Курсовая работа: Влияние особенностей личности на выбор профессии у подростков

Тема профессионального самоопределения была всегда актуальной. В любом из существующих до сих пор человеческих обществ обнаруживается разделение труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции, социальные нормы, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины.

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Влияние особенностей личности на выбор профессии у подростков':


РЕФЕРАТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА, ЛИЧНОСТЬ, ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: особенности личности и профессиональных интересов подростков.
Цель работы: выявить влияние особенностей личности на выбор профессии у подростков.
В процессе работы был проведен теоретический анализ проблемы, эмпирическое исследование профессиональных интересов и способностей подростков, а также особенностей личности.
В результате исследования была разработана программа по профориентации «Путешествие в мир профессий» для старших школьников.
Областью возможного практического применения является использование полученных данных в практической деятельности педагогов, профконсультантов, социальных работников при принятии решения о выборе профессионального пути с учетом интересов, способностей, личностных качеств подростков.
Элементами научной новизны полученных результатов является изучение влияния взаимосвязи личностных особенностей и профессиональных интересов подростков.
Автор подтверждает, что приведенный в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
1.1 Проблема исследования личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Профессиональная направленность и профессионально важные качества личности
1.3 Особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Программа по профориентации «Путешествие в мир профессий»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ВВЕДЕНИЕ
Тема профессионального самоопределения была всегда актуальной. В любом из существующих до сих пор человеческих обществ обнаруживается разделение труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции, социальные нормы, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины. Развитое общественное производство и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштабы индивидуального выбора. Н.С. Пряжников отмечает, что особенностью этого времени стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. И для нас важно понять, что изменилось к этому времени в самом человеке, в обществе, чем сегодня руководствуются школьники при выборе профессии. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью приблизительно на 50% связана с любимой или нелюбимой работой. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Кроме того, профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Учащиеся старших классов нередко обращаются к консультации психолога с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. Затруднения в выборе будущей профессии чаще всего возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто и учителей, и родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется; из-за неумения оценить себя, свои способности, возможности, соотнести их с миром профессий. Индивидуальные различия между людьми очень велики. Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования, которые вытекают из ее содержания и специфики. Известно, что люди, не имеющие данных к выбранной области деятельности, не только овладевают ею с большим трудом, но и показывают худшие результаты, чаще допускают ошибки в процессе своей работы. Это касается в первую очередь таких профессий, в которых даже небольшой просчет, вызванный немедленной реакцией, неустойчивостью внимания, нерешительностью и другими психологическими особенностями человека, может создать аварийную ситуацию и привести к тяжелым последствиям. Успешное овладение самыми различными видами деятельности возможно на основе одних и тех же индивидуальных особенностей. Пластичность нервной системы дает возможность человеку овладевать многими профессиями. Однако это не означает равенства людей с точки зрения их индивидуально-психологических и типологических особенностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет диспозициональная концепция Г. Айзенка. Также в работе мы опираемся на основные теоретические положения, лежащие в основе исследований профессиональных интересов Е.А. Климова. В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшими классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистяковой), разработка основных положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения таких, как А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга и др.
Научная новизна исследования заключается в изучении влияния взаимосвязи личностных особенностей и профессиональных интересов подростков.
Цель работы: выявить влияние особенностей личности на выбор профессии у подростков.
Задачи:
изучить теоретические подходы к исследованию личностных особенностей и профессиональных интересов;
оценить профессиональные интересы подростков;
определить особенности личности подростков;
исследовать уровень взаимосвязи личностных особенностей и профессиональных интересов подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: особенности личности и профессиональных интересов подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями личности и профессиональными интересами у подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; психодиагностический метод; методы математической обработки данных (коэффициент корреляции Спирмена).
Методики исследования:
Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова.
Опросник «Я умею».
Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) (адаптация А. Шмелева).
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 42 подростка в возрасте 14-16 лет, из них 25 девушек и 17 юношей.
База исследования. Исследовательская работа проводилась в Учреждении образования «Средняя школа № 6» г. Слуцка.
Существует много исследовательских работ отечественных и зарубежных авторов по изучению Я-концепции и профессионального самоопределения, но работ, выявляющих их взаимосвязь, изучено недостаточно и это обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования. Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов. Материал данной работы может быть использован психологами, профконсультантами, социальными работниками, педагогами, родителями и детьми при принятии решения о выборе профессионального пути с учетом интересов, способностей, личностных качеств.
Структура работы: введение, теоретическая часть, эмпирическая часть, заключение, выводы, список использованных источников, приложения. В теоретической части работы были проанализированы личностные особенности, влияющие на успешность профессиональной деятельности, рассмотрены профессионально важные качества личности. В эмпирической части была проведена оценка профессиональных интересов подростков, особенностей личности подростков, а также выявлен уровень взаимосвязи личностных особенностей и профессиональных интересов подростков. В заключении сделаны выводы по работе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
.1 Проблема исследования личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологии
подросток профессиональный направленность опросник
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.
Нет однозначного определения термина «личность». С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации[2, c. 65].
Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. [42, c. 19].
Успешность или неуспешность человека в профессиональном деятельности во многом детерминирована соответствием его индивидуально-типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте, характере, способностях, требованиям профессии. Эти индивидуально-типологические особенности личности влияют на ее профессиональное самоопределение и профессиональное развитие, интеграцию в профессиональную среду, профессиональную самореализацию.
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Существует целый ряд классификаций способностей. Способности классифицируются на [23, c. 137]:
.природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
.специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задаткии их развитие (способности математические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Рассмотрим основные индивидуальные параметры (независимые от профессиональной подготовленности и навыков), на которые обращается особое внимание при отборе кандидатов.
Физические данные. Во многих профессиях отличное здоровье и хорошая физическая форма могут играть определяющую роль, даже в тех, которые не связаны непосредственно с физическими нагрузками в обычном их понимании (например: работа оператора ПК, администратора баз данных, да и работа бухгалтера или экономиста требуют все большей выносливости организма, в том числе в отношении влияния электромагнитных полей компьютерных систем). Поэтому помимо ознакомления с внешними данными кандидата менеджеру по персоналу, руководителю важно внимательно изучить его медицинскую карту. Не следует пренебрегать и медицинским освидетельствованием при приеме на работу, поскольку здоровье - это физиологический фундамент, на котором держится организм человека и его деятельность [7, c. 156].
Свойства нервной системы. Свойства нервной системы являются врожденными и весьма существенно определяют характер, а следовательно, и судьбу человека. Для тех или иных профессий важны определенные особенности нервной системы: в некоторых это гибкость и лабильность, в других - сила и устойчивость.
С точки зрения В. С. Мерлина, признак свойств личности - направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями [37, c, 82].
Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила-слабость (то есть степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к различного рода помехам) и подвижность-инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).
При наличии сильной (или слабой) нервной системы, подвижной (или инертной) могут в ходе развития, при разных условиях жизни, воспитания, обучения возникнуть разные психологические черты личности. Сильную нервную систему характеризует высокая работоспособность. Другими словами, нервные клетки длительное время могут воспринимать и передавать нервные импульсы, не переходя в тормозное состояние, не уставая. Для слабой нервной системы характерна низкая работоспособность нервных клеток, они быстрее истощаются. Эти свойства нервной системы имеют соответствующие проявления в деятельности, поведении человека.
Человек со слабой нервной системой - чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных, подвижных делах, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратность, отличается повышенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление - все это может стать для такого человека сверхсильным раздражителем. В таких случаях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы, не выполняет простейших просьб. Вследствие своей повышенной чувствительности такие люди отличаются особой уязвимостью, болезненно реагируют на критику, недовольство окружающих. Нередко таким людям не хватает уверенности в себе, им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху [4, c. 77].
Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он осваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает трудностей; ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Человека с сильной нервной системой отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок времени больше, чем другие, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. Еще одним преимуществом сильной нервной системы является способность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители, даже имеющие устрашающий характер. У лиц со слабой нервной системой нормальное функционирование нервных клеток в таких условиях нарушается, а, следовательно, страдает и деятельность.
Таким образом, сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы «человек - машина».
Профессий, в которых возможно возникновение сложных, опасных для жизни ситуаций, не так уж много (летчики-испытатели, космонавты, шахтеры, авиадиспетчеры, хирурги, пожарные, спасатели), но цена ошибки в них зачастую может обернуться слишком дорого. Правильность действий профессионала в экстремальной ситуации зависит не столько от стажа и опыта работы, сколько от силы нервной системы. Только лица с сильной нервной системой в...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте

Курсовая работа: Влияние коммуникативных особенностей личности на адаптацию в организации

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реферат: Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков

Курсовая работа: Влияние личностных особенностей матерей на адаптацию детей к условиям детского сада