Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха

Актуальность темы. С каждым годом число дошкольников с отклонениями в развитии в нашей стране увеличивается. Среди них значительную часть составляют дети с нарушением слуха, которые имеют полноценный слух и интеллект.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха':


Оглавление
Введение
. Теоретические аспекты исследования влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха
.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением слуха
.2 Особенности семейного воспитания дошкольников
1.3 Специфика семейного воспитания дошкольников с нарушением слуха
2. Эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха
.1 Организация и методы исследования
.2 Анализ и обсуждение результатов исследования
.3 Рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы. С каждым годом число дошкольников с отклонениями в развитии в нашей стране увеличивается. Среди них значительную часть составляют дети с нарушением слуха, которые имеют полноценный слух и интеллект.
Как известно, самооценка является важным фактором саморегуляции и контроля развития личности (Ананьев Б.Г., Бороздина Л.В., Кон И.С).
Проблема влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха всегда было актуальной. В связи с тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, не всегда выполняет роли базовой структуры, обеспечивающий максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующиеся личность.
В частности в это наблюдается и в семьях, где воспитывается ребенок с нарушением слуха, которая приводят к сложным взаимоотношениям в семье и коллективе, к неумению найти в жизни любимое, интересное дело, хороших друзей.
Об этом написано в исследованиях многих авторов. Л.С. Выгодский, Л.Н. Лубовский, В.В. Лебединский указывают на то, что низкая самооценка приводит к нарушению развития личности, которые могут иметь различную степень выраженности, и обусловлены действием социальных факторов.
Так, как адекватная самооценка является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений в развитие необходимо начать в ранние сроки.
Цель: Исследовать влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха.
Объект: Родительское отношение и дети дошкольного возраста.
Предмет: Общие закономерности влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза: мы предполагаем, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку дошкольников, в частности и на самооценку детей с нарушением слуха.
Задача:
. Теоретически изучить проблему влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха.
. Эмпирически изучить влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха.
. Подвести итоги и разработать рекомендации для помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка.
Теоретическая основа работы: Были использованы работы В.И. Лубовского, Е.О. Смирновой, Е.Г. Сурковой, Ю. П. Азарового и др.
Практическая значимость: Данная работа может представлять интерес для учителей, психологов, родителей. Проведенные исследования, также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения влияния межличностных отношений в семье, на различные стороны личности дошкольников с нарушением слуха.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая часть), заключения, списка использованной литературы, состоящего из 30 источников, приложения, рекомендации для родителей и пеленки. Работа проиллюстрирована 8 таблицами, графиком, диаграммой.
1. Теоретические аспекты исследования влияния семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушением слуха
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением слуха
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей - психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале ХХ в появляются первые собственно психологические исследования. Систематическая разработка проблем специальной психологии и сурдопсихологии проходила под руководством Л.С. Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В. Заньков и И.М. Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушением слуха.
На разных этапах становления сурдопихологии большой вклад в его развитие внесли такие ученые, как А.П. Гозова, В.Г. Петрова, Г.Л. Выгодская, Л.И. Тигранова, М.М. Нудельман, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др. [13, С. 152].
В 1930-1960-е гг наиболее внимание обращалось на развитие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте, а в 1950-х гг выделились проблемы изучения психических особенностей в предшкольном и дошкольном возрасте (А.А. Венгер, Б.Д. Корсунская, Г.Л. Выгодская, И.Г. Морозова, Э.И. Леонгард). [21, С. 179].
Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.
Нарушения слуха - это потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой.
Существует различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д.И. Тарасов и др.):
. Наследственность. Нарушение слуха с такой этиологией могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, нервной, эндокринной системы). Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка возрастает, если один из родителей страдает наследственной формы глухоты. Если оба родителя страдают наследственной формы глухоты, то вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка возрастает на 50 %. Среди всех наследственных нарушений слухового восприятия врожденные дефекты слуха составляют 90%. [8, С. 114].
