Курсовая работа: Условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет
В нашем сложном современном мире многие предметы и явления вызывают у детей страх. С самого рождения ребенок начинает чего-то бояться: громких звуков, новых людей и игрушек, темноты, одиночества и т.д. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив и чувствителен к внешним воздействиям и тем менее он способен осознать причину своего страха под их влиянием и преодолеть ее.
Дата добавления на сайт: 10 августа 2024
Скачать работу 'Условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет':
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Московский городской педагогический университет
Педагогический факультет (г. Зеленоград)
Кафедра педагогики и психологии
Специальность «Педагогика и методика дошкольного образования»
с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет
Москва
год
Введение
В нашем сложном современном мире многие предметы и явления вызывают у детей страх. С самого рождения ребенок начинает чего-то бояться: громких звуков, новых людей и игрушек, темноты, одиночества и т.д. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив и чувствителен к внешним воздействиям и тем менее он способен осознать причину своего страха под их влиянием и преодолеть ее.
Становясь старше, ребенок все больше и больше познает окружающий мир, который видится ему огромным и неизвестным. Отнюдь не всегда действия взрослых и общества способствуют гармоничному психическому развитию ребенка, запугивая его несуществующими Бабками Ежками и обеспечивая часто не благоприятную средовую атмосферу вокруг ребенка. Беззащитный и впечатлительный ребенок не может еще противостоять всем негативным сторонам окружающей его жизни и в дальнейшем, оставаясь один на один со своими страхами и тревожностью, не знает, как справляться с ними.
Одним из распространенных страхов в дошкольном возрасте является страх одиночества. Чувство незащищенности и опасности, которое испытывает ребенок, находясь наедине со своими часто вымышленными страхами, может вселить в сознание и душу малыша тревогу и настоящий страх, что в дальнейшем способно воспрепятствовать спокойному и успешному развитию личности ребенка в целом. Чтобы избежать этого, необходимо предотвращать возможное появление страхов у ребенка, в том числе и страха одиночества, своевременно помогать ему справляться с уже появившимися страхами и учить различать реальную и выдуманную опасность.
Таким образом, проблема моей научно-исследовательской работы: страх как важная проблема, которую следует изучать и находить пути ее разрешения.
Целью исследования является определение условий преодоления страха одиночества у детей 4-х лет. Объект исследования - страх одиночества, предмет - условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет.
Гипотеза исследования такова: условиями преодоления страха одиночества у детей 4-х лет являются:
обеспечение благоприятной и доверительной атмосферы в среде, окружающей ребенка;
личностные беседы с ребенком;
ограничение новых впечатлений в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.
Задачи исследования:
рассмотреть понятия страха и страха одиночества в психологии;
выявить особенности страха у детей 4-х лет;
определить условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет.
При исследовании данной проблемы были использованы следующие методы: теоретический анализ, беседа с детьми, анализ эмпирического материала.
1. Теоретические аспекты преодоления страха одиночества у детей 4-х лет
.1 Страх как психологическая категория
Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.
Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности.
По мнению психолога Изарда К., страх зарождается из определенных вполне специфичных физиологических изменений, специфичного переживания, вытекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, как и у животных, ощущение угрозы или опасности связано с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я»; страх - это боязнь физического повреждения. По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Возможность физического повреждения уже не представляет собой для большинства людей угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Теперь гораздо чаще люди боятся душевной боли, психологических травм. Это происходит в результате переотождествления человеком себя с внутренним «Я», которое раньше был связан с физическим телом. Чувство неуверенности в своих силах, в возможности защитить себя при опасности является одой из базовых причин страха.
Томкинс выделяет среди причин страха драйвы, эмоции и когнитивные процессы.
Драйвы - это мотивационное состояние, вызванное изменениями или нехваткой каких-то веществ в тканях организма (голод, жажда, усталость). По сравнению с эмоциями и когнитивными процессами, драйвы и процессы, обеспечивающие гомеостаз организма, составляют наименее значимый класс активаторов страха.
Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. В силу сходства нейрофизиологических механизмов испуга возбуждения с механизмами страха, первые часто являются активаторами последнего.
Кроме того, по мнению Томкинса, страх сам для себя является активатором. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоции, и это может усиливать страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека.
Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. Так, например, страх может быть вызван мысленным образом объекта, воспоминанием об определенном объекте.
Страх нельзя отождествлять с тревогой. Тревога - это переживание неопределенной угрозы, чувство неясной опасности. Страх же возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.
Состояние беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звуки, что создает видимость занятости, ощущение нежности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества.
Как правило, психологи зачисляют страх в разряд «отрицательных эмоций», так как он может мешать человеку, парализуя и тем самым, ограничивая его деятельность. Но страх может помогать мобилизовывать внутренние силы в трудных жизненных ситуациях, что дает человеку подняться на новую ступень понимания сложной ситуации и осознания своей роли в ней. Как реакция на возможную или реальную угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную роль. Кроме того, после преодоления страха у человека повышается уверенность в себе, появляются новые знания об окружающем мире и своеобразный «иммунитет» на те или иные объекты и ситуации.
Начиная с первобытных людей, страх существовал всегда, изменяясь и эволюционируя во времени. Первобытному человеку был свойственен страх природы. Позже, с развитием сознания и общественных отношений, людям становится присущ социальный страх: страх одиночества, потери близких…
В отличие от естественных, или природных страхов, социальные страхи приобретаются путем наущения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде.
По мнению психолога А.И. Захарова, природные страхи основаны на инстинкте самосохранения - это страх смерти, чудовищ, животных, неожиданных звуков, падения, незнакомых людей, изменений в окружающей обстановке (переезд), засыпания и сна (ночные кошмары), темноты, воды, огня, замкнутых пространств, боли, врачей и т.п.
Социальные страхи отражают отношения личности человека с его окружением - страх насилия, осуждения, наказания, одиночества и т.п. Эти страхи тоже основаны на инстинкте самосохранения, но не прямо, а опосредованно.
Как считает немецкий психолог Риман Ф., такие социальные страхи, как страх одиночества, потери близкого связаны с глубинным переживанием человека утраты единства, целостности и безопасности своего "Я". Такие люди (депрессивные личности) очень зависимы от других, они готовы отказаться от себя, от своих ценностей только ради того, чтобы рядом был близкий человек.
Страх перед становлением "Я", перед индивидуализацией Риман рассматривает как общеизвестный страх одиночества. Процесс индивидуализации означает попытку спастись от поглощающей всеобщности и возвыситься над нею. Страх перед потерей своего «Я» имеет много форм выражения. Чем больше развивается цивилизация, тем больше становится объектов, способных реально или нет причинить вред «Я», пусть и опосредованно (через физическую боль, через тяжелые потрясения и т.д.).
Страх делает человека слабым, беззащитным, но преодоление его - сильным и самодостаточным.
Как для развития мышления и речи нужны препятствия, чтобы заставить обратить внимание на проблему и думать над дальнейшими действиями по ее разрешению, так и в жизненных ситуациях страх вынуждает акцентировать внимание на новом, еще не пройденном и не познанном.
В восприятии страха и попытке его преодолеть выявляются новые возможности каждого человека. Преодоление страха - это победа, которая делает нас сильнее, каждое уклонение от борьбы - это поражение, которое ослабляет и уязвляет нас.
Нужно стремиться к тому, чтобы страх играл роль стабильного фундамента развития личности.
1.2 Особенности страха у детей 4-х лет
страх ребенок беседа
Возрастной период от 3 до 4 лет характеризуется появлением и развитием у ребенка самосознания, интенсивным развитием познавательного интереса к миру, переходом от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Развивается речь, память (в частности, эмоциональная, которая хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям). У ребенка появляются новые знания об окружающем мире, которые, будучи подхваченными развивающимся воображением, создают благоприятную почву для развития разнообразных страхов, большая часть из которых не имеет под собой реальной угрозы.
Кроме того, интенсивно развивается эмоционально-личностная сфера ребенка. В возрасте 3-4х лет у детей, как правило, возникает кризис, связанный с осознанием себя как самостоятельной и отдельной от других личности. Именно этот период является самым благоприятным для развития у ребенка самостоятельности, веры в себя и свои силы. От воспитателя и родителей в этот период требуется неуклонное соблюдение дистанции, чтобы ребенок осознал и отстоял свою самостоятельность.
Острая восприимчивость и впечатлительность ребенка могут привести к многочисленным страхам.
В конце раннего возраста (2-3 года) появляются конкретные страхи: предметы, существа, явления. В этот период отмечают существование строгой зависимости между интеллектуальным уровнем и страхами: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает, то есть в данном случае страх несет защитную функцию, связан со способностью ребенка предвосхищать последствия определенных ситуаций.
Конкретные страхи - эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности.
Начиная с 3-х лет, количество конкретных страхов уменьшается: ребенок способен распознать степень опасности ситуации (лев на картинке уже не страшен). Начинается период символических страхов (переживание состояния или ситуации угрозы безотносительно к предмету; угрозу представляет ситуация неопределенности или фантазии). Например, страх темноты в большей степени относится именно к символическим страхам. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена.
При нормальном эмоциональном развитии ребенка страх и тревога достаточно легко снимаются уговорами и объяснениями взрослого.
Однако страх и тревожность могут занимать и чересчур значительное место в эмоциональной жизни ребенка, который начинает пребывать в состоянии тревоги или страха слишком часто и без видимых причин. Повышенная тревожность и пугливость детей проистекает от многих причин, например, от особой чувствительности нервной системы. Наиболее же серьезный источник - конфликтная атмосфера в семье. В таких семьях дети переживают очень сильные, беспредметные, неопределенные для них самих страхи и тревогу.
Дети с 3 до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этом возрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело для ребенка, ибо именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него немало.
В 3-4 года у мальчиков чаще представлены страхи сказочных персонажей, высоты, крови, темноту, уколов. У девочек - одиночества, темноты и боли. По мере увеличения интенсивности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте количество связей между страхами начинает уменьшаться, достигая минимума в подростковом возрасте. В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоги, конкретизируется страхом нападения, воплощенном в лице сказочных персонажей. Расшифровка этого в том, что ребенок, оставшись один без поддержки родителей испытывает чувство опасности. Обычно дети достаточно активно манипулируют сказочными образами в игре, а при участии в играх родителей, особенно отца, подобные страхи сходят на нет, если ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект также наблюдается при рисовании различных чудовищ в представлении детей. Следует сказать о триаде страхов, типичных для этого возраста: одиночества, темноты, замкнутого пространства. В таком случае ребенок не остается один при засыпании, в комнате должен гореть свет, дверь полуоткрыта. Здесь многое зависит от умения родителей не создавать из этих страхов личные проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними.
Многие акушеры и психологи видят предрасположенность к детскому неврозу страха в эмоциональном состоянии матери во время беременности. Негативное влияние на ребенка оказывает угроза выкидыша. Беспокойство за собственное существование на гормональном уровне, испытанное младенцем в период внутриутробного развития, создает предпосылки для последующих проявлений тревожности на психологическом уровне. Такой ребенок в дальнейшем будет быстрее, глубже и острее ощущать страх. Также на появление детских страхов оказывает влияние протекание самих родов: осложнения, невозможность родить собственными силами, асфиксия.
Детская фантазия - одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Самыми распространенными страхами в 3-4 года у детей являются: страх одиночества и темноты, страх потеряться, страх животных, боли, наказания, врачей, чудовищ и некоторых сказочных персонажей (Кощея, Бабы Яги), страшных снов. Выделяют также 3 общих вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения. 1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др. 2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации. 3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» вызваны собственной фантазией ребенка... В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.
Психолог Захаров А.И. в своих исследованиях замечает, что в возрасте 3-5 лет страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор - сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.
По данным факторного анализа на ЭВМ, проведенного Захаровым, наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в...
Похожие материалы:
Контрольная работа: КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ И УСЛОВИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯРеферат: Мышление детей 5-6 лет с ЗПР
Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
Реферат: Страхи. Степень выраженности разных страхов половые различия в степени выраженности разных видов страха, у людей в возрасте 19-20 лет
Курсовая работа: Особенности мотивационной сферы у детей 8-12 лет с личностной беспомощностью