Квалификационная работа: Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска

По данным исследований НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ за последние 40 лет в физическом и психическом здоровье детей наблюдалось постоянное ухудшение. В связи с этим в стране увеличилось количество классов коррекционно-развивающего обучения, в которые входят дети группы риска.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска':


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятия "адаптация" и "дезадаптация"
1.1 Исследование проблемы адаптации и дезадаптации в психолого-педагогической литературе
1.2 Суть понятий "адаптация" и "дезадаптация"
1.3 Факторы дезадаптации в учебно-воспитательном процессе
Глава 2. Тревожность
2.1 Дети группы риска и психолого-педагогические особенности личности этих детей
2.2 Теоретические аспекты тревожности
2.3 Направление работы по снижению уровня тревожности у детей группы риска
Глава 3. Проектная работа по снижению уровня тревожности детей начальных классов группы риска
3.1 Характеристика базы
3.2 Программа "Снижение уровня тревожности учащихся младших классов как залог успешной адаптации к школе"
Заключение
Список литературы
Введение
По данным исследований НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ за последние 40 лет в физическом и психическом здоровье детей наблюдалось постоянное ухудшение. В связи с этим в стране увеличилось количество классов коррекционно-развивающего обучения, в которые входят дети группы риска.
Дети группы риска - это особая категория детей, которая подвержена в большей степени, чем нормально развивающиеся дети, школьной и социальной дезадаптации, т.к. у детей этой группы снижена адаптативность к меняющимся условиям среды. Отмечается безусловная зависимость адаптативности от физического, психического, нравственного здоровья ребенка. Приходится констатировать, что показатели здоровья детей группы риска находятся на среднем, а чаще низком уровне. Соответственно процесс адаптации такого ребенка будет проходить гораздо дольше и сложнее, чем процесс адаптации нормально развивающегося ребенка. Неадаптированный ребенок хуже усваивает учебный материал, поведение и успеваемость этого ребенка не соответствует нормальному уровню, он медленнее вживается в коллектив, нарастает уровень тревожности и без того присущий этой группе детей.
Дети с повышенным уровнем тревожности становятся объектом для насмешек и издевательств, оказываются изгоями и еще больше замыкаются в себе, углубляя и укрепляя уровень своей тревожности. Такая личность склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность. Дальнейшее развитие становится затрудненным или невозможным вообще. Ребенок группы риска становится более агрессивным, недоверчивым. Тревожность постепенно уменьшает количество положительных личностных качеств, которые очень важны для развития детей группы риска, меняя на отрицательные, или, искореняя их.
дезадаптация тревожность группа риск
Поэтому на протяжении всего курса обучения, а особенно в периоды адаптации, детям группы риска необходима квалифицированная помощь педагогов и узких специалистов. В силах учителя помочь ребенку уменьшить уровень тревожности и, тем самым, быстрее адаптировать его к школе. Сделать ребенка полноценным членом общества, способным принести ему пользу и обеспечить свое существование. Именно поэтому изучение феномена тревожности и его влияние на адаптацию детей группы риска является актуальной проблемой современных исследований.
Объектом исследования является адаптация детей начальных классов группы риска.
Предмет - тревожность как фактор, влияющий на адаптацию детей начальных классов группы риска.
Цель работы на основе изучения теории вопроса разработать программу по снижению тревожности, которая будет способствовать лучшей адаптации детей младшего школьного возраста группы риска.
Задачи:
.Проанализировать различную психолого-педагогическую литературу с целью изучения феномена адаптации и дезадаптации;
2.Рассмотреть различные факторы учебно-воспитательной работы, влияющие на срыв процесса адаптации детей младшего школьного возраста группы риска;
.Исследовать направления работы учителя начальных классов по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста группы риска;
4. Разработать программу по снижению тревожности для детей младшего школьного возраста группы риска.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, систематизация теоретического материала, метод проектов, обобщение.
Глава 1. Понятия "адаптация" и "дезадаптация"
1.1 Исследование проблемы адаптации и дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Адаптация обозначает приспособление организма к условиям среды. Понятие "адаптация" возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организма, но и к личности человека и даже к коллективному поведению.
Впервые термин введен Г. Албертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где обозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей [29].
Адаптация как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, была рассмотрена Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими учеными.
Особое внимание в научной литературе уделяется социальной адаптации, которая является составной частью понятия "адаптация", и дезадаптации. Иногда в литературе применяется термин социально-психологическая адаптация - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива - такое определение мы можем встретить в работах Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёновой. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.).
Большой вклад в изучение проблем адаптации и дезадаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В частности, понятие "адаптация младших школьников к учебной деятельности" было раскрыто в исследованиях М.Р. Битяновой, А.Л. Венгер, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Е.Р. Слободской и др. Адаптация младших школьников в единстве с психическим развитием и личностным становлением рассматривалась в трудах Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что понятия "адаптация" и "дезадаптация" часто употребляемые как в психологической, так и в педагогической литературе. Два этих явления рассмотрены достаточно широко, как зарубежными учеными, так и отечественными.
1.2 Суть понятий "адаптация" и "дезадаптация"
Понятие "адаптация" в психологии и педагогике обозначает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды [12]. Согласно справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты.
Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды (приспособление себя) и преобразования, изменения среды (приспособление к себе).
Социальная адаптация - процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида и от возможностей их достижения в социальной среде. Важный аспект социальной адаптации - принятие индивидом социальной роли. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи [2].
Наряду с термином "адаптация" употребляется противоположный ему - "дезадаптация". Это затруднение, отклонение от нормы, нарушение функции, недостаточность или срыв адаптации [9].
Во многих источниках термином "школьная дезадаптация" фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Но единого мнения ученых, что считать нарушениями школьной адаптации, до сих пор нет.
"Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами" [12].
Школьная дезадаптация характеризуется преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы правилами и дисциплинарными нормами.
Это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде "свое место", не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал [6].
Выделяют критерии проявления школьной дезадаптации. К критериям проявления относятся следующие показатели:
неуспешностъ в обучении - "когнитивный компонент";
систематическое нарушение поведения в среде образовательного учреждения - "поведенческий компонент";
нарушения личностного характера - эмоционально личностного отношения к обучению - "личностный компонент".
Итак, адаптация - это приспособление организма ребенка к новой среде по трем аспектам: биологическому, социальному, психологическому. А дезадаптация, в свою очередь, - срыв адаптации. И, как следствие, выделяют школьную дезадаптацию, которая проявляется нарушениями приспособления личности ребенка к условиям школьной среды.
1.3 Факторы дезадаптации в учебно-воспитательном процессе
Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Поступление детей в школу совпадает по времени с возрастным кризисом развития. Это очень трудный период для ребенка, особенно для ребенка группы риска, у которого снижены механизмы адаптации и повышен уровень тревожности.
Для того чтобы уменьшить вероятность психических травм, следует выделить факторы дезадаптации, которые мешают успешному процессу социализации и обучения.
Большинство детей группы риска характеризуют повышенная утомляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы, поэтому санитарно-гигиенические условия, существующие в обычных школах и ориентированные на здорового ребенка, оказываются для детей риска неадекватными.
Все дети группы риска отстают в 2 - 3 раза от своих сверстников по темпу восприятия, переработки и применению знаний. Отсюда можно выделить фактор дезадаптации - несоответствие темпа учебной работы на уроке учебным возможностям детей группы риска.
Время урока для детей риска расходуется нерационально. Если на самом важном этапе обучения - объяснении нового материала - они не успевают это объяснение понять, то, естественно, этап закрепления материала становится фактически закреплением неправильного понимания знания. Исправить это положение учитель редко успевает на уроке, поэтому с ребенком приходится заниматься дополнительно. В результате получается, что нагрузка на "слабого" ученика оказывается значительно больше нормативной.
Дети группы риска в обычном классе оказываются в наименее благоприятной ситуации. Они получают наибольшее количество замечаний, отрицательных оценок со стороны учителя. Убеждаясь в том, что старания, которые они прилагают, чтобы заслужить похвалу учителя, не дают результатов, эти дети теряют надежду на успех. Повышенная тревожность, страх перед порицанием становятся их постоянными спутниками. Все это является тормозом на пути к развитию.
Отрицательные оценки поведения и учебной деятельности ребенка со стороны учителя становятся в большинстве случаев источником конфликтных отношений в семье и это еще один фактор дезадаптации ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Приведенные здесь факторы дезадаптации показывают, что источником адаптационных нарушений следует считать неадекватную возможностям ребенка школьную среду, те требования, которые она предъявляет к школьнику, неспособному ответить на эти требования без ущерба для себя.
Таким образом, изучением процессов адаптации и дезадаптации занимались различные ученые. В современном мире под понятием "адаптация" в данном случае подразумевается приспособление ребенка к условиям среды, а дезадаптация - срыв адаптации. Причем на качество адаптации ребенка к школе могут влиять различные факторы в учебно-воспитательном процессе, которые, как следствие, приводят к школьной дезадаптации.
