Реферат: Влияние родительской семьи на семейную систему молодой семьи

Введение
семья родительский брак взаимоотношения
Введение
Глава 1. Проблема "образа семьи" в современной психологии
Глава 2. Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке
Глава 3. Блок диагностических методик для исследования образа родительской и своей семьи, удовлетворенности браком
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Влияние родительской семьи на семейную систему молодой семьи':


Реферат
Влияние родительской семьи на семейную систему молодой семьи
Введение
семья родительский брак взаимоотношения
Введение
Глава 1. Проблема "образа семьи" в современной психологии
Глава 2. Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке
Глава 3. Блок диагностических методик для исследования образа родительской и своей семьи, удовлетворенности браком
Заключение
Список литературы
Введение
Проблемы семьи всегда были в центре внимания социальных психологов. В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака: социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, В.М. Родионов); эмоциональное отношение в семье (З.И. Файнбург); их влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич). Однако практически не освещены в литературе вопросы влияния родительской семьи на супругов. А те сведения, которые имеются, ограничиваются в основном обсуждением теоретических проблем, вместе с тем вопросы организации и особенности применения практических методов остаются без внимания.
В последние годы, как отмечают многие социологи и демографы, в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений - растёт число одиноких, увеличивается число разводов и т.д. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Все это, а также ряд разногласий относительно критериев успешности - неуспешности брака, позволяет нам сделать вывод о том, что современная картина процессов, происходящих в семье, влияющих на удовлетворенность супругов браком, нуждается в более пристальном рассмотрении. Поэтому любое исследование, касающееся современного института семьи и брака, является актуальным, т.к. полученные знания могут обогащать как фундаментальные теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации межличностных отношений в семье.
Глава 1. Проблема "образа семьи" в современной психологии
Проблема семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как открытой социальной системы, которая имеет ряд следующих признаков:
) система как целое больше, чем сумма ее частей,
) что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нее,
) расстройство или изменение в одной части единства отражается в изменении других частей и системы в целом (Jackson D., 1965).
То есть, семья как живой организм, постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой и представляет собой открытую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом, и с внешними институтами (образовательные учреждения, производство, церковь и др.) Силы извне и изнутри оказывают на нее как положительное, так и отрицательное влияние. В свою очередь, семья воздействует аналогичным образом на другие системы (Minuchin S., Fishman H. S., 1981).
Таким образом, семейная система работает под воздействием законов гомеостаза и развития, имеет свою структуру (структуру семейных ролей, семейных подсистем, внешних и внутренних границ между ними) и параметры (семейные правила, стереотипы взаимодействия, семейные мифы, семейные истории, семейные стабилизаторы).
Представление членов семьи о своей семье насыщены видными истинами - семейными постулатами. Семейные постулаты Э.Г. Эйдемиллер определяет как суждения членов семьи о своей семье (то есть о себе и о других членах семьи, об отдельных сценах в жизни семьи и о семье в целом), которые представляются им очевидными и которыми они руководствуются (осознанные или неосознаваемые) в своем поведении.
Также внутренний образ семьи включает представление индивида о себе самом, своих потребностях, возможностях, о других членах семьи, с которыми индивида связывают семенные отношения, и о характере этих отношений.
Общее развитие внутреннего образа семьи о себе происходит на протяжении всего жизненного цикла многих семейных поколений: когда человек учится осознавать происходящее в семье, понимать взаимосвязь различных сторон ее жизни, взаимоотношения, чувства всех ее членов. Это происходит за счет: а) социализации (ребенок учится этому у родителей в ходе повседневного общения и переносит полученные навыки в семью, которую создает сам); б) благодаря культуре и средствам массовой информации; в) благодаря межличностному общению, "межличностной сети", в которую включена система семьи (Bowen M., 1966, 1971).
Таким образом, представление индивида о жизни его семьи - это самостоятельный, сложный механизм, который необходим для успешного функционирования семьи. Т.М. Мишина в 1983 году ввела понятие "образ семьи, или образ "мы" как феномен семейного самосознания, под которым имела в виду целостное, интегрированное образование. "Одной из наиболее важных функций семейного самосознания является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов. Адекватный образ "мы" определяет стиль жизни семьи, в частности супружеские отношения, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ "мы" - это согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие для каждого члена семьи и семьи в целом, наблюдаемый публичный образ - семейный миф. Цель такого мифа - закамуфлировать те неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге. Для гармоничных семей характерен согласованный образ "мы", для дисфункциональных - семейный миф"
. Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке
В семье закладывается модель внутрисемейных отношений, приобретаются навыки общения с разными людьми - по возрасту, интересам, личностным особенностям. Формируются социально-адаптивные навыки и умения разного уровня и направленности.
Чаще всего в литературе рассматривается влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка. Существует целый ряд теоретических подходов о понимании роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. К ним относятся: психоаналитическая модель (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Дольто, Д.В. Винникот, К. Бютнер, Э. Берн), бихевиористская модель (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Р. Сире, А. Бандура), гуманистическая модель (А. Адлер, Р. Дрейкурс, Д. Нельсен, Л. Лотт, К. Роджерс, Т. Гордон). В "психоаналитических" и "бихевиористских" моделях ребенок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. "Гуманистическая" модель подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Однако вопросы влияния родительской семьи остаются практически не изученными.
Особое место в процессе формирования позитивных брачно-семейных установок занимает период детства, который связан с родительской семьей. В это время формируется представление о семье, закладываются черты личности будущего семьянина. Социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков).
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде "родитель-ребенок", но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у детей "образа семьи".
Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного образа семьи.
И.В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения "немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни. (Гребенников. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991).
Н. Пезешкиан, основоположник позитивной психотерапии, уверен в важности психологического "наследия" человека и небезразличности происхождения как фактора идентичности. Он использует понятие "семейные концепции", которые определяют правила отношений к людям и вещам: от одного поколения к другому передаются не столько материальные блага, сколько стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Концепции берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению детей. Примеры семейных концепций: "Что скажут люди", или "Аккуратность - половина жизни", "Ничего не дается легко", "Верность до смерти", "Достижения, честность, бережливость" и т.п. Частично они осознаются и формулируются носителем в сжатой форме в виде любимых поговорок, наказов детям, комментариев к ситуациям: "Будь верным и честным, но покажи, на что ты способен" или "У нас все должно быть, как в лучших домах". Большей же частью они остаются неосознанными, воздействуют не явно.
Швейцарский психолог А. Зонди (Психология судьбы - Екатеринбург, 1994) оформление говорит о "родовом бессознательном" как форме психической наследственности. Человек в своей жизни проявляет тенденцию реализовывать притязания его предков - родителей, дедов, прадедов. Особенно ярко это влияние обнаруживается, как считает автор, в важные моменты жизни, имеющие судьбоносный характер: когда человек совершает свой профессиональный выбор или ищет место работы, спутника жизни. Таким образом, человек, решая важнейшие вопросы самоопределения, не является совершенно "свободным", он не "чистый лист", поскольку в своем лице представляет род, своих прародителей, делегировавших ему "поручения". Однако это не означает, что судьба человека жестко запрограммирована и остается лишь следовать неким инстинктивным побуждениям. Человек может преодолеть навязанные тенденции, опереться на собственные внутренние резервы и построить свою судьбу осознанно.
В отечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследование, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. ригидные, иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами.
Можно с сожалением отметить, что пока большее внимание специалистов привлекают именно явления искажающего влияния неосознаваемых детерминант на поведение молодого человека, явления "негативного" психологического наследования. Так, Артамонова Е. связывает это с тем, что в поле интереса психологов и психотерапевтов попадают прежде всего люди, не разрешившие своих внутренних конфликтов, находящиеся в состоянии кризиса.
В психологии семейных отношений современными психологами выделяется концепция дублирования родительских свойств, которая предполагает, что человек учится выполнять мужскую и женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей (В.С. Торохтий, 1996).
Подготовка к семейной жизни разворачивается на ранних этапах жизни. Супружеская и родительская социализация, как отмечают Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, начинается на 2-м году жизни, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и фемининности. Супружеское и родительское поведение матери и отца остается еще в тени, не осознается ребенком, но именно они оказываются в роли проводников половых ролей. В 2-3 года, когда ребенок знает свой пол и начинает соотносить "свое "Я" с представлениями о людях своего и другого пола, в ролевых играх он осуществляет маскулинное и фемининное поведение как, прежде всего, супружеское и родительское (социосексуальные игры в "папу-маму", "дочки-матери" и др.). В этих играх отражается формирование первого, простейшего уровня семейных установок, которые соответствуют общим стереотипам семьи. Уже в этих играх мальчики выполняют роли, связанные с выходом за пределы семьи и возвращением в нее (охота, война, работа и т.д.), а девочки - связанные с домом роли; мальчики в проявлениях стиля игры более эксцентричны и инструментальны в этих играх, а девочки - более концентричны и эмоциональны. Эти игровые перевоплощения - один из сильных путей формирования супружеских и родительских ролей. Основной механизм этого формирования - идентификация и имитация. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение в случаях, когда родитель холоден, груб, несправедлив, жесток.
Многие взрослые в своей семье воспроизводят "почерк" родительской семьи. Эти глубокие неосознаваемые или психологически конфликтно осознаваемые идентификационные установки, по мнению Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана, при всей трудности их коррекции должны все же контролироваться взрослыми, чтобы не быть вновь воспроизведенными у детей. В известной мере обретаемые в этом возрасте установки зависят и от структуры характера ребенка.
В этом же возрасте - 3-5 лет - дети просят у родителей брата или сестру, бывают трогательно ласковы и заботливы с младшими. Появление еще одного ребенка в семье обычно не сопровождается детской ревностью. Не в каждой семье в это время появляется второй ребенок. Но существенную важность приобретает реакция родителей на детские просьбы - осуждающая, отталкивающая, запрещающая или мягко объясняющая. Иногда родители пытаются пойти обходным, заместительным путем обзаведения домашними животными. Это возраст интенсивной закладки основ чадолюбия.
Младший школьник уже пытается разбираться в семейной ситуации, понимать и оценивать позиции родителей, вырабатывать собственные. При конфликтах с родителем уже может появляться осознаваемое желание "быть не таким". В периоде половой гомогенизации порой можно наблюдать, что, в то время как один ребенок сближается с родителем своего пола, другой ищет близости с взрослым своего пола вне семьи. Это серьезный сигнал для родителей, указывающий на их небольшие воспитательные потенции в будущем. Чем меньше ребенок эмоционально удовлетворен ситуацией в родительской семье, тем он, по-видимому, больше воспринимает внесемейные образцы - и тогда многое зависит от того, каковы эти образцы.
Подростковый возраст ставит перед воспитателями усложняющиеся задачи. Эмансипационные тенденции, высокая критичность подростка делают его строгим судьей отношений в родительской семье. Реальность часто воспринимается через призму собственной, склонной к наивной идеализации, романтической влюбленности. Многие это называют пустяками, хотя, на самом деле, это важнейшие проблемы, которые создают трудности и для подростка, и для взрослых.
Для подростка - потому, что он еще не готов к этому: влюбленность и собственная семья для него столь же близки, сколько далеки друг от друга. Понятие "иметь ребенка" связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с многолетними заботами о нем. Смерть ассоциируется с больницей и похоронами, но не с чувством утраты. Известная трудность состоит в том, что чувства подростков незрелы, представления наивны и контрастны, а открытость миру огромна.
Для взрослых - потому, что они видят в отношениях подростка то, чего внутренне опасаются. Родители нередко склонны отождествлять подростковую влюбленность и приводящую к браку любовь. В итоге складывается противоречивая система отношений, требующая от родителей усилий, часто - немалых, чтобы принять уменьшающие напряжение позиции.
Общие стандарты семейной жизни и индивидуальные установки нелегко примирить и взрослому человеку. Очень важно, чтобы подросток мог вести себя и высказывать свое мнение, не опасаясь осуждающих реакций воспитателей. Д.Н. Исаев и В.Е. Каган указывают, что задача заключается в том, чтобы формировать такие навыки индивидуального преломления всеобщих и непреходящих ценностей, которые не противоречили бы ни этим ценностям, ни индивидуальным потребностям и особенностям. Семья располагает большими возможностями воспитания у юношей мужской чести, уважения к девушке, а у девушек гордости, скромности, чувства собственного достоинства; формирования у юношества самообладания, самодисциплины, выдержки и чувства ответственности.
Раскрывающийся в новое время перед взрослыми мир детства, сверхценность единственного ребенка, связь планов на будущее не с навыками практической жизни, а с поиском путей развития реальной или мнимой одаренности - все это приводит к тому, что многие дети живут вне быта семьи, не знакомы с ним. Когда же вчерашнее "дитя" оказывается в собственной семье, оно поражает своей беспомощностью в элементарных ситуациях.
Молодые супруги часто ждут друг от друга взятия на себя роли родителя, но сделать это ни один, ни другой не может. Может показаться, что сгущают краски, но они лишь буквально воспроизводят предпосылки распада многих семей.
Подготовка к семейной жизни ставит и задачу формирования мотивации брака, и ожиданий к нему. Предлагаемые подрастающему поколению стереотипы, лейтмотив которых исчерпывается двумя словами - "любовь" и "счастье", поверхностны даже в сравнении с реальными установками молодежи.
Глава 3. Блок диагностических методик для исследования образа родительской и своей семьи, удовлетворенности браком
Для исследования образа родительской и своей семьи, удовлетворенности браком был использован блок диагностических методик:
. Методика Шкала Семейного окружения (ШСО), адаптированная С.Ю. Куприяновым (1985). В ее основе лежит оригинальная методика Family Environment Scale (FES), предложенная К.Н. Мооз (1974). Шкала семейного окружения предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. Основное внимание ШСО уделяет измерению и описанию: А) отношений между членами семьи (показатели отношений), Б) направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста), В) основной организационной структуре семьи (показатели, управляющие семейной системой). ШСО включает десять шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения. С помощью этой методики изучались представления мужчин и женщин об их образе родительской и своей семьи.
. Методика "Ценностные...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние семьи на формирование личности ребенка

Статья: Влияние алкоголя на нервную систему. Содержание в крови

Дипломная работа: Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи