Квалификационная работа: Ветвящаяся или последовательная форма текста как детерминанта доверия к информации

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности представления информации в форме гипертекста
.1 Исторические предпосылки создания гипертекстовой формы передачи информации
.2 Структура и основные характеристики гипертекста в отличие от линейного текста
Глава 2. Применение гипертекстовых систем
.1 Изучение гипертекстовых структур в рамках психологии
.2 Развитие практики использования гипертекстовых структур
.3 Доверие к гипертексту читателя
Глава 3. Взаимосвязь доверия и запоминания
Глава 4. Описание конструкции результатов эмпирической части исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Ветвящаяся или последовательная форма текста как детерминанта доверия к информации':


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
Высшая Школа Экономики
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
Выпускная квалификационная работа
на тему: "Ветвящаяся или последовательная форма текста как детерминанта доверия к информации"
Выполнил
Рoтаpь Даниил Евгеньевич
Научный руководитель:
Уточкин Игорь Сергеевич
Москва 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности представления информации в форме гипертекста
.1 Исторические предпосылки создания гипертекстовой формы передачи информации
.2 Структура и основные характеристики гипертекста в отличие от линейного текста
Глава 2. Применение гипертекстовых систем
.1 Изучение гипертекстовых структур в рамках психологии
.2 Развитие практики использования гипертекстовых структур
.3 Доверие к гипертексту читателя
Глава 3. Взаимосвязь доверия и запоминания
Глава 4. Описание конструкции результатов эмпирической части исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
гипертекст психология доверие запоминание
Введение
В данной работе мы будем рассматривать вопрос влияния ветвящихся и последовательных текстов на доверие к содержащейся в них информации. Само это название, ветвящийся текст - это один из синонимов термина гипертекст.
Гипертекст - это новое средство коммуникации. Исследований его связанных с ним и его восприятием еще не так много и стало увеличиваться только с конца 80-х годов, что связано с ростом значения гипертекста в результате его использования в Интернете. Однако, сама форма передачи информации в виде гипертекста известна человечеству с давних времен, например, Библия в каком-то роде так же представляет собой гипертекстовой документ. Все чаще можно встретить противопоставление гипертекста и обычного текста. В современном мире для большинства людей гипертекст становится все более приоритетной формой подачи информации. Подробное изучение данного феномена является актуальной задачей психологии, так как последствия его воздействия на восприятие и доверие к содержащейся информации еще недостаточно ясны и преподносятся то в отрицательном, то в положительном свете.
Также в данной работе мы периодически будем использовать термин "ветвящийся текст", это будет происходить по причине того что именно данный термин является наиболее близким в русском языке, а так же позволяет более полно понять суть самой формы данного текстового явления.
Данное исследование создано с целью изучения восприятия и доверия читатель к тексту. Вопрос о влияние самой формы текста на восприятие его смысла и конкретных информационных деталей все еще открыт, и эта работа призвана расширить понимание в области доверия к гипертексту.
Проблема исследования
Проблемой данного исследования является не изученность вопроса влияния формы текста на доверие к его содержанию. Не известно, может ли сама форма изложения информации оказаться одной возможных детерминант доверия к нему.
Актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования
Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с изменившимися условиями жизни человека и постоянной информационной атакой, которая обрушивается на нас каждый день, вопрос доверия к воспринимаемой информации выходит на периферию. Данную проблему, проблему доверия к тексту в зависимости от его формы, и влияния самой формы на уровень доверия практически не изучали до нынешнего момента. Все исследования касательно гипертекста были в основе своей сосредоточены на его полезности в обучении, но не затрагивали вопрос влияния этой формы информации на доверие к содержанию.
Цель и задачи исследования
Целью данного исследования является изучение вопроса о влиянии формы текста на доверие к его содержанию, тогда как непосредственной задачей исследования является подтверждение гипотезы о том, что гипертекстовая форма изложения информации будет вызывать у читателя априорно больший уровень доверия.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования является влияние формы изложения текста на доверие, появляющееся к его содержанию у читателя. Предметом исследования является изучение вопроса о возможности влияния внутренних противоречий в текстах гипертекстовой и линейной формы на его запоминание и как следствие доверие к нему.
Глава 1. Особенности представления информации в форме гипертекста
.1 Исторические предпосылки создания гипертекстовой формы передачи информации
Гипертекст можно определить как нелинейную по своей структуре изложения документацию, образованную взаимосвязанными элементами, позволяющими читателю исследовать и усваивать в памяти содержащуюся в ней информацию, в произвольной последовательности. Способ организации информации, схожий с гипертекстом, можно обнаружить в религиозных писаниях, где используются многочисленные сноски, ссылки, комментарии и комментарии на и поверх других, как своих, так и чужих, комментарий. К примеру, Библия состоит из Книг Старого Завета и Книг Нового завета, они в свою очередь разбиты на "стихи", являющиеся целостными сверхфразовыми единицами со своей микротемой [15]. Некоторые идеи философии постмодернизма служат прообразами гипертекста или его отражение можно найти в принципе деконструкции Ж. Деррида, языке бессознательного Ж. Лакана, концепции ризомы Ж. Делез и Ф. Гваттари, концепцию "открытого" текста У. Эко и "диалога" М.М. Бахтина [12].
Термин "гипертекст" был введен в Тедом Нельсоном в 1965г. для обозначения документов, выражающих нелинейную структуру идей, в отличие от традиционных линейных. Пионером использования считается Р.В. Буш, который в 1945г. сформулировал принцип ассоциативной индексации, на основе которой были созданы первые действующие гипертекстовые системы. Под ассоциативной индексацией понимался механизм позволяющий осуществлять управляемый переход между любыми элементами связанными структурно или семантически. Это позволяло пользователям интерактивно записывать и просматривать информацию, представленную в виде обычных текстов. [5,15].
Теоретической разработкой проблемы гипертекста занимались Ж. Женетт, И. Хассан, Ю. Хартунг, Е. Брейдо. В России в данном научном направлении работают М.М. Субботин, И.П. Смирнов, О.В. Дедова, А.А. Ворожбитова и многие другие [9].
До конца 80-х научной разработкой гипертекстов занималась только информатика. В настоящее же время исследования идут по целому ряду направлений в разных дисциплинах [8]:
1.Как новый способ представления знаний в связи с нелинейностью человеческого мышления.
2.Как способ коммуникации и организации сетевого социального пространства.
3.Как новая лингвистическая категория.
4.Как способ организации художественного произведения.
.Как способ организации словарей и каталогов.
.Как средство повышения эффективности обучения.
1.2 Структура и основные характеристики гипертекста в отличие линейного текста
Основными характеристиками гипертекста на данный момент считаются [8]:
. Фрагментарность, или дисперсность - информация представлена в виде фрагментов.
. Нелинейность. Благодаря ассоциативным связям между фрагментами читать гипертекст можно начать с любого фрагмента в любом порядке.
. Субъективность границ гипертекста и вследствие этого его бесконечность.
. Разнородность и вариативность понимания.
. Интерактивность - пользователь сам является творцом текста, выбирая путь его прочтения.
. Браузинг. Обычное чтение может заменяться поиском информации.
. Каркас гипертекста составляют гиперссылки. Гиперссылки структурируют гипертекст и определяют поведение пользователя.
Выделяют три аспекта существования гипертекста - структурный, функциональный и визуальный. Структурный подразумевает наличие базы данных состоящих из информационных единиц и дуг, то есть отношений между информационными единицами, выраженными в ссылках на иные внешние или внутренние части текста Создание гипертекста и его чтение требует специальных инструментов, представляющий его функциональный аспект. Система, созданная для прочтения текста в ветвящейся форме должна иметь специальные инструментальные средства двух видов:
) средства для поддержки авторской деятельности.
) средства для браузинга информации. (Браузинг - это процесс просматривания гипертекстовых документов или гипертекстовой базы данных с целью поиска определенных сведений).
Управление гипертекстовой системой осуществляется прямым манипулированием, то есть визуально, репрезентировано пользователю, нажатием кнопки мыши и на дисплее видим результат действия. Использование дисплея в качестве основного устройства управления процессами авторизации и навигации является необходимым. Таким образом, гипертекст - это информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющего устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в его памяти и вызывать их на экран монитора "простым нажатием кнопки" [15]. Использование компьютера позволяет вынести текст за пределы плоскости страницы, преодолеть последовательность. Электронный гипертекст позволяет мгновенно обеспечить доступ к любому своему фрагменту [8].
М.М. Субботин отмечал, что соединение в гипертексте смысловой структуры и технических средств, дает возможность осваивать структуру смысловых связей и осуществляя при этом переходы между элементами. А.А. Ворожбитова указывала на то, что в гипертексте преобразуется множество текстов в единое целое, с возможностью существования множества его интерпретаций [6].
Гипертекстовая система позволяет записывать тексты в виде сетей идей и дает читателю возможность исследовать эту сеть. Гипертекст тем самым позволяет [15]:
увеличить производительность труда писателя;
повысить адекватность восприятия материала читателем
учитывать особенности читателя, то есть текст индивидуализируется (читающий может двигаться по топикам в интересующем его порядке, не теряя целостности изложения)
позволяет поддерживать процессы ассоциативного мышления.
Таким образом, гипертекст в отличие от обычного текста является нелинейным, он не имеет определенного начала и конца, то есть входом и выходом может быть любой элемент системы. Гипертекст - это особое техническое решение заключающиеся не только в объединение информации, за счет не последовательности и множества ассоциаций, при его чтение, но и при написании. А это в свою очередь создает возможность иначе организовывать идеи и мысли автора, не подчиняя логическому строгому порядку, обогащая переплетением ассоциаций, порождающих новые смыслы.
Глава 2. Применение гипертекстовых систем
2.1 Изучение гипертекстуальных структур в рамках психологии
Полученное нами представление о гипертексте, заставляет задумываться о его значении именно в современном мире высоких скоростей, интенсивного потока информации, часто противоречивой и многогранной, которую тяжело, невозможно или не нужно пытаться подчинить иерархии обычного линейного текста. В настоящее время в течение месяца человек получает и обрабатывает столько же информации, сколько в XVIII в. в течение всей жизни [9].
То же самое можно сказать о подходах к пониманию человеческого мозга. В наше время произошел переход от представления о линейном характере психических процессов, к параллельному или сетевому.
Появилось новое направление - коннекционизм [4]. В коннекционистских моделях информация распространяется в сети нейронов, за счет множества возбудимых и тормозных воздействий, которые получает каждый из элементов. Тем самым, сеть или отдельные ее части активируются: активность сети рассматривается как сумма активности ее элементов. Можно воздействовать на число, направление связей, "вес" связей, задавая параметры уравнений, связывающие "вход" и "выход" элементов, можно создавать различные состояния сети. Л. Миллер считает, что коннекционистские модели удачно используются для описания процессов научения, так как в них легко определить начальное состояние системы и описать переход к новому состоянию [4]. Простейшим вариантом таких сетей являет гипертекст и Интернет. Можно сказать, что гипертекстовые системы моделируют механизмы человеческого мышления и памяти, на что еще указывал Буш.
Гипертекст принадлежит к системам автоматизации деятельности по обработке информации и служит для облегчения поиска нужной информации. Гипертекстовые системы обеспечивают реализацию средствами вычислительной техники ассоциативного подхода к представлению информации. Они имитируют способность человеческого интеллекта осуществлять хранение больших объемов информации и поиск ее посредством ассоциаций в процессах коммуникации и мышления [3].
Новые технические возможности гипертекста позволяют теперь создавать информационные системы, построенные по ассоциативному принципу, который соответствует процессам переработки информации коре головного мозга. Это позволяет перерабатывать больший объем информации за единицу времени, при этом образуя целостный сложный контекст [14]. Линейно писать и читать человек учится, тогда, как в глубине его мышления лежат трансформации значительно более сложных представлений. В весьма упрощенной модели писатель идет от сети идей к линейному тексту, а читатель осуществляет обратную трансформацию линейного текста в сеть идей [15].
Гипертекст как явление новой информационной эры имеет для психики противоречивое значение. С одной стороны формируется "клиповое мышление", при котором пользователь довольствуется коротким информационным сообщениям вторичной природы, перескакивая с одной темы на другую [23]. Человек лишается способности читать и писать целостные большие тексты, снижаются способности к аналитическому мышлению, ухудшается память и концентрация внимания. С другой стороны, информационная среда способствует развитию интуитивного и творческого мышления, основанного на свернутом восприятии проблемы сразу и ее схватывании. Новое мышление предполагает упрощение, которое дает динамизм познавательной деятельности, необходимый в современном мире [9]. Философ постмодернист Ж. Деррида был уверен, что в современном мире нелинейное письмо станет реальным фактом культуры, так как современное мышление становится все более нелинейным, что и проявляет себя в формах письма: "То, с чем имеет дело современное мышление, не может быть представлено на письме линейно, в форме книги", - пишет Ж. Деррида. Более сложно эта мысль была выражена М.М. Бахтиным. Он отметил, что любой текст, любая информация, в принципе никогда не существовали изолированно. Согласно М.М. Бахтину, смысл каждого текста - в индивидуальности, неповторимости, однако раскрывается он только в ситуации и в цепи текстов, то есть каждый текст находится в диалогических отношениях с другими текстами, таким образом, отдельный текст теряет замкнутый характер, становится частью целого [12].
Для гипертекста ассоциации или дуги между информационными единицами начинают играть особую роль, так как существование множества таких ассоциативных связей, содержит в себе потенциал огромного количества интерпретаций, которые формируются в результате поиска читателя и произвольного перехода между фрагментами. Для пользователя дуги имеют значение не меньшее, чем информация, содержащаяся в узлах [15]. Здесь нельзя упустить и еще и такой момент - читатель гипертекста уже пользователь. Он имеет возможность не просто воспринимать информацию, но взаимодействовать с системой. Можно сказать, что гипертекст повышает активность читателя.
Текст - не вещь, а потому второе сознание, сознание воспринимающего, никак нельзя элиминировать или нейтрализовать. Итак, смысл текста неизбежно рождается в коммуникации читателя и текста. Феномен гипертекста актуализирует размышления о читательском восприятии и заставляет переосмыслить роль читателя в процессе коммуникации. В рождении гипертекста самую главную роль играет читатель, который имеет возможность совершать выбор - открывать ему, активировать ту или иную ссылку или нет. Этот выбор обуславливается предпочтениями читателя, которые в свою очередь предопределяются множеством психологических факторов [6]. Согласно проведенным исследованиям гипертекст воспринимается как цельное, логически связное сообщение, гиперссылки становятся вспомогательным материалом, раскрывающим значение центрального текста. Восприятие гипертекста реализуется в создании ситуативной модели субъективного и нелинейного, но интегративного характера. Понимание становится связным и индивидуализированным, творческим. При чтении гипертекста читатель сам создает цельный текст [1]. Таким образом, гипертекст существует в поле интерпретаций, субъективно в диалоге с контекстом. Каждый фрагмент определяет возможности других фрагментов в ситуации выбора дуги и интерпретации и интеграции информации полученной впоследствии.
При рассмотрении понятий "текст" и гипертекст можно обнаружить следующие отличия [11]:
. линейность текста против нелинейности гипертекста;
. конечность, законченность традиционного текста против бесконечности, незаконченности, открытости гипертекста;
. точное авторство текста против отсутствия авторства (в традиционном понимании) у гипертекста;
. снятия (при помощи гипертекста) противопоставления между автором и читателем;
. односторонность обычного текста против многосторонности гипертекста;
. однородность обычного текста против неоднородности гипертекста
2.2 Развитие практики использование гипертекстовых структур
Для современной цивилизации информация приобрела огромное значение. Мы живем в информационную эпоху. Можно сказать, что началась она с середины 80-х годов, когда началось развитие компьютерных сетей, но наиболее быстрый экспоненциальный рост их количества произошел в 90-е годы. По количеству имеющихся серверов Интернета можно судить о степени информатизации страны: сейчас на 1-м месте по количеству зарегистрированных серверов - США, на 2-м - Япония, а Россия занимает 24 место.
В связи с этим и на государственном уровне лоббируется компьютеризация общества, которая подразумевает внедрение и развитие компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопление. А также "информатизации общества", то есть комплекса мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности [5]. Происходящие изменения способно существенно изменить мир. Изменения могут быть настолько глубоки, что можно будет говорить о перестройке человеческого мышления, что должно будет заставить искать новые подходы обучение. И потребность очевидно в этом уже существует.
Новая информационная и когнитивная модель и изменения связанные с ней в мире неминуемо приближаются, но еще не произошли в полной мере из-за привычки к обычным носителям информации [15]. Причем привычка эта в большей...

Похожие материалы:

Реферат: Спор как форма организации человеческого общения

Курсовая работа: Детско-родительские отношения как факт установления доверия в младшем школьном возрасте

Реферат: Импринтинг как особая форма адаптации