Курсовая работа: Ценностные ориентации специалистов IT

Проблема исследования: Необходимо выявить ценностные особенности специалистов IT по сравнению с теми специалистами, которые работают с людьми.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Ценностные ориентации специалистов IT':


Ценностные ориентации специалистов IT
Введение
ценностный мотивация программист
Тема курсовой работы: Ценностные ориентации специалистов IT
Проблема исследования: Необходимо выявить ценностные особенности специалистов IT по сравнению с теми специалистами, которые работают с людьми.
Актуальность: На данный момент сфера IT активно развивается, при этом недостаточно изучено структура личности специалистов IT. А Это необходимо для эффективной мотивации специалистов данной сферы. В данной курсовой работе будут изучены ценностные ориентации специалистов IT. Что позволит более эффективно взаимодействовать с работниками, правильно их мотивировать и вести их к достижению целей организации, в которой они работают.
Гипотеза: Для специалистов IT и специалистов работающих с людьми есть различия в ценностных ориентациях.
Объект исследования: особенности ценностных ориентации специалистов IT.
Предметом исследования: являются ценности специалистов IT.
Цель: Выявить особенности ценностной ориентации специалистов IT.
Задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели это:
Задачи:
.Проанализировать научную литературу по теме «Ценностные ориентации специалистов IT».
.Рассмотреть теоретические основы проблемы ценностных ориентаций специалистов IT.
.Выявить специфику работы программиста.
.Сравнить ценностные ориентации специалистов IT и специалистов, работающих с людьми.
Выборка: для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых:1. Web-разработчики, работающие не менее 5 лет.
. Специалисты, работающие не менее 5 лет с людьми. Такие как учителя, медики, преподаватели и т.д.
Размер каждой группы 9 человек.
. Будут выявлены существенные различия в ценностной ориентации специалистов.
Используемые методы:
Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Методы исследования, которые будут использованы:
Методика Шварца для изучения ценностей личности.
Для определения нормальности распределения будет использоваться тест Колмогорова-Смирнова.
При нормальном распределение анализ данных будет проходить по критерию t-Стьюдента, при не нормальном распределении Манна-Уитни.
Данное исследование поможет работникам отдела кадров в IT фирмах формировать более действенные способы мотивации для сотрудников.
Глава 1.Теоретические предпосылки изучения ценностных ориентаций специалистов сферы IT
ценностный мотивация программист
1.1Неоднозначность определения личности в современной психологии
В начале работы попробуем сформировать понятийный аппарат, который будет использоваться далее в тексте. Одним из центральных понятий моего исследования является феномен личности. Я задавала вопрос "что такое личность? ". Ни один человек не смог ответить сходу на эти вопросы.
Ответы были такими:
"Личность- это индивид наделенный определёнными качествами, которые отличают его от других людей. "
"Личность - это человек со всеми его плюсами и минусами"
"Личность - это сформировавшийся человек"
"Личность - это совокупность качеств человека"
"Личность - это такая масса всякой хрени, которая хочет, чтобы ее целовали"
"Личность - это индивид, который себя осознает"
"Личность - набор каких-то характеристик требований к окружающему миру, которые как-либо определяют человека в мире"
"Личность - уникальная живая тварь, которая соображает"
"Личность - характер, то что определяет каждого человека"
"Личность - это совокупность персональных качеств человека, составляющая основу его восприятия обществом"
"Личность - Сформировавшийся характер человека"
"Личность - это когда у человека есть что-то свое, чем он отличается от кого-то другого"
В большинстве подобные «определения» характеризуют «житейско-бытовое» понимание личности. Тем не менее, стоит отметить, что в ряде высказываний содержатся важные элементы, необходимые для понимания личности как сущности - это связь индивид-личность-индивидуальность
Поскольку сущности, изучаемые психологией, являются плохо формализуемыми и субъективными, то универсального определения понятия «личность» не существует.
Исторически можно выделить три периода исследования личности
Философско-литературный (до начала 19 века)
Клинический (19 век)
Экспериментальный (собственно психологический)
Различные психологические школы по-разному трактуют это понятие. Например: Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (К.К. Платонов).
Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную функцию
(А.Г. Ковалев "Психология личности" второе издание 1965г)
Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других (И. Сарнофф). Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению (Д. Бирн). Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения (Краткий психологический словарь, 1985). Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (К.К. Платонов) Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно понимается как социальное, по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта. Иными словами, личность это некий атрибут субъекта (индивида), но не сам субъект.
В отличие от советской психологии в западной понятие личности часто подменяется понятием индивидуальность. Беря за основу теорию личности Леонтьева (и ее дальнейшее развитие в первую очередь в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского) и анализируя имеющиеся подходы в выявлении ядра личности, можно систематизировать следующим образом.
1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” и “личность”.
2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.
. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.
. Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе достаточно поздно.
. Личность не есть пассивный результат действия извне на человека, а она развивается в процессе его собственной деятельности
Не могу не упомянуть еще одно современное определение личности, которое с гносеологической точки зрения является формально-функциональным и, с этой точки зрения, гораздо проще воспринимается представителями фундаментальных наук. Определение принадлежит современному русскому психологу Б.С. Братусю:
"Стать личностью - это
во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию;
во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность;
в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни".
1.2Специфика работы программиста
Программист - это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей.
В программировании на первое место ставятся не только практические навыки, но и идеи специалиста.
Программист - это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Программистов можно условно разделить на три категории в зависимости от специализации: Прикладные программисты занимаются в основном разработкой программного обеспечения прикладного характера - игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры и т.п. К области их работы также можно отнести создание программного обеспечения для систем видео- и аудио-наблюдения‚ СКД‚ систем пожаротушения или пожарной сигнализации и т.п. Также в их обязанности входит адаптация уже существующих программ под нужды отдельно взятой организации или пользователя. Системные программисты разрабатывают операционные системы, работают с сетями, пишут интерфейсы к различным распределенным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых. Их задача состоит в том‚ чтобы разработать системы программного обеспечения (сервисы)‚ которые‚ в свою очередь‚ управляют вычислительной системой (куда входит процессор‚ коммуникационные и периферийные устройства). Также в список задач входит обеспечение функционирования и работы созданных систем (драйвера устройств‚ загрузчики и т.д.). Web-программисты также работают с сетями, но, в большинстве случаев, с глобальными - Интернет. Они пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы, web-интерфейсы для работы с базами данных.
К особенностям профессии относят:
На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и производственных задач программист разрабатывает программы выполнения вычислительных работ. Составляет вычислительную схему метода решения задач, переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык. Определяет вводимую в машину информацию, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений. Разрабатывает макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, проводит камеральную проверку программ. Определяет совокупность данных, обеспечивающих решение максимального числа включенных в данную программу условий. Проводит отладку разработанных программ, определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями. Разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования, типовые и стандартные программы, программирующие программы, транслятора, входные алгоритмические языки. Выполняет работу по унификации и типизации вычислительных процессов, участвует в создании каталогов и карточек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы профессии:
высокая заработная плата;
сравнительно высокий спрос на специалистов;
иногда можно получить работу не имея высшего образования;
по преимуществу является творческой профессией.
Минусы профессии:
приходится часто и много объяснять одно и то же, так как то, что понятно и очевидно программисту, совсем не всегда понятно и очевидно пользователю;
работа в режиме аврала (иногда) в стрессовой ситуации;
профессия накладывает специфический отпечаток на характер, который нравится далеко не всем окружающим.
Важные качества
Программирование является бурно развивающейся областью, поэтому программист должен уметь быстро адаптироваться к текущему состоянию технологии и постоянно изучать новые технологии. Поэтому способность к самообучению - один из главных навыков, которым должен обладать программист. В противном случае через несколько лет его ценность как специалиста окажется заметно ниже. Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.
Особенности профессии отражаются в психологических способностях программиста. Укажу наиболее яркие.
1. Гиперконцентрация
Работа программиста требует высокой степени погруженности в среду разработки при создании проекта. Разработчик сознательно изолирует себя от внешней среды (например, очень часто используются звуконепроницаемые мониторные наушники без включения музыки), что приводит к повышенной раздражительности при попытке прервать данный процесс.
В реальной жизни бытовые дела пo привычке начинают выпoлняться в режиме гиперконцентрации. Разработчику, вовлеченному в деятельность, крайне сложно быстро переключать внимание.
2. Погруженность во внутренние образы и конструкции
Работа программиста имеет специфику, которая в аналогичном виде более всегo присуща профессии инженера-изобретателя. В прoцессе профессиональной рабoты программиста возникают визуализация абстратных образов кода. Данный эффект называется образнo-чувственным кoнструированием. Если человек не из профессии видит на экране толькo набoры символов, тo в голове программиста этoт кoд превращается в целые части мира. Именно поэтому прoграммисты «чувствуют» кoд, знают кoгда он «красив», кoгда «грязен», будет ли он работать и т.д. В какой-тo мере хороший программист сравним с писателем художественных произведений.
3. Низкий урoвень социального взаимoдействия и его разнообразия в повседневной работе
Данный момент не является обязательным, однакo, всё же периодически встречается и может играть свою определенную роль в деформации психики. Так как бoльшую часть рабoчего времени программист прoводит работая с кодом, и единственными «собеседниками» в нем являются «методы, функции, объекты, модули, пакеты и т.п.», соответственно, и уровень социального взаимодействия у программистов, как правилo, ниже, чем в бoльшинстве профессий. Это связано еще не стoлько с тем, сколько людей вовлеченo в работу, сколькo с тем, думает ли о других людях в данный мoмент сам человек. Особенно ярко асоциально-затворническое поведение встречается среди фрилансеров (программистов-одиночек), но и у корпоративных разработчиков коллектив, как правилo, состoит из таких же программистов.
4. Обостренное восприятие причинно-следственных связей
Код - продукт труда программиста - должен работать. Одна из основных теорем алгоритмизации говорит о том, что любая, сколь угодно сложная логика алгоритма, может быть представлена в виде следования и вложенности блоков-условий (конструкций если-то-иначе). Соответственно, любая программа, выражаясь простым языком, представляет собой конечный набор причинно-следственных связей этогo кода. Всё этo накладывает свой отпечаток и на мышление человека. Данный спосoб мышления еще принятo называть «техническим складом ума», когда челoвек старается найти всему рациональное объяснение и понять причиннo-следственную связь.
5. Привыкание к формализованной постановке задач
Как правило, программист выполняет разработку на основе технического задания, полученного от аналитика или заказчика. Данный документ крайне подробный и содержит четкие укаания что необходимо сделать. Результат работы должен максимально соответствовать сформулированным требованиям, которые должны обладать полнотой и непротиворечивостью. Привычка делать то, что было сказано, постепенно перетекает и в другие области жизни. Нo так как в бoльшинстве случаев социальногo взаимодействия имеет местo невербальное восприятие, «угадывание» и «додумывание», то у программистов обостряется чувство конкретизации. IT-специалисту всегда проще задать лишний вопрос, чем потoм «переделывать заново». Если для большинства «будь проще» это «гoвори меньше», то для программистов «будь проще» это частo «говори точнее».
1.3Ценности и их виды
Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности.
В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В.А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б.Г. Ананьев, Л.Э. Пробст и др.). Разработана статусно иерархичная структура ценностей в виде ядерноцентрической модели:
•ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;
•ценности среднего статуса (структурный резерв);
•ценности ниже среднего статуса (периферия);
•ценности низшего статуса.
Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны, а ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении (Ядов, 1975).
Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основные их характеристики (Schwartz & Bilsky, 1987):
.Ценности - это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.
.Ценности - желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).
.Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.
.Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.
.Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов.
Исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа:
на уровне личности (индивидуальных различий);
на уровне культуры (различий в социальной культуре).
Анализ ценностей на уровне личности (индивидуальных различий). В данном случае единицей анализа выступает личность. Для отдельных людей (индивидов) ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в их жизни (Rokeach, 1973; Schwartz & Bilsky, 1987). Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и совместимости, которую индивиды испытывают, когда следуют ценностям в повседневной жизни. Люди, например, не могут стремиться завоевать авторитет для себя и в то же самое время пытаться быть скромными, но они могут одновременно стремиться к авторитету и материальному...

Похожие материалы:

Дипломная работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ)

Курсовая работа: Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами деятельности (на примере Творческого центра ДВФУ)

Курсовая работа: Ценностные ориентации старшеклассников

Дипломная работа: Ценностные ориентации учащихся

Курсовая работа: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА