Контрольная работа: Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности

Подростковый период является возрастом, находящимся в центре научных интересов многих исследователей в области психологии. Несмотря на то, что изучение данного периода развития человека имеет длительную историю, на сегодняшний день многие ключевые моменты, связанные с его характеристикой, остаются недостаточно исследованными и, как следствие, - дискуссионными. Согласно исследованиям выдающихся психологов, подростковый возраст - это время интенсивной индивидуализации личности.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра теоретической и экспериментальной психологии
Контрольная работа по дисциплине
“Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях”
Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности
Студента 1-го курса группы Пм-301с
Завьялова Ивана Валерьевича
Руководитель кандидат психологических наук,
Доцент Петров В.А.
Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Анализ подходов к исследованию ценностно-смысловой сферы подростков
1.1Проблема изучения ценностных ориентаций в психологии
1.2Соотношение понятий «ценность» и «смысл» в психологической науке
.3Особенности ценностно-смысловой сферы подростков малого города и сельской местности
.4Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых городов и сельской местности
.1 Организация эмпирического исследования
.2 Интерпретация результатов психологического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов
.2.1 Различие в преобладающих типах ценностей подростков
.2.2 Различие в смысложизненных ориентациях подростков
.2.3 Различие в ценностной структуре личности подростков
.3 Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый период является возрастом, находящимся в центре научных интересов многих исследователей в области психологии. Несмотря на то, что изучение данного периода развития человека имеет длительную историю, на сегодняшний день многие ключевые моменты, связанные с его характеристикой, остаются недостаточно исследованными и, как следствие, - дискуссионными. Согласно исследованиям выдающихся психологов, подростковый возраст - это время интенсивной индивидуализации личности. Несмотря на это, психологическое содержание этого процесса описано недостаточно подробно. В исследованиях подросткового возраста больше внимания уделяется тому, как на данном возрастном этапе происходит проникновение культуры в индивидуальное сознание. В то же время процесс трансформации личностью социальных содержаний в личностные смыслы, составляющий сущность индивидуализации, недостаточно изучен [45].
Изучение вопросов, связанных с ценностно-смысловой сферой личности, является одной из приоритетных областей психологии.
Исследование динамики смысловой сферы и ценностных ориентаций в подростковом возрасте осложняется неравномерностью развития, сложным переплетением процессов социализации-индивидуализации личности [45].
Существует достаточное количество исследований, посвященных проблемам ценностных и смысложизненных ориентаций, но большая их часть посвящена изучению содержательной стороны ценностно-смысловой сферы. Исследования, направленные на изучения взаимосвязи данной сферы с особенностями жизни подростков мегаполиса и малых городов, встречается крайне редко.
Данное исследование необходимо проводить с целью определения типа и структуры ценностей подростков, проживающих в малых городах и сельской местности.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что исследование особенностей ценностно-смысловой сферы подростков малых и больших городов является актуальным.
Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования, ее объекта и предмета.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: содержание ценностно-смысловой сферы личности подростков.
Цель исследования: выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, проживающих в малых городах и сельской местности.
В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что подростки, проживающие в малых городах и сельской местности, имеют различия в содержании ценностно-смысловой сферы личности. В частности:
Существуют различия в выраженности типов ценностей подростков;
Существуют различия в структуре (иерархии) ценностей подростков;
Существуют различия в смысложизненных ориентациях подростков;
Существуют различия в степени диссоциации ценности-доступности в основных жизненных сферах.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:
. Проанализировать существующие подходы к изучению ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте;
. Провести эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы подростков по основным критериям.
. Выявить различия ценностно-смысловой сферы подростков, проживающих в малых и больших городах.
Методы исследования:
.Теоретические методы: анализ психологических, педагогических исследований по проблеме ценностно-смысловых ориентаций личности и их особенностей у подростков.
.Методы сбора эмпирических данных: метод опроса.
.Методики:
Методика изучения ценностей Шварца;
Методика изучения внутреннего конфликта Е.Б. Фанталовой.
Методика СЖО (модификация Д.А. Леонтьев)
.Методы обработки эмпирических данных: U- критерия Манна-Уитни.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1Проблема изучения ценностных ориентаций в психологии
Ценности человека - это сложный, динамичный и противоречивый мир. Каждый индивид различно относится к фактам своего существования. Человек оценивает моменты своей жизни по значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью для человека является все, что имеет значимость, общественный или личностный смысл.
Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [5].
В научных литературных источниках существует достаточно много определений понятия "ценность", которые имеют общий широкий смысл или сводят этот термин до одного из явлений мотивационного процесса.
Разнообразие трактовок понятия «ценности» в науке обусловлено различиями в решении проблемы соотношения субъективного-объективного, индивидуального-общественного применительно к целостной структуре личности [48].
Представляем взгляды на понятие ценностные ориентации отечественных и зарубежных психологов в форме таблицы.
Основные противоречия связаны с различием мнений по следующим позициям. По мнению К.Г. Юнга и А. Маслоу ценностные ориентации относятся к индивидуальной реальности, которая значима только для переживающего ее субъекта. Н. Гартман, В.П. Тугаринов, П. Менцер, В. Франкл выступают против их существования в форме надындивидуальной реальности.
З. Фрейд, А. Маслоу отмечают устойчивость и неизменность ценностей в процессе жизни, а С.Г. Климова, М.С. Яницкий утверждают, что система ценностей имеет динамичный характер.
Стоит отметить еще один признание в качестве основных источников ценностей божественного или природного разума (А. Камю, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский), принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности (З. Фрейд, Ф. Ницше, Х. Эренфельц, П.А. Кропоткин), этические нормы микросоциального окружения и общества в целом (В. Дильтей, А.Н. Леонтьев, П. Сорокин, Э. Дюркгейм, В.Я. Ядов, И.С. Кон, Н. И. Лапин, С. Г. Климова, В. П. Вардомацкий, В. П. Тугаринов и др.), внутренняя психологическая природа человека (К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс).
Большая часть исследователей выделяют две важнейшие характеристики ценностей:
.Значимость (Л.М. Архангельский,Н.Ф. Наумова, В.П. Тугаринов, И.Т. Фролов, Я.Щепаньский);
.Вторичный, производный от человеческого бытия характер (Л.М. Архангельский, А.Г.Здравомыслов, Л.Н.Фролович, С.Л.Рубинштейн, В.А.Ядов).
Понятие ценностных ориентаций впервые было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей.
Согласно мнению философов, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов” [42].
В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Г. Ананьев, Л. Э. Пробст и др.). Разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно-центрической модели:
ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;
ценности среднего статуса (структурный резерв);
ценности ниже среднего статуса (периферия);
ценности низшего статуса
Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны, а ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении [18].
В социальной психологии понятие “Ценностные ориентации” трактуется с нескольких позиций:
) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности” [20].
Для реализации собственных ценностных предпочтений человеку необходим предмет имеющий цену. Цена и ценность крепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения, не смотря на существующие отличия между понятиями.
По мнению С.Л. Рубенштейна, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Он указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого… Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [39].
Ценностные ориентации находятся на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. Поэтому имеет смысл обозначить точку зрения М. Рокича. Он определяет ценности как "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования" [32].
По мнению Рокича, ценности можно охарактеризовать следующими признаками:
) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, достаточномало;
) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;
) ценности организованы в системы;
) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич выделяет два класса ценностей:
а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
У каждого человека может существовать своя система ценностей, и в ней ценности выстраиваются в определенныйпоследовательной взаимосвязи. Учитывая это в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, необходимо учитывать два основных параметра:
.Степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций;
.Направленность ценностных ориентаций, которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру.
Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания [47].
Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей человека. В.Ф. Анурин считает, что потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. В зависимости от ценностных ориентаций внешние условия могут вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Индивид соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер потребности, социально опосредует ее и определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [17].
Ценностные ориентации, по мнению некоторых исследователей, можно рассматривать как определенную категорию установок. По мнению И.Н. Истомина, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у человека формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, определяющая его дальнейшее поведение.
Доктор психологических наук Д.Н. Узнадзе указал на решающую роль ценностных ориентаций в волевых процессах.
Основываясь на теории установок он выделил три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного "Я". При объективации собственного "Я", происходит реорганизация ценностных ориентаций. По мнению Ш.А. Надирашвили, объективация собственного внутреннего состояния приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождается волевой процесс. Таким образом, высший уровень регуляции психической активности человека - волевая активность - регулируется ценностными ориентациями индивида.
Являясь элементом мотивационной структуры личности, ценностные ориентации состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Ш.А. Надирашвили утверждал, что "состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией" [32].
Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности.
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся как зарубежными, так и отечественными психологами, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структур личности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. Ценностные ориентации выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Все вышеизложенное дает основание полагать, что ценностные ориентации, которые усваиваются в процессе развития, зависят от вида деятельности в которую включена личность. В данном случае мы ссылаемся на возрастную периодизацию, предложенную Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [46].
Конкретизируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер. Они социальны по причине исторической обусловленности и индивидуальны, так как в них сосредоточен опыт определенного субъекта. Стоит отметить, что социальные ценности определяются как данное, которое имеет практическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение.
Ценности отдельной личности возникают под влиянием социальной среды и особенностей социальных групп, в которые она входит. Важнейшим компонентом структуры личности являются индивидуальные ценности, которые выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
1.2 Соотношений понятий «ценность» и «смысл» в психологической науке
Как известно, проблема соотношения ценностей и смыслов продолжает оставаться актуальной в психологической науке на сегодняшний день. На этот счет нет единого мнения.
Для более детального рассмотрения данных понятий и соотнесения имеет смысл конкретизировать их значение.
Австрийский психолог В. Франкл фактически приравнивает понятия «ценности» и «личностный смысл».
Согласно мнению Б.С. Братусь личностные ценности это «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [7].
Проанализировав эти понятия мы пришли к выводу, что они не могут рассматриваться как равные.
Смысл - субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего [35].
Ценность - любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно...

Похожие материалы:

Реферат: Ценностно-смысловая сфера личности подростков

Курсовая работа: Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

Реферат: Исследование адаптивности призывников из городской и сельской местности