Курсовая работа: Выявление показателей творческой одаренности

Содержание

Введение
. Одаренность и её компоненты
.1 Определение понятий и видов одаренности
.2 Проявление и признаки одаренности
Вывод
. Способы выявление одаренности
.1 Методы исследования творческой одаренности
.2 Исследование показателей творческой одаренности
Вывод
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 13 августа 2024


Скачать работу 'Выявление показателей творческой одаренности':


Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Курсовая работа
Выявление показателей творческой одаренности
Кемерово 2012
Содержание
Введение
. Одаренность и её компоненты
.1 Определение понятий и видов одаренности
.2 Проявление и признаки одаренности
Вывод
. Способы выявление одаренности
.1 Методы исследования творческой одаренности
.2 Исследование показателей творческой одаренности
Вывод
Заключение
Список литературы
творческий одаренность гениальность
Введение
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни, а главное индивидуальности самого человека. Раннее выявление способностей, дает возможность к своевременному их развитию. Поэтому нужно обращать внимание на проявление каких-либо способностей с раннего детства и помогать развивать их.
Важной особенностью одаренности является то, что это не статическая, а динамическая характеристика. Она эволюционирует и качественно меняется в ходе развития. Поэтому исследовать одаренность нужно на протяжении всей жизни человека.
На данный момент существует множество литературы рассматривающей, конкретные виды одаренности. Юдина. Творческая одарённость; Богоявленская Концепция одаренности и другие.
Предмет исследования:
Одаренность как явление, её разновидности и методы выявления способностей.
Объект исследования:
Творческая одаренность её отличия от других
Цель исследования как уже говорилось изучение одаренности и методов её выявления, что способствует планированию дальнейшей работы с творчески одаренными людьми.
Задачи 1. Изучение феномена одаренности и его компонентов.
. Исследование способов и методов выявления одаренности.
. Проведение собственного эксперимента по выявлению творческой одаренности.
Гипотеза Одаренность - это своеобразный феномен, и каждого человека можно считать одаренным, но каждый одарен по - своему. Для правильного выявления той или иной одаренности следует провести комплекс методов.
Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, можно прийти к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей выявления и развития одаренных детей остается актуальной на сегодняшний день.
База исследования В работе будет рассматриваться группа состоящая из старшеклассников и студентов КемГУКИ, тех, кто уже определил свои способности и примерно определился с выбором будущей профессии.
Глава 1. Одаренность и её компоненты
.1 Определение понятий и видов одаренности
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.[2]
Первоначально, долгое время, одарённость рассматривалась только как божественный дар. Лишь в середине 19 века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. И здесь пальма первенства принадлежит английскому исследователю Френсису Гальтону; выпустившему книгу «Наследственность таланта: законы и последствия». В этом труде он рассмотрел одарённость как результат врождённых наследственно-обусловленных свойств. Параллельно велись споры: «А кого считать одарённым человеком? Того, кто проявляет одарённость во всем? или того, кто одарён в одном или двух видах деятельности?»[19].
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям[ 2].
Одаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности [2].
Креативность («творческость») - одна из важнейших характеристик одаренности. Творчество - составляющее всех наук и искусств, всех изобретений человеческой цивилизации, форм жизни людей. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступить в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.
Вместе с тем креативность - это не то же самое, что высокий уровень интеллекта. Исследования показали, что оценка интеллекта традиционными методами не позволяет непосредственно судить о творческих возможностях.
«Творческость» означает прежде всего особый склад ума, особое качество умственных процессов. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного [2].
Одаренность зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности - повышенная активность и особенности саморегуляции.
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
. Степень сформированности.
. Форма проявлений.
. Широта проявлений в различных видах деятельности.
. Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и, соответственно, степени участия определенных уровней психической организации[1].
Различают следующие виды одаренности (по В.И.Панову):
Общая одаренность - высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX века английский психолог Ф.Гальтон.
«Художественная» одаренность - музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в музыке, живописи, скульптуре, драматургии. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.
«Практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р.Стернберг называет знание слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренность этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях науки.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических. Творческих.
Интеллектуальная одаренность - способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье - «умники» и «умницы», а в школе - отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.
Академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности.
Психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений.
Социальная или лидерская (организаторская) одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.
Скрытая одаренность - позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
Одаренность духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям [2].
Творческая одаренность
Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творческой одаренности как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.
Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.
В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальная одаренность к музыке, живописи и другим видам искусства формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д.
Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором независимо от интеллекта (к этой точке зрения примыкают: Тейлор, Гнубер, Гилфорд). В более лёгком варианте эта теория гласит, что между уровнем развития интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
Концепция Богоявленской вводит понятие креативной активности личности. По её мнению, креативная активность присуща креативному типу личности с особой психической структурой. Творчество, с точки зрения Богоявленской, это ситуативно не стимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.
В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, трудно найти приемлемое определение творческости, но там содержится довольно много описаний основных параметров, ее характеризующих[2].
А.Е. Савенков ссылаясь на Е.П. Торранса пишет:
"Креативность (творческость)- это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".
Продуктивность, или беглость, - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
Творец, создающий большое количество "продуктов", имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.
Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.
Оригинальность - один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных [2].
По Т.В. Прохоровой другой показатель творческой одаренности обозначается термином "разработанность". Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
Для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления [10].
Концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.
Одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
творческости;
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.)[10].
Одной из получивших признание концепций интеллектуальной и творческой одаренности является теория множественности видов интеллекта Ховарда Гарднера. Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта: есть, по крайней мере, семь видов. Каждый из них независим от других и функционирует как отдельная система по своим собственным правилам. К выделенным видам интеллекта относятся следующие:
Лингвистический интеллект - способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).
Музыкальный интеллект - способность исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).
Логико-математический интеллект - способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и способность экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
Пространственный интеллект - способность представлять, воспринимать объект в уме и им манипулировать, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
Телесно-кинестезический интеллект - способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно -это интраличностный и интерличностный интеллект. Интраличностный интеллект представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель). Интерличностный интеллект есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт) [8].
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
актуальную одаренность;
потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок - это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.)[ 1].
.2 Проявление и признаки одаренности
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Как правило эти признаки начинают проявляться с раннего детства.
Признаками в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность четким образом планировать предстоящую деятельность, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении[9].
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

Реферат: Выявление резистентности к метициллину и другим b-лактамным антибиотикам методом скрининга

Курсовая работа: Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности

Реферат: Основные современные концепции одаренности

Курсовая работа: Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста