Курсовая работа: Влияние игровой аддикции на социализацию младших школьников

Содержание

Введение
. Теоретические основы исследования социализации в младшем школьном возрасте
.1 Характеристика младшего школьного возраста
.2 Особенности социализации в младшем школьном возрасте
. Феномен игровой аддикции как фактор социализации младших школьников
.1 Феномен игровой аддикции
.2 Теоретическое исследование влияния игровой компьютерной аддикции на социализацию детей младшего школьного возраста
Заключение

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Влияние игровой аддикции на социализацию младших школьников':


Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра психологии образования
Курсовая работа
Влияние игровой аддикции на социализацию младших школьников
Исполнитель:
Селезенева Алёна Андреевна
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение
. Теоретические основы исследования социализации в младшем школьном возрасте
.1 Характеристика младшего школьного возраста
.2 Особенности социализации в младшем школьном возрасте
. Феномен игровой аддикции как фактор социализации младших школьников
.1 Феномен игровой аддикции
.2 Теоретическое исследование влияния игровой компьютерной аддикции на социализацию детей младшего школьного возраста
Заключение
Введение
Научно-технический прогресс XX-XXI века, в частности бурное развитие информационно-компьютерных технологий, привело к тому, что персональный компьютер на данный момент способен решить широкий спектр задач и объединяет в себе множество возможностей, поэтому он стал неотъемлемым атрибутом повседневности современного человека. Более того, современного ребенка, структуру досуга которого существенно изменила компьютеризация.
Именно компьютерные игры стали обязательным элементом досуговой деятельности многих детей и подростков, что не может не иметь за собой определенных последствий. В том числе и явление игровой аддикции, которая негативно влияет на становление личности ребенка.
В 1989 году термин «аддикция» был впервые использован применительно к взаимодействию человека с компьютером М. Шоттоном. Дальнейшими изучениями данного явления занялись в 90-х годах (В. Бреннер, М. Гриффитс, Р. Дэвис, Л.Н. Юрьева и другие).
На данный момент очевидно, что большинство работ (И. Голдберг, К. Янг, А.Е. Войскунский и другие) посвящены проблеме Интернет-аддикции, в то время как проблеме игровой компьютерной аддикции внимания уделено меньше, чем того требует сложившаяся ситуация.
Необходимо отметить также и то, что с течением времени возрастные границы детей с игровой аддикцией снижаются. Среди игровых аддиктов достаточно большое количество детей младшего школьного возраста, однако именно эта возрастная группа чаще остается вне внимания исследователей.
Специфика взаимодействия детей и подростков с компьютеров отражена в исследованиях М. Коула, С. Пейперта, Текла, А.В. Беляева и других. Однако существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования интернета все еще вызывает сомнения у некоторых специалистов. Поэтому на данный момент присутствует необходимость исследования данного феномена.
Объектом работы выступает социализация младших школьников.
Предметом является влияние игровой аддикцией на социализацию детей младшего школьного возраста.
Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой цель изучить особенности влияние игровой аддикции на социализацию детей младшего школьного возраста.
Задачами работы являются:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
2.Изучить особенности младшего школьного возраста и специфику социализации на данном возрастном этапе
.Обобщить теоретические представления о феномен игровой аддикции, накопленные в области отечественной и зарубежной психологии
.Рассмотреть влияние компьютерной зависимости на становление личности ребенка
Работа состоит из двух глав теоретического характера, заключения, списка используемой литературы.
Перспективы мы видим в дальнейшем исследовании влияния игровой аддикции на различные сферы жизни детей и подростков.
1. Особенности младшего школьного возраста
.1 Характеристика младшего школьного возраста
В настоящее время младший школьный возраст (англ. Midchilhood - среднее детство) принято определять, как возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11 -летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. (БПС 1)Таким образом, можно сказать, что возрастные границы определяются именно обучением ребенка в начальной школе.
По мнению Л.С. Выготского школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом (2), называемым кризисом 7 лет, в ходе которого происходят значительные изменения в личности ребенка, так происходит дифференциация внутренней и внешней ее сторон. Проявляется это в потере детской непосредственности, в поступки вносится интеллектуальный момент, он вклинивается между переживанием и непосредственным поступком. Также в ходе кризиса у ребенка формируется осознание своего социального «Я» и завершается таким новообразованием как сформированная внутренняя позиция школьника.
Д.Б. Эльконин говорит о том, что поступление в школу коренным образом изменяет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции, деятельность - деятельность учения, которая становится ведущей в данном возрасте. (3) Однако, употребляя термин «ведущий вид деятельности», не стоит забывать, что ведущая не значит единственная, другие виды деятельности после их появления имеют место быть, находятся во взаимодействии, конкуренции между собой. В том числе игра не исчезает из жизни младшего школьника, она претерпевает существенные изменения в сравнении с игрой у дошкольника. Так Л.С. Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая у дошкольников задается различными внешними атрибутами, у младших школьников нет необходимости в них. Воображаемая ситуация реализуется через правила.
Позиция в жизни младшего школьника, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее определяются теперь тем, как они выполняют свои первые, новые и важные общественно значимые обязанности.
Ребенок в данном возрасте устанавливает разнообразные социальные связи. Очень значимой личностью становится учитель, отношения со сверстниками также меняются, теперь они совместно усваивают знания. Ж. Пиаже утверждал, что «такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребёнку лиц - сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребёнка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм».
З. Фрейд в рамках психоаналитической теории выделял стадии психосексуального развития, где младшему школьному возрасту соответствует латентный период (скрытый). Данный период характеризуется тем, что энергия либидо (психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека) дремлет и внимание направлено на развитие интересов и навыков контакта со сверстниками.
Э. Эриксон разработал теорию психосоциального развития, где он акцентирует внимание на роли социальных взаимодействий в формировании личности. В частности на стадии трудолюбия и чувства неполноценности, возрастные границы которой 6-12 лет чувство «Я» обогащается за счет роста компетентности ребенка в различных областях, которая развивается в школе, дома и среди сверстников. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками, однако в таких случаях сильный вред может нанести негативное оценивание себя по сравнению с другими.
На психическую жизнь ребенка, оказывает влияние второй физиологический криз, приходящийся на возраст 7 лет, во время которого происходит интенсивное биологическое развитие организма, а именно происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. После 7 лет биологическое развитие идет равномерно. Таким образом, изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка происходит одновременно с перестройкой всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Однако, установлено, что физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.
Необходимо также указать, что не только физиологические изменения определяют важнейшие изменения в развитии психики, но и учебная деятельность, которая, как отмечалось ранее, становится ведущей в младшем школьном возрасте. Интенсивно преобразуются познавательные процессы, которые приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. У ребенка развивается способность управлять мышлением, вниманием, памятью, он овладевает своими психическими процессами. Таким образом, происходит опроизволивание психических процессов.
Обратимся к когнитивной теории Ж. иаже, согласно которой младший школьный возраст совпадает со стадией конкретных операций, границы которой 5/7 -12 лет. Мышление на данном этапе постепенно превращается в логическое, становится обратимым, более гибким и сложным. Дети в этом возрасте способны устанавливать причинно-следственные связи, а также делать логические умозаключения. Согласно Пиаже, дети приобретают эту более сложную и тонкую форму мышления в процессе активного исследования физической среды, задавая себе вопросы и в основном находя на них ответы.
Обращаясь к вопросу о внимании, следует отметить, что на данном этапе у детей очень слабая произвольность внимания и более развито непроизвольное внимание. Также внимание в этом возрасте характеризуется сравнительно небольшой устойчивостью.
Такие психические процессы, как память и восприятие в младшем школьном возрасте становятся значительно более управляемыми. Д.Б. льконин по этому поводу говорил: «Память становится мыслящей, а восприятие - думающим». Однако, такой вид памяти как образная память, которая является ведущей, наряду с эмоциональной в данном возрасте, плохо поддается управлению и то, что ребенок отчетливо помнит яркое и неординарное не является показателем хорошей памяти. Таковым показателем может считаться память на слова, а для детей младшего школьного возраста характерно механическое запечатление словесной информации.
Обращаясь к воображению младшего школьника, можно увидеть такую тенденцию его развития - переход к более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. (8)
Обобщив все сказанное выше, можно сказать, что младший школьный возраст - это возраст кардинальных изменений и интенсивного развития. Учебная деятельность, которая теперь является ведущей, предъявляет высокие требования к произвольному поведению. Главным новообразованием данного возрастного этапа является произвольность.
.2 Особенности социализации в младшем школьном возрасте
Социализация - (англ. socialization; от лат. socialis - общественный) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. (БПС) Если говорить о социализации у детей, то она будет выступать, как процесс включения ребенка в общество. Этот процесс может происходить как стихийно, так и целенаправленно (имеется в виду воспитание)
Понятие социализации было введено в 40-е годы в работах Дж. Долларда и П. Миллера. В зных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию. В необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в гуманистической психологии - как результат самоактуализации «Я-концепции».
Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с миром социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны, неразрывны. С данных позиций рассмотрим процессы ранней социализации ребенка как процесс его когнитивно-социального развития.
Одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследований анализ развития личности ребенка, был В. Штерн. Его теория получила название теории конвергенции. Психическое развитие в представлении Штерна - это саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Так, в игровой деятельности он выделял форму неизменную и связанную с врожденными инстинктами. Содержание игры задается средой, помогая ребенку понять, в какой деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей. Саморазвитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. Под дифференциацией он имел в виду переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам. Штерн был одним из первых, указавшим на роль схемы как ментальной структуры, помогающей перейти от представлений к понятиям.
Бихевиористы сводили социализацию к социальному научению - приобретению новых форм реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними. А. Бандура указывал, что люди способны представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается их имитировать.
Психоаналитические взгляды (и прежде всего концепция Фрейда) можно обозначить как теорию конфронтации двух факторов: биологических тенденций и среды. Роль социальных влияний состоит в том, чтобы ограничить, табуировать поведение человека. Под давлением социальных норм врожденное вытесняется из сознания, создавая напряжение и конфронтацию между сознательным (социальным) и подсознательным (врожденным).
Ж. Пиаже не рассматривал процесс социализации как самостоятельный или специфичный. Он считал, что по мере становления логического мышления ребенок овладевает правилами и законами организации социума. Критическим периодом в развитии способности к логическому мышлению, а следовательно, и пониманию правил социальной организации является преодоление эгоцентризма ребенка в 6-7-летнем возрасте. Следовательно, согласно Пиаже, когнитивное развитие определяет возможности социального.
Противоположная точка зрения была сформулирована в работах П. Шпитца, Дж. Боулби и их последователей. В их работах впервые были описаны последствия материнской депривации на психическое развитие ребенка, показана роль ранней эмоциональной привязанности к матери для психического здоровья, формирования личности ребенка. Последствия жизни ребенка в учреждении (госпитализм) в отрыве от матери проявлялись уже к 3-4 месяцам и становились значительными к 6-7 месяцам. Дефицит социальных контактов приводил к снижению интереса к окружению, нарушению моторного развития, появлялась апатия, обедненность эмоциональных проявлений. В дальнейшем происходили тяжелые изменения в интеллектуальном и личностном развитии детей. Формировался характер, по словам Дж. Боулби, никого не любящий и не испытывающий потребности в любви (по Лангмейеру, Матейчику, 1984). Эту линию исследований продолжили Дж. Боулби (теория эмоционального развития) и М. Эйнсворт (теория привязанности).
Говоря конкретно о социализации младших школьников, следует отметить, что ребенок вступая в этот возраст, меняет социальную ситуацию развития. Процесс социализации теперь протекает в тесной связи с учебной деятельностью.
Мотивационная сфера, которая, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности, претерпевает значительные изменения.
Теперь среди разнообразных социальных мотивов учения одно из главных мест занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для младшего школьника - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Мотивы подразделяются на внутренние и внешние, среди первых выделяют познавательные и социальные мотивы. Познавательные связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания, овладевать способами самостоятельного приобретения знаний. Социальные же мотивы связаны с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью, среди которых стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа, а также стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Проявляется и мотивация избегания неудачи, которая выражается в том, что дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.
Внешние мотивы связаны со стремлением учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, иначе говоря, главным становится не получение знаний, а какая-то награда.
В этом возрасте активно развивается самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Оценка успеваемости
в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Взаимосвязь копинг-стратегий младших школьников с детско-родительскими отношениями

Реферат: Самооценка младших школьников и пути ее формирования

Реферат: Ученический коллектив как фактор социализации младших школьников

Реферат: Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников

Реферат: Регуляция агрессивного поведения младших школьников