Курсовая работа: Уровень нейротизма и представления о предпочитаемой музыке у учащихся высших учебных заведений

Существует множество исследований темперамента, где изучаются связи, отличия личностных и других характеристик людей с одним типом темперамента от других. Известно, что темперамент в течение всей жизни остаётся неизменным, меняются лишь некоторые черты личности, так вот одним из факторов, составляющих темперамент, который выделил Г. Айзенк, является "Нейротизм”, представляющий собой уровень эмоциональной устойчивости. В нашем исследовании хочется найти общие и различные закономерности в представлениях о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Уровень нейротизма и представления о предпочитаемой музыке у учащихся высших учебных заведений':


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени адмирала Г.И. Невельского
Морской гуманитарный институт
Факультет психологии
кафедра психофизиологии и психологии труда в особых условиях
Уровень нейротизма и представления о предпочитаемой музыке у учащихся высших учебных заведений
Курсовая работа по экспериментальной психологии
Выполнил: Горбачёв Б.О.
Руководитель: Черемискина И.И.
Владивосток
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки к исследованию представлений о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма
1.1 Определение и история учения о темпераменте
1.2 Факторная теория типов темперамента Г. Айзенка
1.3 Метод психосемантики
Глава 2. Методическое обеспечение исследования характеристик предпочитаемой музыки у учащихся ВУЗов
2.1 Тест-опросник Г. Айзенка EPI (Форма А)
2.2 Методика "Семантический дифференциал"
2.3 "Метод семантических универсалий"
Глава 3. Результаты экспериментального исследования представлений о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма
3.1 Ход экспериментального исследования и обработка данных
3.2 Факторы, влияющие на внешнюю и внутреннюю валидность эксперимента
3.3 Анализ результатов оценок "Предпочитаемой музыки"
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Существует множество исследований темперамента, где изучаются связи, отличия личностных и других характеристик людей с одним типом темперамента от других. Известно, что темперамент в течение всей жизни остаётся неизменным, меняются лишь некоторые черты личности, так вот одним из факторов, составляющих темперамент, который выделил Г. Айзенк, является "Нейротизм”, представляющий собой уровень эмоциональной устойчивости. В нашем исследовании хочется найти общие и различные закономерности в представлениях о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма.
Цель: оценить уровень нейротизма и представления о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов.
Задачи:
1.Изучить теоретические предпосылки оценки представлений о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма;
2.Сформировать выборку исследования согласно обозначенным критериям;
.Подобрать наиболее подходящие предмету исследования методы и методики;
.Провести исследование представлений о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма и описать полученные результаты.
Предмет: уровень нейротизма и представления о предпочитаемой музыке.
Эмпирический объект: учащиеся ВУЗов.
Гипотеза: представления о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма отличаются.
Зависимая переменная: представления о предпочитаемой музыке.
Независимая переменная: уровень нейротизма.
Методическое обеспечение:
1.Тест - опросник Г. Айзенка EPI (Форма А);
2."Стандартный семантический дифференциал" Ч. Осгуда;
."Метод семантических универсалий".
нейротизм студент музыка предпочитаемая
Глава 1. Теоретические предпосылки к исследованию представлений о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма
1.1 Определение и история учения о темпераменте
Учение о темпераменте имеет свою историю. Еще в древние времена ученые обратили внимание на различия между людьми. Так, греческий Пикара Гиппократ (ок.460 - ок.377 до н.э.) сделал первую попытку выяснить, чем предопределяются индивидуальные различия в поведении людей. Он и его последователь Гален пришли к выводу, что эти различия определяет разное соотношение основных видов жидкости в организме человека. Если преобладает кровь (лат. sanguis) - человек ведет себя как сангвиник, если слизь (гр. phlegma) - флегматик, если желтая желчь (гр. choie) - холерик, черная желчь (гр. melania choie) - меланхолики. Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорционально является источником различных заболеваний.
Эта теория получила название гуморальной (лат. humor - жидкость) теории темперамента Гиппократа - Галена и долгое время была ведущей. Следует сказать, что концепция зависимости темперамента от соотношения жидкостей в организме частично подтвердили современные эндокринологическое и психофармакологические исследования. Например, такие черты темперамента, как реактивность, эмоциональная уравновешенность, чувствительность, в значительной мере предопределяются индивидуальными особенностями функционирования гормональной системы.
Аристотель, объясняя эту теорию, утверждал, что разные типы темперамента порождаются качествами крови человека. Так, от качества крови зависит общая двигательная активность человека. Аристотель выделял такие качества крови, как скорость оседания и степень плотности и теплоты. Например, легкая кровь присуща сангвиникам, тяжелая - меланхоликам, теплая - холерикам, жидкая - флегматикам.
О влиянии этого учения на дальнейшее развитие типологии темпераментов можно судить по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что определенные им четыре основные черты темперамента (чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика) обусловлены химическим составом крови. Японский психолог T. Фуракава также утверждал, что ведущим методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.
Параллельно с этими взглядами с середины XVIII в. начала развиваться теория, базирующаяся на качествах нервной системы. Так, А. Галлер, основатель экспериментальной физиологии, который ввел такие важные для психологии понятия, как возбудимость и чувствительность, утверждал, что различия темпераментов определяют сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, которыми проходит кровь. Эту идею воспринял его ученик Г. Врисберг, который связывал типы поведения с особенностями нервной системы. Так, он считал, что у холериков и сангвиников большой мозг, "сильные и толстые нервы", высокая возбудимость органов чувств. А для флегматиков и меланхоликов характерны небольшой мозг, "тонкие нервы" и невысокая возбудимость органов чувств.
Под влиянием антропологических и психиатрических исследований конституционных различий между людьми и склонности к психическим заболеваниям определилась концепция, которая пытается связать строение тела и качества темперамента. Так, французский врач К. Сиго в 20-х годах XX ст. создал типологию, согласно которой каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, которая влияет на эту систему: воздух - источник дыхательных реакций, пища - источник реакций пищеварения, моторные реакции возникают в физической среде, социальную среду обусловливает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиро выделил четыре основные типы строения тела: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой. Каждому из этих типов соответствуют определенные особенности темперамента [8].
Главным пропагандистом конституционной типологии считают Э. Кречмера, который в 1921 г. издал труд "Строение тела и характер". Основной мыслью этого исследования является то, что люди с определенным типом строения тела имеют определенные психические особенности и склонность к психическим заболеваниям. Э. Кречмер выделил четыре конституционных типа:
Лептосоматик (греч. leptos - слабый, Soma - тело) - хрупкое телосложение, высокий рост, удлиненные лицо, длинный нос. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые. Э. Кречмер назвал их астениками (гр. astenos - квелый);
Пикник (греч. pyknos - толстый, полный) - большое количество жировой ткани, чрезмерная полнота, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее;
Атлетик (греч. аthlon - борьба, схватка) - хорошо развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра, выпуклые кости лица;
Диспластик (греч. dys - плохо, plastos - сформированный) - строение бесформенное, неправильная. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями строения тела (например, слишком высокий рост).
Э. Кречмер утверждал, что у здоровых людей существует зависимость между строением тела и психическими качествами, характерными для определенных психических заболеваний, но неярко выраженными. Поэтому он в зависимости от определенных типов строения тела выделил три типа темперамента:
) шизотимик - лептосоматическое или астеническое строение тела,
) циклотимик - пикническое телосложение;
) иксотимик - атлетическое телосложение. Типология Э. Кречмера была и является достаточно популярной в странах Западной Европы [4].
И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.
Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик; слабый тип - меланхолик.
Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы [7].
1.2 Факторная теория типов темперамента Г. Айзенка
Одним из исследователей учения о темпераменте является Ганс Айзенк, английский учёный немецкого происхождения. Который, в свою очередь, при описании создал "трёхфакторную теорию типов" темперамента, где выявил три фактора: экстраверсия, нейротизм, психотизм. Данные три типа являются биполярны. Каждый фактор имеет два противоположных полюса.
Г. Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия - фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор. Второй критерий - фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие, как, например, умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения. Третье - фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний критерий существования фактора - это его социальная уместность (social relevance), то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например, таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации (accident proneness), выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т.д.
Г. Айзенк утверждал, что каждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификации личностных характеристик.
Первый тип (суперфактор), выделенный Г. Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия. Термин "экстраверсия", вместе с противоположным ему термином "интроверсия", имеет неодинаковое значение у разных теоретиков. Скажем, К. Юнг выделял два достаточно широких типа личности, называя их "экстравертность" и "интровертность". Его определение этих категорий несколько отличается от общепринятого понимания.К. Юнг считал экстравертами людей, имеющих объективный и непредвзятый взгляд на вещи, тогда как интроверты в его теории - это те, кому свойственно очень субъективное или индивидуальное восприятие мира. Концепция экстравертности/интровертности Г. Айзенка ближе к общепринятой. Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими.
Нейротизм (N) - второй тип, выделенный Г. Айзенком. Люди с высоким показателем нейротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Они часто жалуются на такие физические недомогания, как головная боль или боль в спине, а также на не очень определенные психологические проблемы, такие, как волнение и тревожность. Нейротизм, однако, совсем не обязательно подразумевает невроз в традиционном смысле этого слова. Человек может показывать высокий уровень нейротизма и быть свободным, от каких бы то ни было ослабляющих невротических симптомов. Тем не менее, согласно диатезисно-стрессовой модели Г. Айзенка, люди с высоким уровнем фактора N более подвержены риску заболеть неврозом в стрессовой ситуации, чем люди с более низким уровнем того же фактора. Также это результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся нейротики, на другом (низкие оценки) - эмоционально-стабильные личности, характеризующиеся уверенностью, спокойствием, уравновешенностью. Удаленность показателей от центра по шкале измерений свидетельствует о степени отклонения от среднего значения.
Г. Айзенк видит психотизм (P) как унитарную концепцию, в отличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т.п. К тому же психотизм/суперэго - это переменная с непрерывной областью изменения, имеющая близкое к нормальному распределение. Люди с высокими показателями по шкале P часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное "супер-Я"), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены.
Люди с высокими показателями по шкале P генетически более уязвимы, чем те, кто имеет относительно низкие показатели. То есть человек с высоким уровнем психотизма не обязательно страдает от психозов, но ему свойственна высокая "предрасположенность к появлению психотических нарушений под влиянием стресса". При отсутствии значительных стрессов люди с высоким уровнем психотизма могут вести себя вполне нормально, но сильный стресс, в сочетании с их повышенной уязвимостью, может привести к психотическому срыву [3, 11].
1.3 Метод психосемантики
Предметом психосемантики является моделирование систем значений как структур репрезентации опыта в сознании. Первые структуры репрезентации опыта исторически описывались как промежуточная переменная (О) в необихевиоральной схеме S - O - R. Для построения моделей психосемантики требуется априорное постулирование существования семантического пространства, организованного по типу разнообразных метрических пространств.
При использовании метода получения экспериментальных данных в психосемантике, исследователь решает четыре задачи:
Связать исследуемое значение (стимул, предмет) с другими значениями, системами значений.
Среди этих связей выделить наиболее значимые, существенные.
Интерпретировать на основе выделенных связей отношение испытуемого (группы) к исследуемому значению.
Обобщить полученные результаты, то есть предложить модель структуры субъективного опыта.
В методе психосемантики используется моделирование, позволяющее исследовать и описывать психическую деятельность с помощью её моделей. Модель психической деятельности - динамическая знаковая система, воспроизводящая через значения входящих в неё знаков существенные свойства реальной психической деятельности. Сутью моделирования является воспроизведение определенных существенных свойств изучаемого предмета с помощью искусственно созданного предмета (модели).
Специфика методологического подхода к моделированию структур субъективного опыта в психосемантике заключается в том, что модели строятся от целостного интегрального концепта (оценки, поля, пространства, универсалий, базисов оценки и т.п.) и в этом смысле являются содержательными.
В рамках необихевиористского подхода структуры накопления и актуализации опыта не могут быть непосредственно экспериментально изучены. Изучаются стимулы и реакции, а промежуточные переменные моделируются на основе параметров "входа" и "выхода” как параметров модели - моделирование по результату. Такое моделирование структур стало основой психосемантики. Соответствующие модели называются семантическими структурами репрезентации опыта, а описания экспериментальных данных называются математическими моделями описания систем значений. Вопрос об адекватности (в данном контексте - валидности) основного модельного конструкта психосемантики - семантических пространств - выявленным Ч. Осгудом и его последователями структурам соответствия до сих пор не проработан.
Для обработки результатов в психосемантике наиболее часто используются следующие статистические процедуры: сравнительные подсчёты частоты, определения статистически значимых различий, корреляционный анализ, процедуры редукции данных (факторный анализ, кластерный анализ и др.). Необходимо помнить, что при применении всех видов статистического анализа устанавливаются статистические, а не причинно-следственные связи. Для интерпретации и генерализации результатов проводится специальная работа на основе используемых исследователем обобщающих концепций. Обобщающими концепциями психосемантического моделирования служат всевозможные необихевиористские и когнитивистские модели промежуточной переменной (карты, схемы, конструкты и т.д.).
Семантическим пространством описания значений называется задаваемое экспериментальными процедурами многомерное пространство его (стимула) описания. Размерность пространства и качество оценки заранее задаётся избранными экспериментатором шкалами оценки.
Субъективными семантиками называется система смыслов, понимаемых как следы взаимодействия с предметом, явлением, ситуацией, зафиксированные в виде отношения к ним.
Семантическим полем значения называется экспериментально полученная...