Курсовая работа: Влияние личностных особенностей матерей на адаптацию детей к условиям детского сада

Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации является актуальной на протяжении многих десятилетий и не потеряет своей актуальности в связи с тем, что ежегодно десятки тысяч малышей поступают в дошкольные учреждения.

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Влияние личностных особенностей матерей на адаптацию детей к условиям детского сада':


ОГЛАВЛЕНИЕ
Определения, обозначения, сокращения
Введение
. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей к детскому саду
.1Анализ понятия адаптации
.2Особенности адаптации детей к детскому саду
.3 Возрастные особенности детей раннего возраста
. Эмпирическое исследование связи личностных особенностей матерей с
успешностью адаптации детей раннего возраста к детскому саду
.1 Организация эмпирического исследования
.2 Анализ результатов исследования
. Работа педагога-психолога с матерями, чьи дети начали посещать детский сад
.1 Организация работы по профилактике дезадаптации ребенка к детскому саду
.2 Анализ результативности работы
Заключение, выводы
Список использованных источников
Приложение А. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
Приложение Б. Анкета для родителей
Приложение В. Опросник R.B. Cattell
Приложение Г. Результаты исследования по опроснику R.B. Cattellа
Приложение Д. Расчет показателей «Общительность - адаптация»

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей пояснительной записке применяются следующие определения, обозначения, сокращения:
адаптация - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды;
адаптация - процесс вхождения в согласие с внешним миром и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками с другой;
адаптация - способность личности приспосабливаться к различным условиям внешней среды, в том числе и образовательной среды;
социально-психологическая адаптация - приспособление человека к определенным социальным нормам, условиям, с учетом личностных, индивидуальных качеств, особенностей психики;
социально-педагогическая адаптация - процесс, который характеризует наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию, то есть она свидетельствует о том, что человек находится в наиболее оптимальных условиях для социализации и социального воспитания;
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации является актуальной на протяжении многих десятилетий и не потеряет своей актуальности в связи с тем, что ежегодно десятки тысяч малышей поступают в дошкольные учреждения. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен для ребенка. Это является для него стрессовой ситуацией, так как меняется социальное окружение, происходит перестройка режима, меняются требования к ребенку. В период адаптации у ребенка меняется эмоциональное состояние, поведение, могут утрачиваться сформированные навыки. Нередко в период адаптации ребенок заболевает, что в свою очередь, осложняет этот процесс.
В исследованиях Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой показано, что наиболее сложно привыкание происходит у детей второго года жизни. Все недостатки выражены в этом возрасте сильнее, чем у детей старше двух лет. Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает в своих работах на то, что нарушения эмоционального состояния сказываются на системе реактивности и специфического иммунитета, что ухудшает здоровье ребенка. Ученые А.Г. Атанасова и Л.Г. Голубева рассматривали причины трудного привыкания детей к среде в группе. Одной из таких причин является рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка с взрослым и становлением новой ведущей деятельностью манипуляций с предметами, требующей другой формы общения - сотрудничества с взрослым. Незнакомая обстановка угнетает обычную активность детей. В исследованиях Л.В. Мокшанцевой рассматриваются виды адаптации (социальная и психическая) и указываются причины трудностей адаптации, которые имеют комплексный характер. Но в настоящее время по данным министерства образования и науки РФ проблема адаптации осложняется тем, что группы раннего возраста переполнены, воспитатели дошкольных учреждений находятся в сложной ситуации. Понимая сложность проблемы, они часто физически не в состоянии уделить необходимое внимание вновь поступающим детям. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка в процессе адаптации. В данном случае педагогу необходимо выстроить свою работу так, чтобы успеть оказать достаточное внимание вновь пришедшему ребенку. Без четких знаний особенностей адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада это практически невозможно. Таким образом, возникает необходимость детального изучения особенностей адаптационного периода для последующего создания эффективной системы работы с детьми и родителями, которая снизит напряженность данного периода, поможет снизить негативные эмоциональные проявления.
Несмотря на степень разработанности проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, остаются недостаточно проработанными вопросы по выявлению связи личностных особенностей матерей и адаптации детей к детскому саду. Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро каждой Основной общеобразовательной программы. В период привыкания детей раннего возраста к детскому саду взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и матерью во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Кроме того, часть матерей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста. Если воспитатели и матери объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Цель исследования: разработать рекомендации для педагогов Дошкольного Общеобразовательного Учреждения по работе с матерями, чьи дети начали посещать детский сад.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к детскому саду.
Предмет исследования: связь личностных особенностей матерей и адаптации детей к детскому саду.
Гипотеза исследования: эффективность адаптации детей к детскому саду зависит от личностных особенностей матерей.
В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования можно поставить следующие задачи:
проанализировать психофизиологические особенности развития детей раннего возраста;
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации;
провести эмпирическое исследование связи личностных особенностей матерей с адаптацией детей к детскому саду;
проанализировать результаты эмпирического исследования;
организовать работу с матерями по профилактике дезадаптации ребенка к детскому саду;
проанализировать результативность работы.
На разных этапах работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, методы количественной и качественной обработки эмпирических данных с их последующей интерпретацией.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
1.1 Анализ понятия адаптации
В Большой Советской Энциклопедии адаптация трактуется как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды [1, с.79]. В психологии адаптация представляет собой процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками с другой [9, с.109]. В педагогике адаптация понимается как способность личности приспосабливаться к различным условиям внешней среды, в том числе и образовательной среды [3, с.68].
В современной отечественной науке процесс адаптации ребенка раннего возраста рассматривается в трех направлениях: медико-биологическом, социально-психологическом, социально-педагогическом [16, с.67]. Медико-биологический подход анализирует процесс адаптации организма к условиям и факторам внешней среды, которые подразделяются на устойчивые и изменяющиеся, в частности к таковым относятся температура и влажность, иллюминативность, атмосферное давление, и иные физические факторы. Помимо анализа влияния факторов внешней среды, медико-биологический подход изучает адаптацию организма и к изменениям и в самом организме, к частности к нарушениям работы какого-либо органа человеческого организма, болезням и иным процессам и сбоям в работе организма. С точки зрения данного подхода процесс адаптации здесь направлен на сохранение функций гомеостаза.
В отношении ребенка раннего возраста в психологии согласно медико-биологическому подходу процесс адаптации организма подразделяют на социально-психологическую адаптацию и собственно-психологическую адаптацию. Социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление человека к определенным социальным нормам, условиям, с учетом личностных, индивидуальных качеств, особенностей психики. Собственно-психологическая адаптация есть коммуникация человека с окружающими его людьми, его активная деятельность среди других людей [16, с.67].
Социально-педагогическая адаптация, в общем, рассматривается как процесс, который характеризует наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию, то есть она свидетельствует о том, что человек находится в наиболее оптимальных условиях для социализации и социального воспитания [19, с.146]. Наряду с этим социально-педагогическая адаптация содержит в себе и ряд дополнительных характеризующих признаков, в частности к таковым относятся медико-морфологический, медико-морфофункциональный [19, с.146].
Процесс развития и становления личности, в частности ребенка, периодически приводит к внутренне детерминированному неустойчивому состоянию, резко увеличивая риск патологических процессов. У некоторых детей с самого рождения онтогенез характеризуется наличием чрезмерно выраженной неустойчивости ферментного статуса клеток, и при небольших воздействиях окружающей среды может иметь место появление патологического процесса, который может обусловить заболевание организма, снизив возможности процесса адаптации.
Дети раннего возраста имеют морфофункциональную незавершенность уровней иерархии и высокий темп развития. Последний, в свою очередь, и приводит к глубокой ранимости и пластичности детского организма. Именно в связи с этим любые социально-средовые влияния в ранний период развития ребенка могут обусловить целый ряд изменений в функциональных системах гомеостатического и поведенческого уровней, обратимых и необратимых в своем происхождении [21, с.126].
Медико-функциональная система адаптации человека включает в себя четыре подсистемы, в частности это психоэмоциональная, неспецифическая защита, метаболизм, нейровегетативное жизнеобеспечение. При этом именно эмоциональное напряжение, являясь основой процесса адаптации детей раннего возраста, вызывает включение последовательно приспособительных реакций механизма регуляции организма. При чем интенсивность и продолжительность приспособительных реакций снижается по мере взросления ребенка [19, с.147].
Помимо физиологических признаков адаптации у детей раннего возраста ученые [21, с.127] отмечают и психологические. К примеру, в раннем возрасте у ребенка интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны головного мозга, и прослеживается взаимосвязь физического и нервно-психического развития, в частности ребенок начинает овладевать основными движениями раннего возрастного периода, элементарными гигиеническими навыками, также в раннем возрасте у ребенка осуществляется разделение предметной и игровой деятельности, и у него закладываются основы наглядно-образного и символического мышления [21, с.147]. В раннем возрасте ребенок стремится к общению и взаимодействию со взрослыми, у него возникает потребность в сотрудничестве [21, с.148]. По словам Д.Б. Эльконина ребенок познает мир именно через взрослого, с его помощью и посредством взаимодействия со сверстниками. К концу периода раннего возраста у ребенка появляется фундаментальная характеристика ребенка трех лет - «я сам», «я могу» и этот период знаменуется как «кризис трех лет» [37, с.87].Svancara отмечает, что на эффективность процесса адаптации детей раннего возраста оказывают влияние факторы социального развития, к тактовым он относит наследственность, включающая в себя систему генетически заданных характеристик, среду, подразумевающую под собой совокупность предметов, объектов социального окружения ребенка, социальную активность и целенаправленное воспитание [36, с.91]. Josef Svancara полагает, что особенность влияния этих факторов заключается в их неразрывном единстве, взаимодополняемости и взаимообусловленности [36, с.91].
Изучив понятие адаптации детей раннего возраста наряду с анализом физиологических, психологических механизмов социальной адаптации, можно заключить, что ребенок при поступлении в дошкольное образовательное учреждение проходит три стадии процесса социальной адаптации (начальная адаптация, частичная и благоприятная) [33, с. 120]. Рассмотрим сущность каждой стадии адаптации в отдельности.
Первую стадию или начальную адаптацию (8 недель) следует охарактеризовать следующим образом. Ведущий механизм на начальной стадии адаптации ребенка раннего возраста это рефлекторно-регулятивный механизм, связано это с тем, что смена среды воспитания (из семьи в дошкольную среду) влияет, на функциональные структуры детского организма, и, следовательно, влечет за собой неустойчивость эмоциональных состояний ребенка (плач, агрессию, страх). В совокупности это может привести и является причиной срыва или снижения эффективности процесса социальной адаптации ребенка раннего возраста. На основании этого деятельность и усилия всех участников воспитательного процесса направлены именно на сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста путем организации и поддержания благоприятной эмоциональной атмосферы в ДОУ и организации совместной деятельности всех участников воспитательного и образовательного процесса, в том числе и родителей воспитанников [33, с.121].
Вторая стадия или стадия частичной адаптации периодом в 8 недель характеризуется тем, что здесь основной механизм социальной адаптации это подражание. В частности, на второй стадии адаптации, ребенок активно осваивает пространство группы и знакомится с различными предметами деятельности при ведущей роли взрослого, проявляет интерес к сверстникам. Следовательно, к основным задачам педагогов ДОУ здесь относится создание развивающей среды соответствующей предметной деятельности детей, организация совместной деятельности воспитателя с детьми.
Третья стадия или стадия полной адаптации продолжительностью 18 недель характеризуется следующим. Основной механизм адаптации - традиционный и стилизованный механизмы, проявляющиеся при усвоении норм поведения ребенком раннего возраста, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. На этой стадии адаптации происходит формирование психологических черт согласно раннему периоду развития ребенка, формируется и развивается познавательная и речевая активность ребенка. Следовательно, перед педагогами на этой стадии адаптации ребенка поставлена такая важная задача как создание условий для развития у детей речи, поэтому вся деятельность воспитателя в работе с детьми направлена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением [33, с.122].
В целом, в период адаптации к условиям детского сада в большинстве случаев отмечается снижение во всех сферах развития ребенка, в частности, в речи, навыках, умениях, игровой деятельности. Josef Svancara отмечает, что в период адаптации у ребенка имеет место быть переделка ранее сформированных динамических стереотипов, следовательно, происходит преодоление психологических преград. В результате этого стресс может вызвать у ребенка некую реакцию защиты в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. На основании этого, Josef Svancara выделяет следующие факторы, которые определяют функциональные возможности детского организма в период адаптации: факторы социальной природы и биологические факторы [36, с.93]. К первым ученый относит нарушение режима жизнедеятельности ребенка, сна, бодрствования, увеличение нервно-психического напряжения, что может спровоцировать хроническое переутомление и задержку психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания новорожденного в первые три месяца, частота заболеваемости до посещения дошкольного учреждения [36, с.94].
С учетом этих двух групп факторов, определяющих функциональные возможности детского организма в период адаптации, выделяют несколько видов адаптации детей раннего возраста: легкая, средняя и тяжелая адаптация. При легкой адаптации в течение двух недель у ребенка происходит нормализация поведения по таким показателям как режим жизнедеятельности, сна, бодрствования, нервно-психического напряжения, то есть ребенок в ДОУ спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Отношения с близкими людьми при данном типе адаптации у ребенка не нарушены. Имеет место быть незначительное снижение защитных сил организма, которое и к концу второй или третьей недели восстанавливается. Острых заболеваний не возникает [26, с.72].
Адаптация средней тяжести (до 30 дней) характеризуется следующим. Имеются нарушения в поведении и общем состоянии ребенка, которые выражены ярче и длительнее чем при легкой адаптации. Восстановление сна и аппетита ребенка происходит в среднем через 20-30 дней после поступления в ДОУ, часто происходит смена настроения в течение месяца, активность ребенка значительно снижена: ребенок плаксив, малоподвижен, не стремится исследовать новое окружение, не старается использовать приобретенные ранее навыки речи. Сказанные изменения в поведении ребенка имеют среднюю продолжительность сроком в 1,5 месяца. При этом стоит отметить, что в период средней адаптации особенно отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы, в частности наблюдается функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дипломная работа: Влияние психологических особенностей супругов на удовлетворенность браком

Реферат: Влияние пассивного курения на здоровье детей и взрослых

Реферат: Адаптация детского организма к условиям ДОУ