Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола
Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми
.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье
.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Влияние порядка рождения в семье на формирование личности':


Курсовая работа
на тему: «Влияние порядка рождения в семье на формирование личности»

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола
Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми
.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье
.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Особенности нашей личности во многом зависят от того, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Порядок рождения задает определенную модель, по которой мы развиваемся.
Есть две причины, по которым детям с разным "порядковым номером" свойственны разные типы поведения. Во-первых, родители по-разному реагируют на появление первого и последующего ребенка и разного ожидают от них. Во-вторых, место среди братьев и сестер во многом предопределяет характер складывающихся между детьми отношений. Первые дети - это нечто новое, непознанное и интересное для родителей, "подопытные кролики". Эти дети с самого начала получают от взрослых громадную заботу и внимание. Их самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Как правило, родители многого ждут от первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и реалистичнее.
Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Влияние порядка рождения в семье на формирование личности».
Актуальность исследования заключается в необходимости определения предпосылок для формирования характера личности и взаимоотношений между братьями и сестрами.
Объект исследования - сиблинговые отношения между детьми.
Предмет исследования - взаимосвязь порядка рождения детей в семье и формирование личности.
Цель исследования - определить особенности влияния порядка рождения детей в семье и формирование личности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования: - рассмотреть понятие сиблинговой позиции в семье;
определить влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу;
провести анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола;
провести практическое исследование сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье;
разработать рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
Про сиблинговую позицию писали ещё Адлер и Дрейкурс. Альфред Адлер утверждал, что большая часть будущего отношения ребенка к жизни носит отпечаток положения его в родительской семье.
Именно, исходя из семейной структуры, ребенок делает первые выводы о жизни, о своей собственной ценности в сравнении с другими, и испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. В зависимости от интерпретации своей позиции он формирует уникальные отношения и поведение, которое служит способом найти место в группе.
Рудольф Дрейкурс отмечал, что особенности личности и характера развиваются благодаря соревнованию между братьями и сёстрами, что соревнующиеся дети наблюдают друг за другом, чтобы понять пути и средства, с помощью которых другой добивается успеха или терпит неудачу [9, c. 15-16].
Там, где один из братьев добивается успеха, другой, в особенности следующий по возрасту за этим ребенком, может уступить; там, где один проявляет слабость и недостатки, другой может добиться успеха. Нет двух одинаковых детей, рожденных в одной и той же семье, которые выросли бы в одной и той же обстановке. И не существует двух детей, к которым родители относились бы или любили бы одинаково. Это миф, что родители любят всех своих детей одинаково.
Возможно, они любят всех детей, но каждый ребенок занимает в их сердце разное место. Родители по-разному реагируют на первого второго или третьего ребенка, на мальчиков и девочек на красивых и невзрачных детей, на детей, которые активны и здоровы, и на детей, которые больны и пассивны. Кто-то по-разному относится к умным и к глупым детям, к детям с особыми талантами и к обычным детям. С рождением каждого ребенка атмосфера меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребенка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение к тому способу воспитания, которым они будут воспитывать следующего ребенка. Вероятно, в экономическом плане они стали более благополучны. Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно окажет влияние на детей. Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы ощущает себя посторонним в этой семье.
Тоумман выделил 11 позиций, утверждая, что в зависимости от порядка рождения, пола и разницы в возрасте, человек обладает теми или иными характеристиками. Конечно, надо помнить, что здесь речь идет об американской и европейской культуре. Вполне возможно, что в иных культурах имеющих иные традиции, характеристики будут отличаться. Поэтому, не стоит сразу вешать ярлыки [22, c. 56-57].
Тем не менее, в нашей культуре, считается, что единственные дети, больше, чем другие дети, чувствительны к правилам и ожиданиям родителей и стараются им соответствовать. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Единственный ребенок часто более традиционен, честолюбив, добивается успеха, и нередко обладает лидерскими качествами. Единственный ребенок обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков. С одной стороны - более эгоцентричны, а с другой стороны - обладают большими возможностями. Эти люди могут стать сверх избалованными и им довольно сложно научиться уживаться с другими. Поэтому при вступлении в брак им часто тяжело, ведь в браке необходимо все время помнить, что существует и другая точка зрения. Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, или восстаёт против них. Он редко придерживается середины.
Старшие дети более функциональны, более ответственны, более традиционны и честолюбивы, чем родившиеся вторыми или третьими. Однако, появление в семье следующего ребёнка наносит старшему своеобразную травму - травму свержения с трона. Отныне он перестаёт быть единственным, и далее вынужден делить со своим сиблингом родительскую любовь. Тем не менее, у старших детей сохраняется потребность быть единственными, первыми и главными, поэтому они очень конкурентны. Например, в браке двух старших детей типичной проблемой может стать борьба за власть. Во взаимоотношениях с другими людьми старшие дети очень ответственны, они могут быть заботливыми, милыми, но с трудом будут принимать чужую помощь.
У младших - наоборот. Они привыкли, что о них все заботятся, за них всё решают, и типичной проблемой в браке младших детей может быть кризис принятия решения.
Если в браке состоят два младших ребенка, то каждый может ждать, что другой о них позаботится и в результате никто не сдвинется с места.
Средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи. Ведь он всегда занимает «серединную» позицию. Он - и не первенец, и не самый младший.
У него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят как нового малыша. Средний ребенок будет скорее связан с людьми вне семьи. Эти люди могут легко оказывать на него влияние, и он с легкостью будет принимать их ценности [16, c. 89-92].
Следует рассмотреть ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка. При отсутствии других детей с мальчиком и девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.
.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
характер личность семья сиблинговый
Как влияет порядок рождения на дальнейшую судьбу и брак? Впервые задался этими вопросами и постарался найти на них ответы c научной точки зрения Альфред Адлер (Alfred Adler, 1870-1937гг.), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Именно он первым обозначил связь между порядком рождения ребенка и формированием его личности. Психологи-последователи Адлера продолжили изучение того, как влияет положение детей в семье на развитие последних. После проведения многочисленных опытов и наблюдений были выявлены и описаны определенные закономерности, касающиеся особенностей характера одних и тех же категорий сиблингов и их последующей взрослой жизни [1].
К настоящему времени проведено множество серьезных эмпирических исследований на данную тему. И хотя нет пока единой и полной теории порядка рождения, нельзя отрицать факт его влияния на формирование личности ребенка в процессе семейного воспитания. Более того, впечатляющее количество изысканий порядка рождения отражает важность этого фактора - как для психологии вообще, так и для конкретного индивида в частности.
Известный психолог Уолтер Тоумен (Walter Toman, 1920-2003гг.) внес немалую лепту в разработку указанной проблемы, подробно рассмотрев различные психологические аспекты семейных взаимоотношений и сделав ряд существенных выводов. Изучив тысячи семей, он обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики [12, c. 37].
Стереотипы не означают, конечно, что каждый должен быть именно таким. Однако научные исследования доказывают, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего имеют схожие черты характера.
Старший ребенок (первенец) занимает уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти их стандарты поведения. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры.
Рождение следующего ребенка лишает его исключительной позиции в обладании любовью и вниманием родителей и часто сопровождается ревностью к брату или сестре. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Первенец обычно заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. 0н может чувствовать себя в ответе за материальное благополучие семьи, продолжение семейных традиций, нередко становится лидером.
Такие дети, в тенденции, проявляют высокую ответственность и ориентированы на продуктивность. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Первенцы являются высоко мотивированными, имеют сильную потребность в достижении и чаще других достигают высоких постов.
Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. В паре они стремятся лидировать, иногда излишне контролировать или опекать супруга - зачастую в ущерб отношениям [14, c. 102-104].
Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным. Он может обладать чертами как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. При этом средние дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Средний ребенок, если только это не единственная девочка или не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить собственные роль и место.
Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, которых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение - просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в других областях.
У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.
Исследования показывают также, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам [8, c. 83].
Младший ребенок также занимает уникальное положение в семье. У него нет «преследователей» и, являясь «ребенком всей семьи», он навсегда им остается. Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с ними остальных ее членов, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности. Младший ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принимать чужое покровительство, заботу и поддержку. Родители относятся менее требовательно к его достижениям. И, как правило, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.
Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей. Такие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне, любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в максимально возможное число групп.
Младшие дети имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все другие позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам [6, c. 140-141].
Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений (поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша). Он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то, выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга.
Единственный ребенок обладает свойствами как старшего, так и младшего. Ему не нужно бороться за родительское внимание, над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, в своем поведении единственный ребенок ориентируется исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Он уже в детстве может походить на маленького взрослого и достаточно комфортно чувствует себя в одиночестве. После первенцев, единственные дети имеют самые высокие IQ и показатель потребности в достижении. Поскольку родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка, он обычно добивается в учебной деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника.
Есть два возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым.
Единственные дети склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации (Аффилиация англ. to affiliate - присоединять, присоединяться - стремление человека быть в обществе других людей.). Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять максимальную независимость и менее всего боятся неудачи [2, c. 90-92].
Больше всего психологических проблем у единственных детей, они чаще других обращаются за психотерапевтической помощью, причем неоднократно. Исследования показывают, что они испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Чаще всего единственные дети очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни, что нередко мешает им в отделении и самостоятельности.
По этой же причине единственные дети нередко ищут в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз можно дать парам, где один из партнеров был единственным ребенком в семье, а другой имел младшего брата или сестру. Браки, в которых каждый из супругов был единственным, имеют наихудший прогноз.
Согласно исследованиям Тоумена для стабильного супружества важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди братьев и сестер в своей семье. Так, выделяют комплементарный (взаимодополняющий), некомплементарный и частично комплементарный браки.
В комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга. Роли в браке дополняют друг друга - один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Чем больше отношения обоих партнеров напоминают их собственное положение в семьях родителей, тем прочнее и продолжительнее их связь [8, c. 77].
Некомплементарным браком считаются взаимоотношения партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы достичь согласия и действовать сообща. Когда в брак вступают два старших ребенка, основной психологической проблемой может стать борьба за власть. Два младших ребенка будут избегать ответственности и соревноваться, кто из них младше и нуждается в большей заботе. Они могут испытывать трудности после рождения детей, когда возникает необходимость заботиться и распределять ответственность.
Важно, был ли у супругов опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Жена, которая произошла из семьи, где все дети были девочками, будет, вероятно, воспринимать мужчин как «нечто чужое и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формирование личности преступника в семье

Дипломная работа: Негативное влияние компьютерных технологий на формирование личности учащихся начальной школы

Курсовая работа: Влияние семьи на формирование личности ребенка

Курсовая работа: Влияние порядка рождения на личностные особенности

Курсовая работа: Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности