Курсовая работа: Типы способностей
Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие о способностях
.1 Способности в психологии
.2 Главные виды способностей
Глава 2. Особенности как общих, так специальных способностей с точки зрения психологии образования
.1 Главные особенности психологии образования как науки
.2 Рассмотрение общих способностей с точки зрения психологии обучения
.3 Специальные способности в психологии образования
Заключение
Список использованной литературы
Дата добавления на сайт: 04 августа 2024
Скачать работу 'Типы способностей':
Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие о способностях
.1 Способности в психологии
.2 Главные виды способностей
Глава 2. Особенности как общих, так специальных способностей с точки зрения психологии образования
.1 Главные особенности психологии образования как науки
.2 Рассмотрение общих способностей с точки зрения психологии обучения
.3 Специальные способности в психологии образования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Как известно, каждый без совершенно какого-то исключения человек обладает некоторыми психологическими особенностями. Именно одной из них являются способности. В течении достаточно длительного времени среди многих специалистов (преимущественно, психологов и педагогов) происходили по-настоящему ожесточенные споры относительно того, что именно можно считать способностями, каково их проявление и от чего оно зависит.
Сегодня, во многом благодаря тем усилиям, которые были приложены ранее корифеями психологической науки, существуют определенные четкие разъяснения относительно многочисленных спорных вопросов, а также произведена классификация способностей. Уже было сказано о том, что изучением такого явления как способности занимались преимущественно психологи, а также педагоги. В течении последних нескольких десятилетий произошли определенные значимые перемены соответственно с которыми произошло слияние некоторых научных направлений, свойственных как психологии, так и педагогике. Благодаря этому появилась и развивается такая наука как психология образования. Именно она и уделяет сейчас значительное внимание изучению способностей.
Актуальность данной курсовой работы является обусловленной тем, что именно способностям, в самом разнообразном их проявлении, уделяется сегодня достаточно много внимания.
Цель курсовой - рассмотрение разнообразных типов способностей на основании психологии образования.
Объект исследования - способности и их виды.
Предмет исследования - общие и специальные способности с позиции психологии образования.
При написании данной курсовой работы необходимо выполнить такие наиболее важные задания как:
Рассмотреть понятие «способностей» и наиболее широко распространённые их виды;
Ознакомиться с тем, что именно представляет собой психология образования;
Рассмотреть главные особенности как общих, так и специальных способностей с точки зрения психологии образования.
Глава 1. Общее понятие о способностях
.1 Способности в психологии
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII - XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М. Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Способности существуют и развиваются или погибают в личности точно так же, как психологически “исходные” потребности, мотивы деятельности. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.
Одаренность - качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.
Согласно позиции Б.М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие, прежде всего качественное. В этом плане автор решительно противопоставлял свою трактовку одаренности и распространенное в западной психологии понятие «коэффициента интеллекта” как универсальной количественной меры одаренности.
Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Таковой является вся человеческая психика, или сама жизни.
Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической, деятельности. Но такая градация деятельности условна. Так в структуру художественной деятельности входят и перцепция, и рисование, и композиция, и воображение, и многое другое, что требует соответствующего развития специальных способностей. Поэтому общие и специальные способности реально существуют в личностном, деятельностном единстве.
Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей «выдающимися» не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей немного.
Гениальность - это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.
Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому «непризнанных гениев» много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.
1.2 Главные виды способностей
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.
Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.
Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы.
Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.
Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, - это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое - и даже может стать соответствующим навыком. Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов. Глазомер - это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух - это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух - это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.
Глава 2. Особенности как общих, так специальных способностей с точки зрения психологии образования
.1 Главные особенности психологии образования как науки
Не секрет, что сегодня психология является одной из наиболее достаточно развитых отраслей науки. Во многом подобному факту способствовало более чем активное использование разнообразных ее направлений во многих, причем, иногда более, чем специфических отраслях жизнедеятельности. В частности, речь идет о таких направлениях как экономическая, политическая отрасли, управленческая.
Вместе с этим основные постулаты, которые были рассматриваемыми ранее в аспекте других наук (в качестве наиболее распространенного варианта в данном случае рассматривается непосредственно педагогика) сейчас сформировались в самостоятельные научные формы. Как уже было отмечено, одним из наиболее распространенных вариантов, который рассматривается в данном случае, является психология образования. Многие могут заметить, что психология образования представляет собой определенное ответвление педагогики, которое назвать самостоятельным вариантом далеко не просто. Но, на самом деле это совершенно не так.
Психология образования представляет собой ту отрасль психологической науки, которая направлена на изучения процессов созидания человеком окружающего его мира, формирования отношений к обществу, к разнообразным его объектам, а также явлениям.
Психологию образования еще иногда принято называть педагогической психологией. Свое по-настоящему значимое развитие психология образования получила не более семи - десяти лет назад. До этого были сформированы определенные своеобразные подходы, которые в дальнейшем либо усовершенствовались, либо дополнялись совершенно новыми вариантами.
Сегодня принято разделять такие наиболее важные направления как:
теоретическая психология образования;
практическая под отрасль науки.
По мнению огромного количества специалистов,которые отслеживают все необходимые моменты в течении достаточно длительного периода времени, существуют практически все предпосылки для того, чтобы в скором времени ( примерно лет через 10 - 20) подобные направления сформировались в самостоятельные науки. Пока что теоретическая часть направлена на рассмотрении и сопоставлении тех теорий, которые достаточно активно используются при изучении методов, связанных с процессом обучения.
Что же касается практической части, то она, как не сложно догадаться, направлена на разработку совершенно новых методов, которые помогут сделать как образовательный процесс в целом, так и систему получения каждым отдельно взятым человеком (в частности, в зависимости и от того, какими являются его личностные способности) соответствующих умений и навыков.
Стоит заметить, что, так как подобное научное направление называется психология образования, то, конечно же, все работы связанные как с теоретическим, так и с практическим аспектом, практически в обязательном порядке ориентированы на учет психологических качеств и явлений. Одним из наиболее важных свойств, которым в данной науке отведено едва ли не самое особое место считаются именно способности.
2.2 Рассмотрение общих способностей с точки зрения психологии обучения
Как уже было ранее отмечено, способности - это достаточно своеобразная психологическая характеристика, которая свойственна практически каждому человеку. Вместе с этим совершенно ни в коем случае не стоит выпускать из внимания тот факт, что, как хорошо известно, каждый из нас представляет собой личность, которая может характеризироваться рядом особенностей. Кроме того, необходимо заметить, что в соответствии с уже существующей классификацией принято различать значительно число видов способностей. Особенного внимания с точки зрения психологии обучения заслуживают такие типы как общие и специальные способности.
Наиболее важными общими способностями в педагогической психологии считаются:
степень обучаемости;
уровень креативности;
интеллект.
Что касается степени обучаемости, то в педагогике (то есть, одной из базовых наук, на основании которой и начала свое развитие психология обучения), данная категория в течении достаточно длительного периода времени занимала ведущее место. Более того, в течении нескольких последних десятилетий значительное развитие получила теория о том, что развитие выступает своеобразной основой для обучения. Другие же ученные, наоборот, склонны придерживаться мнения, которое носит прямо противоположный характер. В любом случае если прийти к определенному компромиссу, можно совершенно смело заявить о том, что как первый, так и второй вариант выступают в качестве своеобразного взаимного дополнения.
Уже бы отмечен тот факт, что психология образования занимается, в частности, разработкой определенных совершенно новых теоретических концепций и практических направлений. В результате этого многие специалисты сделали ряд достаточно важных выводов относительно такого типа общих способностей как обучаемость. К наиболее распространенным и значимых среди них, можно причислить:
отечественная образовательная система, несмотря на наличие в ней значительного количества положительных качеств, к сожалению, сегодня не может в полной степени обеспечивать все необходимые возможности для развития способностей. В частности, теми направлениями которые ранее пользовались достаточно высоким спросом, не было учтено то, что склонность к обучаемости представляет собой сложную структуру, которая состоит из огромного количества различных элементов. Вместе с этим, первоочередная роль отводилась именно формированию различных умений и навыков. Конечно, это, в свою очередь, носило достаточно важную, но не совсем исчерпывающую роль.
каждая из тех отраслей науки, которая имеет сегодня место, как в школьном, так и в профессиональном образовании, практически постоянно пополняется все более новыми и новыми направлениями. Вместе с этим, даже относительно постоянный пересмотр всех тех программ, которые являются связанными с необходимостями внесения дополнений, далеко не всегда дают возможность достаточно оптимального и усовершенствованного обучения. Естественно, возможностей для значительного улучшения процесса обучения как в школах, так и высших учебных заведениях далеко не много.
Именно поэтому с каждым годом все большее и большее число психологов, социологов, а также педагогов задается вопросом относительно того, каким именно образом усовершенствовать либо всю образовательную систему в целом, либо некоторые ее направления таким...
Похожие материалы:
Реферат: Типы психопатий. Отличие акцентуаций от психопатийРеферат: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломная работа: Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка
Диссертация: Понятие, типы, структура, формы разрешения наркоконфликта
Курсовая работа: Типы родительских отношений