Курсовая работа: Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста

Педагогам и воспитателем, работающим в сфере образования, постоянно приходится сталкиваться с проявлением индивидуальных различий учащихся и воспитанников в их общей активности, направленности и выраженности чувств. Но для подлинного понимания этих различий нужны достаточно длительные и разносторонние исследования индивидуальных своеобразных свойств психики, определяющих динамику психологической деятельности человека, или свойств темперамента.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста':


Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
ГОУ СПО "Читинский педагогический колледж"
Курсовая работа
Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста
Студентки 4 курса
Специальность: 050704
Дошкольное образование
Руководитель: Седых Л.С.
Чита - 2010 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы темперамента
.1 История развития и сущность понятия темперамент
.2 Физиологические основы темперамента
Глава 2. Особенности темперамента ребенка
.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
.2 Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе
.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей разного темперамента дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Педагогам и воспитателем, работающим в сфере образования, постоянно приходится сталкиваться с проявлением индивидуальных различий учащихся и воспитанников в их общей активности, направленности и выраженности чувств. Но для подлинного понимания этих различий нужны достаточно длительные и разносторонние исследования индивидуальных своеобразных свойств психики, определяющих динамику психологической деятельности человека, или свойств темперамента.
Опыт возрастной и педагогической психологии показывает, что одни и те же исходные свойства темперамента ребенка не предопределяют того, во что они развертываются - в достоинства или недостатки. Например, живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостаточном контроле они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхности, склонности "разбрасываться". Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - это достоинство. Но при неблагоприятных условиях развития они могут сделать ребенка вялым, безынициативным, равнодушным к учебной деятельности и многим другим впечатлениям жизни. Знания индивидуально- психологических особенностей ребенка крайне необходимы воспитателю при организации воспитательно-образовательного процесса.
Воспитателю не следует ставить задачу изменить темперамент своих воспитанников. Во-первых, это практически не выполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, нет плохих или хороших темпераментов. Каждый темперамент имеет свои положительные, и отрицательные стороны.
Важность воспитания заключатся в том, чтобы постепенно развить у детей положительные черты их темперамента и приучить сдерживать его отрицательные проявления: излишнюю подвижность, если она не оправдана обстоятельствами, слишком большую возбуждаемость, чрезмерную вялость и т.п.
Объект: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Предмет: возможности учета свойств темперамента детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Цель: Обосновать необходимость учета свойств темперамента детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Исходя из цели, были выдвинуты следующие задачи:
1.Рассмотреть сущность понятия темперамента.
2.Выявить свойства и физиологическую основу темперамента.
.Изучить особенности формирования темперамента у детей дошкольного возраста.
.Подобрать различные методики по формированию положительных черт темперамента.
.Определить и доказать важность определения темперамента в дошкольном возрасте.
Глава 1. Теоретические основы темперамента
.1 История развития и сущность понятия темперамент
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психологического склада людей, в том числе и его темперамент.
Многие философы и психологи как отечественные, так и зарубежные занимались изучением данной проблемы.
Также множество исследований и экскрементов в настоящее время посвящено более глубокому раскрытию данной проблемы и для процветания психологии в цело.
Еще в Древней Греции врач Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) предложил концепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: если преобладает кровь (по латински "сангве"), то темперамент будет сангвистический, т.е. энергичный, быстрый жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает слизь (по-гречески "флегма"), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другое, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает красно-желтая желчь (по-гречески "холе"), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает черная смесь (по-гречески "мелайн попе"), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.
Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Рален (II в. до н.э.) разработал первую психологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате "De temperantum". Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
Имануил Кант (22.06.1724-12.02.1804) говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют ввиду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле. К чему относятся также тепло или холод при обработке этих соков).
Также академик И.П. Павлов внес большой вклад в развитии науки. И.П. Павлов, изучал работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:
. "безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика);
. "живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);
. "спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);
. "слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обуславливает темперамент меланхолика).
Исследования известных педагогов и психологов (Р. Бернс, Э. Фромм, Р. Мейли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясинцев, Г.Р. Юнг, А. Маслоу и др.) показали, что столь различные проявления воспитанников требуют организации такой образовательной практики, которая бы учитывала индивидуальные особенности темперамента воспитанников и способствовался преодолению внутренних блоков развития их личности.
Исследования В.М. Русакова показали, что особенности темперамента складываются и в собственно умственном труде: в таких характеристиках, как скорость, беглость умственных операций, устойчивость и переключаемость внимания, динамика "втягивания" в работу, эмоциональная саморегуляция по ходу работы, та или иная степень напряженности и утомленности. Однако свойства темперамента, предавая своеобразие манере, стилю деятельности, не предопределяют самих умственных способностей человека.
Изучая индивидуальный стиль деятельности, В.М. Русаков пришел к выводу о том, что "в условиях современной деятельности людей черты их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат. Это может быть совместная работа". При этом обнаруживаются более благоприятные или менее благоприятные сочетания разных типов темперамента.
Осознавая необходимость индивидуализации обучения - воспитания, многие психологи, педагоги в настоящий момент активно разрабатывают методологические указания и рекомендации при организации индивидуального подхода к воспитанникам с учетом его типа темперамента.
Данная тема актуальна, так как она важна во всех случаях человеческой жизни особенно в детских группах и коллективах. Именно в эти годы в системе человеческих интерперсональных связей происходит процесс становления личности, закладываются личностью важных качеств, имеющие большое значение для дальнейшей жизни и развития ребенка.
Все люди отличаются особенности своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, спокойны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрыт, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, предающие своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Сущность понятия темперамента
Занимавшиеся этой проблемой ученые и психологии. Давали свои определения всегда. И все они схожи со смыслом.
Понятие темперамент было введено древнегреческим врачом Гиппократом (460-379 гг. до н.э.).
Темперамент (от латинского temperamentum - надлежащее соотношение частей, их соразмерное смешение) - комплекс врожденно обусловленных динамических особенностей психики индивида, проявляющихся в интенсивности, скорости и темпе протекания его психической деятельности, в эмоциональном тонусе жизнедеятельности индивида к внешним воздействиям, в его интенсивности и психической устойчивости.
Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбужденности и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде (Столяренко Л.Д.).
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности.
Аналогичен подход к определению темперамента у Н.С. Лейтеса: "индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики" и С.Л. Рубинштейна: "динамическая характеристика психической деятельности индивида".
Темперамент рассматривается А.Н. Леонтьевым как "совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой типа высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности, темп проявления в силе чувств, их глубине или поверхности в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене".
У.К. Платонов также считает, что темперамент - это "качество личности, сформировавшееся в личном опыте на основе генетически обусловленного типа его нервной системы и в значительной мере определяют стиль его деятельности".
Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать темперамента со свойствами характера и со способностями).
Индивидуальные особенности личности, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведение.
Существует несколько типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Развернутая характеристика типов темперамента
Холерический темперамент
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.
Ежедневные проблемы:
часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;
задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;
с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;
излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;
холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;
проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.
Ошибки родителей: Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.
Рекомендации: Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.
Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану. Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.
Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика . Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.
Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.
Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.
Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость. Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.
Известные холерики: А.В. Суворов, Петр I, А.С. Пушкин.
Сангвинический темперамент - представитель этого типа живой, любознательный, уравновешенный, его поступки обдуманные, обладают быстрой реакцией, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Особенности сангвистического темперамента заметно проявляются в учебной работе учащихся. Если учебно-воспитательный материал интересен, доступен воспитаннику, вызывает у него отклик эмоциональный, то ребенок быстро усваивает новое, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Если же учебно-воспитательный материал не интересен и для его изучения требуется длительная, напряженная, однообразная работа, не вызывающая у учащегося сангвиника эмоционального отклика, то ребенок плохо усваивает новое, отвлекается.
При правленом воспитании сангвиника отличает высоко-развитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствуют систематическое, целенаправленной воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленность, безоблачное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей. В стрессовой ситуации проявляется "реакция льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки. Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок-"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.
Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".
Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Ежедневные проблемы: - если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным; - если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное; - не все его многочисленные друзья будут соответствовать...

Похожие материалы:

Реферат: Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Курсовая работа: Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием

Курсовая работа: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Взаимосвязь тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста