Курсовая работа: Влияние физических упражнений на психическое развитие ребёнка
Актуальность нашего исследования, состоит в том, что уровень психической и физической готовности к школьному обучению у дошкольников снижается из года в год. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в учебе, усвоения материала, режима учебы; овладении навыком письма из-за неподготовленности руки и резкого увеличения числа детей с нарушением речевого развития и проблем с двигательным аппаратом, и координации движений при исполнении движений.
Дата добавления на сайт: 11 августа 2024
Скачать работу 'Влияние физических упражнений на психическое развитие ребёнка':
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 15
ПРЕДМЕТНАЯ КОМИССИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Влияние физических упражнений на психическое развитие ребёнка
Предмет: Теоретические и методологические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Поляковой Зои Борисовны
Москва, 2014
Введение
Актуальность нашего исследования, состоит в том, что уровень психической и физической готовности к школьному обучению у дошкольников снижается из года в год. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в учебе, усвоения материала, режима учебы; овладении навыком письма из-за неподготовленности руки и резкого увеличения числа детей с нарушением речевого развития и проблем с двигательным аппаратом, и координации движений при исполнении движений.
Поднимая проблему развития крупной и мелкой моторики у детей. Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму - функциональная незрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимы для овладения письмом, создать условия для наполнения ребенком двигательным и практическим опытом, развития навыков речевой и двигательной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
Проводя аналогию «руки с мозгом», можно сказать: «с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции кары головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, именно это служит основанием для рассмотрения кисти руки как «органа речи», также как артикуляционного аппарата». Таким образом, развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то в речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы, многие психические процессы: внимание, мышление, воображение, память, связная речь «работают» очень легко. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение для координации его движений.
В целом физиологи считают, что «двигательная активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разно модальной информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающие движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров анализаторов». Таким образом по мнению ученых, программа дошкольного образования «Физическое развитие и здоровье» в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка.
Исследования данной проблемы можно разделить на четыре направления:
) взаимосвязь физиологии и психологии: Н. А. Бернштейн, Г. Шеперд, В. А. Шишкина, Л. В. Карманова, В. Г. Фролов и др.;
) физиология движений и важности физических нагрузок для развития организма ребенка: Н. М. Амосов, И. В. Муравов, Ю. И. Евсеева и др.;
) развитие крупной моторики: П. Лаутеслагером, Е. В. Поле, Патрицией С. Уиндерс и др.;
) развитие мелкой моторики: М. Ю. Кистяковсой, Н. Л. Фигуриным, М. П. Денисовой, Р. Я. Абрамович-Лехтман и др.
Итак, существует противоречие между активным поиском новых форм подготовки детей к школе и взаимосвязи психического и физического развития и недостаточной изученностью теории и практики использования физических упражнений и их влияние на психическое развитие детей в отечественной и зарубежной литературе.
Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы особенности развития психики детей дошкольного возраста? Каковы особенности взаимосвязи моторного и психического развития?
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объектом исследования выбран процесс развития и установления взаимосвязи моторного и психического развития детей дошкольного возраста. моторное психическое упражнение дошкольный
Предметом исследования является влияние физических упражнений на психическое развитие ребенка.
Задачи исследования:
Анализ физиологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
Определить особенности развития психики детей дошкольного возраста.
Выявить эффективность использования физических упражнений на психику ребенка.
Структура исследования включает в себя: введение, одну главу, вывод по первой главе, список используемой литературы, приложение, содержащее в себе диск с мультимедийной презентацией по теме исследования.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1 Взаимосвязь моторного и психического развития
Движение является одним из основных механизмом управления в системе «организм - среда» [21; 237]. Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается, адаптируется, и в процессе этой адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и функционально, а с другой - активно изменяет и приспосабливает среду. В данном процессе движения у человека приобретает специфический, качественно новый характер. Оно обусловлено сознательным, социально-биологическим характером деятельности человека, является основным средством связи и взаимодействия, активной адаптацией, трудовой и учебной деятельностью, которые в свою очередь в значительной степени зависят от уровня развития координационных способностей человека.
Говоря о координации движений человека следует рассмотреть понятие «моторика», «моторное развитие». Моторика (лат. motus- движение) - двигательная активность организма или отдельных органов [1]. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать - это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Психофизиологическая структура движения сложна, ее исследованием занимались многие отечественные и зарубежные ученые: психологи, физиологи, медики, педагоги. Все исследования в области развития мелкой моторики можно классифицировать по степени влияния на развитие у ребенка: мозга, движений, речи, психики (умственных процессов).
Мозг.
В первые о влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии (Э.Я. Степаненкова и другие).
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровляющую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположены множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - не печень и почки, мизинец на сердце.
В Китае распространены упражнения для ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность этих занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующем организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Их растирают между ладонями, пальцами, учат ребёнка разнообразным манипуляциям. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Истоки способностей и дарования детей, по словам В. Сухамлинского, находятся на кончиках пальцев. Чем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Движение.
Н.А. Бернштейн определил «координацию тонких движений пальцев рук… как преодоление избыточных степеней свободы движущего органа иными словами, превращение его в управляемую систему». Или «координация есть организация управляемости двигательного аппарата» [4;164].
Темп движений зависит от индивидуальных особенностей человека. Возможность быстро образовывать рефлексы на время, а, следовательно, и выполнять равномерные движения в значительной степени зависит от уравновешенности нервных процессов. Умение же быстро переходить от одного темпа к другому, связано с подвижностью нервных процессов. Люди сангвинического темперамента легко меняют темп движений. Лица с инертностью процесса возбуждения, с неуравновешенностью нервных процессов (холерики) с трудом переходят от быстрого темпа к медленному и с трудом выполняют (или вообще не могут выполнить) равномерные движения. Лица с инертным процессом торможения затрудняются в переходе от медленного темпа к более быстрому. Флегматики и меланхолики легко приспосабливаются к движениям в более медленном темпе. Внешние раздражители часто вызывают у людей, преимущественно у холериков, ускорение темпа движений вследствие растормаживания рефлекса на время. Если внешние раздражители предъявляются равномерно, то лица со слабой нервной системой приспосабливают свои движения к темпу этих раздражителей.
Работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова и современные исследования высшей нервной деятельности позволяют проникать в закономерности формирования двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики, опираясь на учения об условно рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально - нервных субстратов (новейших органов моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий), так и функциональным дозреванием, и налаживанием работы координационных уровней [14].
Анатомическое дозревание органов моторной системы заканчивается к 2 - 2,5 годам. Сначала идет дозревание древних мозговых структур (мозжечок, красное ядро, «черное вещество»). Последнее соединено не только с корой полушарий, но и с системой, которая к моменту рождения у человека еще недоразвита и созревает к 5 - 6-ому месяцу жизни. До первого полугодия жизни ребенка присуще массовые дифференцированные движения автоматического и защитного характера. В 5 - 6-ти месячном возрасте наступает переломный момент в моторике грудного ребенка: наблюдается переход от синкинезий к синергии (синкинезий - одновременные движения, лишенные смысловой связи; синергии - со дружественные движения или их компоненты, направленные к совместному разрешению определенной двигательной задаче). К 7-ми месяцам ребенок обретает позу.
Второе полугодие является периодом подготовки к ходьбе и бегу. Дети 2-х лет производят впечатление увальней, дети 3 - 7 лет отличаются подвижностью, грациозностью и двигательным богатством, которые появляются в выразительной изобразительной и обиходной моторике. В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений.
Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л.С. Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера даёт богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта [20; 138].
Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Исследователи, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующие влияния функций руки. И. Кант писал: «Рука - вышедший наружу мозг».
Движение пальцев рук у людей совершенствовались из поколение в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге [15; 334].
Физиологи доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки, ее близость к моторной зоне даёт основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предложение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитии речевой функции у ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику [14].
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущем, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов», - писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становилась не только исполнительницей воли, но и создательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передних центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело [8; 224].
Функция кисти уникальна и универсальна. Она основной орган труда во всем его многообразии. Рука на столько связана с нашим мышлением. С переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Жест как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми [19; 11].
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Речь.
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов; все последующие совершенствования речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей [4; 165].
Надо отметить, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции не случайно. В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.Н. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга (ранее эти исследования проводил И.П. Павлов).
Так как у правшей в левой лобной области двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона, оказалось, что если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электромагнитных колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывало такую же активизацию в правом полушарии [12; 76].
Л.А. Панашенко было проведено исследование детей первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других - левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т.е. производимым не самим ребенком, а взрослым) сгибания и разгибания пальчиков. Через месяц и через два месяца такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появления волн высокой чистоты (что является показателем созревания коры мозга). В результате исследования выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательной проекции, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке [21].
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
Многие авторы рекомендуют начинать тренировку движений пальцев рук как можно раньше, в 6-7 месяцев.
С.Е. Гаврина в книге...
Похожие материалы:
Реферат: Влияние героиновой зависимости матери на развитие плода ребенкаДипломная работа: Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка
Курсовая работа: Влияние типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка
Курсовая работа: Родительское отношение и его влияние на развитие ребёнка
Курсовая работа: Влияние семейных конфликтов на развитие агрессивности ребенка