Курсовая работа: Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое исследование ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи
.1 Ценностно-смысловая структура личности как психологический феномен
.2 Психологическая характеристика молодого возраста
.3 Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи
Выводы
Глава 2. Эмпирические методы исследования ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи
.1 Организация и методы эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Дата добавления на сайт: 21 сентября 2024


Скачать работу 'Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи':


Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи
.1 Ценностно-смысловая структура личности как психологический феномен
.2 Психологическая характеристика молодого возраста
.3 Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи
Выводы
Глава 2. Эмпирические методы исследования ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи
.1 Организация и методы эмпирического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций.
Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.
Несформированность ценностно-смысловой сферы порождает фрустрацию, дискомфорт, который человек может пытаться преодолеть ища новые стимулы и состояния.
Нарушения развития ценностно-смысловой сферы также зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности»; в ответ на это субъект начинает активный поиск новых стимулов и ощущений. Учитывая, что при этом для человека менее значимы и социальная оценка, и последствия его действий, в поисках этих стимулов и ощущений он может проявлять девиантность в поведении.
На основании всего вышеизложенного мы можем говорить об актуальности исследования ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи.
Цель исследования: изучить ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи.
Объект исследования: ценностно-смысловая структура личности.
Предмет исследования: ценностно-смысловая структура личности современной молодежи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в ценностно-смысловой структуре личности в период ранней и поздней молодости.
Задачи исследования.
. Проанализировать ценностно-смысловую структуру личности как психологический феномен;
. Дать психологическую характеристику молодого возраста;
. Описать ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи.
Методологической базой исследования. Многие исследователи, психологи, среди которых наиболее известными являются Бобнева М.И., Василюк Ф.Е., Гудачек Я., Додонов Б.И., Леонтьев Д.А., Олпорт Г., Франкл В., Фромм Э., Шпрангер Э., занимались исследованиями личностного смысла и ценностных ориентаций. Их мнения, мысли, рассуждения и представления мы рассмотрим в теоретической главе нашей работы.
Методы исследования:
теоретические методы: анализ и обобщение научной литературы по теме исследования.
эмпирические методы: психодиагностический метод. Для исследования будут использованы следующие методики:
а) методика ценностных ориентаций личности Рокича;
б) методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО).
методы математической обработки данных. U-критерий Манна - Уитни.
Эмпирическая база исследования: БГПУ им.М.Акмуллы.
Выборка исследования. Студенты в возрасте 20-21 года и 27-28 лет.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы для организации работы психолога по профилактике и коррекции ценностно-смысловой сферы современной молодежи.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, насчитывающего 25 источников и приложения. Общий объем работы составляет 25 страниц.
Глава 1. Теоретическое исследование ценностно-смысловой структуры личности современной молодежи
.1 Ценностно-смысловая структура личности как психологический феномен
Психология, философия, социология, история, педагогика и другие смежные науки в настоящий момент занимаются изучением ценностно-смысловой сферы, включающей в себя две основные составляющие - ценностные ориентации и систему личностных смыслов.
Обе эти составляющие имеют тесную взаимосвязь с понятием личности и изучаются вместе с поведением человека.
Для прогнозирования вероятного поведения человека особое внимание в психологии уделяется регулирующей функции ценностных ориентаций. Роль ценностных ориентаций в формировании целей, потребностей, мировоззрения и мотивации личности рассматривается в психологических исследованиях не только как одно из явлений мотивационного процесса, но и в более широком смысле. Различные психологические школы могут придавать различное значение понятию «ценностные ориентации» как составляющей личности.
Последователь неофрейдизма Э. Фромм выделяет потребность человека в ценностях, которые направляют его чувства и поступки. Эти ценности Э. Фромм разделил на две части: осознаваемые ценности, признанные официально и ценности действительные, бессознательные [22].
Д. Рисмен построил типологию социальных характеров на внутреннем или внешнем происхождении ценностных ориентаций человека. Д. Рисмен полагает, что формирование ценностных ориентаций человека определяется его собственным мировоззрением, а также социальной средой, одобряющей, признающей или отвергающей различные ценности. Из этого создаются характеристики исторически сложившихся «ориентированных изнутри», обусловленных интернальными в раннем возрасте нормами, и «ориентированных извне», которые определяются внешними условиями и типами социального характера [16].
Э. Шпрангер в своей «понимающей психологии» рассматривает ценностные ориентации совершенно иначе. Он определяет ценностные ориентации как средство познания мира. Э. Шпрангер определил шесть типов личности, различающихся по своим ценностным ориентациям: экономическая личность, теоретическая личность, социальная личность, эстетическая личность, религиозная личность, политическая личность [26].
По мнению А. Маслоу, центральным звеном в теории личности является потребность в самоактуализации. Это значит, что высшее положение в иерархии потребностей занимает развитие личностных возможностей, к более полному выявлению и развитию которых должен стремиться человек.
На основании этого А. Маслоу определил две категории ценностей: Б-ценности (ценности бытия) - это высшие ценности, которыми обладают самоактуализирующиеся люди; Д-ценности (дефициентные ценности) - это низшие ценности, направленные на удовлетворение какой-либо фрустрированной или неудовлетворенной потребности. Исходя из этого, у Маслоу ценности, являющиеся частью мотивационно-потребностной области, рассматриваются без учета определяющего значения исторических и социальных факторов развития личности [13].
Согласно созданной В. Франклом теории логотерапии, особое значение имеет понятие «смысл жизни». Смысл жизни обретается тремя способами:
) путем совершения дела;
) путем переживания ценности;
) путем страдания.
Исходя из этого, выделяются следующие группы ценностей: ценности творчества - это естественные, но не необходимые ценности; ценности переживания - это чувство любви, которое не является необходимым для понимания смысла жизни; ценности отношения - это ценности, имеющие наибольшее значение [20].
Таким образом, являющиеся предметом психологических исследований ценностные ориентации находятся на пересечении мировоззренческих структур сознания и области мотивации.
М. Рокич определяет следующие признаки, по которым определяются характеристики ценностей:
) общее количество ценностей, которыми обладает человек;
) одними и теми же ценностями в разной степени обладают все люди;
) ценности имеют системную организацию;
) источник ценностей находится в обществе, культуре и личности;
) ценности оказывают влияние практически на все социальные феномены.
Далее, согласно М. Рокич, выделяются классы ценностей: терминальные ценности - это уверенность в том, что, с точки зрения личности или общества, конечная цель существования личности такова, что к ней стоит стремиться; инструментальные ценности - это уверенность в том, что какой-либо образ действия, с точки зрения общества и личности, является предпочтительным независимо от ситуации [17].
Аналогичным образом и в отечественной психологии различные школы и направления проявляют различные подходы к изучению ценностей в аспекте исследования свойств личности. Одни школы (С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) рассматривают личность, анализируя ее деятельность, в других (В.Н. Мясищев) в первую очередь изучаются психологические отношения личности, в третьих (А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов) личность изучается в связи с общением или (А.С. Прангишвили, Д.Н. Узнадзе) в связи с установками. Несмотря на различное понимание в отечественной психологии личности, главной составляющей личностной характеристики является направленность, которая может пониматься как «главная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующие отношения» (В.Н. Мясищев).
Ценностные ориентации имеют особое значение в процессе формирования потребностей личности. Как считает В.Ф. Анурин, потребности возникают в результате противоречия между объективными условиями существования человека и его целостной системой восприятия мира (физиологические, социальные особенности, эстетические и этические воззрения, жизненный и социальный опыт и т.п.). Потребности, вызываемые внешними условиями у различных субъектов могут различаться в зависимости от их ценностной ориентации. Личность свою собственную возникающую потребность сравнивает с общественными потребностями. Степень сравнения и характер зависят от ценностных ориентаций личности. Кроме того, ценностная ориентация определяет такой способ удовлетворения потребности личности, который согласуется с ее нравственными и эстетическими потребностями. Это означает, что ценностная ориентация, посредством обратной связи между личностью и обществом, определяет характеристику возникшей потребности и ее положение в общей системе потребностей личности [3].
Ценностные ориентации, выражающие то, что для человека является наиболее важным и обладает личностным смыслом, определяют жизненные цели человека. По мнению А.В. Брушлинского и К.А. Альбухановой-Славской, значимость смысловых представлений в создании системы ценностных ориентаций отражается в следующих функциях: принятии или отрицании конкретных ценностей и их реализации; увеличении или снижении их значимости; сохранении или потере этих ценностей во времени.
Жизненная перспектива развития личности определяется системой ценностных ориентаций. Эта система является механизмом и источником развития, психологическим компонентом, который связывает личность и социальную среду в единое целое. Эти три компонента регулируют поведение и определяют его цели. Действующие мотивы и источники осмысленности существования наделяют ценности своими качествами и приводят к росту и самосовершенствованию личности в процессе своего последовательного развития. Ценностные ориентации представляют собой динамическую систему. Эта система, являясь психологическим органом и механизмом саморазвития и личностного роста, сама постоянно развивается. Система ценностных ориентаций личности, выполняя задачи определения цели и регуляции поведения, сводит личность и социальную среду в единое психологическое образование.
Понятия «личностный смысл» и «ценностные ориентации» в нынешнее время имеют большое значение в гуманитарных науках.
Эти понятия встречаются у Ж-П. Сартра, Ф. Ницше, в философии у М. Хайдеггера, в эстетике у М.М. Бахтина, Р. Ингардена, в социологии у Дж.Г. Мида, М. Вебера, в лингвистике и других, связанных с ней науках.
Понятие «смысл» в психологии имеет тесную связь с гармонично развивающейся личностью. Отношение личности к объектам, на которые распространяется её сфера деятельности, определяется в психологии как личностный смысл. Определен перечень составляющих смысловых систем: мотивы, побуждающие личность к деятельности (смыслообразующие); отношение человека к действительности, реализуемое в деятельности (значимость, субъективная оценка); смысловые установки, выражающие личностный смысл; действия и поступки личности, выражающие личностный смысл. Одна из особенностей личностного смысла заключатся в том, что его производность зависит от того, какое место занимает человек в системе социальных отношений и от его социальной позиции.
Таким образом, смысл определяется выражением отношения личности к событиям объективной реальности, к собственным действиям и действиям других, к изменениям и красоте окружающего мира, к результатам творческой деятельности. Одной из наиболее важных потребностей человека является стремление к смыслу. Удовлетворение этой потребности определяется умением взять на себя ответственность, верой в свою способность быть хозяином своей судьбы. Осмысленность жизни является особым показателем наличия личностного смысла. Осмысленность жизни - это наличие цели в жизни, понимание прошлого, настоящего и будущего, переживание личностью онтологической значимости жизни. Для гармоничного, творческого развития личности наличие осмысленности жизни является обязательным условием.
До начала второй мировой войны наибольший вклад в разработку понятия смысла внес А. Адлер. По мнению А. Адлера, развитие «социального интереса» является наиболее естественной тенденцией развития личности. Социальный интерес развивается в трех основных направлениях: в любви, в деятельности, в отношении Я - Ты. Именно в этом типе отношений личность находит смысл в основании собственного существования [1].
В 1950-1960-е годы в западной психологии личности и психотерапии было отмечено повышение интереса к изучению проблемы смысла. Как писал Д.А. Леонтьев, в послевоенное время мир стал более динамичным. У людей появилось больше выбора, открылись новые перспективы и возможности. В то же время у людей появилось ощущение дефицита осмысленности своего собственного существования. К понятию смысла Леонтьев определил два теоретических подхода. Один подход представляет смысл в виде интегрального образования, а второй подход определяет смысл как производный структурный элемент [10].
В. Франкл в своей теории личности представляет смысл как жизненную задачу. В. Франкл видит стремление человека найти и реализовать свой смысл жизни как ведущую движущую задачу поведения. Как считает В. Франкл, смысл имеет тесную связь с конкретными обстоятельствами. Каждая конкретная ситуация заключает в себе свой собственный смысл, который может различаться для разных людей, но одновременно является истинным для каждого человека [20].