. Факторы эндогенного и экзогенного воздействия на органы слуха плода. Это такие факторы, как заболевание матери во время беременности инфекционными болезнями (краснуха, грипп), курение, принятие спиртных напитков во время беременности;
. Воздействие на органы слуха на разных этапах развития. Это заболевания внутреннего уха и слухового нерва, отклонения, возникающие до, во время или после родов, воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп и т.д), травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций, врожденные анатомические дефекты головы и шеи. [11, С. 107-108].
При определение вида нарушения слуха очень важны следующие критерии (Р.М. Боскис):
. Степень потери слуха;
. Время потери слуха;
. Уровень развития речи.
Как известно, проблема классификации детей по степени сохранности слуха и его утрате издавна интересовала врачей и практических работников. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушением слуха. В нашей стране широко пользуются классификацией Л.В.Неймана.
В классификации, в зависимости от потери слуха, нарушение слуха делятся на глухих и слабослышащих, который бывает врожденным и приобретенным в различной степени выраженности (см. приложение 1, 2).
Врожденная патология - это всякое пренатально обусловленное отклонение от нормального строения органа или системы органов. [8, С. 57].
Врожденная глухота, как правило, тоже развивается у ребенка еще внутриутробно, в связи влиянием каких-то отрицательных факторов и чаще всего является необратимой. Причем среди глухих выделяют ранооглохших, позднооглохших. К ранооглохшим входят дети, родившиеся с нарушенным слухом до начало речевого развития или на ранних этапах, составляющих 10% детей с нарушением слуха. К позднооглохшим входят дети, сохранившие той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована.
При этом под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью оказывается невозможным. Ребенок глухой с рождения, обычно имеет большие или меньшие остатки слуха, в диапазоне низких и средних звуковых частот, которые играют большую роль в формирование устной речи.
Если взрослые мало заботятся о психическом развитие глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воспринимает слухом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие. [21, С. 195]. Вследствие этих нарушений страдает психическое развитие, которое в свою очередь приводит, как по цепочке, к другим нарушениям в развитие.
В 1993-1994 гг было проведено исследование М.Ю. Рау, Т.В. Нестеревич, Т.В. Розановой, Т.Н. Прилепской и др. сотрудниками института коррекционной педагогики. Особое внимание уделялось изучению особенностей мышления, речи, и памяти. По результатом этого исследования глухие дети 6-7 лет, не имеющие других первичных нарушений, испытывали в среднем незначительно большие трудности, чем слышащие сверстники, в мыслительном анализе, геометрических образцах. Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка [28].
И.М. Соловьев выделяет две закономерности, характерные для детей с нарушенным слухом.
объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен;
взаимодействие со средой обеднено.
У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности. Это закономерность может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала. Также, на начальных этапах обучения для ребенка с нарушением слуха характерно своеобразное употребление слов, обусловленное тем, что он опирается только на впечатления, возникающая от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (Ж.И. Шиф).
В свою очередь, Р.М. Боскис выделила среди детей с нарушениями слуха слабослышащих, как заслуживших особого психолого-педагогического подхода.
Слабослышащие дети характеризуются с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющий речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Это является главной отличительной чертой этих детей от глухих. [13, С. 153-154]. Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психо-физическое развитие. [21, С. 198]. Если у слабослыша
щих детей начиная с младшего школьного возраста, в условиях специального обучения осуществляется всестороннее развитие словесной речи и всех познавательных процессов, то постепенно их психическое развитие приближается к норме.
Правда, в некоторых случаях, приобретенная тугоухость может быть и необратимой, если нервные клетки погибли в результате какого-либо неблагоприятного воздействия. Например, неправильного курса лечения, куда входит сильный антибиотик.
Таким образом, дети с нарушением слуха, характеризуются нарушени-
ем психического развития, которое в свою очередь приводит, как по цепочке, к другим нарушениям в развитие (снижению интеллекта и задержке умственного развития). Резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать. Они испытывают трудности во взаимодействие с окружающим миром.
.2 Особенности семейного воспитания дошкольников
Конец ХХ - начало ХХI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля, таких как социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др, к проблемам современной семьи. Отношение к семье в любом государстве определяется тем, что это единственный на сегодняшний день институт выполняющий функции физического, духовного воспроизводства населения. [20, С. 10].
В психолого-педагогических исследованиях А.И. Захарова, В.С. Мухиной, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. подчеркивается, что на протяжение дошкольного возраста, (от трех до семи лет) стремительно структурируется отношения ребенка с ближайшим окружением. Согласно позиции Л.С. Выготского социальный мир и окружение взрослых являются необходимым условием человеческого развития. Ребенок изначально включен в общественные отношения, и чем он младше, тем более социальным существом он является. [6, С. 116].
Очевидно, что такое понимание процесса психического развития выдвигают на первый план роль общения со взрослым. Однако для самого Л.С. Выготского и его последователей взрослый выступал как посредник между ребенком и культурой, как абстрактный «носитель» знаков, норм и способов деятельности, но не как живой конкретный человек.
Как известно, человек не сразу становится личностью. На ее становление влияют многие факторы:
. Уровень духовной культуры общества;
. Преобладающие представления о лучшей жизни;
. Господствующая в обществе нравственность;
. Традиции в области воспитания;
. Уровень материального положения большинства граждан;
. Политический строй государства;
. Характер государственного управления народным образованием. [17, С. 3].
Достигнув уровня личности, он должен подняться, развиться до уровня культурной личности, т.е. личности на уровне культуры современного общества. В этом ему помогает семейное воспитание. Что же такое семейное воспитание? Семейное воспитание - систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. С ней связано судьба каждого человека на земле. Это общечеловеческое явление, которое направлена на достижение определенной цели (образ желаемого результата). В качестве «образа результата» семейного воспитания могут выступать представления о различных составляющих благополучной жизни ребенка. Это поддержание жизни и здоровья, обеспечение его познавательного развития, обеспечение эмоционального благополучия, нравственное воспитание, воспитание манер поведения, способов взаимодействия, воспитание личностных свойств и качеств.
Как считал Ян Коменский, «обязанность родителей - сообща следить за воспитанием, цель которого в том, чтобы подрастающие дети научились быть полезными Богу, ближним и себе: прежде всего себе, но больше людям и всего больше Богу».
Следовательно, задачей семейного воспитания является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Также семейное воспитание детей неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.
По мнению О.А. Карабановой, одной из важнейших функций современной семьи является удовлетворение потребности человека в счастье, а также в создании уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. [20, С. 13].
Как часто мы слышим утверждение: «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители? Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются? Родителей, которые всегда уверены в своей правоте, точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь. [27].
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, выражают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не говорит о том, что именно они хорошие родители для своих детей.
Мотивы родительства являются элементами более общей мо тивационной структуры личности. В связи с этим цели конкретной деятельности выстраиваются в соответствии с мотивационной и ценностной направленностью личности. Родительская деятельность реализуется человеком, в ценностной структуре, в котором данная сфера занимает определенное положение и находиться в непосредственной связи с другими сферами деятельности. По сколько ценностная структура личности является индивидуальным и достаточно устойчивым образованием, ее анализ в каждом конкретном случае дает возможность не только понимать природу родительского отношения и поведения, но и строить вполне реалистичные прогнозы. [20, С. 84]. Поэтому, дошкольное детство относиться не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности [9, С. 11].
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это наша жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям, которые очень сложны, изменчивы и противоречивы. Поэтому достижение указанных целей в каждой семье обеспечивается своим стилем воспитания (см. приложение 3). Стиль жизни семьи как разновидность особенных признаков, свойственных только данной семье, является той средой, которую осваивает ребенок с младенчества. Формирование культуры поведения, духовно-нравственные ценности у ребенка определяются семьей. С младенчества ребенок учится вести себя за столом, в ванной комнате, действовать с предметами, игрушками - так приобретается сложный жизненный опыт. Одновременно закладывается...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние типов семейного воспитания на личностное развитие ребенка

Дипломная работа: Влияние стиля семейного воспитания на развитие способностей ребенка

Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности

Курсовая работа: Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста

Курсовая работа: Организация и проведение исследования по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи