя в структурах и контекстах, которые переплетены в жизни человека и в которые он включен: это взаимосвязи в семье, на работе, в личной жизни и в деятельности. Найти себя в этом переплетение и почувствовать частью важного является одной из предпосылок к обретению смысла.
Будучи включенным в контекст и структурные взаимосвязи жизни, человек оказывается в пространстве, которое дает ему возможности для деятельности. Способность увидеть эти возможности и их реализовать запрашивает от него активных действий, принятия решения и ответственности. Все это дает основания для реализации творческого потенциала человека, он работает над делом, которое выбрал и за которое взялся, таким образом, приходит прикосновение к ценности этого дела в будущем.
Рассматривая выделение экзистенциальных мотиваций человека в исторической перспективе, необходимо отметить, что мотивация к смыслу (4 ФМ) была впервые выделена В. Франклом и была обозначена им, как наиболее глубокая и основополагающая. Затем, современный экзистенциальный анализ назвал еще три фундаментальных духовных условия, которые предшествуют мотивации смысла. (Ленгле,2001)
Таким образом, вышеизложенная структура описывает модель экзистенциально-аналитических содержаний жизни человека. Данная модель является объемной по части содержания каждой из предпосылок, в то же время достаточно четкой и структурной. С научной точки зрения ученые отмечают следующее качество предложенной модели: «с системной науковедческой теории в данном случае речь идет о фрактальной модели, в которой информация всегда содержится в целостной форме, начиная с мельчайшего и заканчивая всеохватывающими элементами». (Kriz J.1999.).
Именно благодаря четкой структуре модель представляется хорошей основой для создания тестового инструмента. Предложенная модель мотиваций, разложенная на предпосылки, может быть опериационализирована в тестовую методику.
Глава 2. Методологические основания исследования и обзор разработанных методик
На основании вышеизложенной теоретической модели был разработан ряд психометрических методик. В данном разделе мы подробнее рассмотрим каждую из них, а также дадим обоснование актуальности создания и валидизации новой версии ТЭМ.
.1 Описание существующих количественных методик исследования экзистенциальной исполненности
Первостепенно, следует отметить, что центральным положением в подходе к разработке психометрического инструмента в экзистенциальном анализе является то, что инструмент направлен на изучение «субъективной правды» каждого респондента, то есть только человек может дать оценку своей исполненности в разных сферах его жизни. Именно поэтому опросники, разработанные в данной парадигме, не включают в себя шкалу социальной желательности и используются только в рамках консультирования, психотерапии или исследовательских целях.
Одним из первых разработанных психометрических инструментов стала шкала Экзистенции, методика, разработанная А.Лэнгле и К.Орглером. Шкала направлена на измерение качества жизни личности, связанного с компонентом смысловой наполненности. Тест работает с тем, насколько человек считают свою жизнь экзистенциально исполненной. Структурная модель теста в большей степени основывается на теоретической модели Франкла, который описал базовые антропологические способности способствующие обнаружению смысла в экзистенциальной ситуации, каждая способность соотносится со шкалой, всего их четыре:
.Самодистанцирование
.Самотрансценденция
.Свобода
.Ответственность
Тест состоит из 46 пунктов, измеряет показатель по четырем шкалам, двум факторам личности: Персональность и Экзистенциальность, имеет один суммарный показатель - субъективно переживаемая мера исполненности.
Первоначальная версия теста была разработана на немецком языке, методика была переведена на русский язык и валидизирована Майниной И.Н на выборке 1000 человек. В рамках валидизации был проведен анализ внутренней структуры опросника, а так же внешняя валидность с помощью дополнительных методик: Самоактуализационный тест (POI). В работе была использована адаптированная версия теста POI в...

Похожие материалы:

Тестовые задания: Тест по теме "Заболевания пищевода"

Тестовые задания: Тест по теме: "Неревматические кардиты"

Реферат: ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Тестовые задания: Тест по теме "Воспалительные заболевания кишечника"

Тестовые задания: Тест по теме "Заболевания печени"