Курсовая работа: Травмирующие события как факторы формирования личностной беспомощности у детей

Особенности исторического развития нашей страны и ее общественного уклада серьезно повлияли на менталитет нации, создав благоприятные условия для возникновения беспомощности у людей, главными из которых являются непредсказуемость и неконтролируемость событий. Новое общество предъявляет к человеку новые требования. В этом новом обществе ответственность за свою жизнь, за достижение успеха ложится на самого человека, что требует собственных усилий.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Травмирующие события как факторы формирования личностной беспомощности у детей':


Введение
Особенности исторического развития нашей страны и ее общественного уклада серьезно повлияли на менталитет нации, создав благоприятные условия для возникновения беспомощности у людей, главными из которых являются непредсказуемость и неконтролируемость событий. Новое общество предъявляет к человеку новые требования. В этом новом обществе ответственность за свою жизнь, за достижение успеха ложится на самого человека, что требует собственных усилий.
Особенности сложившейся в нашей стране ситуации способствовали возникновению некоторых трудностей воспитания детей. По данным литературы можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями.
Все больше отчуждаясь, дети учатся полагаться только на свои силы и возможности, которых очень часто бывает недостаточно, чтобы разобраться в особенностях окружающего мира. А это, в свою очередь, способствует развитию депрессивных состояний и формированию общего пессимистичного настроя, что приводит к формированию такого устойчивого личностного образования как личностная беспомощность.
Принимая во внимание то, что в настоящее время наблюдается глобализация депрессивных явлений в обществе, изучение феномена личностной беспомощности в рамках отечественной психологии приобрело особую значимость.
В отечественной психологии, изучались близкие к беспомощности по своей природе явления, такие как стресс, фрустрация, неудача, реактивная депрессия, атрибуция результатов деятельности, которые связаны с влиянием негативных событий и ситуаций на человека (Батурин Н.А., Вяткин Б.А., Мерлин В.С., Карвасарский Б.Д., Тарабрина Н.В., Шафранская К.Д. и др.).
Личностная беспомощность - это симптомокомплекс личностных свойств, пессимистического атрибутивного стиля и невротических симптомов, а также определённых поведенческих особенностей. Она является устойчивым образованием, сформировавшимся в процессе развития личности.
Формирование личностной беспомощности обеспечивается посредством влияния травмирующих и неконтролируемых событий, а также особенностями системы взаимоотношений с окружающими. В детстве - со значимыми взрослыми.
Травма психическая (психологическая) - разнообразные повреждения психики, нарушающие ее нормальное состояние, порождающие психический дискомфорт и выступающие в качестве причины возникновения неврозов и иных заболеваний. Причины и симптомы психических нервных заболеваний, образующиеся как остатки, осадки и следы аффективных переживаний, мощно воздействующих на психику, деятельность психики и поведение личности.
Исследованием данной проблемы в зарубежной психологии занимались З.Фрейд, К. Г. Юнг, Ж. М. Шарко, Й. Брейер, О. Фенихель, Р. Д. Коддингтон и другие.
О влиянии внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А. Я. Варга, В. К. Котырло, К. Маданес, А.С.Спиваковская, В. Я. Титаренко, М. Сельвини-Палаццоли, Д. Хейли, В. Юстицких, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Существует ряд работ, посвящённых влиянию семьи и травмирующих событий на формирование личности. Но пока недостаточно исследованы особенности влияния детско-родительских отношений и травмирующих событий на формирование личностной беспомощности у детей. Именно этой проблеме посвящено настоящее исследование.
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских отношений и травмирующих событий как факторы формирования личностной беспомощности у детей.
Объект исследования: личностная беспомощность у детей.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений и травмирующих событий как факторы формирования личностной беспомощности у детей.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что детско-родительские отношения и травмирующие события являются факторами формирования личностной беспомощности у детей.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
)проанализировать научную литературу по проблеме личностной беспомощности, детско-родительских отношений и травмирующих событий;
)выявить детей с признаками личностной беспомощности;
)изучить основные факторы формирования личностной беспомощности у детей.
Базой исследования являются СШ №115 и СШ №122 г. Костаная. В исследовании приняли участие 59 детей 8-12 лет и 101 человек их родителей.
Методологическая основа исследования была сформулирована на базе принципов отечественной психологии - 1) принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений объективными и субъективными факторами (С.Л. Рубинштейн); 2) принцип системности (Б.Ф. Ломов); 3) принцип развития или признание того, что психические явления постоянно развиваются под влиянием соответствующих условий социальной жизнедеятельности людей (Л.С. Выготский).
Методы исследования. Для решения задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов:
-теоретический анализ литературы;
-эмпирические методы (психодиагностические методы; анализ документации);
-методы математической статистики.
Методики изучения: методика изучения самооценки Будасси, детский опросник неврозов (ДОН) В.В. Седнева, опросник стиля атрибуции детей (ОСАД) М. Селигмана, методика «Анализ родительских взаимоотношений» (АСВ) В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера, методика Р. Жиля, Опросник травмирующих событий Д. А. Циринг.
Теоретическая значимость: полученные эмпирические результаты, будучи включенными в теорию, обогащают представления о детско-родительских отношений в семьях беспомощных детей, а также о роли травмирующих событий в формировании личностной беспомощности у детей.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут способствовать созданию программ тренингов для родителей, направленных на предотвращение формирования личностной беспомощности у детей.
1. Теоретические основы изучения факторов формирования личностной беспомощности у детей
.1 Проблема формирования личности в психологии
родительский личностный беспомощность травма
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется формирование личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для формирования личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других процессов [50, 356].
Для психологической конкретизации понятия «формирование личности» нужно ответить на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, какие существуют механизмы формирования личности, как представляются с позиции различных психологических теорий рост и развитие личности.
Личность - социально сформированный феномен, конкретный индивид, владеющий сознанием и самосознанием. Строение личности - целостное системное образование, база социально значимых психических свойств, взаимоотношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения [12, 208]. В строение личности укладываются и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма.
Согласно А. Н. Леонтьеву личность - качественно новое формирование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек. Сущность человека как личности не является неизменной, а представляет собой совокупность определенных конкретно-исторических отношений, которые являются продуктом деятельности людей. Деятельность не только двигатель общественного прогресса, но и решающее условие развития самого человека. Сам процесс формирования личности строго детерминирован материальными условиями жизни и предметной деятельностью общественных индивидов [72, 53]. В ходе деятельности человек вступает во взаимоотношения с другими людьми - в общественные отношения, и эти отношения становятся личностно-образующими.
Формирование личности - объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения [12, 215]. Это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от усвоения знаний, умений, навыков и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение.
А.Н. Леонтьев выделил 2 этапа формирования личности. Согласно его теории деятельности личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно социальным нормам.
Второе ее «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознаванием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению [12, 216].
Так, в исследованиях Ю.Б. Гиппенрейтер встречаются 2 критерия сформированной личности:
. Иерархичность мотивов, опосредованное поведение.
Наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу.
. Способность к сознательному руководству собственным поведением; сознательное соподчинение мотивов, сознательное опосредование поведения. Это руководство происходит на основе осознанных мотивов - целей и принципов. В отличие от первого критерия здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов, что предполагает наличие самосознания [24, 69].
Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична [72, 52].
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан недостаточно.
К механизмам формирования личности можно отнести: механизмы идентификации и механизм принятия и освоения социальных ролей. Это механизмы стихийные, т. к. субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере и сознательно ими не управляет. Они господствуют до подросткового возраста, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения [12, 212].
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспринимается чисто внешне, но одновременно усваиваются и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в ролевых играх, особенно при игре «в семью». Характерная особенность идентификации заключается в том, что она проходит независимо от сознания ребенка и не контролируется полностью родителями. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из которых выбирается образец - объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, но и литературные герои. Затем наступает дезактуализация образца, которая знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы [62].
Механизм принятия и освоения ролей действует с раннего, дошкольного возраста: дошкольник мечтает стать школьником и т.д. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона - роли социальной или позиции социальной. Освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, т. к. в ходе его:
)появляются новые мотивы;
)происходит соподчинение мотивов;
)видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений [12, 216].
Процесс формирования личности неразрывно связан с другим процессом - процессом развития личности.
Развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.
Личность формируется под влиянием системы общественных отношений, в которую включается человек, и под влиянием той деятельности, которую он при этом выполняет.
Говоря о влиянии общественной среды, коллектива на личность, необходимо исходить из понятия референтной группы, которое разрабатывает социальная психология. Дело в том, что далеко не все люди, даже из ближайшего окружения, влияют на личность школьника, мнение многих ему безразлично. Для каждого школьника, как и для каждого человека, существуют отдельные группы, с которыми он как личность считается, на мнение которых он ориентируется, суждения которых для него очень много значат.
Такими референтными для данного школьника группами могут быть семья, класс, отдельные ученики класса, отдельные учителя, дворовая компания, близкие друзья и т. д. Часто встречающиеся факты безразличного или даже негативного отношения школьника к воспитательным воздействиям объясняются нередко ориентацией школьника на позицию референтной группы, скрытой, неизвестной воспитателю. По справедливому замечанию А. В. Петровского, когда воспитатель утверждает, что школьник ни с чем и ни с кем не считается, для него нет никаких авторитетов, на него никто не в состоянии повлиять, то это, обычно означает, что воспитателю просто неизвестны влиятельные референтные группы, определяющие нравственную позицию школьника.
Хорошо, если интересы, идеалы и цели референтной группы носят общественно значимый характер. Но бывает и иначе. Если на школьника влияет несколько референтных групп с различной или даже противоположной ориентацией (например, школа и семья, школа и дворовая компания и т. д.), то это обычно приводит к разладу, тяжелым психическим переживаниям, срывам и конфликтам.
В детском и школьном возрасте личность формируется под решающим влиянием воспитания. Воспитание как специальная деятельность отличается от случайных и стихийных влияний наличием определенной программы, осознанной цели, применением специально разработанных и обоснованных средств, форм и методов воздействия. Как правильно подчеркивает Л. И. Божович, одной из важных проблем педагогической психологии и является разработка психологических основ научной организации воспитательного процесса, позволяющего добиться полноценного формирования личности каждого ребенка, предупреждающего появление тех или иных отрицательных черт.» А. С. Макаренко особо подчеркнул, что он не знал ни одного случая, когда бы полноценная личность возникла без здоровой воспитательной обстановки или, наоборот, исковерканная личность сложилась при правильной воспитательной работе.
Как известно, важнейшей задачей коммунистического воспитания является выработка у подрастающего поколения твердых коммунистических убеждений и чувств и основанного на них нравственного поведения. Решать эту задачу возможно, только опираясь на знания психологических закономерностей активного и целенаправленного формирования личности, закономерностей ее нравственного развития, а также на хорошее знание индивидуальных особенностей ребенка.
Личность представляет собой единое целое, где каждое качество неразрывно связано с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, настойчивость как умение длительно преследовать цель, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание эта черта будет иметь, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия, пренебрегая интересами коллектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с осторожностью и расчетливостью или с импульсивностью, с высокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомнения. Даже чувство товарищества и коллективизма не может рассматриваться и оцениваться абстрактно. Совершенно иное содержание приобретает это качество в зависимости от того, возникает ли оно в условиях совместной деятельности ради высоких общественно значимых целей, или ради личных, но не противоречащих советской морали целей, или, наконец, ради антиобщественных, аморальных целей, когда оно превращается в чувство круговой поруки и взаимной выручки. Потому и говорят, что человека нельзя воспитывать по частям, воспитывают всегда личность в целом. Необходимым условием нравственного поведения является знание школьником определенных правил и норм. Но это знание не обеспечивает само по себе соответствующего уровня нравственного поведения. Более того, усвоение знаний без практики соответствующего морального поведения приводит к возникновению так называемого «нравственного формализма» (Л. И. Божович), выражающегося в разрыве между моральными знаниями и моральным поведением. Поэтому основным в формировании личности школьника должна быть правильная организация его жизни и деятельности, опыт положительного нравственного, социального, общественного поведения, который ребенок приобретает под руководством воспитателей. Это должно происходить в единстве с формированием у учащихся системы знаний - естественных, моральных и идейно-политических, при ведущей, определяющей роли последних. Только при этом условии у школьников формируется коммунистическое мировоззрение как основное выражение личности и основной стимул ее поведения.
В Резолюции XXIV съезда КПСС по Отчетному докладу Центрального Комитета партии подчеркивается, что «формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали остается и впредь центральной задачей идеологической работы партийных организаций». Формирование это начинается со школьной скамьи. Советские психологи (прежде всего Л. И. Божович и ее сотрудники) показали, что решающим в формировании личности ребенка и школьника является не только правильная организация его деятельности,...

Похожие материалы:

Реферат: Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития детей, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек

Дипломная работа: Склонность к риску и стрессоустойчивость как факторы успешного выполнения боевой задачи спасателями-пожарными

Курсовая работа: Факторы формирования личности

Эссе: Факторы формирования успешной личности

Курсовая работа: Процесс формирования человека как личности