Реферат: Ученический коллектив как фактор социализации младших школьников

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социализаций детей младшего школьного возраста
.1 Понятие и сущность социализации человека
.2 Специфика социализации детей младшего школьного возраста
.3 Ученический коллектив и его социализирующие возможности
Глава 2. Практические аспекты воспитательной работы с ученическим коллективом младших школьников в аспекте их социализации
.1 Социализация детей как направление воспитательной работы педагога с ученическим коллективом
.2 Методы и формы воспитательной работы с детьми по их социализации в условиях ученического коллектива
.3 Организация межличностных отношений
Заключение
Список использованных источников

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Ученический коллектив как фактор социализации младших школьников':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социализаций детей младшего школьного возраста
.1 Понятие и сущность социализации человека
.2 Специфика социализации детей младшего школьного возраста
.3 Ученический коллектив и его социализирующие возможности
Глава 2. Практические аспекты воспитательной работы с ученическим коллективом младших школьников в аспекте их социализации
.1 Социализация детей как направление воспитательной работы педагога с ученическим коллективом
.2 Методы и формы воспитательной работы с детьми по их социализации в условиях ученического коллектива
.3 Организация межличностных отношений
Заключение
Список использованных источников

Введение
Изначально любому человеку предопределена роль одного из членов социума. Он рождается в существующем вне зависимости от него обществе, в нем растет и развивается. Существование вне общества с сохранением должного уровня сознания и развитой психики для человека просто невозможно. Всем высшим живым существам характерно общение, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и охарактеризованным речью. Посредством этого общения люди передают друг другу информацию, данные о своих эмоциональных состояниях и т.д.
Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.
В тоже время, школьному возрасту, свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Одной из главных целей воспитательной организаций на сегодняшний день это оздоровление школьников. Разрабатываются комплекс социально- экономических, гигиенических, экологических программ. Вместе с тем, условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из основных факторов риска здоровья учащихся. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. По данным Российских исследователей, в стране 80% детей страдают теми или иными заболеваниями, оставшимся 20% присваивается категория - «условно» здоровые. Согласно Законно РФ «об образовании», школа должна обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся. А исходя из вышеизложенного возникает противоречие между приобретением знаний, жизненного опыта и нарушением здоровья, социальной дезадаптацией.
Социализация ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Предметная же деятельность, которая является условием и средством психического развития, появляется гораздо позже.
Важнейшим направлением в деятельности воспитательной организации является развитие активности воспитанников. Собственно главной задачей воспитателей является активизация воспитанников в освоении ими социального опыта, концентрированно выраженного в знаниях, обще необходимых умениях и навыках, отношениях. Но в последние годы особенно проявляются отклонения от морали у многих детей.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от того, с какими людьми он общается, от социальной среды. Социальная же среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Группы эти могут быть большими и малыми, малые при определенных условиях развиваются до уровня коллектива. Любой человек так или иначе является членом какой-либо малой группы, будь то семья или соседи по площадке.
Вопрос о том, что влияет на формирование личности остается открытым до сих пор. Исследователи включают сюда практически все факторы окружающей среды: средства массовой информации, семью, художественную литературу, процесс обучения в образовательном учреждении, влияние сверстников и т.д. Однако всеми признается неоспоримо тот факт, что крайне важно в становлении личности то, в какой среде, каком коллективе человек живет и действует.
Цель выпускной квалификационной работы: определить влияние коллектива в младших классах на способствовать развития человека, а так же исследование личностных характеристик детей младшего школьного возраста в процессе коллективной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
. Раскрыть содержание понятия " ученический коллектив" и его влияние на психическое и интеллектуальное развитие человека.
. Выявить особенности психосоциального развития человека в младшем школьном возрасте.
. Показать наличие зависимости между развитием ребенка младшего школьного возраста и его вовлеченностью в коллективную деятельность.
. Определить сущность понятия «социализация человека».
Объектом исследования выступает ученический коллектив.
Предметом исследования выступают межличностные отношения детей в младших классах и их взаимодействие в рамках ученического коллектива.
Методологической базой данной выпускной квалификационной работы выступают труды и работы исследователей и теоретиков в области детской психологии, педагогики, и социологии.

Глава 1. Теоретические основы проблемы социализаций детей младшего школьного возраста
.1Понятие и сущность социализации человека
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его как биологического индивида в социальное существо - личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
Реан А.А установил, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности - предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, - так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.
При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.
Степанов Е.Н. считает, в свою очередь, что для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.
По ведущим видам общения и деятельности детей психологи выделяют такой возрастной ряд: непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст), предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).
С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка.
Важную роль играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка. Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность. Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.
Как считает немов Р.С.: «Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.»
Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.
По мнению Рогова Е. И., обособление - процесс автономизации человека в обществе.
Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.
Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.
Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик. О них и пойдет речь дальше.
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:
младенчество (от рождения до 1 года),
раннее детство (1-3 года),
дошкольное детство (3-6 лет),
младший школьный возраст (6-10 лет),
младший подростковый (10-12 лет),
старший подростковый (12-14 лет),
ранний юношеский (15-17 лет),
юношеский (18-23 года),
молодость (23-30 лет),
ранняя зрелость (30-40 лет),
поздняя зрелость (40-55 лет),
пожилой возраст (55-65 лет),
старость (65-70 лет),
долгожительство (свыше 70 лет).
Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости, т.е. социализация подрастающих поколений.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. У Галагузовой М.А мы встречаем одно из определений этих фыакторов.
Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Вывод: можно смело сказать, что социализация человека дает ему возможность жить в обществе и быть полноценной его частью. Социализация это процесс принятия человеком норм и ценностей современного общества, ив первые человек сталкивается со своим первым выходом в это общество в детском саду или начальной школе. Именно оттуда и начинается его процесс вхождения в это общество.
психосоциальный человек педагог дети

1.2 Специфика социализации детей младшего школьного возраста
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Для того, чтобы облегчить период адаптации ребенка к новым условиям, нужно игру совместить с его обучением. Отсюда необходимо глубокое изучение игры с целью оптимизации ее влияния на развитие личности ребенка.
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем - это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом.
Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное, в начальных классах происходит процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Но произвольное внимание еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, переключаемости внимания с одного объекта на другой.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.
Есть дети, которые плохо учатся потому, что просто не любят думать. Они избегают всяких учебных занятий, которые требуют от них размышлений и заставляют их активно умственно работать.
Насильно, одним только принуждением здесь ничего исправить невозможно. Поэтому надо превратить для ребенка учение из трудной и неприятной работы во что-то интересное. Здесь на помощь должна прийти игра.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формирование детского коллектива как условие повышения качества знаний младших школьников

Курсовая работа: Влияние игровой аддикции на социализацию младших школьников

Квалификационная работа: Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка

Курсовая работа: Внимание младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Реферат: Самооценка младших школьников и пути ее формирования