Смысл объективен. Человек его не выдумывает, а находит в мире, в существующей реальности. Смысл проявляется для человека, как данность, которая требует реализации. В этом случае важен вопрос не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни конкретного человека в текущий момент времени.
Как считает В. Франкл, суть нахождения смысла находится в призвании, а не в познании. Нахождение смысла и его реализация проявляются для человека в виде встающей перед ним задачи, для решения которой он прикладывает все свои силы. Смысл жизни каждого человека в таком случае направлен на высоконравственные, духовные ценности во благо общества. Эти ценности, имеющие высокий жизнеутверждающий и смыслообразующий потенциал, должны закладываться с детства [20].
Понимание смысла в отечественной психологии наиболее полно раскрыто в работах А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. Понимание системы личностного смысла и представления о системе ценностей человека созвучны с воззрениями представителей экзистенциально-гуманистического течения. Понятие смысла - это психологическое понятие. Смысл проявляется в результате анализа явлений реальных взаимоотношений человека с окружающим миром, явлений, происходящих в его жизни и деятельности, а не в его сознании. Определяя объективные отношения между компонентами деятельности человека и анализируя ее структуру, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создается как результат отражения субъектом отношений, существующих между ним и целью, на достижение которой направлены его действия. Личностный смысл создается отношением мотива к цели. При этом мотив в этом отношении выполняет смыслообразующую функцию.
Связующим звеном между миром и субъектом является предметное направление свободной деятельности человека, в которой он создает самого себя. Как считает А.Н. Леонтьев, личностные смыслы, как и чувствительность сознания, не всегда имеют свою индивидуальность и свое «не психическое» существование. В сознании личности внешняя чувствительность связывает значения с объективной реальностью мира. В таком случае личностный смысл связывает с реальностью жизни человека в мире, с мотивами личности. Пристрастность сознания человека создается личностным смыслом, который всегда имеет субъективный характер [12].
Ф.Е. Василюк рассматривал смысл как единую совокупность жизненных отношений. Василюк полагает, что смысл создается мотивационно-ценностной системы личности. Мотив выполняет функцию смыслообразования, тем самым создавая побуждение и направление поведения человека. Как считает Василюк, ценности претерпевают определенную эволюцию в процессе развития личности. Изначально ценности существуют как эмоциональная реакция на их нарушение или подтверждение. Далее ценности последовательно принимают форму «знаемых» мотивов, смыслообразующих мотивов и, затем, реально существующих и смыслообразующих одновременно. В результате, ценность, приняв форму реального мотива и являясь источником осмысленности существования, дает направление для совершенствования и личностного роста [5].
Как считает Б.С. Братусь, основными образующими, «конституирующими» единицами сознания личности являются общие смысловые образования. Эти образования определяют основные и относительно стабильные отношения человека к основным сферам существования - к самому себе, к другим людям, к окружающему миру. Смысл для человека не является единственным, а представляет собой сложную иерархическую структуру динамических смысловых систем. На нулевом уровне, по мнению Б.С. Братусь, находятся ситуационные, прагматические смыслы. Этот уровень определяется самой предметной логикой действий для достижения цели в данной конкретной ситуации. Выполняя специальную регулятивную роль в осознании ситуации, этот уровень привязан к ней и поэтому он не является личностным. Первым уровнем личностно-смысловой области Б.С. Братусь назвал эгоцентрический уровень. Исходными моментами этого уровня являются престижность, личная выгода, удобство и т.п. Вторым уровнем является группоцентрический уровень. Главным элементом этого уровня является смысловой момент отношения к действительности. Здесь находится ближайшее окружение человека. Эту группу человек в своих устремлениях и интересах ставит выше себя или отождествляет с собой. На третьем...

Похожие материалы:

Реферат: Ценностно-смысловая сфера личности подростков

Контрольная работа: Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности

Реферат: Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества

Курсовая работа: Систематизация характеристик религиозности современной студенческой молодежи

Курсовая работа: Расстройства личности в современной психотерапии