Курсовая работа: Цели, задачи, принципы психологической коррекции

Психологическая коррекция является одним из важнейших направлений практической деятельности психолога. Она представляет собой деятельность, которая направлена на исправление тех особенностей развития человека, не соответствующих оптимальной модели. Кроме того, психологическая коррекция дает возможность сформировать у человека качества, необходимые для повышения его социализации и адаптации к меняющимся условиям жизни и деятельности.

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Цели, задачи, принципы психологической коррекции':


Институт государственного администрирования
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии
Курсовая работа по дисциплине
«Основы психологической коррекции»
Тема
Цели, задачи, принципы психологической коррекции
Выполнил
Студент 5 курса дистанционного отделения
(Направление «Психология», Квалификация - «Бакалавр психологии»)
Кибирёв Игорь Николаевич
Москва 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ
Психологическая коррекция является одним из важнейших направлений практической деятельности психолога. Она представляет собой деятельность, которая направлена на исправление тех особенностей развития человека, не соответствующих оптимальной модели. Кроме того, психологическая коррекция дает возможность сформировать у человека качества, необходимые для повышения его социализации и адаптации к меняющимся условиям жизни и деятельности.
Психологическая коррекция осуществляется с помощью различных средств воздействия, с использованием различных методов и техник. Все это в существенной степени зависит от целей и задач психологической коррекции, постановка которых является важнейшим процессом.
Не менее важны также и принципы, на основании которых должен строиться психокоррекционный процесс. Учет важнейших принципов дает возможность правильного осуществления психологической коррекции и способствует повышению ее эффективности. Именно этим обусловлена актуальность рассматриваемой проблемы на сегодняшний день.
Объектом курсовой работы является процесс психологической коррекции.
В качестве предмета выступают цели, задачи и принципы психологической коррекции.
Цель курсовой работы: изучить основные цели, задачи и принципы психологической коррекции.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
.Охарактеризовать сущность и основные функции практической психологии.
.Проанализировать психологическую коррекцию и ее место в системе практической психологии.
3. Рассмотреть проблему целей и задач психологической коррекции.
4.Проанализировать сущность основных принципов психологической коррекции.
.Определить основные принципы составления психокоррекционных программ.
Курсовая работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования.
В первой главе работы рассматривается психологическая коррекция как важнейшее направление деятельности практического психолога. Вторая глава посвящена непосредственно изучению проблемы целей, задач и принципов психологической коррекции. В заключении приведены основные выводы, которые можно сделать в результате анализа, проведенного в рамках курсовой работы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
1.1 Практическая психология и ее функции
В жизни достаточно часто приходится встречаться теми проблемами и вопросами, которые относятся к области психологии. Человек устроен так, что ему свойственно стремиться к внутренней гармонии, физическому и психическому здоровью, равновесию. Однако, реализуя это стремление на практике, человек часто оказывается в сложных ситуациях, с которыми самостоятельно справиться он не может. Психология - это наука о душе, о внутреннем мире человека.
Именно практическая психология призвана помочь человеку решить важные для его жизни проблемы. Практическая психология - это отрасль психологии, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни.
К сожалению, в нашем обществе психологическая культура развита недостаточно, вследствие чего многим людям сложно разобраться в своих проблемах, а также в отношениях с окружающими людьми. Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому, а также помогать близким людям. В психологической культуре выделяются три основных компонента: самопознание и самооценка; умение управлять собственным поведением, эмоциями, общением: познание других людей.
Овладение психологической культурой уже само по себе несет психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации и помощь психологов.
Понятие психологической помощи - это наиболее устоявшееся в практической психологии понятие. Его содержание представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психологической профилактике, психологической коррекции, психодиагностике, психологическом консультировании и психотерапии.
При этом чаще всего, оказание психологической помощи подразумевает оказание психологических услуг тем, кто испытывает значительные трудности в социализации, адаптации. Задача психолога, таким образом, в определенной степени приравнивается к задаче врача: поставив диагноз, нужно «нормализовать» жизнедеятельность человека, вернуть его в общее русло. Иначе говоря - снова сделать его «таким же, как все».
Еще один подход появился уже в середине восьмидесятых годов, наиболее ярко проявившись в области практической психологии образования. Его основная идея, состояла в выдвижении понятия «содействие». Суть новой позиции сводилась не только к замене термина. Речь шла, прежде всего, о том, что работать психологу нужно не только с теми людьми, у кого есть проблемы, а со всеми людьми, оказывая тем самым содействие их развитию. Для психолога, который работает в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего учителям, ученикам, родителям.
Почти одновременно с термином «содействие» появился еще один термин - «поддержка». В практической психологии, а также в научной литературе стали встречаться такие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка развития детей», «психологическая поддержка образовательной среды».
В последние годы широко употребляться стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения заключается в том, что не следует ограждать человека от трудностей, не нужно решать его проблемы вместо него, а в том, что следует создавать условия для совершения человеком осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом как друг и помощник. Клиент всегда может обратиться к нему за помощью, но это не означает, что психолог должен все делать за него. Функции психолога в парадигме сопровождения некоторым образом напоминают работу телохранителя. Его и не видно может быть, пока он не понадобится. Чаще всего задачей психолога является создание благоприятных условий для самостоятельного решения проблемы. Но бывают моменты, когда он должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.
Рассматривая психологическую службу в системе образования, необходимо отметить, что она создается для того чтобы обучение и воспитание детей проходило с учетом имеющихся научно-психологических знаний. Ее основными работниками являются профессиональные психологи. Они принимают участие в решении тех вопросов, которые касаются судьбы ребенка, его обучения и воспитания. На протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до окончания школы он должен находиться в сфере повышенного внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. Именно поэтому психологи проводят постоянные психодиагностические обследования, оценивают темпы и характер психического развития ребенка, а также дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.
Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей. Кроме этого, психологическая служба призвана обеспечить своевременность выявления резервов психологического развития детей, а также их использование в процессе организации в обучения и воспитания. Если речь идет о тех детях, которые отстают в своем развитии от других детей, то задача психолога сводится к тому, чтобы своевременно выявить оценить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей, то задача, связанная с ускорением психического развития, трансформируется в следующую проблему: обеспечение раннего выявления задатков и их превращения в высокий уровень развития способностей.
Еще одна сложная задача психологической службы образования состоит в том, чтобы постоянно держать под контролем процессы обучения и воспитания с целью повышения их качества. Имеется в виду, прежде всего, необходимость построения этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы психолога в этой ситуации сводится к тому, чтобы с позиций этой науки давать рекомендации по усовершенствованию рассматриваемых процессов с учетом научных данных о развитии детей определенного возраста.
Таким образом, практическая психология призвана обеспечить гармонизацию личности и содействовать ее развитию. Разнообразные направления деятельности психолога способствуют выполнению этой задачи. Одним из важнейших направлений практической деятельности психолога и является психологическая коррекция.
практический психология коррекция

1.2 Психологическая коррекция в системе практической психологии
Психологическая коррекция - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Целью коррекции является поддержка здоровых людей в критических ситуациях.
А.А. Осипова определяет психокоррекцию как систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств воздействия.
Термин «коррекция психического развития» как обозначение определенного направления психологической деятельности впервые возник в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. В данном аспекте он означает исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В психологии психокоррекция стала рассматриваться как совокупность мер психологического воздействия, которые направлены на формирование отсутствующих психических функций, а также устранение отклонений, отставания, нарушений психического развития.
В дальнейшем по мере развития прикладной возрастной психологии произошло расширение сферы приложения понятия «коррекция» на область нормального психического развития. В настоящее время психокоррекцией называют практически любое проявление активности психолога-практика, выходящее за рамки диагностики. Близким по смыслу является термин «компенсация» - выравнивание, развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушенных.
Для понимания сущности психологической коррекции в рамках практической деятельности психолога необходимо определить те черты, которые отличают психологическую коррекцию от психотерапии. Необходимо отметить, что психологической коррекции подлежат те недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой устойчивые качества, которые формируются очень рано и практически не подлежат изменению. Можно выделить ряд специфических черт, которые отличают психокоррекционный процесс от психологической терапии:
психологическая коррекция ориентируется на клинически здоровую личность человека, имеющего в повседневной жизни определенные психологические трудности, проблемы, определенные жалобы невротического характера. Кроме того, это могут быть люди, которые хорошо себя чувствуют, но хотят изменить свою жизнь или ставят перед собой цель развития собственной личности;
психологическая коррекция ориентирована на здоровые стороны личности человека вне зависимости от степени имеющегося нарушения;
в психологической коррекции, как правило, имеет место ориентация на настоящее и будущее клиентов;
психологическая коррекция ориентирована на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной помощи при психологическом консультировании, и долгосрочной помощи при психотерапии);
в рамках коррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя и отклоняется навязывание психологом определенных ценностей клиенту;
воздействия в рамках психологической коррекции направлены на изменения поведения, а также на развитие личности клиента.
Основным отличием психологической коррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, состоит в том, что психологическая коррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности либо видами поведения и направлена на то, чтобы их переделать. Основной задачей развития является формирование нужных психологических качеств при их отсутствии либо недостаточности.
Различие между психологической коррекцией и психотерапией заключается в том, что психотерапия имеет дело с нарушениями различного рода у людей, страдающих соматическими или психическими заболеваниями (расстройствами). Многие аномалии поведения и психики людей, которые проявляются при заболеваниях, похожи на те, с которыми работает психолог в рамках психологической коррекции. Однако, если людей, которые обращаются за помощью к психотерапевту, называют пациентами, то тех, кто нуждается в психологической коррекции, называют клиентами.
Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений.
Клиент представляет собой нормального, физически и психически здорового человека, у которого в жизни возникли определенные проблемы поведенческого либо психологического характера, с которыми он не способен справиться самостоятельно. Именно поэтому он и нуждается в помощи психолога.
Термин «коррекция» подразумевает, прежде всего, целенаправленное психологическое воздействие «сверху», чтобы привести психическое состояние человека в соответствие с известной заранее «нормой психического развития». Это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека (порой достаточно жесткое). В зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов.
Как указывает Г.С. Абрамова, осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:
«Делай как я!» (в данном случае психолог сам берет на себя ответственность и предлагает достаточно жесткую схему работы);
«Давай сделаем вместе!» (ответственность делится между психологом и клиентом);
«Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).
В качестве объектов психологической коррекции могут выступать личность, группа, семья. Существуют различные критерии, в соответствии с которыми выделяются различные виды психологической коррекции. Так, по характеру направленности коррекции можно выделить симптоматическую и каузальную коррекцию.
Симптоматическая коррекция - это коррекция симптомов, которая предполагает кратковременное воздействие для того, чтобы снять острые симптомы отклонений в развитии, мешающих перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная коррекция направлена на причины и источники отклонений в развитии. Этот вид коррекции является более длительным по времени и требует существенных усилий. При этом каузальная коррекция является более эффективной, так как одни и те же симптомы часто могут иметь абсолютно разную природу, причины, а также психологическую структуру нарушений.
В зависимости от содержания выделяется психологическая коррекция познавательной сферы личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, а также коррекция межличностных отношений, внутригрупповых и детско-родительских отношений.
Выделяют две основные формы проведения психокоррекционной работы - групповая и индивидуальная. Групповая психокоррекция - это не самостоятельное направление психокоррекции, а лишь специфическая ее форма. При ее использовании основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где в качестве такого инструмента выступает только сам психолог.
Групповая психологическая коррекция основана на том, что психолог здесь работает одновременно с целой группой лиц, имеющих сходные проблемы. Основной эффект данной формы психокоррекции достигается путем межличностного взаимодействия и взаимопонимания. При работе с некоторыми проблемами именно данная форма является наиболее эффективной. Для достижения необходимого результата очень важно знать и учитывать при построении работы группы основные особенности групповой психологической коррекции, принципы и методы ее проведения, осноные фазы групповой коррекции, принципы комплектования группы и т.д. Данная форма требует тщательной подготовки психолога.
Программа психологической коррекции составляется, как правило, на основании результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается в своей деятельности психолог.
Разнообразные методы психологической коррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считаются психоаналитическое, поведенческое, а также экзистенциально-гуманистическое. Определенные, отличающиеся друг от друга, методологии этих направлений, различные представления о модели «здорового», «нормального» человека влекут за собой различия в средствах и приемах психологической коррекции.
В зависимости от продолжительности можно выделить сверхкороткую психологическую коррекцию (длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных проблем клиента), короткую (несколько часов и дней), длительную (месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем), а также сверхдлительную психологическую коррекцию (может длиться годы и затрагивает сферу сознательного и бессознательного, пониманию сущности переживаний и т.д.).
Таким образом, психологическая коррекция представляет собой специфическое направление...

Похожие материалы:

Реферат: Психотерапия: цели, задачи, методы. Парапсихология

Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека

Реферат: Врачебный контроль, его цели и задачи

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Задачи: Ситуационные задачи по детской травматологии и ортопедии