Реферат: Влияние музыки Э. Грига на психо-эмоциональное развитие личности подростка

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром, «…жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого».

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Влияние музыки Э. Грига на психо-эмоциональное развитие личности подростка':


Введение
Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром, «…жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого».
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность ее содержания, особенности ее воздействия на человека.
Специфика действия музыки на нравственность человека связана прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости.
Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик.
Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радостью за другого.
Подростковый возраст, существенная часть которого приходиться на старшие классы средней школы, занимает исключительно важное место в процессе формирования личности.
В этом возрасте роль эмоций в психо-эмоциональном развитии личности подростка очень важна.
Психо-эмоциональная сфера подростка является предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.).
Таким образом, по проблематике данного исследования на сегодняшний день существует достаточно обширная литература. Тем не менее, несмотря на актуальность данной проблемы и активную исследовательскую работу психологов и педагогов, некоторые ее аспекты все еще не достаточно хорошо изучены и разработаны.
Учитывая вышеизложенные факты, целесообразно говорить об актуальности и важности на сегодняшний день рассмотрения данной темы.
В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что эмоции, вызванные воздействием музыкальных произведений Грига содействуют более совершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Цель дипломной работы: изучить влияние музыки Грига на психо-эмоциональное развитие личности подростка.
Объектом дипломной работы является психо-эмоциональное состояние подростка в переходный период.
Предметом исследования является воздействие музыки на подростковую психику и возможность преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние подростка.
Гипотеза исследования: эффективность музыкального воздействия на психо-эмоциональное состояние подростка повысится, если в организации психологической работы обеспечить максимальную реализацию достижений психо-коррекционной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, нами были поставлены следующие задачи дипломного исследования:
.Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков.
.Провести анализ теоретических основ проблемы изучения психологических особенностей эмоциональной сферы подростков.
.Эмпирическим путем выявить психологические особенности эмоциональной сферы подростков.
.Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
.Разработать психолого-педагогические рекомендации для возможной коррекции, управления и контроля психологических особенностей эмоциональной сферы подростков.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
. Метод изучения научной психолого-педагогической литературы
. Наблюдение.
.Психодиагностические методы:
методика «Эмоциональная отзывчивость подростка»,
методика "Изучение высших чувств»,
методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний».
Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны П.К. Анохиным, А.Н. Леонтьевым, А.Г. Маклаковым, А.В. Петровским, Д.Б. Элькониным и другими.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что проведенное нами теоретическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса.
Эмпирическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования проблемы.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты вносят дополнения в существующие представления о влиянии музыки Грига на психо-эмоциональное состояние подростка. Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы №3 г.Рудного и ГУ «Основная специализированная музыкальная школы» № 21 г.Рудный.
1 Психологическое воздействие музыкальных произведений Грига на психо - эмоциональное состояние подростка
.1 Психологические и эмоциональные сферы подростка в свете различных концепций
Предметная область музыкальной психологии не является узко специализированной. Тот факт, что сфера музыкальной деятельности и изучения ее психологических механизмов и особенностей довольно велика, позволяет выделить отдельную научную отрасль - музыкальную психологию в рамках психологии в целом. И объединяется она самой природой музыки, ее спецификой и уникальностью как языка, так и рода деятельности. Нельзя отказать музыке в воспитательном, образовательном, терапевтическом и социальном влиянии на человека. И именно психология может достаточно глубоко и научно раскрыть механизмы этого воздействия, обосновать их и внедрить в практику.
Важно пояснить что такое «воздействие». Из словаря Ожегова С.И. следует «Воздействовать - оказывать влияние, добиваться необходимого результата» [1,с.115].
Музыкальная психология донаучного периода имеет глубокую историю. Этот большой исторический период важен с точки зрения накопления знания, эмпирического опыта, расширения проблематики, которые послужили основой для дальнейших экспериментальных исследований, научных обоснований и практических методов. Истоки музыкальной психологии тесно связаны с такими науками, как физиология, эстетика, философия, музыкознание.
По Петровскому А.В.: «Музыкальная психология - отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Музыкальная психология исследует проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке; применения музыки как массового средства коммуникации (в концертах, спектаклях, кино, на телевидении, радиовещании); влияния функциональной музыки на производительность труда; лечебного воздействия музыки на человека, профессиональной деятельности музыканта: его обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств (умение общаться с публикой и воздействовать на нее); эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений; влияния музыки на повышение творческого потенциала личности. Одним из направлений музыкальной психологии является психология музыкальной деятельности, которая изучает основные ее виды: слушание (восприятие), исполнение, сочинение и преподавание музыки. Возникновение музыкальной психологии как отрасли знаний относится к середине XIX в.и связано с выделением дифференциальной психологии в самостоятельную область науки. Первоначально деятельность ученых была направлена на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, которые считались основой для понимания более сложных психических явлений. Положительным результатом этих исследований было установление объективных данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов» [2, с. 25].
В конце XIX века многие сферы исследований искусства и художественного творчества психологизируются. В это же время психология в целом начинает отстаивать право на самостоятельность в ряду других позитивных наук и получает официальное признание как отдельная научная область знания. С этими процессами связана постепенная дифференциация области музыкальной психологии от эстетики, философии и музыкознания и образование ее самостоятельной предметной области в рамках психологии.
Одной из тенденцией развития предметной области музыкальной психологии считают начальную ее малую дифференциацию с музыкальной эстетикой и философией. Такое сочетание привело к исследованиям психологической природы эстетических переживаний, объяснению как протекают процессы музыкального восприятия и творчества, как содержание музыкального произведения обретает свое психологическое выражение, исследованиям психологической природы (психологизма) различных элементов музыкального языка. То есть предметом исследования было изучение музыки как феномена культуры, специфика самой музыки. Знание психологических законов ощущений, восприятия непосредственно применялось для раскрытия собственно музыкальной деятельности. А предметная область музыкознания становится материалом, на котором проводились различные психофизиологические исследования.
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.
Культуру, какой бы страны мы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки, в основном в целях нормализации душевного состояния людей, т.е. в психотерапевтических целях. В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах.
Из психологического словаря А.В. Петровского следует: «Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов. В течение многих веков психика обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал» [3,с. 119].
Из словаря Даля В.И. следует: «Музыка - это искусство стройного и согласного сочетания звуков, это красота, проявляющаяся в этих сочетаниях, их гармонии, созвучии, мелодии. Музыка помогает духовному развитию человека, его восприятию внешнего мира и обогащению воображения» [4, с.341].
В наши дни музыка является не только источником удовольствия и развлечения, но и работой, сферой деловых интересов. Каждый по-своему воспринимает разные музыкальные ритмы, по-разному на них реагирует.
О лечебном эффекте музыки писали древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, считавшие, что от музыки зависит порядок во Вселенной и в том числе - гармония в человеческом теле. Уже в IV-VI веке до н. э. было известно, что мелодия и ритм музыки помогают изменить эмоциональный настрой.
Демокрит заметил лечебный эффект звучания определенных музыкальных инструментов. В древней Италии предлагали излечивать безумие звуками трубы.
Как же на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр?
Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции.
Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул.
Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и прочее.
Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам.
Не потому ли они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать...
Мелодия воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно.
Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.
Гармония производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды.
Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие.
Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку.
Тембр. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию, целые стадионы...
Большое значение придавали ритмам музыки, ее тональности. В древней Греции использовались гимны скорби, радости, торжественные (дифирамбы). В гимнах на сознание слушателей воздействовали и пение, и музыка, создавая соответственно настроение скорби, радости и душевного подъема. Музыка широко использовалась и в других странах древнего мира - в Китае, например, музыка сопровождала человека всю жизнь. По мнению древних китайцев, музыкальный лад (пентатоника) основана на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы - земля, металл, дерево, огонь, вода, - которые в свою очередь соответствуют пяти внутренним органам - селезенка, легкие, печень, сердце, почки. Лечение душевных расстройств предполагало воздействие звука определенного тона на активные точки, расположенные по телу. Интересно, что принцип пяти тонов связывался с пятью частями света, с пятью чувствами и с пятью плотными органами тела. В древней Индии музыкотерапия также использовалась очень широко.
Индийская философия утверждает, что музыка - инструмент гармонии души и мира, что ни одно искусство не способно так облагородить и развить личность, как музыка.
Ибн Сина (Авиценна) изучал воздействие музыки не только на больного, но и на здорового человека, по сути использовав музыку для профилактики нервно-психических заболеваний. Психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки на человека не подлежит сомнению в свете сегодняшних представлений о музыкальном искусстве, о роли музыки в жизни человека. Мы не представляем себе сегодня домашнего отдыха, событий в жизни (бракосочетание, семейные праздники, проводы в мир иной и т.д.) без соответствующего обстоятельствам музыкального сопровождения. Лирические мелодии испокон веков служили для создания особой атмосферы, при этом бокал хорошего вина практически всегда был атрибутом интимной ситуации (что можно видеть на классических полотнах художников разных времен и народов). Согласно современным представлениям, музыка положительно воздействует на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Музыка успокаивает, снимает психоэмоциональное напряжение, мобилизует резервные ресурсы организма. Не случайно в России еще в 1913 году был создан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли В.Бехтерев, И.Сеченов, С.Римский-Корсаков.
Во второй половине XX века музыкотерапия выделилась как самостоятельное направление в странах Европы и в США. Как научное направление, музыкотерапия возникла в Швеции и США в 1947г., в Соединенных Штатах после второй мировой войны, когда она с успехом применялась для реабилитации ветеранов. В 1950 году здесь была даже создана Национальная ассоциация музыкальной терапии, работающая в основном с детьми и престарелыми людьми. В 1990г. в университете Нью-Йорка была открыта клиника музыкальной терапии. В ней развивается направление инструментальной и вокальной терапии - музыка здесь используется как средство коммуникации. Музыкально-психотерапевтические общества и центры работают в Швеции, Австрии, Швейцарии. Во Франции и Голландии музыкотерапия широко используется в практической психотерапии и в хирургии. При этом музыка подбирается специально с учетом личностных особенностей пациента и его заболевания. Достоверно показано, что музыка в случае ее положительного воздействия действительно способствует выработке эндорфина (гормона удовольствия). Более того, укрепляется иммунитет и вырабатываются эндогенные (внутренние собственные) анестезирующие вещества. Российская школа использования искусства в лечении и коррекции психо-эмоциональных нарушений показала, что музыка оказывает особенно сильное лечебное воздействие. Оказалось, что звуки различной частоты и высоты в различной степени изменяют состояние психики, при этом изменяются частотные характеристики электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга, в частности, усиливается альфа-ритм ЭЭГ, если музыка доставляет удовольствие. Выяснилось также, что различные инструменты воздействуют на разные жизненные системы: например, скрипка и кларнет целебны для сердечно-сосудистой системы.
Имеет значение ритмика: успокаивающе действует мелодичная музыка (всем известные колыбельные), энергичная действует тонизирующе (походные песни, марши, плясовые).
В Москве в 1997 г. создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ), где лучшие достижения современной клинической и традиционной медицины, компьютерной технологии и искусства объединены в новое направление интегративной медицины. Это направление занимается профилактикой, коррекцией и поддержанием здоровья человека.
Из словаря Маклакова А.Г. следует: «Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций» [5, с.376].
Сегодня существуют программы классической музыки для регуляции психического и эмоционального состояния: для...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние компьютерных игр на развитие личности подростка

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Реферат: Влияние героиновой зависимости матери на развитие плода ребенка

Курсовая работа: Влияния средовых факторов на развитие личности ребенка