Дипломная работа: Управление стрессами: причины, последствия, поведенческие реакции
Содержание:
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Концепция стресса.
1.1. Понятие стресса и причины его появления.................................................. 5
1.2. Последствия стресса и поведенческие реакции..........................................12
1.3. Методы управления стрессом ......................................................................20
Выводы по первой главе.......................................................................................25
Глава 2. Стресс в образовательном процессе.
2.1. Стресс в коллективе учеников
2.1.1. Причины и поведенческие реакции.......................................................26
2.1.2. Рекомендации по управлению ученическим стрессом........................31
2.2. Стресс у преподавателя.
2.2.1. Самодиагностика состояния в условиях стресса..................................32
2.2.2. Развитие устойчивости к стрессу...........................................................34
2.3. Стресс в образовательном учреждении.
2.3.1. Причины появления и борьба со стрессом..........................................35
Выводы по второй главе.......................................................................................37
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы................................................................................................39
Приложение 1.........................................................................................................43
Приложение 2 ........................................................................................................45
Дата добавления на сайт: 15 июня 2024 | Автор: Кудрявцева Ольга Александровна
Скачать работу 'Управление стрессами: причины, последствия, поведенческие реакции':
На правах рукописи.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Управление стрессами: причины, последствия, поведенческие реакции» (на примере организации образовательного процесса).
Выполнила:
Кудрявцева Ольга Александровна,
преподаватель физики и
специальных дисциплин
г. Санкт-Петербург
2019
Содержание:
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Концепция стресса.
1.1. Понятие стресса и причины его появления.................................................. 5
1.2. Последствия стресса и поведенческие реакции..........................................12
1.3. Методы управления стрессом ......................................................................20
Выводы по первой главе.......................................................................................25
Глава 2. Стресс в образовательном процессе.
2.1. Стресс в коллективе учеников
2.1.1. Причины и поведенческие реакции.......................................................26
2.1.2. Рекомендации по управлению ученическим стрессом........................31
2.2. Стресс у преподавателя.
2.2.1. Самодиагностика состояния в условиях стресса..................................32
2.2.2. Развитие устойчивости к стрессу...........................................................34
2.3. Стресс в образовательном учреждении.
2.3.1. Причины появления и борьба со стрессом..........................................35
Выводы по второй главе.......................................................................................37
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы................................................................................................39
Приложение 1.........................................................................................................43
Приложение 2 ........................................................................................................45
Введение.
Развитие общества приводит к появлению новых человеческих потребностей и выдвигает новые требования к формированию молодого поколения граждан и, как следствие, к необходимости инновационных преобразований в системе образования. Парадигма современного образования перешла от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития и успешной самореализации личности, совершенствованию способностей учащихся и формированию у них позитивного самосознания [1]. Путь достижения этой цели – обеспечить познавательную мотивацию учащихся, раскрыть их способность к сотрудничеству в деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать мировоззренческую и гражданскую позиции, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми, выявить творческие способности учащихся, сформировать их профессиональный выбор, развить способности самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Всё это нашло своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, который в полной мере учитывает необходимость развития у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения [1]. В связи с этим необходимы системные меры по повышению гуманистической направленности и ответственности системы образования, и самое главное - развитие компетенций педагогических кадров. В настоящее время учителю необходимо не только хорошо владеть методами обучения и воспитания, но и уметь создавать благоприятную атмосферу во время занятий, способствующую плодотворному учебному процессу и приносящую чувство удовлетворения жизнью в учебном заведении.
Однако, всё это выходит за рамки возможностей преподавателя, если сами принципы организации образовательного процесса не соответствуют образовательному стандарту. Ежедневные изменения в расписании и спаривание по несколько уроков в один день по одному и тому же предмету в одной группе, приводят к превышению ежедневной максимальной учебной нагрузки учащихся и преподавателей и возникновению конфликтов между администрацией, учителями, учениками, родителями и др. В итоге, из-за плохой организации образовательного процесса в учреждении, снижается удовлетворенность учебной деятельностью самого образовательного учреждения и появляется стрессовая составляющая в учебном процессе, которая существенным образом влияет на успеваемость учеников и качество выполнения своей работы учителем [2].
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и может спровоцировать практически любое заболевание. По информации Американского института стресса, от него возникает от 75 до 90 процентов всех заболеваний [3]. Поэтому поиск путей управления стрессами, для сохранения физического и психологического здоровья в современном обществе, становится одним из наиболее важных направлений психологической работы в образовательных учреждениях и делает особенно актуальными исследования, связанные с изучением причин возникновения стресса и способами его преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.На основе анализа литературных источников изучить понятие «стресс» и рассмотреть его особенности на данном примере.
2. Определить набор способов и навыков, необходимых для преодоления стресса и разработать рекомендации по управлению им.
Объект исследования - стресс на примере образовательного процесса Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Оптико-механический лицей».
Предмет исследования - причины, последствия, поведенческие реакции и способы управления стрессом.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.
Глава 1. Концепция стресса.
1.1. Понятие стресса и причины его появления.
Если перевести слово «стресс» с английского языка, мы получим «напряжение» или «давление». Впервые слово «стресс» было использовано в теории об универсальной реакции выживания «бороться или бежать» американским физиологом Уолтером Кэнноном [4]. Но только благодаря канадскому врачу-физиологу - Гансу Селье (Hans Selye) [5], понятие «стресс» стало популярным сначала в научной среде, а затем вошло и в обиход людей. Сегодня вряд ли найдется человек, который бы не использовал это слово в повседневной жизни, объясняя стрессом появившееся волнение, глубокое переживание, депрессию или тревогу.
В своем первозданном значении слово «стресс» обозначает состояние психического напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий [6]. К таким воздействиям относятся, в первую очередь, условия окружающей среды, к которым приходилось приспосабливаться человеку на протяжении всей его эволюции. Для первобытного человека стрессами являлись голод, жажда, холод, жара, болезни, схватки с дикими зверями и т. п. [7].
В современных условиях социально-экономической нестабильности общества существует множество ситуаций, когда человек вынужден решать задачи, превышающие его физические и интеллектуальные возможности [8]. Всё это нашло своё отражение в разнообразии теорий и моделей, описывающих феномен стресса, а так же его значение для больного и здорового человека [9]. Некоторые исследователи склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением. По Г. Стокфельду, стрессовыми являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (борьба с пожарами, наводнениями, аварии, участие в боевых действиях), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и т. д.). П. Фресс указывает, что стрессовыми являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), то есть несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке [10]. Не смотря на то, что все концепции стресса существенно различаются между собой, все они опираются на научные труды Ганса Селье.
Подход врача-физиолога базируется на изучении природной защитной реакции. Он обозначил стрессовое давление как стандартную реакцию на любые воздействия, поскольку во время травмирующего события проявляется напряженность, безрадостные чувства, защитное поведение. По мнению Г. Селье, долгая травмирующая ситуация - это уже патологическое состояние. В критические моменты, будь то неблагоприятные погодные условия или превышение болевого порога, организму необходимо приспособиться к новым условиям среды, к её новым свойствам и обстоятельствам. Это приводит к возникновению стрессового напряжения. Следовательно, адаптация к разнообразным внешним условиям и есть сама природа стресса. Помимо этого, Г. Селье обозначил виды стресса. Он разделил процесс адаптации на дистресс (греч.«dis»-плохо) и эустресс (греч. «еu»-хорошо, или эйфорический стресс). Если дистресс, который описал Ганс Селье, сопровождается психологическим истощением, эмоциональной усталостью, то эустресс прежде всего представляет собой физиологическую реакцию (выброс адреналина в кровь) в ответ на какое-либо радостное событие, что даёт прилив энергии, новых идей, вдохновения и мотивации [5].
По этому поводу стоит отметить, что если концепция стресса Г. Селье рассматривает в основном биологические моменты влияния стресса на личность, то когнитивная теория Ричарда Лáзаруса разделяет виды стрессового напряжения на физиологические и психологические и подходит к изучению стресса с учетом интеллектуальных и личностных особенностей индивидуума, позволяющих анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде [11,12].
Благодаря этой концепции виды стресса делят на:
физиологические, когда стресс вызывают различные физические воздействия на организм. Это могут быть боль, шум, приём некоторых лекарств, экстремальные температуры, сильная физическая нагрузка, неблагоприятное питание и т.п.
психологические стрессы, связанные с социально значимыми событиями и вызываемыми ими эмоциями. Это могут быть страх за будущее, переживание за близких, свое здоровье, конфликты, споры, соревнования и др.
В свою очередь психологические стрессы делятся на информационные и на эмоциональные. Информационные связаны с сильным переутомлением, например, необходимостью освоить большой объем информации или принять быстрое решение, решить сложную задачу [13]. Эмоциональные стрессы понимают как неудовлетворение социальных нужд, ожиданий и притязаний [14]. Многолетние исследования стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психологическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования [15].
Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при психологическом стрессе влияние психического стрессора (синоним - «стресс-фактор», «стресс-ситуация» или комплексная ситуация, которая привела к стрессу) опосредуется через сложные психические процессы [16]. Эти процессы обеспечивают оценку ситуации и сопоставление её с предыдущим опытом. Ситуация приобретает характер стрессора, если в результате её психической переработки возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей [17]. Субъективное отношение к ситуации, зависящее от индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора [18,19].
Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия так же обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой [16,17].
Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии человека с широким кругом стрессоров и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации, индивидуальная значимость которых существенно различна для каждого индивида, исключает возможность устанавливать прямую зависимость психологического стресса от характеристик среды [17]. Каждый раздражитель, при определенных условиях, приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения [20].
Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех людей, перенесших травматическое событие [21]. С другой стороны, повседневные жизненные события (такие как, изменения семейных взаимоотношений, состояния собственного здоровья или здоровья близких, характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития психологического стресса, приводящего к расстройствам здоровья [14].
Среди таких жизненных событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как:
угрожающие ситуации (болезни, травмы, насилие, конфликты, угроза социальному статусу);
ситуации жизненных перемен, ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений, потеря работы), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки;
ситуации напряжения, «испытания», дефицита времени, требующие новых усилий или использования новых ресурсов [22].
В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.
Томас Холмс и Ричард Раэ рассмотрели перечень стрессовых ситуаций и оценили их в «единицах жизненных перемен» [23]. Эти единицы показывают значимость тех или иных жизненных изменений и необходимость для приспособления, к которой они приводят. Отправным пунктом для сравнения всех стрессоров стал пункт о заключении брака. Оказалось, что заключение брака вызывает больший стресс, чем потеря работы (Приложение, табл.1). Тесты, подобные ранговой шкале социальной адаптации, дают общее впечатление о стрессорах в жизни человека. Работа с такими тестами показала, что чем больше стрессоров действуют на человека (особенно негативных), тем более вероятным становится возникновение соматической болезни, психического расстройства или других стрессовых реакций [24].
Этот вывод сделан на основании того, что большинство пациентов, которые страдают какой-либо соматической болезнью или психическим расстройством, испытывали воздействие одного или нескольких сильных стрессоров как раз перед тем, как у них возникли эти нарушения. Однако, это не значит, что можно прогнозировать проблемы, связанные со стрессом, используя эту шкалу. Многие люди с высокими показателями жизненных перемен по этой шкале не испытывают серьезных проблем, и наоборот - низкие показатели не гарантируют жизнь, свободную от опасностей стресса.
Это связано с влиянием промежуточных факторов (особенностей «Я» -концепции, индивидуально-динамических особенностей, и т. п.), таким образом определяя силу воздействия, которое оказывают стрессоры на данного человека [25, 26].
Так же необходимо учитывать не только главные жизненные перемены, но и принимать во внимание такие обыденные неприятности, как, например, жизнь в шумной и многолюдной квартире, работу, которая не приносит удовлетворения, бытовые неудобства и т. п. Исследования показали, что точность прогнозирования серьезных стрессовых реакций повышается, если учитывать мелкие неприятности, а не только значительные стрессоры [27].
Немаловажную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения психических (и невротических) расстройств, связанных со стрессом, зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на человека в детстве и в зрелом возрасте [28]. Для лиц, у которых в зрелом возрасте, под влиянием различных жизненных событий, возникали такие расстройства, в детстве были характерны стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери: ее упрямство, нетерпимость к чужому мнению, завышенные притязания, авторитарность, властность, эмоциональную холодность, чрезмерные требования к ребенку, или, напротив, не уверенность в себе, обидчивость, сниженный фон настроения, пессимизм, «уход в болезнь» и т. п. . Выделялся также комплекс негативного воздействия со стороны отца: его поведение, снижающее самооценку ребенка, недостаток внимания и понимания, агрессивность или отчуждение, затрудняющее идентификацию с ним. При этом особенности взаимодействия с матерью не позволяли компенсировать стрессовые ситуации, связанные с отцом [29]. К числу других стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность семьи [30]. Описанные стрессовые воздействия могут приводить к клинически выраженным расстройствам уже в детстве. Так же, они оказывают влияние на возникновение стресса в зрелом возрасте, порождая отсутствие чувства базисной безопасности (что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров, снижая устойчивость) и формирование неадекватных моделей поведения (что в дальнейшем способствует созданию новых стрессовых ситуаций и препятствует эффективному преодолению старых) [31,32].
Ценность изучения индивидуально значимых жизненных событий обусловлена тем, что такие события увеличивают вероятность стресса и его клинических проявлений, поскольку они изменяют взаимодействие человека с его окружением, предъявляя повышенные требования к адаптационным ресурсам. Однако центр тяжести при оценке психологического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее психическое состояние организма [28]. Поэтому раздражители действует на организм не только разрушительно.
Стресс многолик: это не только повреждения и болезни, «но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы» [33]. Отсутствие либо нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни. Само отсутствие впечатлений может стать негативным стрессором. В психологии апатию и потерю интереса к жизни связывают с недостатком впечатлений. Скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации: «Жизнь без...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Управление конфликтами и стрессамиРеферат: Управление стрессами
Курсовая работа: Сахарный диабет: причины и последствия
Реферат: Онкологические заболевания: причины и последствия
Реферат: Природа и сущность конфликта. Классификация, причины и способы решения конфликта. Управление конфликтами