Дипломная работа: Влияние соматических заболеваний на психологическое здоровье

Тема этой дипломной работы "Влияние соматических заболеваний на психологическое здоровье клиентов практического психолога", выбрана не случайно. Болезнь вносит свои коррективы в жизнь человека и влияет на его качество жизни и психическое здоровье.

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Влияние соматических заболеваний на психологическое здоровье':


Содержание
Введение
. Теоретическое обоснование исследования влияния соматических заболеваний на психологическое здоровье клиентов практического психлога
.1 Понятие "психологическое здоровье" и его критерии
.2 Определение понятия соматическое заболевание и психологические особенности больных страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями
.3 История современного изучения связи психического состояния и заболеваний внутренних органов
.4 Типы отношения людей к своей болезни
Выводы по первой главе
. Эмпирическое исследование влияния сердечно-сосудистых заболеваний на психологическое здоровье клиентов
.1 Методики и процедура эмпирического исследования
.2 Результаты исследования и их обсуждение
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
соматический психологический болезнь сердечный
Введение
Тема этой дипломной работы "Влияние соматических заболеваний на психологическое здоровье клиентов практического психолога", выбрана не случайно. Болезнь вносит свои коррективы в жизнь человека и влияет на его качество жизни и психическое здоровье. Важным является подход к людям, имеющим хронические заболевания, помощь им должна быть комплексной, т.е. направленной не только на устранение заболевания, но и на последствия, связанные с заболеванием. Количество людей, имеющих хронические соматические заболевания, с каждым годом увеличивается. Эта проблема становится социально-экономической, не только в нашей стране, но и в других странах мира. Проблема связи душевного состояния и заболеваний внутренних органов в настоящее время остается предметом многочисленных исследований в России и за рубежом (Белокрылова М.Ф., 2000; Лебедева В.Ф., Семке В.Я., 2007; Смулевич А.Б., 2007; Härter M. и соавт., 2007; L.Levenson, 2004). Сложности, возникающие при распознавании и дифференциации психосоматических расстройств, связаны с тем, что они занимают как бы промежуточное положение между психической и соматической патологией, соответственно психосоматические расстройства необходимо отграничивать от проявлений как соматических, так и психических заболеваний (А.Б.Смулевич 2000г.).
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью изучения, анализа и обобщения очень разрозненных данных, имеющихся в психологической теории и практике, рассмотрения концепции психологического здоровья личности, опирающуюся на понятие жизненных сил, индивидуальную и социальную субъектность человека. Трудность исследуемой тематики состоит в том, что сам термин "здоровье" в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение - с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии. При этом современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, на мой взгляд, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье (саноцентрический, феноменологический подход), а не психическое здоровье (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не "пациенту" (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а "клиенту" (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).
Актуальность вышеизложенного послужила основанием для постановки проблемы исследования: какова взаимосвязь соматических заболеваний и психологического здоровья клиентов?
Поставленная проблема в рамках настоящего исследования позволила определить тему исследования: "Влияние соматических заболеваний на психологическое здоровье клиентов практического психолога"
В данной работе объектом исследования является психологическое здоровье.
Предметом работы является влияние сердечно-сосудистых заболеваний на показатели психологического здоровья.
Цель: исследовать с помощью анализа литературных источников, на примере сердечно-сосудистых заболеваний, влияние соматических заболеваний на психологическое здоровье клиентов практического психолога.
Гипотеза исследования:
1.Изменения психологического здоровья клиентов страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями обусловлены их психологическими характеристиками: актуальным эмоциональным состоянием, и личностными чертами.
2.У клиентов страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями определяются симптомы тревоги, снижены показатели самочувствия, активности, настроения.
.Среди личностных особенностей клиентов страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями характерны склонность к фиксации, драматизации, склонность испытывать тревогу, гнев, чувство вины, даже в отсутствии явных источников стресса.
Задачи исследования:
1)изучить и дать определение критериев понятия психологическое здоровье;
2)провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме, с целью выявления теоретических основ проблемы влияния соматического заболеваний на психологическое здоровье клиентов;
)выявить различия в психологических особенностях между здоровыми клиентами и клиентами страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями;
)подготовить программу для психокоррекционной работы с клиентами страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями;
Методологической основой исследования явились: теоретические принципы концепции психосоматической медицины и фундаментальные отечественные и зарубежные работы по психосоматике, психологии телесности, концепции психического (личностного) здоровья, учение о внутренней картине болезни: З.Фрейда, Ф.Александер, А.Митчерлиха, М.Шура, Ф.Х. Данбар. Изучение проблемы психического (личностного) здоровья в работах: К.Г.Юнга, Ф.Пёрлза, Э. Фромма, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братусь, Дж. Бьюдженталь, Г.С. Абрамовой, Д.Н. Хломова, Е.Р. Калитеевскай.
В данной работе использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: анализ литературы по проблеме.
2.Эмпирические: клиническая беседа (интервьюирование), анализ состояния эмоционально-личностной сферы проведен путем оценки личностной и реактивной тревожности (шкала Спилбергера-Ханина) самочувствия, активности и настроения (тест дифференцированной самооценки САН), особенностей личности (опросник Леонгарда-Шмишека.), госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)
.Методы обработки экспериментальных данных: анализ параметров распределения (средних, коэффициентов разброса), расчёт критериев различия (U-критерий Манна-Уитни, φ*-угловое преобразование Фишера)
Эмпирическая база исследования
Изучение психологическических особенностей было проведено: в первой группе из 18 человек, в возрасте от 35 до 58 лет с длительностью гипертонической болезни и стенокардии напряжения от полугода до 5 лет;
во второй группе из 18 человек - здоровые люди в возрасте от 34 до 59 лет.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе изучалась теоретическое основание понятия психологическое здоровье, а также психологическая, философская и медицинская литература по проблеме взаимосвязи соматических заболеваний и психических процессов.
На втором этапе продолжилось изучение проблемы, был разработан исследовательский аппарат и проведён констатирующий эксперимент на базе ГБУЗ РБ Белокатайская ЦРБ.
На третьем этапе был проведён математический анализ и обобщение полученных результатов, сформулированы основные выводы, оформлен текст работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования работы определяется тем, что исследование расширяет имеющиеся представления о влиянии сердечно- сосудистых заболеваний на психологическое здоровье. В рамках данного исследования были рассмотрены теоретико-методологические основания психологического здоровья личности, определены эмоционально-личностные особенности клиентов страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и здоровых лиц, намечены пути оптимизации их психологического здоровья. Проанализирован, обобщён и систематизирован материал по проблеме подхода к исследованию психологического здоровья, по проблеме изучения психологических особенностей больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, по истории современного изучения связи психического состояния и заболеваний внутренних органов. Полученный в исследовании материал о роли состояния эмоционально-личностной сферы в формировании реакций на здоровье-заболевание углубляет знания о влиянии хронического заболевания на психологическое здоровье. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в медицинской практике. Результаты и выводы исследования могут послужить основой для разработки комплексной программы восстановительных мероприятий для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание и результаты исследования обсуждались на семинарских занятиях, заседаниях кафедры психологии АОУ ДПО Института развития образования РБ. Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
1. Теоретическое обоснование исследования влияния соматических заболеваний на психологическое здоровье клиентов практического психолога
.1 Понятие психологическое здоровье и его критерии
В психологической и медицинской науках, существует достаточно много понятий, которые дают возможность оценить функции организма человека на всех уровнях его организации, особенности развития личности человека и специфику его внутренних состояний. Наиболее сущностными, но в то же время, достаточно противоречивыми, являются понятия "психическое здоровье" и "психологическое здоровье". Слово "здоровье" первоначально означало "целостность". В настоящее время здоровье трактуется как способность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливаться, способность к самосохранению и саморазвитию, ко всё более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания (Лишук В. А., 1994). Термин "психическое здоровье" был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В США и Великобритании, (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание "mental health" обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями.
Одним из основных понятий психологии здоровья является понятие психологическое здоровье, которое, в отличие от психического здоровья встречается пока нечасто. Современная наука разводит понятия психическое здоровье и психологическое здоровье. В психологии термин психологическое здоровье употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности. Инициатива в постановке и разработке проблемы психического здоровья с позиций феноменологического подхода (саноцентрическая, психологическая модель) принадлежит представителям гуманистической психологии. Понятие "психологическое здоровье" было введено в научный лексикон И.В.Дубровиной. С ее точки зрения, если термин "психическое здоровье" имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин "психологическое здоровье" - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. Термин психологическое здоровье в этом смысле, более нейтральный для восприятия, не вызывающий напряженного отношения. Использование этого понятия является целесообразным по следующим соображениям. Психологическое здоровье рассматривается как показатель социально-психологического аспекта образа жизни, характеризует восприятие, оценку индивидом своего социального благополучия, уровня и качества жизни, степени удовлетворения потребностей и реализации жизненных планов. Многие авторы указывают на тесную связь понятий психологическое здоровье и психическое здоровье, например, Б.С. Братусь выделяя три уровня здоровья: психофизиологическое, индивидуально-психологическое и личностное, первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий - к психологическому благополучию или психологическому здоровью.
Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.
Психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками.
Первый - соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или, в соответствии с известной метафорой, стремление придерживаться золотой середины. Одно важное уточнение: эта зона оптимума для каждого человека своя и в нахождении ее в части психологических констант, поведения, образа жизни - состоит одна из задач психологии здоровья. Этот признак находит свое отражение и в критериях здоровья личности, и во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности до наших дней.
Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь - социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой.
Критерии психологического здоровья основываются на понятиях "адаптация", "социализация" и "индивидуализация".
Понятие "адаптация" включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в непривычных для него геосоциальных условиях.
Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека.
Первый критерий связан со способностью человека реагировать на другого человека как на равного себе ("другой такой же живой, как и Я").
Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.
Третий критерий - как человек переживает свою относительную зависимость от других людей.
Индивидуализация, по К.Г.Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.
Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов данного общества в данный конкретный момент.
Конкретизацией этих признаков психологического здоровья могут служить различные критерии, позволяющие с разных сторон провести качественную и количественную оценку уровня психологического здоровья личности. Анализ текстов отечественных и зарубежных психологов, стоявших у истоков изучения проблемы психического (личностного) здоровья позволил выделить следующие его критерии:
Целостность. (С.Л. Рубинштейн);
Сознательность (С.Л. Рубинштейн);
Наличие собственной жизненной позиции. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
Активность, направленная на реализацию собственного внутреннего потенциала. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
Духовность, свобода и ответственность (Г.С. Абрамова Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл);
Тождественность самому себе, своей природе, переживание своего "Я" (А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь);
Творчество (А. Маслоу, К. Роджерс)
Важность Другого (эмпатическое понимание и принятие другого человека) (К. Роджерс);
Самотворчество (возможность реально стать хозяином собственной жизни, способность развиваться, изменяться) (Дж. Бьюдженталь).
Эти критерии тесно взаимосвязаны друг с другом и с другой точки зрения могут рассматриваться как личностные особенности (например, выраженность критичности и самокритичности, способность к самоконтролю, коммуникативная эффективность, свобода от угнетающих зависимостей, чувство юмора и т.п.) и в определенной степени согласуются со многими чертами здоровой личности:
Критичность и самокритичность, т.е. адекватность оценки ситуации, других людей, себя, своих возможностей, достоинств, недостатков и др. Сниженная критичность проявляется в беспечности, безответственности, недооценке опасности, неспособности правильно оценить надвигающуюся угрозу, что объективно повышает риск для здоровья и жизни. Заниженная и неустойчивая самооценка - один из признаков невротического развития личности, источник множества поведенческих и жизненных проблем человека. Повышенная критичность и самооценка - источник постоянных конфликтов человека с другими людьми (придирчивость, склочность, требовательность, недовольство), но, вместе с тем, движущая сила продвижения человека по жизни, достижения им высот во власти, в карьере (черты авторитарности, деспотизма), в творчестве и т.д.
Соответствие (адекватность) общего уровня активизации, нервно-психического напряжения, требованиям актуальной ситуации и решаемой задачи. В неадекватных случаях - апатия, снижение поисковой активности, безынициативность, безразличие, состояния утомления, переутомления или, наоборот, гиперактивация, перевозбуждение.
Способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией, своими интересами и индивидуальными возможностями. При отклонениях от "золотой середины" появляются снижение самоконтроля, безволие, "полевое поведение" или, наоборот, сверхконтроль, перенапряжение, превращение в живого робота.
Коммуникативная эффективность - способность находить с людьми общий язык, управлять конфликтами (предупреждать, разрешать, обращать на пользу дела, не допускать их деструктивного воздействия, ликвидировать нежелательные последствия и т.д.), социально-психологическая гибкость, толерантность. При акцентировании этих способностей происходит превращение свободной личности в манипулятора, в других случаях - уход от решения острых проблем, приспособляемость, капитулянтство. Неспособность находить с людьми общий язык проявляется во враждебности, конфронтационности, агрессивности, нетерпимости.
Способность к произвольной включенности в происходящее в качестве действующего...

Похожие материалы:

Реферат: Влияние пассивного курения на здоровье детей и взрослых

Реферат: Влияние образа жизни беременной на здоровье ребенка

Курсовая работа: Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления

Реферат: Влияние крупного промышленного города на здоровье человека

Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста