Реферат: Условия адаптации первоклассников к школе

Содержание

Введение
. Анализ отечественной и зарубежной литературе по проблеме адаптации у первоклассников
.1 Проблема адаптации в отечественной психологической литературе
.2 Понятие адаптации в зарубежной литературе
.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста
. Изучение условий адаптации первоклассников к школе
.1 Условия адаптации первоклассников СШ № 114 г. Минска
.2 Влияние самооценки на адаптацию ребёнка к школе
.3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Условия адаптации первоклассников к школе':


Содержание
Введение
. Анализ отечественной и зарубежной литературе по проблеме адаптации у первоклассников
.1 Проблема адаптации в отечественной психологической литературе
.2 Понятие адаптации в зарубежной литературе
.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста
. Изучение условий адаптации первоклассников к школе
.1 Условия адаптации первоклассников СШ № 114 г. Минска
.2 Влияние самооценки на адаптацию ребёнка к школе
.3 Экспериментальное исследование самооценки младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение
Проблема адаптации ребёнка к школе чрезвычайно актуальна. От того, насколько успешно пройдёт адаптация зависит успешность последующего развития и обучения детей в школе. Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется его социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Поступление ребенка в школу влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, особенно те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.
Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
Современная система образования, а так же школа, в частности, имеет достаточный потенциал к созданию условий, способствующих успешной адаптации первоклассника. В последнее время психолого-педагогическая грамотность родителей и учителей, все большее внимания уделяет развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.
Изучение условий, способствующих успешной адаптации первоклассника, выявление наиболее благоприятных, поможет учителю и родителям первоклассника создать комфортный психологический климат в этот сложный период в жизни ребёнка.
Целью исследования является выявление условий, способствующих успешной адаптации у первоклассников.
Задачи:
.Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме адаптации у первоклассников;
. Раскрыть возрастные особенности младших школьников;
.Изучить условия адаптации первоклассников к школе;
. Изучить эмоциональное состояние школьника в условиях адаптации.
Объектом исследования является эмоциональное состояние ребёнка в условиях адаптации к школе.
Предметом исследования - условия, способствующие успешной адаптации у первоклассников.

1.Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации у первоклассников
.1Проблема адаптации в отечественной психологической литературе
Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя» [17, с.215; 16, с.168; 14, с.546]. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде; для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; рассмотрение адаптации как результата приспособительного процесса; рассмотрение адаптации как "цели", к которой "стремится" организм [14, с.40].
В данном случае актуально понятие адаптации как процесса, при котором организм приспосабливается к среде. Так же имеет место понятие социальной адаптации: «социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование» [19, с. 12]. В широком смысле «школьная адаптация» - «это приспособление ребенке к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности»[21, с.4]. При этом важно, чтобы приспособление было осуществлено ребенком без внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, снижения самооценки.
Одним из важнейших условий, влияющих на адаптацию к школе является готовность ребёнка к школьному обучению. Многие исследователи придают этому вопросу особое значение и разработали критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки, развития речи, математического развития, нравственно-волевого воспитания, воспитания готовности к позиции школьника.
Школьная адаптация понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Эффективность адаптации в существенной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии. Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственным, тревожным, начинает плохо учиться. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, ребенок с высоким уровнем тревожности неадекватно воспринимает отношения с одноклассниками и учителем, у него появляется чувство неуверенности, снижается самооценка.
Школьная дезадаптация - «невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемому данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» [27, с.48]. Среди основных причин школьной дезадаптации выделяются следующие: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему; неблагоприятная материально-бытовая или/и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или гиперопека; негативное влияние окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков; деформация общественных и нравственных идеалов, превосходство обогащения над самореализацией, обстановка пропаганды насилия, вседозволенности; тяжелые физические заболевания, различные нарушения психики, акцентуации и патологии личности, патологическое протекание возрастных кризисов, задержка психического развития [4, 22, 27].
Поведении детей, не прошедших успешно адаптацию к школе выражается в нервно-психической неустойчивости. Рост напряжения, чаще всего, сопровождается эмоциональным возбуждением. Ребенок волнуется, теряется, впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением. В такой напряжённой ситуации ребёнок должен найти разрядку. Результатом разрядки станет агрессия, направленная на одноклассников, учителя. Некоторые школьники отличаются замкнутостью, отрешённостью, погружаются в себя. Такое состояние ребёнка должно насторожить взрослого, так как имеет место угроза глубоких психических изменений. Возникает проблема сохранения психического здоровья школьников [ 27, 15, 21].
Одним из условий успешности профилактики и коррекции школьной дезадаптации является четкое понимание того, что она отражает не слабость ребенка и не только недостатки школы или семьи, а является следствием нарушения отношений в системе «школа - ребенок - семья - общество».

1.2 Понятие адаптации в зарубежной литературе
Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.
В зарубежной литературе возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе - чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
Возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками.
В основе процесса адаптации в социальной среде, например, Ж. Пиаже видит два противоположно направленных процесса: изменение личностью среды в сторону увеличения соответствия среды своим потребностям; изменения самой личности, которые соответствуют требованиям среды. Ж. Пиаже рассматривал адаптацию и в биологии, и в психологии как единство противоположно направленных тенденций - аккомодации и ассимиляции. Аккомодация обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Ассимиляция же изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Эти процессы тесно связаны между собой и опосредуют друг друга [26, с.437].
Для понимания сущности процесса адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации. По И.С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [10, с.22].
«Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование» [29, с. 12].
.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста
Основная анатомо-физиологическая особенность психофизиологического созревания состоит в следующем: в корково-подкорковых отношениях главенствующую роль приобретает кора, и она регулирует функции подкорковых стволовых образований мозга, обеспечивая физиологические условия для формирования и функционирования одного из главных новообразований данного возраста - способности к произвольной регуляции психических функций, деятельности и поведения в целом [1, с. 64].
Важно подчеркнуть, что в возрасте 7 лет (начало школьного обучения) эти процессы еще не достигают окончательной зрелости. Только к 9-10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку полные условия для управления собственной психической деятельностью.
Другая особенность - установление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений. У праворуких детей устанавливается доминирование функций левого полушария. Это создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний [6, с. 82]. В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослого человека. Продолжает развиваться скелет, происходит его окостенение, развивается мускульная ткань (лучше крупные мышцы, мелкие хуже), улучшается координация движений, интенсивно растет мышца сердца, интенсивно нарастает масса мозга. У ребенка еще высока утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 мин урока и после второго урока [23, с. 35].
Активно развивается познавательная сфера младших школьников. Восприятие становится осмысленным и целенаправленным. Формированию восприятия в этом возрасте способствует становление и дальнейшее развитие речи. Восприятие тесно связано с мышлением, можно говорить о наглядно-образном мышлении, которое является переходным от наглядно-действенного мышления к словесному. К концу этого возрастного периода формируется синтезирующее восприятие.
Серьезный прогресс наблюдается в развитии внимания. Появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объемом и малой устойчивостью (до 10-20 минут) [6, с. 82]. Воображение творческое, более реалистичное, начинает подчиняться логическим законам. Младший школьник опирается на нормативы социального пространства [18]. Развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности. Младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал. Также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание [18].
С 7-8 лет слово приобретает главенствующее значение среди других раздражителей. К 10-летнему возрасту происходит становление межполушарных отношений, касающихся обработки речевых сигналов. С этого времени становится невозможной передача речевых функций от левого полушария правому, а до 10 лет такая компенсация при необходимости может произойти [18].
В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядно-действенного, через наглядно-образное к словесному. Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В возрасте 5-6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. К 6-7-летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями [9], [18].
Основным новообразованием младшего школьного возраста Д.Б.Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение перестраивает другие познавательные процессы. Память становиться мыслящей, а восприятие - думающим [28].
На протяжении этого периода у ребенка развивается понятийное (или теоретическое) мышление, он получает новые знания, умения, навыки, на базе которых у него формируется чувство компетентности [11].
К 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватной, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Но зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя. К 6 годам происходит половая идентификация, вырабатывается соответствующий стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание (т.е. осознание своих переживаний) и начинается осознание себя во времени («когда я был маленьким…», «когда я вырасту…») [18]. Развивается рефлексия - осознание своих действий и поступков.
В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка [3, с. 136]. Эмоциональная сфера в этом возрасте включается на удовлетворение потребностей, связанных с развивающимися специфическими мотивациями. Это мотивация достижения успеха в учебе, престижная мотивация, мотивация избегания неудач, компенсаторная мотивация [18].
Идет активное формирование личности. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому формируется характер. Младший школьник импульсивен и только к третьему классу появляется сдержанность как черта характера. Особенности: безграничное доверие, подчинение, высокая восприимчивость, наивное игровое отношение к миру.
Происходит осознание себя как школьника. Он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников [13, с. 114]. Происходит усвоение моральных норм и правил. Младшие школьники более уравновешены, уменьшается количество импульсивных реакций. Жизнерадостное, бодрое, живое, весело настроение - это норма. Они уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Более сдержано выражаются негативные эмоции, наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний, умение владеть собой.
Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного возраста появляется...

Похожие материалы:

Реферат: ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ

Курсовая работа: Специфика адаптации к школе детей с не родным русским языком

Дипломная работа: Адаптация первоклассников к обучению в школе

Лекция: РЕАКТИВНОСТЬ. РЕЗИСТЕНТНОСТЬ. АДАПТАЦИЯ. БОЛЕЗНИ АДАПТАЦИИ

Курсовая работа: Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний