Курсовая работа: Тревожность младших школьников и пути её коррекции
Тревожность является распространённым психологическим феноменом нашего времени. Изучением проблемы тревожности занимались З. Фрейд, А. Адлер, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, В.П. Астапов, Ч. Спилбергер и другие. Её рассматривают как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие опасности. Особое внимание стоит уделять формированию состояния тревожности в условиях школы.
Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024
Скачать работу 'Тревожность младших школьников и пути её коррекции':
Тревожность младших школьников и пути её коррекции
Введение
тревожность школьник панфилова
Актуальность проблемы
Тревожность является распространённым психологическим феноменом нашего времени. Изучением проблемы тревожности занимались З. Фрейд, А. Адлер, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, В.П. Астапов, Ч. Спилбергер и другие. Её рассматривают как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие опасности. Особое внимание стоит уделять формированию состояния тревожности в условиях школы.
Тревожность школьников характеризуется повышенным уровнем беспокойства, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. А.М. Прихожан называла такое ощущение неблагополучия учеников «школьный невроз» или «школьная фобия».
Тревожность обладает возрастной спецификой. Для определённого возраста характерны свои источники, содержание и формы проявления тревожности. Существуют конкретные сферы жизни, которые являются причинами повышенного уровня тревожности.
По мнению ряда авторов (А.Л. Вегнер, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, О.А. Слепичева, Е.Р. Хабирова, А.К. Дусавицкий) основными причинами школьной тревожности являются учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей, неблагополучные отношения с учителями, постоянно повторяющаяся оценочно-экзаменационная ситуация, смена учебного коллектива или неблагоприятные отношения со сверстниками.
Актуальность исследования проблемы тревожности связана с тем, что она не только оказывает влияние на учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры ребёнка. Поэтому необходимо вовремя провести коррекционную программу, которая будет способствовать формированию адекватного поведения у младших школьников, а также снижению общего уровня тревожности.
Целью работы является исследование тревожности младших школьников и поиск путей её коррекции.
Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - тревожность младших школьников.
Гипотеза: своевременное выявление факторов, влияющих на формирование тревожности у младших школьников, способствует целенаправленному проведению программы коррекции, которая снизит уровень тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать литературные источники по проблеме тревожности в отечественной и зарубежной психологии;
. Проанализировать причины тревожности младших школьников;
. Провести диагностику и проанализировать результаты тревожности младших школьников;
4. Составить коррекционную программу по преодолению тревожности младших школьников.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике и др.
2.Графическая методика М.А. Панфиловой и методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. [52]
Структура и объём выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 52 наименования. Работа включает таблицы (8), иллюстрирована рисунками (23). Общий объём работы 60 страниц компьютерного текста. Исследование проводилось во 2 классе ГБОУ «Образовательный центр на проспекте Вернадского». В экспериментальном исследовании принимали участие 15 человек, среди которых было 10 девочек и 5 мальчиков.
1. Литературный обзор по проблеме тревожности в отечественной и зарубежной психологии
1.1Понятие тревожности. Подходы к рассмотрению сущности феномена тревожности
В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность». В таблице №1 представлены некоторые из них.
Таблица 1. Определения понятия «тревожность»
Автор Определение Источник
А.М. Прихожан Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. [33]
Р.С. Немов Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека находиться в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Немов Р.С. Психология: психодиагностика. М., 2009. [29]
В.М. Астапов Тревожность - неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожиданием неблагополучного развития событий. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2002. [4]
Г.Г. Аракелов Тревожность - особенность личности, связанная с генетически обусловленными свойствами головного мозга, которые определяются повышенным уровнем возбуждения. Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность: методы её диагностики и коррекции. М., 1998. [3]
З. Фрейд Тревожность - симптоматическое проявление внутреннего конфликта, причиной которого является бессознательное подавление ощущений, чувств, импульсов, которые являются для человека раздражающими. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. [47]
Э. Фромм Тревожность - проблема психологического дискомфорта, реакция организма на конкретные ситуации, которые связаны с инстинктом самосохранения. Фромм Э. Иметь и быть. М., 1990. [48]
К. Роджерс Тревожность - это переживаемое человеком состояние скованности, напряженности, причину которого он осознать не может. Роджерс К. Наука о личности. История зарубежной психологии. М., 1980. [35]
З. Фрейд, основатель психоанализа, в своей работе «Психология бессознательного» говорил, что у каждого человека есть движущая сила, которая определяет его поведение и настроение - инстинкт. З. Фрейд думал, что тревожность и неврозы порождаются ввиду противоречия между биологическими потребностями и общественными запретами. В процессе онтогенеза первоначальные инстинкты приобретают другие формы проявления. И опять-таки в этих формах они сталкиваются с социальными запретами, и человеку ничего не остается, как скрывать и подавлять свои желания. Трагедия психической и социальной жизни индивида начинается с младенчества и сопровождает человека до смерти. З. Фрейд видел единственный выход из этой ситуации. Нужно перенаправить энергию инстинктов на другие цели, трансформировать либидиозную энергию в творческую или производственную. Если это удастся, человек избавится от тревожности. [47, с. 104]
Представитель индивидуальной психологии А. Адлер предложил иную теорию возникновения неврозов. Он с уверенность предполагал, что основу происхождения неврозов составляют ситуации, в которых в большей или меньшей степени человек испытывает чувство тревоги. В качестве примера можно выделить такие источники тревожности как: фобии, страх к жизни, страх к трудностям и неспособности их преодоления или страх индивида, ввиду каких-либо индивидуальных особенностей, не достичь признания в обществе. [1, с. 71]
Неофрейдисты проводили специальные исследования по проблеме тревожности, и главным образом этим занимался К. Хорни. Теория К. Хорни противопоставлена теории З. Фрейда. Он считает, что основные источники тревожности заключаются не в противоречии между первичными потребностями и общественными запретами, а являются последствием неправильных человеческих отношений. В книге «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни выделяет несколько невротических потребностей: потребность в привязанности и одобрении, желании нравиться другим; потребность в социальном признании и престиже; притязания на личные достижения, потребность превзойти других; потребность в самоудовлетворении, независимости; потребность в любви. [50, с. 28-30]
К. Хорни считал что, удовлетворяя невротические потребности человек пытается избавиться от тревожности, но «жажду этих потребностей» невозможно утолить, поэтому от тревожности нет спасения. [50, с. 33-34]
Американский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма Г. Салливен, создатель «межличностной теории» утверждал, что личность невозможно изолировать от коммуникации с другими людьми. С самого рождения ребенок вступает в контакт с окружающими и в первую очередь с матерью. И все его дальнейшее развитие и поведение будет связано с межличностными отношениями.
По мнению Г. Салливена, каждый человек наделен исходным беспокойством, тревогой, которая является результатом межличностных отношений.
Организм человека рассматривается с точки зрения энергетической системы напряжений, которая колеблется между состоянием покоя (расслабленности, эйфории) и высшей степенью напряжения. Потребности человека и тревожность являются источниками напряжения системы. Реальные и мнимые угрозы жизни человека вызывают тревожность.
Г. Салливен и К. Хорни рассматривают тревожность не только как свойство личности, но и как фактор, определяющий дальнейшее развитие индивида. Если человек с раннего возраста растет в асоциальной неблагоприятной среде, то чувство тревожности становится его «жизненным спутником». [37, с. 204]
Все дальнейшее поведение человека будет направлено на попытки избавиться от чувства тревожности, это станет его основной потребностью и определяющей силой. Способ избавления от тревоги - выработка человеком «динамизмов» - энергетические образования в психике личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей. [12, с. 180]
Э. Фромм рассматривает тревожность как проблему психического дискомфорта, возникшего в процессе исторического развития общества. В Средневековье человек был не свободен, ввиду классового устройства общества, но он не был отчужден, не ощущал себе в опасной ситуации, как, например, при капитализме, он не был изолирован от людей, бытовых предметов и окружающей среды.
Э. Фромм считал, люди соединены с миром первичными узами - «естественными социальными связями». В процессе развития капитализма, из - за разрыва первичных уз, появился свободный индивид, который оказался оторван от людей и природы. В итоге человек становится неуверенным в себе, он чувствует одиночество, бессилие, тревогу. Далее происходит естественная реакция человека, он пытается всеми силами избавиться от «негативной свободы». Индивид стремится забыться, убежать от самого себя и тем самым уничтожить состояние тревоги.
Тревожность основывается на реакции страха, а страх в свою очередь является врожденной реакцией организма на конкретные ситуации, связанные с инстинктом сохранения целостности организма. [48, с. 330]
Проанализировав рассмотренные теории, можно выделить некоторые источники тревожности: тревога, возникающая из-за ожидания физического вреда; тревога, возникающая из-за страха потерять любовь; тревога, возникающая из-за переживания чувства вины; тревога, возникающая вследствие того, что человек не в состоянии справиться с трудностями, которые «предлагает» ему окружающий мир.
К. Роджерс имеет другой подход к рассмотрению понятия тревожности. Личность он представляет как результат освоения общепринятых форм поведения и мышления. По мнению К. Роджерса явления, которые лежат ниже уровня сознания, являются одним из основных источников тревожности. Такие явления, если они носят угрожающий характер, воспринимаются подсознательно еще до момента осознания. Вследствие чего наблюдается ответная реакция организма: учащение дыхания, сердцебиение. Причем сознательно такое состояние будет восприниматься как волнение или тревога, но причины своего беспокойства человек не может определить. Тревожность воспринимается как беспричинное явление.
Главное противоречие личности и понятие тревожности К. Роджерс выводит через соотношение двух систем личности: сознательная и бессознательная. В случае, если наблюдается полное согласие систем, человек находится в хорошем расположении духа, он доволен собой и умиротворен. В случае «конфликтного состояния» между сознательным и бессознательным, возникают беспокойство и тревожность. [35, с. 229-231]
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что зарубежные авторы рассматривают понятие тревожности с помощью двух основных подходов: тревожность как качественное свойство личности, присущее ему с рождения и тревожность как реакция на внешнее воздействие окружающего мира на человека.
В отечественной психологии большинство исследователей пришли к выводу, что при рассматривании понятия необходимо разделять тревожность как реакцию психики на определенную ситуацию (ситуативное явление) и как характеристику личности с ее переходными состояниями и динамикой.
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко отмечали, что термин «тревожность» имеет много значений. С одной стороны он рассматривается как состояние личности в определённый момент времени, с другой - как устойчивое свойство любого индивида. Тревожность рассматривается с разных точек зрения. Допускается утверждение о том, что уровень повышенной тревожности возникает в процессе аффективной, когнитивной и поведенческой реакций, которые провоцируются воздействием различных стрессов на человека. [2, с. 65]
Г. Г Аракелов также отмечает, что тревожность как особенность личности связана с генетически обусловленными свойствами головного мозга, которые определяются повешенным уровнем возбудимости и тревожных эмоций. [3, с. 18]
Тревожность может привести к формированию неадекватного уровня притязаний. Она либо побуждает к чрезмерной осторожности (снижает уровень притязаний), либо затрудняет оценку ситуации и собственных возможностей (возникновение больших сдвигов как в сторону повышения, так и в сторону снижения уровня притязаний). [4, с. 22]
М.З. Неймарк, в процессе исследования уровня притязаний у подростков, отмечала негативное эмоциональное состояние, а именно: беспокойство, страх и агрессия - вызванное тем, что их притязания на успех не были удовлетворены. В то же время повышенная тревожность также наблюдалась у детей с завышенной самооценкой. Школьники желали быть самыми лучшими среди своих сверстников, занимать высокое место среди учебного коллектива, то есть обладали высоким уровнем притязаний в конкретных областях, но не имели возможности для того, чтобы реализовать свои притязания. [28, с. 38]
Из-за неудовлетворённости потребности ребёнка, срабатывают защитные механизмы организма, которые не допускают в сознание школьника мысли о неудаче, потере самоуважения. Причину своих неудач школьник старается найти в окружающих его людях: родители, учителя, друзья, одноклассники. Ребёнок отказывается признать себе, что причина неудачи может быть в нём. Со всеми, кто будет указывать на какие-либо его недостатки, школьник вступит в конфликт, будет крайне раздражителен, обидчив и агрессивен. [9, с. 50]
М.З. Неймарк даёт название этому явлению «аффект неадекватности» - острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себе, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех. «Аффект неадекватности» может длиться неопределённое количество времени (от нескольких месяцев до нескольких лет) и также может перейти в хроническое состояние. [28, с. 40-41]
Естественно такое состояние вызывает у ребёнка чувство тревожности. Изначально тревожность будет объясняться реально возникшими трудностями, но затем неадекватное отношение ребёнка к себе, к своим способностям будет закрепляться и станет его особенностью восприятия окружающего мира. Школьник будет недоверчив, подозрителен. От любых ситуаций он будет ожидать каких-либо неприятностей, так как объективно будет считать их отрицательными.
Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.С. Неймарк отмечают, что очень важно побороть состояние аффекта, так как оно является препятствием для нормального формирования личности. [38, с. 43]
Побороть аффект неадекватности - трудная задача. Основная цель заключается в том, чтобы установить соответствие между реальными возможностями школьника и уровнем его самооценки. Для этого нужно или поднять его возможности до уровня самооценки, или снизить саму самооценку.
Иными словами в исследованиях Л.С. Славиной тревожность рассматривается как явление социальное, а не биологическое, так как оно возникает в процессе деятельности и общения ребёнка или вследствие неблагоприятных условий в жизни ребёнка. [38, с. 50]
Некоторые авторы считают, что тревожность является составной частью «стресса» - состояние сильного эмоционального напряжения. Существуют различные определения состояния стресса. Например, В.В. Суворова определяла стресс как трудное и неприятное для человека состояние, возникшее в неблагоприятных, экстремальных условиях. [41, с. 190]
В.С. Мерлин даёт такое определение стрессу как психологическое напряжение, возникшее в результате попадания человека в крайне трудную ситуацию. [7, с. 35] Несмотря на некоторые различия в определении понятия «стресс», мнение авторов совпадают в том, что стресс - высокая степень напряжения нервной системы, возникшая в результате попадания в трудную ситуацию.
Таблица 2. Соотношение понятий «стресс», «тревожность», «фрустрация»
Стресс - психологическое напряжение, возникшее в результате попадания человека в крайне трудную ситуацию. Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Фрустрация - негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Очевидно, что невозможно отождествить два понятия «тревожность» и «стресс», так последнее обусловлено жизненными трудностями, а тревожность в свою очередь может возникать и в их отсутствии. Ещё одна отличительная черта этих понятий: для состояния стресса характерно чрезмерное напряжения нервной системы, а для тревожности нет.
Связь между состоянием тревожности и стресса заключается в ожидании опасностей или неприятностей. При этом состояние тревожности может наступать раньше, чем состояние стресса, то есть опережать. [10, с. 60]
Отечественные авторы сходятся в том, что состояние тревожности и стресса сопровождается возникновением эмоционального неблагополучия, которое выражается в беспокойстве, страхе, неуверенности в себе. И причина этого неблагополучия всегда обоснована и вызвана реальными жизненными трудностями. И.В. Имедадзе говорит о том, что состояние тревоги напрямую связано с предчувствием фрустрации. Она считает, что тревожность возникает во время предугадывания и прогнозирования ситуации, которая, по мнению индивида, может содержать опасность. [18, с. 49]
Б.М. Теплов в свою очередь соглашается, что существует связь между состоянием тревожности и силой нервной системы. Его предположение об обратной взаимосвязи силы и чувствительности нервной системы экспериментально подтвердились в исследовании В.Д. Небылицина. Теплов Б.М. предположил, что слабый тип нервной системы обладает высоким уровнем тревожности. [42, с. 110]
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова рассматривали тревожность с точки зрения половых и возрастных особенностей. Мальчики в младшем школьном возрасте намного чувствительнее к действиям неблагоприятных психологических факторов. В возрасте 9-11 лет сила напряжения у мальчиков и девочек примерно выравнивается. Затем общий уровень тревожности у девочек возрастает, а у мальчиков снижается. Это объясняется отличием содержания тревоги у мальчиков и девочек. Главной причиной...
Похожие материалы:
Реферат: Самооценка младших школьников и пути ее формированияКурсовая работа: Предметная область «Технология» как средство сплочения коллектива младших школьников
Курсовая работа: Внимание младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития
Курсовая работа: Самооценка младших школьников
Курсовая работа: Особенности эмоциональной сферы младших школьников, воспитывающихся в детском доме