Реферат: Ценность арт-педагогики и арт-терапии для сферы образовательных услуг

В отечественной системе образования на современном этапе происходят значительные изменения, свидетельствующие о том, что в нашей стране начался новый этап школьной реформы, нацеленной на интеграцию России в мировое образовательное пространство. Это сказывается и на подходах к теоретическим и практическим вопросам учебно-воспитательного процесса. Теперь акцент делается на проблеме содержания современного образования.

Дата добавления на сайт: 21 сентября 2024


Скачать работу 'Ценность арт-педагогики и арт-терапии для сферы образовательных услуг':


Введение
В отечественной системе образования на современном этапе происходят значительные изменения, свидетельствующие о том, что в нашей стране начался новый этап школьной реформы, нацеленной на интеграцию России в мировое образовательное пространство. Это сказывается и на подходах к теоретическим и практическим вопросам учебно-воспитательного процесса. Теперь акцент делается на проблеме содержания современного образования. В современной России его отбор должен осуществляться в соответствии с компетентностным подходом к содержанию образования. Но не оставлена без внимания и проблема внедрения в повседневную педагогическую практику различного рода инноваций.
В российском образовании успешно реализуется принцип вариативности, дающий педагогическим коллективам возможность выбора и конструирования педагогического процесса в любом направлении. Данный курс признаётся перспективным: он способствует успешному решению таких проблем, как отбор содержания образования, внедрение в практику учебного процесса инновационных методов и приёмов. Именно поэтому крайне важно организовать взаимодействие педагогических систем, обкатку передовых педагогических технологий в ходе практической деятельности.
Без сомнения, представители российской политической элиты осознают потребность в воспитании личности, обладающей креативностью. Но следует отметить, что проблема разработки технологий, максимально способствующих развитию культурного и креативного потенциала подрастающего поколения, по-прежнему остаётся одной из самых острых. Многие специалисты в области теории и практики образования полагают, что на данном этапе школьной реформы актуальным является внедрение в повседневную педагогическую практику методов и приёмов, разработанных в рамках «арт-педагогики» и «арт-терапии».
Достижения данного направления, возникшего на стыке педагогики, психологии, социально-культурной деятельности и культурологии, в наши дни широко применяются в практике альтернативного и специального образования. При этом крайне важно заметить, что «арт-педагогика» по своему содержанию отличается от традиционного «художественного воспитания». Арт-педагогика даёт возможность рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, а все составляющие коррекционно-развивающего процесса, предполагающего широкое использование средств искусства. Цель арт-педагогики - художественное развитие детей, нуждающихся в определённой коррекции, и их эстетическое воспитание, социальная адаптация личности посредством искусства.
Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы рассматривались в работах многих зарубежных (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественных (Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и др.) учёных. Э. Сурно, автор ряда исследований в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство представляет собой эффективное средство воспитания, которое оказывает значительное положительное влияние на нравственность ребёнка, на формирование интеллектуальной и эмоциональной сфер его личности.
Процесс восприятия искусства детьми представляет - это сложная психическая деятельность, в которой переплетаются когнитивные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей способствует их сенсорному развитию (способности различать цвет, форму, звуки), обеспечивает понимание ими языка различных видов искусства.
Затрагивая вопрос о педагогических возможностях искусства, следует обратить внимание на психотерапевтическое воздействие искусства. Влияя на эмоциональную сферу детей, искусство выполняет ряд важных функций. Среди них - коммуникативная, регулятивная, катарсистическая функции. Совместное участие ребёнка, его ровесников, педагогов в процессе создания художественного произведения обогащает социальный опыт детей, учит их адекватному взаимодействию в ходе совместной деятельности, способствует коррекции нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на детей выражается и в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний (катарсистическая функция), позволяющего ребёнку вступить на путь новых отношений с окружающим миром.
Важно заметить, что содержание термина «арт-педагогика» ещё не вполне уточнено. Термины «арт-психология» и «арт-терапия» также трактуются по-разному. Поэтому необходимо как можно более основательно проанализировать данные исследований, посвящённых этим перспективным направлениям педагогики, чтобы выяснить, насколько арт-педагогика и арт-терапия значимы для педагогической практики.
Итак, цель данного исследования: определить ценность арт-педагогики и арт-терапии для сферы образовательных услуг. Этой целью обусловлены следующие задачи:
составить общую характеристику арт-педагогики;
составить общую характеристику арт-терапии;
выявить истоки арт-терапии;
вкратце охарактеризовать отдельные арт-терапевтические технологии;
проанализировать опыт применения достижений арт-терапии в нашей стране и за рубежом.

1. Проблемы современной арт-педагогики
Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, которая стремится к самореализации и самоопределению. Она предполагает, что взаимодействие с ним педагога будет построено на основе субъектно-субъектных отношений. Поэтому к личности педагога должны предъявляться особые требования. Практика подготовки педагогов показала, что существует необходимость в разработке модели организации образовательного процесса с позиций альтернативной педагогики. Здесь особенно важно учитывать перспективные направления педагогической деятельности, принципиально новые подходы к организации учебно-развивающего пространства, к содержанию образования, к предполагаемым результатам образования, т. е. к компетенциям, которые должны сформироваться и у педагогов, и (в дальнейшем) у учащихся.
Арт-педагогика представляет собой особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в ходе изучения любой дисциплины. Она обязательно предполагает непосредственное творческое взаимодействие педагога, учащихся и родителей (важно то, что и те, и другие, и третьи являются носителями культуры). Арт-педагогика, позволяя успешно работать с различными категориями учеников, формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - в саморазвитие.
Принципы арт-педагогики опираются на традиционные общепедагогические принципы. Это:
принцип специальной подготовки;
принцип художественно-эстетического развития;
принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития;
принципы дифференцированного и индивидуального подхода, выбора индивидуального маршрута, учёта возрастных особенностей учащихся;
принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания;
принцип интегративной связи предметов;
принцип продуктивного обучения, креативности.
Главные задачи арт-педагогики - это:
формирование осознания учащимся себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
творческая самореализация личности.
Специальные образовательные технологии, применяемые в арт-педагогике, нацелены на решение задач художественного развития учащегося, облегчение процесса учения, умственной деятельности. Они способствуют сохранению целостности личности, так как объединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают детей к духовным ценностям через сферу искусства, обеспечивают педагога целым рядом эффективных методов и приёмов обучения и воспитания, содействуют развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы личности учащихся, содействуют адаптации личности в современном социуме.
Основными технологиями арт-педагогики признаются игра и педагогическая импровизация. Поэтому арт-педагогические технологии широко используются в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация трактуется как изначально непредусмотренные действия педагога, обусловленные незапланированными ситуациями, которые складывающимися под влиянием различных внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обеспечивается детальной проработкой и прогнозированием планируемых действий педагога, определённой мотивацией, перспективностью результатов.
Основным методом арт-педагогики считается проблемно-диалоговый метод. Он ориентирован на развитие духовно-личностной сферы учащегося, на его нравственное, эстетическое и этическое воспитание. Основа этого метода - диалог, который предполагает не просто обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. Каждое сообщение в диалоге рассчитано на интерпретацию её собеседником и возвращение информации в обогащённом виде. В диалоге активны все его участники, т. е. педагог и учащиеся. Залог успеха данного метода заключается в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.
Структура и содержание арт-урока могут быть различными, так как степень развития тех или иных компетенций у разных детей неодинакова. Важно отметить, что в данной образовательное пространство, содержание учебного процесса, необходимые педагогические методы и технологии определяются не только педагогом, но и учащимися. Арт-урок состоит из двух слоёв: содержание темы обогащается содержанием искусства, при этом сочетание их должно быть оптимальным. Это способствует развитию личности и детей, и педагога. Каждое занятие состоит из аксиологического, когнитивного, деятельностно-творческого и личностного компонентов. Личностный компонент рассматривается как основной, и в этом заключается принципиальное отличие арт-урока от традиционного занятия.
При разговоре об арт-педагогике и арт-терапии крайне важно затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов. В арт-педагогике практикуется обращение к внутреннему миру детей, включение их в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности учащихся (и учителей) в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии. Поэтому работник сферы образовательных услуг, использующий в своей деятельности достижения арт-педагогики, должен, кроме общепринятых требований (высокий интеллект, развитое мышление и память), быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть приёмами риторики, драматургии, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, преодолевать стереотипы. Желательно, чтобы он обладал режиссёрскими навыками, музыкальной или хореографической подготовкой.
. Арт-терапия: история и современность
Что понимается под термином «арт-терапия»? Согласно определениям, которые приведены в трудах ученых-психологов, арт-терапия (art therapy - исцеление искусством) - это психокоррекция посредством творчества пациентов (в данном случае важно, чтобы в ходе творческого процесса человек мог выразить своё эмоциональное состояние).
Принципы воздействия произведений искусства на людей представляли учёных во все времена. В древности жрецы, врачи, философы, педагоги применяли средства искусства для исцеления души и тела. И уже тогда, исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, учёные стремились определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Но только в ХХ в. было признано, что искусство выполняет терапевтическую функцию. Этот вывод был основан на результатах научных исследований. М. Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е гг. рисунки использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. Считается, что термин «арт-терапия» впервые применил в 1938 г. Адриан Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий изобразительным творчеством с пациентами врачей-фтизиатров. Вскоре данный термин стал применим к любым видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т. д.). Как особая разновидность профессиональной деятельности арт-терапия стала формироваться в Великобритании после Второй Мировой войны. Важно отметить, что она развивалась в тесной связи с психотерапией.
В 1969 г. была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, которая объединила в своих рядах арт-терапевтов-практиков. Такого рода организации появились затем в Великобритании (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Нидерландах, Японии. В 1960-е - 1980-е гг. были образованы профессиональные объединения, способствовавшие официальному признанию арт-терапии в качестве самостоятельной специальности.
В конце XX в. во всём мире изменилась социокультурная ситуация. Традиционные социальные проблемы обострились, к ним добавилось множество новых проблем, связанных, в частности, с ускорением темпов глобализации и катастрофическим ухудшением экологической ситуации. В таких условиях деятельность арт-терапевтов, преодолевшая рамки традиционной психологии и психотерапии, становится всё более и более важным фактором жизни современного общества, постоянно расширяется сфера применения достижений арт-терапии.
. Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования
Существуют различные модели и школы арт-терапии. В рамках данного исследования целесообразно проанализировать некоторые примеры применения арт-терапевтических технологий. Следует рассмотреть и подходы к содержанию арт-терапии.
В одном из вариантов классификации арт-терапии она представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества); драматерапией (психотерапией посредством сценической игры); танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца); музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).
Рассмотрение опыта применения достижений арт-терапии можно начать с анализа работ представителей классической американской школы.
Э. Крамер полагала, что достижение положительных эффектов возможно преимущественно за счёт «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества. Указанный процесс, по её мнению, даёт возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их. А. Хилл связывает терапевтические возможности изобразительной деятельности в основном с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний». М. Наумбург доказывает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим «индивидуальным бессознательным» и общается с ним на символическом языке образов. Согласно его концепции, выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.
Итак, одни исследователи делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с пациентом более тесный контакт, получить доступ к его переживаниям. Другие же специалисты настаивают, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, главным образом, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя. Третьи - утверждают, что художественное творчество пациента само по себе способно направить его чувства в нужное русло.
М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является методом, который приносит особенно впечатляющий эффект при работе с несовершеннолетними. Они полагают, что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы на базе школ. В качестве главной цели внедрения арт-терапии в школы эти исследователи называют адаптацию детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения, повышение их академической успеваемости. М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз указывают на то, что главные задачи, которые решают учителя и школьные арт-терапевты в ходе своей деятельности, различны. Но при этом они считают, что перед педагогами и арт-терапевтами встаёт ряд общих долгосрочных задач. Среди этих задач - развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом; совершенствование навыков межличностного общения учащихся; раскрытие творческого потенциала школьников; формирование у школьников социально одобряемых потребностей; и др. Эти учёные связывают внедрение арт-терапии в школы с типичной для американской системы образования взглядом, согласно которому школьная среда формирует здоровую и социально продуктивную личность.
Д. Буш и С. Хайт также указывают на важные преимущества использования арт-терапии в школах. По мнению этих исследователей, одно из них заключается в возможности налаживания тесного сотрудничества школьных работников (педагогов, психологов и арт-терапевтов) и родителей учащихся.
В ряде недавно опубликованных работ, авторами которых являются американские психологи и педагоги, обсуждаются вопросы работы с детьми и подростками из числа посещающих общеобразовательные и специальные школы. Для многих из этих учащихся характерны депрессивные расстройства, повышенная агрессивность. Л. Пфейффер отмечает, что в США «предупреждение насилия становится в школах проблемой номер один». В массовом порядке в школы внедряются специальные программы, однако они нацелены лишь на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения.
В США опубликовано множество материалов, где рассматриваются диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в сфере образования. При этом достаточно часто используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Особый интерес представляют работы арт-терапевта Р. Сильвер. В них рассмотрена проблема диагностических и развивающих возможностей арт-терапевтических методов, применяемых в американских образовательных учреждениях с 1970-х гг. Ею разработаны три графических теста, тесно связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах. Самым известным из них является «рисуночный тест Сильвер» (РТС), который предлагается использовать для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Первоначально он применялся в качестве инструмента определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии (имеющих речевые нарушениями, глухонемых, задержавшихся в психическом развитии). Используя данный метод, Р. Сильвер выяснила, что многие из таких детей и подростков обладают немалыми когнитивными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии