Реферат: Вербальная агрессия старшеклассников

Агрессия и родственные формы поведения у студентов и подростков являются в наше время важнейшими проблемами не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число студентов и подростков с таким поведением стремительно растет.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Вербальная агрессия старшеклассников':


Содержание
Введение
. Теоретическое изучение агрессии и интеллекта
.1Понятие агрессии, теории и виды агрессии
.2Характеристика вербальной агрессии
.3Понятие и структура интеллекта
. Экспериментальное исследование взаимосвязи вербальной агрессии и интеллекта.
.1 Общая организация исследования
.2 Подведение итогов исследования
.3 Предоставление результатов исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Агрессия и родственные формы поведения у студентов и подростков являются в наше время важнейшими проблемами не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число студентов и подростков с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:
ухудшением социальных условий жизни студентов и подростков;
кризисом семейного воспитания;
невниманием школы, ВУЗа к нервно - психическому состоянию детей;
увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждении головного мозга ребенка;
средства массовой информации, кино и видеоиндустрией, регулярно пропагандирующие культ насилия.
Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует студентов и подростков, как агрессивное. Агрессивность студентов и подростков проявляется в широком диапазоне от редких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда подросток или студент вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко - ответную агрессию, даже со стороны специалистов.
Вербальная агрессия - символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.).
Интеллект - совокупность умственных способностей и культурного-исторического опыта в человеке.
На данный момент, взаимосвязь вербальной агрессии и интеллекта изучена недостаточно, что является предпосылкой для изучения данного феномена.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение взаимосвязи между вербальной агрессией и интеллектом.
Объектом исследования является вербальная агрессия и интеллект.
Предметом исследования является взаимосвязь вербальной агрессии и интеллектуальными способностями старшеклассников.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между вербальной агрессией и интеллектом у старшеклассников.
В соответствии с предметом, и целью исследования были поставлены следующие задачи:
. Изучить формы проявления агрессии
. Раскрыть понятие, цели и причины агрессии.
. Раскрыть понятие интеллекта и его структуру
. Изучить взаимосвязь между уровнем вербальной агрессией и интеллектом у старшеклассников.
В исследовании нами были использованы следующие методики:
. Для диагностики состояния агрессии нами применялся опросник «Баса-Дарки».
. Для диагностики уровня общих умственных способностей нами применялся «Краткий ориентировочный тест Вандерлика» (КОТ).
1.Теоретическое изучение агрессии и интеллекта
.1 Понятие агрессии, теории и виды агрессии
Начиная с середины 60х годов тема насилия и агрессии становится одной из актуальных на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век - « веком беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы, вышедшей в ведущих странах Запада в 70-80г. и посвященной проблеме человека, Свидетельствуют о том, что вопросы, связанные с человеческой агрессивностью (или агрессией), выдвигаются на передний план многих исследований.
Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение.
В общем виде, агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
.Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.
.В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
.Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Существует несколько разнонаправленных теорий агрессии, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.
Старейшая из них теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. З. Фрейд самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Психоаналитическое направление рассматривает агрессивное поведение преимущественно как инстинктивное. Согласно этой концепции «агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально запрограммированы на подобные действия». Разработчиком данного положения является З. Фрейд, который считал, что «агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти».
Существуют два основных инстинкта - эрос (инстинкт жизни), направленный на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и танатос - влечение к смерти, инстинкт, направленный на разрушение и прекращение жизни. «… существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом)… и другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне». Все человеческое поведение, по мнению Фрейда, следует из взаимодействия эроса и танатоса, и агрессия является направленной на других энергией танатоса. З. Фрейд считает, что агрессия не только врожденное, но и неизбежное свойство человека, так как, если энергия танатоса (инстинкта смерти) не будет обращена вовне, она приведет к разрушению самого индивида.
Теоретики - эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий, доказывает Р.Ардри, он бессилен против инстинктов собственной природы, которые неотвратимо приводят его к социальным конфликтам и борьбе.
Человек в развитии своего сознания и бытия настолько далеко ушел от животного мира. Что распространять закономерности последнего на человеческое поведение, его мотивы и механизмы с научной точки зрения абсолютно бесперспективно. Различные общественные формы деятельности человека детерминированны отнюдь не его биологической сущностью. Но осуществляются прежде всего по законам общественного труда, законам развития определенного способа производства. Обладая специфической и уникальной в природе способностью сознательно производить орудия труда и целенаправленно использовать их в своем воздействии на окружающий мир, наличием второй сигнальной системы и связанной с ней членораздельной речью, человек выступает прежде всего как субъект труда, мысли, воли и общения. Корни всех проявлений насилия следует искать не в материальных отношениях и условиях, а в индивидуальной психологии людей, в субъективном мире личности.
Фрустрационная теория:
Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации агрессии, Теория фрустрации предложена Доллардом и его коллегами. В одной из первых монографий, затрагивающих проблемы агрессии, «Фрустрация и агрессия» (1939) под авторством Долларда, агрессия определяется как «акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму». Это определение оказалось определяющим для многих последующих исследований. Согласно фрустрационной теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами.
Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. Автор предложил, что выбор агрессером жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение и 3) стимульным сходством, каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом. Таким образом, модель предсказывает, что смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором.
Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее внимание на его чувства и поведение. В свою очередь степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.
В соответствии с теориями социального научения глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания на то:
.Каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;
.на факторы, провоцирующие ее появление;
.на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.
Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях появления агрессии, а так же в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.
Таким образом агрессия - это целенаправленное, деструктивное поведение, выражающееся в оскорблении или физическом причинении вреда другому, с целью защиты или доминирования.
Эволюционный подход:
Эволюционный подход является близким к инстинктивистскому относительно рассмотрения агрессивного поведения. Представителем этого теоретического направления является известный этолог Конрад Лоренц.
К.Лоренц полагал, что агрессивное поведение берет свое начало из инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других существ. Значительную роль в формировании агрессивных побуждений является наличие идентификации «свой» и «чужой». В ходе эволюции социального поведения возникают внутренне консолидированные и отчужденные от соседей социальные группы. Стереотипы позволяют быстро, по немногим решающим критериям распознать друга и врага, товарища по группе и постороннего, они упрощают мир и вызывают чувство уверенности. И в человеческом обществе существуют стереотипные убеждения и базирующиеся на них предрассудки (национальные, расовые, а также половые и классовые).
Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме непрерывно и накапливается с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось в организме в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы эта энергия «выплеснулась» во вне в виде агрессивного поведения.
К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида.
Побуждение как механизм агрессии предполагает, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами порыв, или побуждение причинить вред другим. То есть агрессия - это свойство человека, которое проявляется в определенной ситуации.
Теория социального научения:
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена А.Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения. С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
oСпособов усвоения подобных действий;
oФакторов, провоцирующих их появление;
oУсловий, при которых они закрепляются.
Сторонники теории социального научения, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большой степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. Поэтому, существенное значение уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.
Теория переноса возбуждения:
Современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям.
Данное направление представляет Зильманн, который доказывает, что «познание и возбуждение тесным образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения».
Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
. Наличие фрустрации.
. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Таким образом, существуют различные теоретические направления, каждое из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.
В литературе представлено несколько типов классификации агрессии. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, выделяющая два основных вида агрессивного поведения:
конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);
деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального поведения с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем) .
Э. Фромм подразделяет агрессию на пять видов:
доброкачественную - способствующую поддержанию жизни,
злокачественную - реакция на угрозу интересам индивида,
инструментальную - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности,,
псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения,
оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер.
Для описания агрессии А. Басс (1976) предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения.
агрессия вербальный интеллект подросток
Категории агрессии по Бассу.
Тип агрессии Примеры
Физическая - активная - прямая Физическая - активная - непрямая Физическая - пассивная - прямая Физическая - пассивная - непрямая Вербальная - активная - прямая Вербальная - активная - непрямая Вербальная - пассивная - прямая Вербальная -пассивная - непрямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
Бэрон Р. и Ричардсон Д. выделяют следующие виды агрессии:
враждебная агрессия, которая имеет целью причинение жертве страданий;
инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда.
Все перечисленные выше исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения.
Таким образом, агрессия - это …Представители разных школ психологии периода открытого кризиса интерпретировали агрессию по - разному. Наибольший вклад внес А. Басс - он выделил основные виды и методики их диагностики.
1.2 Характеристика вербальной агрессии
агрессия вербальный интеллект подросток
Вербальная агрессия - символическая форма агрессии в виде причинения...

Похожие материалы:

Реферат: Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Агрессия у детей и подростков

Квалификационная работа: Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников

Курсовая работа: Агрессия и особенности мотивации субъекта

Курсовая работа: Образ учителя профессионала в сознании старшеклассников