Курсовая работа: Типы темперамента и возможности их измерения

Проблема. Как наиболее важные и интересные разделы общей психологии, где осуществляется целостный подход к человеку, последний рассматривается в качестве присущих ему общечеловеческих свойств и его неповторимой индивидуальности. Среди различных свойств, которые проявляются при общественной деятельности человека, обусловленные психическими особенностями его личности, выделяют темперамент человека.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Типы темперамента и возможности их измерения':


Курсовая работа
По дисциплине: Общая психология
На тему: Типы темперамента и возможности их измерения
Содержание
Введение
. Историко-теоретические аспекты исследования темперамента
.1 История исследования темперамента
.2 Понятие о темпераменте и его физиологические основы
.3 Компоненты темперамента
. Характеристика типов темпераментов
.1 Типы темперамента по Гиппократу и И.П. Павлову
.2 Типы темперамента по Э. Кречмеру
.3 Типы темперамента по К.Г. Юнгу и Х.Ю. Айзенку
. Методология исследования темперамента
.1 Характеристика методов исследования темпераментов
.2 Исследования влияния темперамента личности на формирование ЗОЖ
.3 Влияния типов темперамента личности на его профессиональную деятельность и на стиль руководства
Заключение
Список использованных источников
Список сокращений
Введение
Проблема. Как наиболее важные и интересные разделы общей психологии, где осуществляется целостный подход к человеку, последний рассматривается в качестве присущих ему общечеловеческих свойств и его неповторимой индивидуальности. Среди различных свойств, которые проявляются при общественной деятельности человека, обусловленные психическими особенностями его личности, выделяют темперамент человека. Исследование темперамента определяется исследованием места и роли нейродинамической системы в структуре человеческой индивидуальности, знание которых позволяет повысить эффективность процесса деятельности человека. Единственным средством для всестороннего, глубокого исследования личности является исследование индивидуально-психологических особенностей, понятие которого будучи собирательным, включает в себя, в частности темперамент, определяющий степень своего влияния на поведение личности.
Исторически динамика исследований функционального и психологического компонентов темперамента характеризуется общим уровнем развития естественно научных или психологических представлений. Где выделяются специфические характеристики и очерчиваются границы психологического свойства.
На сегодняшний день существующее множество подходов к исследованию темперамента, большинство из которых подразделяется на исследование природных, биологических структур или гуморальных, морфологических и исследования нейрофизиологических основ темперамента, являются результатом трансформации представлений о биологически заданных, конституционных, биохимических, функциональных, нейродинамических аспектах индивидуальных различий, что обусловлено активным изучением психологической структуры темперамента. Что касается проблем исследования стиля руководства и зависимость стиля от нервной системы личности то они определяются критериями с целью обоснования зависимости стиля руководства от свойств темперамента руководителя.
Возможность исследования темперамента характеризуется индивидуальными тестами, исследующие темперамент как психологическое качество личности, определяющие качества отдельных индивидов, главное назначение которых - выявлении поведения человека в определённых ситуациях либо решение им определенного круга проблем.
Актуальность исследования. Темперамент как неотъемлемая часть человеческой сущности, изучение которой, являясь одну из главных задач человечества в области познания собственного бытия, обусловлен своим разнообразием. При этом знание индивидуальных личностных особенностей, скрытых от внешнего наблюдения имеет большое значение для успешности деятельности человека, где в зависимости от типа темперамента, разнообразно, противоположными методами, строиться практика воздействий на человека при организации его деятельности. При этом знание индивидуальных личностных особенностей, в частности темперамента, необходимо с целью, к примеру, профессионального отбора, подбора персонала, оценки персонала и формирования резерва, профконсультации и профориентации.
Степень разработанности проблемы. Кратковременное обозрение учебников и учебных пособий по теоретическим проблемам исследования темперамента и методологическим основам исследования данного компонента индивидуальных личностных особенностей санкционирует заключение о том, что тема «Типы темперамента и возможности их измерения» является не целиком выявленной, вызывающая дальнейшую разработку. В части применения методологических исследований темперамента надёжных и валидных по своему характеру, обуславливают современные социально-экономические и политические условия развития общества. Усугубляет ситуацию и отсутствие диссертационных исследований проблемы влияния темперамента на деятельность человека - воспитание, обучение и повышение уровня его профессиональной подготовки.
Цель исследования. Характеристика типов темпераментов людей, определив их положительные и отрицательные стороны, выявив методологию исследования темперамента, определив изменение темперамента на уровне саморегуляции до идеального темперамента.
Задачи исследования. Конкретные последовательные этапы проблематики исследования типологии темперамента и вероятности их измерения по достижению основной цели - возможности измерения темперамента:
) историко-теоретические аспекты исследования темперамента (история исследования темперамента, понятия о темпераменте, о его физиологических основах и компонентах);
) характеристика типов темпераментов - определение типологии темпераментов по Гиппократу, И.П. Павлову, Э. Кречмеру, К.Г. Юнгу и Х.Ю. Айзенку;
) методология исследования темперамента, то есть характеристика методов исследования темпераментов, исследования влияния темперамента личности на формирование ЗОЖ и влияния типов темперамента личности на его профессиональную деятельность и на стиль руководства.
Методы исследования, использованные в ходе выполнения курсовой работы, в качестве инструментов в добывании фактического материала, выражаемые совокупностью приёмов, как часть метода, представляли собой: 1) изучение и анализ научной литературы; 2) изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; 3) анализ и синтез; 4) сравнение и моделирование.
Практическая значимость. На основе теоретического исследования проблемы темперамента личности, при разработке необходимого методологического аппарата, характеризуются исследования, которые позволяют выявить и описать стилевые особенности личности в зависимости от темперамента на основе разработанных критериев и показателей. Эмпирические исследования оптимизации стилевых особенностей личности, зависящие от её темперамента, который является организационно-психологическим условием успешной реализации личности в ходе её деятельности, где проведение первичной диагностики профессиональных знаний, навыков, умений, зависимых от темперамента, может способствовать оптимизации стилевых особенностей личности.
1. Историко-теоретические аспекты исследования темперамента
.1 История исследования темперамента
Учёные в древний период истории развития человечества при наблюдении внешних особенностей поведения людей, обращая внимание на большие индивидуальные различия в данном отношении, отмечали такую особенность как:
подвижность, эмоциональность возбудимость, энергичность одних людей и медлительность, спокойствие, невозмутимость других, общительность, легкое вступление в контакты с окружающими, жизнерадостность одних людей и замкнутость, скрытность других. При этом темперамент как один из наиболее древних терминов, который был введён около двух с половиной веков тому назад Гиппократом (около 460 - около 377 до н.э.):
) обусловлен противоречивостью своих признаков в дальнейших исследованиях: ненужная традиция старой и нелепой выдумки (Бэн, 1866); учение о темпераментах действительно уже отжило свой век (А.Ф. Лазурский, 1917);
) самой ранней из наиболее известных типологий темперамента (Клавдий Гален, II веке до н.э.), как первое анатомо-физиологическое описание целостного организма, содержит в себе - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический типы темпераментов.
Дальнейшие исследования темперамента были выражены в анализе:
) формально-динамических свойств психической деятельности и свойств нервной системы; 2) психодинамических особенностей мозговой деятельности; 3) динамических характеристик психических процессов.
Анализируя формально-динамические свойства психической деятельности и свойства нервной системы, как основа исследования темперамент (В.С. Мерлин), необходимо выделить то, что основными параметрами темперамента являлись:
) эмоциональная возбудимость; 2) возбудимость внимания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
) активность волевой, целенаправленной деятельности; 6) пластичность - ригидность; 7) резистентность; 8) субъективация.
В начале, в рамках учения И.П. Павлова, который отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», ссылалась на него в своём учении о типах ВНД, ВНД, диагностика свойств нервной системы осуществлялась по показателям динамики выработки, дифференцировки и учащения условных рефлексов.
Учение Павлова стало отправным направлением для деятельности Б.М.Теплова (1896-1965), выдвинувшего серьезную программу диагностики типологических свойств, на основе которой сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, где важнейшим вклад - раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку, где особенно значимая роль в развитии исследований, проводимых этой школой, принадлежит В.Д. Небылицыну (1930-1972). На основе использования электроэнцефалограммы, как полиэффекторного метода, прежде всего и метода вызванных потенциалов, стало реальным вне процесса выработки условного рефлекса изучение свойств нервной системы, где В.Д. Небылицыным было предложено различать:
) парциальные свойства нервной системы, которые являются соотносимыми с особенностями протекания условных рефлексов; 2) общие свойства нервной системы, выраженные анализаторскими характеристиками работы мозга, как нейрофизиологическая основа целостных особенностей индивидуального поведения.
Поэтому, представителями школы Б.М. Теплов - В.Д. Небылицын выделялось двенадцать свойств нервной системы, которая является присущей человеку, то есть четыре свойства: возбуждения и торможения нервной системы - сила, подвижность, динамичность и лабильность; уравновешенность по данным свойствам.
Исследования темперамента, выраженные в анализе психодинамических особенностей мозговой деятельности, обусловлено свойство активированности, поданное Э.А. Голубевой (1993), на основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов было определено новое типологическое свойство ВНД-активированность - с помощью ряда биоэлектрических показателей. Здесь, Я. Стреляу (1994) анализирует свойство активированности в качестве общей составляющей многих измерений темперамента.
Исследования темперамента, которое выражается в динамических характеристиках психических процессов, представлены характеристиками осуществления деятельности с формальными или содержательными, характеристиками, прежде всего, а не с количественными показателями психических процессов (B.C. Мерлин). Где показывают очень широкую вариативность такие показатели человека как утомление, стресс, возбуждение, а также наблюдаются большие индивидуальные различия. Что касается обусловливания, то в нейропсихологии рассматриваются как показатели работы первого и третьего блоков мозга данные психические процессы, являющиеся тесно связанными с работой таких неспецифических структур мозга коркового уровня как медио-базальные отделы коры лобных и височных отделов мозга.
Таким образом, учёные издавна, пытаясь выделить типичные особенности психического склада различных людей, сводя их к малому числу обобщенных портретов (типов темперамента), характеризовав данные типологии, обусловили практическое их применение, с целью предсказания поведение людей в конкретных жизненных ситуациях с их определённым темпераментом.
.2 Понятие о темпераменте и его физиологические основы
Существующее множество различных теорий темперамента, нашедших подробный критический анализ в исследованиях Я. Стреляу, Е.С. Егоровой, Е.А. Сергиенко, Е.П. Ильиным, В.М. Русаловым и других учёные, обусловлены динамической стороной личности, которая выражается в импульсивности, а также темпах её психической деятельности. При этом нейродинамическая система, занимающая ведущее место в определении психодинамических качеств человека, проявляется в динамике поведения, реакций и поступков в структуре человеческой индивидуальности. В этом случае, некоторые авторы темперамент определяют в качестве:
temperamentum - соразмерности, надлежащего соотношения частей (в переводе с латинского языка) (В.М. Блейхер и И.В. Крук ; В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова. Под общей редакцией Ю.Л. Неймера);
динамической характеристики психической деятельности индивида (С.Л. Рубинштейн) и психофизиологической характеристики деятельности индивида (В. Зимин);
- комплекса психодинамических свойств индивида, проявляющихся в особенностях его психической активности - интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности (М.И. Еникеев);
заданного от природы определённого индивидуального уровня особенности нервных процессов, определённый уровень обмена (активности) гормональной сферы и т.п., постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей, других содержательных характеристик, неизбежно приводящий к обобщению определенных характеристик, выступающих как регуляторы расходования человеком своих энергодинамических возможностей (Э. Кречмер );
свойства, во многом предопределяющего то либо другое психическое состояние в конкретной ситуации (В.М. Козубовский ).
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями ВНД. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.
При разработке теории темперамента, исходя из какого-либо определённого понятия, являясь обоснованным всеми предшествующими исследованиями, его понятие представляет собой конечный результат разработки теории темперамента, но не исходную предпосылку, которая выражена описанием признаков, по которым можно отличить темперамент от других индивидуальных психических особенностей. Здесь понятие темперамента может иметь следующее содержание. Психодинамические свойства человеческой индивидуальности, которые носят регулятивный характер, регулирующие эмоциональную сферу жизнедеятельности человека, его поведение, занимающие ведущее место в определении психодинамических качеств человека, проявляется в динамике поведения, реакций и поступков личности.
.3 Компоненты темперамента
Компоненты темперамента свойственные разным ингредиентам психической реальности, служащие описанием типов темперамента, предложенные В. Шелдоном, обращение к которым позволяет увидеть необходимость разработки и использования специальных процедур, направленных на дифференциацию соответствующих компонентов темперамента. При данном подходе в описание типа, включаемые темпераментные компоненты, указывается на необходимость дополнять статистический анализ семантическим анализом психологического смысла, которые учитывают признаки, понятия, используемые с целью описания психического облика человека, форм его активности.
Темперамент, как индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов и поведения, то есть темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, включая такие некоторые внешние особенности поведения человека как подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.п., имеет компоненты, которые его определяют.
Три главных компонента темперамента, которые относятся к сфере общей активности индивида, его моторике и его эмоциональности определяет В.Д. Небылицын, при проведении анализа внутренней структуры темперамента. Где в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности обусловлено общей активностью психической деятельности, а также поведения человека, имеет выражение общей активности у различных людей.
Как подчёркивает М.И. Еникеев, все регуляционные компоненты человеческой деятельности - познавательные, волевые и эмоциональные процессы - функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека. По мнению В.Н. Мясищева, единство личности характеризуется направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой темперамента. Здесь, стоит выделить то, что:
) двигательная (моторная), активность, отображающая состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата - быстрота, сила, резкость, интенсивность мышечных движений и речью человека, его внешней подвижности, либо наоборот, сдержанности говорливости или молчаливости;
) эмоциональная активность, определяющаяся эмоциональной впечатлительностью либо восприимчивостью и чуткостью к эмоциональным воздействиям, импульсивностью, эмоциональной подвижностью, то есть быстротой смены эмоциональных состояний, где начало и прекращение их выражает темперамент, проявляющийся в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение, то есть некоторые свойства темперамента.
При этом темперамент не определяет отношений личности, её стремлений, и интересов, её идеалов - всего богатства содержания внутренней жизни человека, характеризуя динамическую сторону, имеет существенное значение с целью понимания сложного образа поведения человека. В этом случае, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, характеризует его качественные особенности личности и её возможности, которые определенным образом складываются в деятельности индивида. Темперамент, органически входя в структуру характер, обуславливает жизненные впечатления, воспитание и обучение, складывающиеся на естественной основе компонентов темперамента - тип ВНД.
Где отношение личности, её убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, развивая иные, организовывает своё поведение, руководствуясь общественными нормами, когда, темперамент сам, преобразуясь под влиянием качеств...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Виды якорей и возможности их применения

Реферат: Типы темперамента человека

Реферат: Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

Лекция: Климат и погода. Их влияние на организм человека

Статья: Средний мозг и мозжечок, их функциональное значение