Глава 2. Тревожность
2.1 Дети группы риска и психолого-педагогические особенности личности этих детей
Понятие "дети группы риска" может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении.
Слово "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов и рассматриваются, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами.
Под понятием "дети группы риска" подразумеваются следующие категории детей:
) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
) дети, не справляющиеся со школьными требованиями на личностном, поведенческом уровне;
) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
) дети, оставшиеся без попечения родителей
Активное изучение детей группы риска и их адаптационных возможностей началось в конце XIX века. В числе первых отечественных ученых, обративших внимание на детей группы риска, были такие ученые как В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, П.П. Блонский. Кащенко называл детей этой группы "исключительными", а Выготский - "ненормальными". Сам термин "дети группы риска" появился еще в советский период в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории детей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих. И только в конце XX века термин принял современное значение и прочно закрепился в мировой педагогике и психологии.
Любой ребенок, также как и любой человек, имеет индивидуально-типологические особенности. Дети группы риска отличаются между собой уровнями сформированности тех или иных сторон личности, но все же, все члены этой группы имеют приблизительно схожие характеристики отклонений в развитии.
Изучая различную психолого-педагогическую литературу, можно выделить три основных показателя отклонений детей группы риска.
Отклонения в психосоматическом развитии и здоровье.
В связи с различными факторами состояние здоровья школьников младших классов ухудшается из года в год. Многие дети группы риска имеют соматические или/и психические расстройства различной степени выраженности. Прослеживается прямая связь отклонений в состоянии здоровья с отставанием в учении. Неуспеваемость этих учащихся в большинстве случаев обусловлена повышенной утомляемостью и сниженной работоспособностью. Отвлечение внимания на фоне общей ослабленности приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к неразличению их по степени важности, к восприятию не ситуации в целом, а лишь отдельных и не самых главных ее звеньев. В связи с этим снижается способность к адекватному отражению воспринимаемого, происходит неправильное осмысление его. Значительно более низкими оказываются как точность, так и скорость интеллектуальных действий, затрудняется переключение с одного способа действий на другой, нет гибкого реагирования на изменение ситуации. Это обуславливает ослабление познавательных способностей ребенка и значительно снижает эффективность обучения. Круг интересов таких детей сужен.
Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе.
Дети группы риска имеют низкую личностную готовность к школе, соответственно и низкий уровень организованности и ответственности. В играх они нарушают правила, легко забывают о поручениях. Познавательная активность таких детей не велика и, как следствие, они имеют ограниченный кругозор. Речь детей обычно характеризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса, наличием аграмматических фраз. Страдает логичность, содержательность, выразительность.
Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.
Дети группы риска имеют несформированность интеллектуальных предпосылок к учебной деятельности, что неизбежно ведет к академической неуспеваемости ребенка. Произвольное внимание недоразвито, выражается слабая произвольность деятельности, т.е. неумение сосредоточиться на решаемой задаче. Мелкая моторика руки, как правило, развита не в достаточной мере. Пространственная ориентация несформированна. Уровень развития фонематического слуха низкий.
Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что дети группы риска могут иметь различные отклонения в психическом, соматическом и социальном развитии. Отклонения могут проявляться в интеллектуальной сфере (переключаемость, скорость мыслительных реакций, глубина мышления и т.д.), в сфере процессов внимания и памяти, в речевом развитии, в навыках пространственной ориентации, в области фонематического слуха, в уровне мелкой моторики. Также прослеживается низкий уровень или отсутствие учебной мотивации. Все эти особенности личности детей группы риска при отсутствии необходимой программы обучения ведут к неизбежной дезадаптации и повышению уровня тревожности.
2.2 Теоретические аспекты тревожности
Изучением феномена тревожности занимались многие ученые, как в России, так и за ее пределами. Одним из первых, кто коснулся этой проблемы из зарубежных психологов, был Зигмунд Фрейд. Он и ввел понятие "тревога" в психологию. За ним последовали К. Хорни, С. Салливен и др. В отечественной психологии исследованием тревожности занимались Р.С. Немов, А.В. Петровский, Г.Г. Аракелов, В.Р. Кисловская и др.
Причин возникновения тревожности может быть очень много, но в данном случае мы говорим о детях группы риска, у которых, в силу своих личностных особенностей и/или социального положения, повышен уровень тревожности. Физиологические, психологические или социальные отклонения этих детей не вызывают тревожность, но они приводят к дисгармоничности...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта

Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста

Квалификационная работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реферат: Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста