Реферат: Учет индивидуально-психологических особенностей в процессе обучения в начальной школе

Слово «психология» образовано из двух греческих «psyche” - душа и «logos” - слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека или группы людей. Такая «житейская» психология лежит в основе наших представлений об окружающем нас мире, о людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах.

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Учет индивидуально-психологических особенностей в процессе обучения в начальной школе':


Введение
Слово «психология» образовано из двух греческих «psyche” - душа и «logos” - слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека или группы людей. Такая «житейская» психология лежит в основе наших представлений об окружающем нас мире, о людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах поведения, успехах и неудачах. Всякий человек, даже никогда специально не изучающий психологию, постоянно объясняет свои собственные поступки, слова и поведение других людей. Эти объяснения основываются на его представлениях о мотивах поведения, мыслях , чувствах, ощущениях, эмоциях. Без этого нормальная жизнь людей не возможна.
Научная психология, говоря о различиях в людях, не отрицает роли природных, врождённых задатков. Научные выводы, основываясь на тщательных исследования, выявляют то, что лежит за внешними, непосредственно воспринимаемыми явлениями, выясняет их глубинные причины. Теория позволяет выдвигать предположения, строить гипотезы о всё более сложных фактах, тем самым всё глубже познавая психику человека.
Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека. Психика включает в себя всё что человек ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, механизмов он это делает. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.
Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек. Деятельность - это сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преображение внешнего мира и самого человека. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности. Область психологии, в которой изучаются особенности людей разного возраста называется возрастной психологией. Развитие человека как физическое так и умственное тесно связано с его возрастом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.
Для своей работы я выбрала тему «Учёт индивидуально-психологических особенностей в процессе обучения в начальной школе». Эта тема интересна и актуальна для меня так как напрямую связана с моей трудовой деятельностью. Мне, как педагогу, необходимо иметь сведения о возрастных психологических особенностях учащихся с целью правильного и эффективного планирования процесса обучения.
1. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
школьник психологический мышление
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребёнка в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее систематическое обучение в школе. Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Однако некоторые отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психологической деятельности у детей этого возраста ещё не завершили своего формирования (развитие заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего наблюдается некоторые особенности поведения свойственные детям данного возраста: младшие школьники легко отвлекаются, они не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребёнка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Однако, несмотря на отмечаемые в это время определённые осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость), физиологический криз не столько отягощает, сколько наоборот, способствует более успешной адаптации ребёнка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек. Девочки опережают мальчиков в развитии. Некоторые учёные приходят к выводу, что фактически «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте.»
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников ещё не устойчива, сопротивляемость утомлению низкая. Конечно же, на протяжении возраста эти параметры повышаются, но в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребёнка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые являются фундаментом обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Во время обучения создаются условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Происходит развитие и качественное преобразование познавательных процессов: они начинают приобретать опосредственный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребёнок постепенно учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Согласно теории Эрика Эриксона о восьми стадиях человеческой жизни, этот период относится к четвёртой стадии и характеризуется умелостью (как положительный аспект данной стадии человеческой жизни) и неполноценностью (как отрицательный аспект). У ребёнка обостряется интерес к тому как устроены вещи, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Если ребёнку позволяют довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, то тогда у ребёнка вырабатывается умелость. Если развитие интереса ребёнка не стимулировать и не одобрять его действий, то у ребёнка вырабатывается чувство неполноценности.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Авторитет взрослого постепенно утрачивается и всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В этот период реализуется потенциал ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, умения учиться;
раскрытие индивидуальных особенностей и способностей ;
развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и к окружающим;
усвоение социальных норм, нравственного развития;
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе, своих возможностях и способностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового периода.
. Учебная деятельность младшего школьника
В младшем школьном возрастете ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой ребёнок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные предшествующими поколениями. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя овладевает содержанием различных форм общественного сознания. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие. Учебная деятельность имеет и внешний результат, но этот результат важен не сам по себе, а как показатель произошедших в учениках изменений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, ребёнок учится тому как приобретать знания и это умение остаётся с ним на всю жизнь. Чтобы школьник постепенно приобрёл умение учиться требуется немало времени и совместных усилий школьника и учителя. Учебная деятельность имеет определённую структуру:
мотивы учения
учебные задачи
учебные действия
контроль
оценку.
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми её компонентами в равной мере.
Мотивы учения.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций.
Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. От первого до третьего класса увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу всё знать», «люблю узнавать новое на уроке», «нравится когда учитель рассказывает новое и интересное на уроке»). Это отражает возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Однако параллельно с возрастающим интересом с содержанию учения к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности («люблю думать», «люблю рассуждать», «люблю решать трудные задачи»). К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Данное обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности. Это связано с тем, что сложившаяся в школе практика обучения в достаточной степени не удовлетворяет познавательную мотивацию. Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы, интересы, т.е. имеет для него личностный смысл.
Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:
а) Познавательная мотивация.
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы - преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить.
б) Мотивация достижения успеха.
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
в) Престижная мотивация
Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.
г) Мотивация избегания неудачи.
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются из бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей. К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не успеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.
д) Компенсаторная мотивация .
К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов с другой.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.
Как развивать у школьника интерес к предмету?
Согласно теории одной из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы - Щукиной Г.И. интересный урок можно создать за счет следующих условий:
1.личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
2.содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
.методов и приемов обучения.
Во время урока следует по возможности стараться обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое, ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько, постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя не только научить, но ещё и развить мышление ребенка средствами своего предмета. Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса , как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать? На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Учебные задачи.
Умение выделять учебную задачу - важная составляющая учебной деятельности. Первоначально младшие школьники ещё не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи, поэтому на первых порах обучения эту функцию выполняет учитель. Постепенно соответствующие умения приобретают и сами учащиеся. В конце каждого урока учитель должен отводить время на то, чтобы проверить как ученики поняли смысл выполняемых ими конкретных заданий. Необходимо задавать вопрос «Чему мы сегодня научились?», «А зачем нужно такое упражнение?», «Что ты осваиваешь когда делаешь его?» Это поможет детям понять для чего в итоге они выполняли на уроке те или иные задания. Это необходимо делать чтобы открыть ребёнку смысл его действий.
Учебное действие.
Выполнение учебной задачи осуществляется при помощи учебных действий. Усвоению каждого фундаментального...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Влияние индивидуально-психологических характеристик личности на эффективность профессионального обучения

Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами

Курсовая работа: Гармоническое формирование личности в процессе обучения

Курсовая работа: Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Взаимосвязь удовлетворенности профессиональной деятельностью и индивидуально-психологических характеристик воспитателей ДОУ