Курсовая работа: Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению факторов формирования гендерной идентичности личности в процессе дифференциальной социализации
.1 Проблема дифференциальной социализации в социально-психологической литературе
.2 Проблемы формирования гендерной идентичности личности в процессе дифференциальной социализации
Глава 2. Исследования сформированности гендерной идентичности личности в процессе дифференциальной социализации
.1 Методики и методы исследования факторов сформированности гендерной идентичности личности
.2 Обсуждение результатов исследования гендерной идентичности личности и подверженности личности гендерным стереотипам
Заключение
Список литературы
Приложение

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности':


Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению факторов формирования гендерной идентичности личности в процессе дифференциальной социализации
.1 Проблема дифференциальной социализации в социально-психологической литературе
.2 Проблемы формирования гендерной идентичности личности в процессе дифференциальной социализации
Глава 2. Исследования сформированности гендерной идентичности личности в процессе дифференциальной социализации
.1 Методики и методы исследования факторов сформированности гендерной идентичности личности
.2 Обсуждение результатов исследования гендерной идентичности личности и подверженности личности гендерным стереотипам
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
В течение последних нескольких веков человеческое общество претерпело ряд существенных изменений и преобразований, основная часть которых пришлась на XX век. В частности, изменился взгляд на проблему социальной природы женщин и мужчин, а также проблему их взаимодействия друг с другом в социально-культурном и психолого-педагогическом контекстах. Стремление женщин к эмансипации от мужского давления, обращение внимания научной общественности к проблемам феминизма, гомосексуальности и бисексуальности, а также механизмам их зарождения и развития послужили основательным толчком для начала оформления особой области психологического знания, особенно актуальной в наше время - гендерной психологии, которую сегодня неразрывно связывают с дифференциальной социализацией.
В современном понимании проблемы социализаций сложились явные противоречия между оценкой влияния факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности и степенью их реального воздействия ввиду недостаточной изученности данного вопроса научной общественностью.
Этим объясняется выбор темы нашего исследования, проблема которого заключается в определении степени влияния факторов дифференциальной социализации на становление гендерной идентичности личности.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования выступает гендерная идентичность личности, а предметом - формирование гендерной идентичности личности в процессе дифференциальной социализации.
Задачи исследования:
.Дать характеристику теорий социализации в гендерном контексте;
2.Выявить проблемы формирования гендерной идентичности личности;
.Экспериментальным путем выявить реальное влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что факторы дифференциальной социализации и гендерной стереотипизации не определяют сформированность гендерной идентичности личности.
Методологическая основа исследования. Становление гендерной идентичности мы рассматриваем через концепцию В.С. Мухиной о единстве структурных звеньев самосознания личности, среди которых гендерная идентичность выступает как специфичная и равнозначная всем остальным звеньям. Содержательное наполнение звеньев зависит в частности от социально-культурного контекста, особенностей социализации, а также от индивидуальных различий.
Мы также опираемся на концепцию А.В. Мудрика о становлении и развитии личности путем влияния на нее средовых факторов.
Методы исследования. Для реализации целей и задач нашего исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседы и интервьюирование, статистическая обработка полученных результатов.
Эмпирическая база и субъекты исследования. В исследовании участвовали юноши и мужчины в возрасте от 20-23 лет.
Практическая значимость определяется возможностью использования теоретических и практических материалов нашего исследования в сфере педагогической деятельности, направленной на разрешение внутри- и межличностных конфликтов на почве гендерной идентичности, а также в области психологического сопровождения лиц, пребывающих в подобном конфликте.
Структура работы. Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению дифференциальной социализации в науке
1.1Проблема дифференциальной социализации в социально-психологической литературе
С точки зрения социальной психологии, гендер находится под сильным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, т.е. становление гендерной идентичности личности существенным образом зависит от процесса социализации индивида.
Но прежде чем перейти к обзору основных теорий социализаций, необходимо определить само понятие «социализация». В социальной педагогике социализация понимается как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность же социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Ю.Е. Гусева дает следующее определение: социализация - это процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду. Гендерную социализацию Ю.Е. Гусева определяет как процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Похожее определение социализации дает и Ш. Берн: социализация есть процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т.д. Под дифференциальной социализацией Ш. Берн понимает процесс, в ходе которого мы учим мужчин и женщин, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.
Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит З. Фрейду. В своей работе «Женственность» он изобразил женщин завидующими мужской анатомии (комплекс кастрации). Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму - именно этот набор, по мнению З. Фрейда, являлся «феминным». Мужчины же изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин к власти называлось фаллическим.
Поскольку взгляды З. Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей (например, от лидерства), только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу - проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой феминности.
Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью и отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье, в частности для девочек. Так, девочки, родившиеся первыми и имеющие младших братьев (т.е. старшие сестры), благодаря особым условиям формирования гендерной идентичности (они проходят обучение лидерству, командуя младшими братьями) во взрослости становятся, например, мэрами городов.
Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформироваться лишь под влиянием мужчин:
а) отцов - для обоих полов;
б) мужей - для женщин.
Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма. Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) - необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека (все люди в какой-то мере нуждаются в том, чтобы их любили и ими восхищались). Патологический нарциссизм развивается:
а) как следствие его наличия у одного или обоих родителей;
б) в результате серьезных травм, полученных в раннем детстве, а также
в) в результате нарциссических травм более поздних периодов - это могут быть неудачи в деятельности или во взаимоотношениях с другими людьми, а также физические заболевания и так далее.
Идеи З. Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (Х. Когут, О. Кёрнберг).
В рамках когнитивизма известны 3 концепции:
.«информационной обработки человека Д. Гамильтона;
2.«теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера;
.теория гендерной схемы С. Бем.
Все эти концепции перекликаются друг с другом. Суть их такова.
Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (т.е. стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки - к «женскому», т.е. пользуются гендерными схемами.
Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т.е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов:
.казуальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями);
2.игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);
.ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);
.навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называются «синим чулком», мягкого женатого мужчину - «подкаблучником»);
.вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, например, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают выпить пива, на футбол).
Гендерная схема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей - в лабораторных условиях.
Теория гендерной схемы Сандры Бем пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» - это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-феминность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское» - самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум критериям: к примеру, понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивность» и «орел» - к мужскому. Следующий шаг - ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие - «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип - что могут делать и как себя вести мальчики и что и как - девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью - типичный мальчик или типичная девочка.
Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, т.к. ребенок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Некоторые современные родители воспитывают детей по-новому. Они покупают мальчикам и девочкам одинаковые игрушки (куклы и машинки), одежду и розового и голубого цветов. Мамы и папы делают одинаковую работу по дому. С детьми играют в одинаковые игры и т.п. Но ребенок растет не только в семье, его социализация определяется еще и внесемейными факторами. Ребенок смотрит телевизор, наблюдает за поведением мужчин и женщин в реальной жизни, и он все равно поймет, что мальчик в сочетании с куклами - это ненормально для данного общества. Родители должны помогать ребенку сортировать информацию на «мужское-женское», начиная с анатомии - объясняя связь гениталий с мужским и женским полом. Но это не значит, что детей надо обучать сексизму (сексизм - идеология и практика дискриминации людей по признаку пола). Раньше говорили, что мальчик может быть летчиком, а девочка - стюардессой, мальчик - доктором, а девочка - медсестрой. Согласно С. Бем, сейчас родители обсуждают с детьми, почему ни одна женщина не была президентом США, говорят о дискриминации по фактору пола и ее последствиях. Родители выбирают, по какой системе воспитывать детей.
Понятие андрогинности проблематично с точки зрения теории гендерной схемы, т.к. оно предполагает, что фемининность или маскулинность существует внутри человека, что они - независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты. Однако индивид может быть андрогинным - по определенным параметрам. Общество должно влиять на индивида - но в определенных границах. Должны быть сферы, где индивид может вести себя не в соответствии с гендерной схемой и стереотипом. Необходимо также смягчить свои требования по поводу повсеместной дихотомии «маскулинное-фемининное».
Американская исследовательница Шон Берн описывала осуществление дифференциальной социализации двумя механизмами: дифференциальным усилением (процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением) и дифференциальным подражанием (процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей его с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению). О дифференциальном усилении мы говорим, когда приемлемое гендерное поведение вознаграждается, а неприемлемое - наказывается, при условии, что поощрение или наказание человека за определенные модели поведения, интересы и т.д. зависит от его биологического пола.
Вознаграждение часто выступает в форме общественного одобрения. И наоборот, всякое отклонение от модели поведения, которая в данной культуре считается соответствующей гендерной роли, в большинстве случаев наказывается социальным неодобрением. Например, в ряде исследований было показано, что мальчики, которые, вопреки нормам, играют не только с детьми одного с собой пола, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем те, кто подчиняется поло-ролевым стереотипам.
По Ш. Берн, уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу. Как только завершается гендерная идентификация и ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса, который ученые обозначили социализацией «Я», мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки - поведению женщин. Описанное явление и называется дифференциальным подражанием, и оно согласуется с теорией социального научения.
Итак, в данном параграфе были сформулированы основные понятия социализаций, принятые в современной науке, а также рассмотрены и охарактеризованы основные теории социализаций в рамках психоанализа З. Фрейда, когнитивизма (теория гендерной схемы С. Бем) и теории социального научения.
1.2Проблемы формирования гендерной идентичности личности в процессе дифференциальной социализации
Очевидно, что важной составляющей процесса социализации является гендерная социализация, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психических половых различий и гендерной дифференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через популярную литературу, телевидение и иные СМИ, ряд других мы получаем непосредственно, например, в виде наставлений родителей или испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения (явление, которое Шон Берн называет дифференциальным усилением).
Гендерные стереотипы - это, в сущности, социальные нормы. У всех людей есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения и что обычно люди осознают, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола.
Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Во многих странах представления о роли женщины противоречат активному жизненному стилю, поэтому значительное число женщин не стремится к самореализации в сферах, выходящих за рамки традиционно предлагаемых им моделей поведения. Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к традиционно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу работам поставлено множество барьеров: культурные, юридические, образовательные. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении - все это препятствует реализации женщиной себя как личности.
На мужчину гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние семьи на формирование личности ребенка

Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности

Дипломная работа: Негативное влияние компьютерных технологий на формирование личности учащихся начальной школы

Курсовая работа: Влияния средовых факторов на развитие личности ребенка

Реферат: Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Микробиология сыров. Микробиологические процессы, происходящие при производстве сыров (Ярославский, Волжский)