Курсовая работа: Удовлетворенность трудом в коллективе

Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Управление персоналом включает многие составляющие. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация персонала.

Дата добавления на сайт: 21 сентября 2024


Скачать работу 'Удовлетворенность трудом в коллективе':


Содержание
Введение
1. Теоретический анализ социально-психологических аспектов удовлетворённости трудом в коллективе и факторов, ее формирующих
1.1 Отношение работника к труду как социально-психологический аспект трудового процесса
.2 Социально-психологическая сущность удовлетворенности трудом, ее структура
.3 Социально-психологические факторы, формирующие удовлетворенность трудом
.4 Меры по повышению удовлетворенности трудом в коллективе
. Эмпирическое исследование уровня удовлетворенности трудом и факторов, влияющих на ее формирование
.1 Характеристика выборки и методов исследования
.2 Анализ результатов психодиагностического исследования уровня удовлетворенности трудом в коллективе и факторов, влияющих на ее формирование
. Социально-психологическая работа, направленная на повышение удовлетворенности трудом в коллективе
.1 Коррекционная социально-психологическая работа по повышению удовлетворенности трудом
3.2 Анализ результатов исследования эффективности коррекционной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение
Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Управление персоналом включает многие составляющие. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация персонала. Удовлетворенность трудом является сложным социально-психологическим образованием, состоящим как из общей удовлетворенности, выраженной оценкой того, насколько выполняемая работа соответствует желанию конкретного человека, так и из отдельных составляющих удовлетворенности, характеризующих отношение к конкретным аспектам профессиональной среды в коллективе. Удовлетворенность трудом проявляется в эмоционально окрашенном оценочном представлении субъекта, его ожиданиям в отношении результата своей трудовой активности, а так же содержания процесса работы и внешних условий, в которых она осуществляется.
Актуальность исследования обусловлена тем, что удовлетворенность трудом - это одна из важных социально-психологических проблем, которая лежит в социально-экономической плоскости. Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является одним из важных факторов повышения производительности и эффективности труда.
Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность труда работника, приводят к негативным последствиям в кадровом обеспечении системы: фактам текучести кадров, ухудшения трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения и т. д.
Одними из основных задач, которые стоят перед менеджерами по подбору персоналов, психологами, работающих на предприятии, социологами, являются: выявление основных причин неудовлетворенности работников своим трудом, возникших на предприятиях противоречивых процессов; выработка конкретных мер и решений в поиске эффективной работы персонала.
Таким образом, основная цель исследования: изучить социально-психологические аспекты удовлетворенности трудом в коллективе и факторы, влияющие на ее формирование.
Объект исследования: трудовой коллектив инженерно-технических работников и рабочих;
Предмет исследования: удовлетворенность трудом в коллективе и факторы, влияющие на ее формирование (мотивационные, гигиенические, внешние, внутренние, ценностные ориентации в карьере).
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
− осуществить теоретический анализ научной психологической, социальной литературы по исследуемой нами проблеме;
− выявить степень удовлетворенности трудом в коллективе и факторы, влияющие на ее формирование;
− изучить мотивы профессиональной деятельности в коллективе инженерно-технических работников и рабочих;
− определить направленность и выраженность ценностных ориентаций в группах инженерно-технического состава (ИТР) и рабочих;
− провести качественный и количественный анализ результатов исследования;
− разработать рекомендации и провести коррекционную социально-психологическую работу по повышению уровня удовлетворенности трудом.
Гипотеза: на удовлетворенность трудом в группе рабочих и инженерно-технических работников влияют разные группы социально-психологических факторов.
Методы исследования:
− опросник "Интегральная удовлетворенность трудом" (А. В. Батаршева) представлен в приложении А, Б, В [37, с. 470 - 473].
− "Мотивация профессиональной деятельности" (методика К. Замфир в адаптации А. Реан) представлена в приложении Г [38, с. 192; 39, с. 394];
− "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) представлена в приложении Д [40, c. 135].
Статистические методы:
− Т-критерий Стьюдента для независимых и зависимых выборок;
− критерий φ* − углового преобразования Фишера.
База исследования: Республиканское Унитарное Предприятие "Экспериментальная база Свислочь" НАН Беларуси.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности разработки социально-психологической программы, воздействующей на организационные и коррекционные условия, для повышения мотивации трудовой деятельности и удовлетворенности работой сотрудников предприятия.

. Теоретический анализ социально-психологических аспектов удовлетворённости трудом в коллективе и факторов, ее формирующих
.1 Отношение работника к труду как социально-психологический аспект трудового процесса
В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют друг с другом, вступая в социальные отношения. Наиболее важными являются отношение человека к человеку и отношение человека к труду. Они и определяют характер труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определенные социальные качества [1, с. 234].
Профессиональные способности и навыки в сочетании с психофизиологическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не только и не столько от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, но и от того, как человек относится к труду [2, с. 56].
Большой вклад в изучение проблемы удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовой мотивации внесли К. Альдерфер, В. Врум, У.Э. Деминг, Э. Лоулер, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Э. Мэйо, Л. Портер, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Ф. Херцберг и др. Однако, созданные этими исследователями теории мотивации и удовлетворенности трудом, а также практические рекомендации по их применению часто противоречат друг другу. Кроме того, теории и модели, созданные зарубежными учеными, - продукты другого общества, отражающие иные культурные стандарты, - не всегда применимы в наших условиях.
Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. Суть отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности [3, с. 67].
Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) человека максимально проявлять свои психофизические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда.
Проблемам отношения к труду и потребности в труде посвящены работы многих авторов. Эти вопросы исследовались В. Э. Бойковым, А. Г. Здравомысловым, В. Г. Подмарковым, А. А. Прохватиловым, И. И. Чангли, В. А. Ядовым и др. Ряд авторов отождествляет понятия отношение к труду и удовлетворённость трудом. В свою очередь, потребность в труде также в отдельных случаях используется как понятие синонимическое отношению к труду [3, с. 67].
Таким образом, в современной отечественной литературе иногда понятия "потребность в труде", "отношение к труду" и "удовлетворенность трудом" используются как однозначные или очень близкие по смыслу. В связи с этим делается попытка отразить ту точку зрения на понимание отношения к труду и потребности в труде, которая нам представляется наиболее адекватной, и на этой основе осветить в общих чертах связь между потребностью в труде, отношением к труду и удовлетворенностью трудом. Это рассмотрение проводится с целью уточнить понятийный статус и показать генезис удовлетворенности трудом.
При описании структуры потребности в труде мы исходим из принятого в научной литературе понимания потребности как отражения субъектом внутренней необходимости. Исследуя вопрос о том, какого рода потребности индивид стремится реализовать в труде, В. Г. Подмарков выделяет 3 группы потребностей:
− потребность в престиже − стремление работника реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно-значимой деятельности;
− потребность в определённой совокупности материальных средств, необходимых с точки зрения работника для обеспечения его благополучия, удовлетворения его жизненных потребностей;
− стремление реализовать в труде физические и духовный потенциал личности, соединить ее активность с определенной профессией, определённым занятием [4, с. 147].
Исходя из приведенной классификации, структуру потребности в труде можно представить состоящей из следующих элементов:
− потребность в реализации социальных норм;
− необходимость удовлетворять индивидуальные "материальные" потребности;
− потребность в деятельности − проявление движения как атрибутного свойства материи.
Рассмотрение отношения к труду основывается не на философском понимании отношения как всеобщей связи, а на психологическом − как отражение субъектом объекта. Обобщение существующих точек зрения по вопросу о структуре отношения к труду позволяет представить её состоящей из следующих элементов:
− отношение к труду как к ценности;
− отношение к труду как к средству удовлетворения индивидуальных "материальных" потребностей;
− отношение к труду как к возможности реализовать свойство активности.
Отношение к труду - сложное социальное явление, оно представляет собой единство трех элементов:
. Мотивов и ориентации трудового поведения;
. Реального или фактического трудового поведения;
. Оценку работниками трудовой ситуации - вербального поведения [5, с. 56]. психологический удовлетворенность труд коллектив
Первый - мотивационный элемент отношения к труду связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Они являются побудителями трудового поведения, в совокупности образуют мотивационное ядро.
Второй элемент отношения к труду - это трудовая активность работников, проявляющаяся в таких формах поведения, как степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность; участие в техническом творчестве (рационализации и изобретательстве); состязательность; многостаночное обслуживание; овладение передовыми методами и приемами труда; экономное расходование сырья и материалов, топлива, электроэнергии и т. д.
Третий - оценочный элемент отношения к труду - субъективное переживание работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной [6, с. 57].
Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью.
Социальная активность представляет собой меру социальной преобразующей деятельности работников, основанной на внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Социальная активность реализуется в социальной деятельности и соответствует трем формам ее проявления: трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой.
Трудовая активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности [7, с. 101].
Определяющей в формировании отношения труду выступает мотивация, которая формирует определенное трудовое поведение. Трудовое поведение - результативный процесс, производная мотиваций. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. В процессе трудового поведения работник оценивает труд. Оценка труда - это внутреннее состояние работника, вызванное трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей обстановкой (условиями, оплатой, нормированием труда, его содержанием и т. д.). Оценка трудовой деятельности, ее результатов зависит от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работником к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой.
Цель изучения отношения к труду - это выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми моментами при этом являются изучение факторов, формирующих отношение к труду, и выявление степени его воздействия на производственные показатели работника. На поведение человека в труде, формирование его отношения к труду влияет множество факторов. Они стимулируют или сдерживают увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих знаний и опыта, умственных и физических способностей [8, с. 23]
Охарактеризовать отношение работника к труду можно как по результату оценки его труда (объект, на который направлено действие), так и по непосредственному участию работника в системе (субъект, выполняющий действие) общественного производства (осознание, понимание, оценка своего трудового участия (вклада) в общественное производство). Таким образом, все факторы формирования отношения к труду можно разделить на объективные условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды, и субъективные, связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями.
Хотя объективные характеристики труда и являются внешними по отношению к человеку, но на него воздействуют и им оцениваются. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности. Объективные факторы выступают стимулами к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные - мотивами, внутренними побудителями конкретной личности.
Объективные факторы бывают общими и специфическими. К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности [9, с. 60].
Безусловно, внешние социальные воздействия первоначальны, но они становятся влиятельной силой, когда преломляются через внутренний мир человека (жизненные идеалы, устремления, мотивы трудовой деятельности, психологический настрой и т. д.).
Это позволяет понять, почему в одной трудовой организации, на одних и тех же участках производства люди по-разному относятся к труду: одни трудятся инициативно, высокопроизводительно, с полной отдачей сил и способностей, другие - с ленцой, допускают потери рабочего времени, не соблюдают требования производства, нарушают дисциплину труда. Поэтому большое влияние на формирование отношения человека к труду оказывают субъективные факторы: предшествующий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень осознания значимости своей трудовой деятельности, потребность в ней и особенно - ценностные ориентации.
Реформирование общества, внедрение рыночных отношений как раз и ставят основную задачу - преодолеть социальную апатию работников, развить у них интерес к труду, активизировать человеческий фактор. Отношение к труду тесно связано с удовлетворенностью трудом, производственной ситуацией.
.2 Социально-психологическая сущность удовлетворенности трудом, ее структура
Термин "удовлетворенность трудом" или "удовлетворенность работой", несмотря на широкое использование, не имеет общепринятого определения.
В настоящее время сложилось значительное количество подходов к пониманию феномена удовлетворенности трудом. Удовлетворенность интерпретируется как показатель:
− отношения к труду [10, с. 123];
− показатель социального статуса индивида и как мера адаптации индивида к социальной реальности;
− степень адаптации работника к производственной ситуации;
− степень соответствия личностных и вещественных факторов производства;
− характеристика трудовой активности [11, с. 67];
− показатель успешности трудовой деятельности [12, с. 107] и т. д.
Факт существования столь различных истолкований удовлетворенности трудом, которые порой противоречат, а чаще дополняют друг друга, является свидетельством, как сложности проблемы, так и ее неполной разработанности.
Белорусские психологи И. В. Калачева, Ю. Г. Лосева, считают, что удовлетворенность трудом можно определить "как осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы; совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание и условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения личности - факторов, определяющих стремление к полезной деятельности, проявление творческой инициативы, готовность к партнерскому сотрудничеству" [3, с. 123].
Таким образом, удовлетворенность трудом - это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Удовлетворенность трудом - это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации. В социологии труда различают так называемую общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность трудом в целом, а вторая - различными его аспектами и элементами производственной ситуации. Например, это удовлетворенность содержательностью операций, квалифицированностью выполняемых работ, отношениями в трудовой организации, ритмичностью производства, состоянием оборудования, техники безопасности и т. д.
Существует целый ряд конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты

Реферат: Воздействие столкновений на межличностные взаимоотношений в младшем школьном коллективе начального учебного заведения

Реферат: Развитие коммуникативных способностей у подростков в творческом коллективе

Дипломная работа: Влияние психологических особенностей супругов на удовлетворенность браком

Курсовая работа: Лидерство в коллективе